Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие экономического механизма рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологизация хозяйственного механизма управления экономикой в направлении ограничения антропогенного воздействия на природные системы, сокращения масштабов и интенсивности использования природных ресурсов, регулирования качества окружающей природной среды с учетом региональных условий хозяйствования путем введения льготного налогообложениядостижение экологически сбалансированного развития путем… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел первый. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
  • Глава 1. Инновационная экономика как научное направление
    • 1. 1. Генезис и сущность понятия «инновационная экономика»
    • 1. 2. Теории инновационного развития
  • Глава 2. Решение глобальных ресурсно-экологических проблем — ключевой вопрос современной инновационной экономики
    • 2. 1. Глобализация и ее влияние на инновационное развитие
    • 2. 2. Сокращение ресурсной базы экономического развития
    • 2. 3. Влияние глобальных экологических проблем
  • Раздел второй. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
  • Глава 3. Инновационная деятельность как способ развития инновационной экономики
    • 3. 1. Организация инновационного процесса и создание инновационной инфраструктуры
    • 3. 2. Коммерциализации объектов интеллектуальной деятельности
  • Глава 4. Основные направления формирования национальной. инновационной системы
    • 4. 1. Программно-целевое планирование инновационного развития
    • 4. 2. Индикаторы национальной инновационной системы
    • 4. 3. Методология оценки экономической эффективности инноваций
  • Раздел третий. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, СТИМУЛИРУЮЩЕГО ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
  • Глава 5. Развитие рентных отношений в природопользовании
    • 5. 1. Рентный механизм в природопользовании
    • 5. 2. Экономическая оценка природных ресурсов и ее вовлечение в систему социально-экономических отношений
  • Глава 6. Совершенствование экономического механизма охраны и. воспроизводства природных ресурсов
    • 6. 1. Экономический механизм стимулирования ресурсосбережения
    • 6. 2. Основные направления обеспечения экологической безопасности
    • 6. 3. Совершенствование инвестиционного механизма инновационной деятельности

Развитие экономического механизма рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия Российская Федерация активно включается в существующую систему мирохозяйственных взаимоотношений, связывая это с надеждами на преодоление затянувшегося экономического кризиса и выходом на эффективное экономическое развитие. Это во многом определяется тем, насколько успешно будет осуществляться модернизация страны и ее эффективное встраивание в глобальную систему инновационного развития. В соответствии с этим нынешний экономический курс развития России ориентирован на инновационный вектор и постепенное преодоление экспортно-сырьевой ориентации экономики страны.

Курс на инновационную экономику провозглашен руководством страны как основа ее дальнейшего развития. Вместе с тем, до настоящего времени не определена стратегия и приоритеты такого развития, учитывающие особенности экономики России и ее роль в обеспечении решения современных глобальных ресурсно-экологических проблем.

Происходящие в настоящее время в мировой экономике процессы свидетельствуют о глубоком кризисе существующей модели развития. Традиционная индустриальная экономика пришла в состояние крайней неустойчивости в результате истощения жизненно важных ресурсов и опасного загрязнения окружающей среды, угрожающего миру экологической катастрофой. Это предопределило провозглашение концепции устойчивого развития главной парадигмой современного развития глобальной экономики, которая зафиксирована в решениях соответствующих межгосударственных конференций и форумов («Повестка дня на XXI век», принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1993 г., решения Всемирной Конференции ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, 2002 г. и ряд других международных документов и конвенций).

Формирование экономического механизма устойчивого развития в каждой стране происходит с учетом собственных, присущих только ей региональных природных условий, которые характеризуются рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем, важнейшими из которых являются:

— социально-экономические, связанные с жизненным уровнем и традициями населения, использованием трудовых ресурсов;

— экологические проблемы в организации природопользования с учетом охраны окружающей природной среды;

— проблема совершенствования территориальной и отраслевой структуры национального хозяйства, отвечающей современным требованиям инновационной экономики.

Вместе с тем, экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации пока еще недостаточно отработан в направлении его увязки со стратегией инновационного развития, в результате чего экономическая ситуация в стране не соответствует требованиям экологически безопасного и природосберегающего развития.

Поскольку не разработаны стратегия и экономический механизм, направленные на рациональное природопользование и снижение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, существующее инновационное развитие слабо ориентировано на уменьшение ресурсоемкости производства, снижение выбросов (сбросов), соблюдение экологических нормативов, внедрение прогрессивных малои безотходных технологий.

Все указанные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследований, выполненных в рамках представленной работы.

Проблемы инновационного развития затрагиваются в работах многих учёных, как отечественных, так и зарубежных. Следует отметить исследования российских ученых Анчишкина А. И., Глазьева С. Ю., Голиченко О. Г., Гольдштейна Г. Я., Гохберга JI.M., Дагаева A.A., Дынкина A.A., Завлина П. Н., Клейнера Г. Б., Козырева А. Н., Кондратьева Н. Д., Львова Д. С., Макарова B. JL, Новицкого H.A., Татаркина А. И., Федоренко Н. П., Шукшунова В. А., ЯковцаЮ.В., Ясина Е. Г. и др. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли зарубежные ученые Барух JL, Гроссман Дж., Дауни Т., Друкер П., Кляйнехт А., Кристенсен К., Меньш Г., Ростоу У., Санто Б., Солоу Р., Томас Р., Шмуклер Д., Шумпетер Й. и др.

Анализ проблем перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию в широком мировоззренческом аспекте проводился В. И. Вернадским и в дальнейшем развит К. С. Лосевым, H.H. Моисеевым, P.A. Перелетом, А. Г. Тереховым, А. Д. Урсулом. Основы современной системы управления процессами природопользования и охраны окружающей среды разрабатывались О. Ф. Балацким, К. Г. Гофманом, М. Я. Лемешевым, Т. С. Хачатуровым и др.

Значительный вклад в разработку проблем экономики природопользования внесли A.A. Аверченков, A.C. Астахов, С. Н. Бобылев, Л. Д. Гагут, A.A. Голуб, Г. С. Гольд, В. Т. Коваль, М. А. Комаров, H.H. Лукьянчиков, В. П. Орлов, И. М. Потравный, В. Ф. Протасов, Н. П. Тихомиров, A.B. Шевчук, Ю. В. Яковец и др. Вместе с тем, особенности решения указанных проблем применительно к инновационной стратегии развития современными авторами практически не затрагивались.

Несмотря на большое количество научных исследований и определенный научный задел, накопленный как в области формирования экономического механизма инновационного развития, так и в области рационального природопользования и экологии, следует отметить, что во взаимосвязи они никогда ранее не рассматривались, и в целом проблема формирования эффективного экономического механизма рационального природопользования в контексте инновационного развития представляет собой в настоящее время важнейшую теоретико-методологическую проблему, требующую неотложного решения.

Объектом исследования являются условия и особенности природопользования в регионах страны и их взаимодействие с инновационными процессами в экономике.

Предмет исследований — методы управления и факторы устойчивого развития природно-ресурсного комплекса страны в условиях перехода к инновационной экономике.

Основная научная идея работы заключается в обосновании приоритетности решения природоресурсных проблем при формировании стратегии инновационного развития России.

Целью настоящего исследования является разработка экономико-организационного механизма управления природо-хозяйственной деятельностью, обеспечивающего направленность инновационного развития на создание в России ресурсосберегающей и экологически сбалансированной экономической модели с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и исключения необратимых последствий для экологии и здоровья человека.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

— научное обоснование необходимости ориентации инновационной стратегии на обеспечение ресурсои природосберегающего развития экономики России и ее перехода на современную модель устойчивого развития;

— разработка комплекса показателей и индикаторов национальной инновационной системы, учитывающих степень рационального природопользования и охраны окружающей среды;

— обоснование методов экономической оценки эффективности инноваций, отражающих изменение состояния природно-ресурсного комплекса и вклад природного фактора в экономическое развитие;

— определение перспективных направлений структурной перестройки национального хозяйства в направлении рационального природопользования и экологически сбалансированного развития экономики;

— подготовка конструктивных мер и предложений по совершенствованию экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды при хозяйственном использовании природных ресурсов в условиях перехода к инновационной экономике;

— раскрытие элементов механизма международного сотрудничества и привлечения инвестиций для решения проблем инновационного развития на основе рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Методологической базой диссертационного исследования послужили научные исследования по проблемам инновационной экономики и управления природопользованием, устойчивого развития и охраны окружающей среды.

В процессе работы над диссертацией использовались официальные материалы, нормативно-методические документы, материалы конференций и совещаний, статистические данные и литературные источники, материалы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, академической, отраслевой и вузовской науки, а также результаты изучения автором экологических проблем в организации природопользования и социально-экономического развития в контексте инновационного развития.

При проведении конкретных разработок использовались методы экономического и статистического анализа, группировок, сравнения, экспертных оценок и другие методы.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Стратегия инновационного развития российской экономики должна быть направлена на приоритетное решение задачи формирования в России экономической модели устойчивого развития, основанной на учете особенностей организации природопользования, возможностей формирования благоприятной среды обитания и социально-экономических факторов развития эколого-экономических систем.

2. Формирование природои ресурсосберегающей модели инновационного развития национальной экономики должно осуществляться на основе программно-целевого подхода и макроэкономической оценки с применением новой системы индикаторов, включающих критерии и показатели, ориентирующие экономическое развитие в направлении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

3. Экономическая оценка эффективности инноваций должна быть основана на методологических подходах и методических принципах, реализующих учет рентного фактора и полную оценку экономического ущерба, возникающего в результате локальных воздействий на конкретные элементы природной среды эколого-экономических систем с учётом степени их деградации, уникальности и ресурсной ценности.

4. Эффективный экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды должен включать: экономическую оценку природных ресурсов, рентные принципы налогообложения в природопользовании, совершенствование экономических методов стимулирования ресурсосбережения, введение адекватной системы платежей за загрязнение окружающей среды и другие инструменты, способствующие переходу на устойчивый путь развития.

5. Финансирования инноваций устойчивого развития в современных условиях российской экономики должно осуществляться при активной роли государства, на основе восстановления государственной монополии внешней торговли на экспорт углеводородов из России, который должен осуществляться в обмен на иностранные инвестиции и передачу России новых инновационных технологий устойчивого развития.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Обоснован новый теоретико-методологический подход к формированию стратегии инновационного развития на основе концепции устойчивого развития эколого-экономических систем в условиях рыночной трансформации экономики, с учетом особенностей организации природопользования, экологического фактора и социально-экономических условий развития российской экономики.

2. Предложено осуществлять формирование природои ресурсосберегающей экономической модели на основе программно-целевого подхода и макроэкономической оценки развития экономики с помощью усовершенствованной системы индикаторов национального инновационного развития, включающей, в отличие от существующей системы, критерии и показатели, характеризующие уровень устойчивого развития экономики, направленного на рациональное использования природных ресурсов и охрану окружающей среды.

3. Обоснованы методологические подходы и методические принципы оценки экономической эффективности инноваций, позволяющие преодолеть недостатки действующей системы оценки, за счет учета рентного фактора и полной оценки экономического ущерба, возникающего в результате локальных воздействий на конкретные элементы природной среды эколого-экономических систем с учётом степени их деградации, уникальности и ресурсной ценности.

4. Разработаны предложения по совершенствованию экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды, включающего новые элементы управления природопользованием, способствующие переходу на устойчивый путь развития: рентную экономическую оценку природных ресурсов, изменение налоговой политики в направлении изъятия дифференциальной ренты, введение экологических платежей, отражающих полную величину ущерба, наносимого окружающей среде и др.

5. Предложена новая система финансирования инновационного развития российской экономики, отличительными особенностями которой являются активная роль государства, восстановление государственной монополии внешней торговли на экспорт российских углеводородов, который должен осуществляться в обмен на иностранные инвестиции и передачу России новых инновационных технологий устойчивого развития.

Результаты диссертации представляют теоретическую и практическую значимость для разработки рекомендаций по формированию новой государственной стратегии инновационного развития на основе концепции устойчивого развития.

Разработанные концептуальные положения, методические подходы и принципы оценки экологической ситуации в регионах, рассмотренные в диссертации, могут быть использованы соответствующими природоохранными органами при подготовке постановлений правительства, составлении соответствующих докладов, нормативно-методических и правовых документов и обосновании управленческих решений.

Результаты работы, касающиеся предложений по экологизации хозяйственного механизма природопользования, могут быть использованы при совершенствовании налогового и ресурсного законодательства.

Научно-практические рекомендации по важнейшим направлениям организации природопользования в отдельных регионах страны с учетом экологических требований и ограничений могут использоваться при разработке программ и концепций социально-экономического и научно-технического развития, при составлении территориальных схем охраны природы и освоения природных ресурсов страны.

Содержащиеся в диссертационной работе теоретические исследования и методические подходы, касающиеся экономического механизма организации рационального природопользования, нашли практическое внедрение в научных исследованиях ФГУП «ВИЭМС», в разработке проекта: «Переход Республики Саха (Якутия) на инновационный путь развития».

Положения и результаты диссертационного исследования внедрены: в деятельность аппарата Совета Федерации, Федерального собрания Российской Федерации Управления кадров и Государственной службы, Министерства образования Московской области, в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института, Аналитического института макроэкономических исследований Республик СНГ.

Материалы работы также были использованы в научном и учебном процессе в НОУ ВПО «Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования» и Московском государственном техническом университете гражданской авиации при чтении курсов «Инновационная экономика», «История и методология науки и производства» и др.

Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по созданию государственной стратегии инновационного развития экономики России на основе концепции устойчивого развития, обеспечивающей направленность инновационного развития на создание в России ресурсосберегающей и экологически сбалансированной экономической модели с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и исключения необратимых последствий для экологии и здоровья человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации дано теоретическое обобщение и решение важной для народного хозяйства научной проблемы разработки теоретических и методических основ формирования экономического механизма рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике.

Основные научные результаты, выводы и рекомендации работы заключаются в следующем.

1 .Инновационное развитие в глобальной мировой экономической системе не затрагивает фундаментальных проблем экономики и сконцентрировано преимущественно на модернизации сферы услуг. Теории инновационного развития концентрируют свое внимание преимущественно на технико-экономических аспектах такого развития и констатации существующего положения вещей, не решая вопросы изменения направленности научно-технического прогресса и его нацеленности на решение наиболее важных проблем мировой экономики.

2.В условиях нарастания глобальных ресурсно-экологических проблем инновационная стратегия развития российской экономики должна быть нацелена на достижение целей устойчивого развития, обеспечивающих создание в России ресурсосберегающей и экологически сбалансированной экономической модели с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и исключения необратимых последствий для экологии и здоровья человека.

3.Существующая экономическая ситуация в России требует осуществления крупномасштабных мероприятий по интенсификации ресурсосберегающей и природоохранной деятельности на основе внедрения программно-целевого подхода к реализации политики ресурсосбережения и внедрения в производство малоотходных замкнутых технологий хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, защиту атмосферы, улучшение экологических и социальных условий проживания населения.

4. Действующая в настоящее время система макроэкономических показателей и критериев инновационного развития, включающая, помимо показателя валового внутреннего продукта, ряд общепринятых индикаторов национальной инновационной системы, не отражает качественных изменений в экономике и характера влияния экономической системы на ее ресурсно-экологическую и социально-экономическую устойчивость и сбалансированность.

5.Предложена новая усовершенствованная система макроэкономических показателей и индикаторов национальной инновационной системы, включающая критерии и показатели, характеризующие уровень устойчивого развития экономики в направлении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, способствующая формированию природо-и ресурсосберегающей экономической модели экономики.

6.Применение действующих международных методик оценки экономической эффективности при осуществлении инноваций в условиях незавершенности рыночных преобразований и отсутствия реформирования ресурсного и экологического законодательства способствует искажению национальной структуры экономики и ее ресурсно-сырьевой ориентации, стимулирует внедрение ресурсоемких и экологически «грязных» технологий, их перемещению в Россию из других стран.

7.Предложены методологические подходы и методические принципы оценки экономической эффективности инноваций, позволяющие преодолеть недостатки действующей системы оценки, за счет учета рентного фактора и полной оценки экономического ущерба, возникающего в результате локальных воздействий на конкретные элементы природной среды экологоэкономических систем с учётом степени их деградации, уникальности и ресурсной ценности.

8.Основными элементами предложенного экономического механизма устойчивого инновационного развития являются: структурная перестройка экономики, включающая развитие современных экологических средств защиты и внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, позволяющих обеспечить поддержание устойчивости экосистем в пределах активной хозяйственной деятельности человека;

— экологизация хозяйственного механизма управления экономикой в направлении ограничения антропогенного воздействия на природные системы, сокращения масштабов и интенсивности использования природных ресурсов, регулирования качества окружающей природной среды с учетом региональных условий хозяйствования путем введения льготного налогообложениядостижение экологически сбалансированного развития путем поддержания естественного динамического равновесия природных экосистем в результате интенсификации природоохранной деятельности на базе расширения площади особо охраняемых территорий и усиления их природоохранного статуса;

— развитие в перспективе принципов гармоничного взаимодействия человека (индивида) и природных экосистем, ориентированных на формирование экологически сознательного общества ноосферного типа, состоящего из экологически мыслящих личностей. совокупность элементов эколого-экономического механизма регулирования хозяйственной и природоохранной деятельности, направленная на экономическое стимулирование природоохранной деятельности, должна быть дополнена системой нормирования поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду с учетом экологических ограничений в горных условиях.

Формирование целостной экологически ориентированной системы управления и широкое применение финансовых механизмов в государственной инновационной политике устойчивого развития предполагает введение дифференцированного рентного налогообложения, особые правила налогообложения отдельных видов производств, взимание штрафов и платежей за загрязнение, налоговые льготы на капиталовложения в основные фонды природоохранного назначения, аукционную продажу прав на загрязнения, увязанные с дифференциацией налогообложения различных видов продукции, наносящих ущерб окружающей среде в процессах производства и потребления.

10.Экологически ориентированный механизм налоговой политики при переходе на путь инновационного устойчивого развития должен предусматривать введение экономических инструментов финансирования затрат на охрану окружающей среды, перераспределение доходов в пользу регионов повышенного экономического риска, а также поддержание в ряде случаев деятельности предприятий, осуществляющих природоохранную и иную природовосстановительную деятельность на основе субсидий, увеличение доли законодательно устанавливаемых расходов на экологические цели.

11.В условиях бюджетного дефицита и ограниченности финансовых ресурсов в российской экономике перспективным инструментом, нацеленным на решение инновационного развития, может стать уже применяемый в современной мировой практике механизм привлечения инвестиций по схеме «технологии в обмен на углеводороды». Финансирование инноваций устойчивого развития в российской экономике в этом случае должно происходить при активном взаимодействии с мировым сообществом и активной роли государства, на основе восстановления государственной монополии внешней торговли на экспорт российских углеводородов, который должен осуществляться в обмен на иностранные инвестиции и передачу России новых инновационных технологий устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Наука. Техника. Экономика. М.: Экономика, 1989.383 с.
  2. О.Ф. Экологическая защита воздушного бассейна Харьков: Вища школа, 1976. — 98 с.
  3. О.Ф., Мельник Л. Г. Теоретические и практические вопросы определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. -Киев: Знание, 1982. 15 с.
  4. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 1999. — 783 с.
  5. Э. фон, Эймори Б., Ловинс Л., Ловинс X. Фактор Четыре: Затрат — половина, отдача — двойная: Новый доклад Римского клуба: Пер. с англ. М.: Academia, 2000. — 399 с.
  6. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  7. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. — 123 с.
  8. Временная типовая методика экономической оценки месторождений полезных ископаемых. М.: Прейскурантиздат, 1980. — 31 с.
  9. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. — 255 с.
  10. М., Вралик К., Брэк Д. Киотский протокол: анализ и интерпретация: Пер. с англ. М.: Наука, 2001. — 304 с.
  11. Дж. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 602 с.
  12. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2011. — 330 с.
  13. К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов. М.: Наука, 1977.-237 с.
  14. A.A. Особенности устойчивого развития в современных экономических условиях // Экономика природопользования. Обзорная информация. Вып.№ 5. -М., 2010, С. 3−15.
  15. В.П. Инновационная экономика. Балашиха: ИСЭПиМ, 2011. —350 с.
  16. В.П. Инновационное мышление в XXI веке Балашиха: изд-во «Де-По», 2011.-232 с.
  17. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. -М.: Международные отношения, 2010. 328 с.
  18. С.Ю. Природоохранная деятельность в Заполярном филиале ГМК «Норильский никель» // В кн.: Охрана окружающей среды и промышленная деятельность на севере. Норильск, 2010, С. 14−26.
  19. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. Справочное издание в 2-х частях. Пер. с англ. М.: Металлургия, 1988. — 760 с.
  20. A.B. Теория формирования инновационных систем. М.: Статистика России, 2009. — 350 с.
  21. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001.
  22. Инновации: Учебное пособие. 3-е изд. / Под общей ред. A.B. Барышевой. -М.: Дашков и К, 2010.
  23. Инновационная экономика / A.A. Дынкин, М. В. Грачев, Н. И. Иванова и др. М.: Наука, 2001. — 293 с.
  24. Инновационная деятельность в России: состояние, условия развития / Г. А. Денисов, М. И. Каменецкий, В. В. Остапенко, JI.B. Донцова. М.: МАКС-ПРЕСС, 2002. — 69 с.
  25. Инновации и экономический рост / В. Христенко, К. Микульский, Р. Нижегородцев и др. М.: Наука, 2002. — 376 с.
  26. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 236 с.
  27. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып.1. М.: изд-во РУДН, 2002. — 104 с.
  28. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. Н. К. Моисеева и П. Аничкина. М.: Экономика, 2003.
  29. А., Шнайдер В. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 344 с.
  30. М. Встреча на высшем уровне «Планета Земля». Программа действий. Повестка дня на XXI век и др. доклады Конференции в Рио-де-Жанейро / Пер. с англ. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. — 70 с.
  31. М.А., Мелехин Е. С., Кимельман С. А. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга: ВИЭМС, 1999. — 216 с.
  32. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. — 765 с.
  33. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Минэкономразвития, 2008.
  34. Комплексная геолого-экономическая оценка рудных месторождений / A.M. Быбочкин, JI.3. Быховский, Ю. Ю. Воробьев и др. М.: Недра, 1990. -326 с.
  35. П. Великая ложь: Сбиваясь с пути на рубеже нового века. Пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 474 с.
  36. Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 2010.
  37. П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2001, — 112 с.
  38. H.H. О будущем современного мира и России. М.: Экономика, 2010, — 223 с.
  39. Лукьянчиков Н. Н, Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  40. H.H., Улитин A.A., Гагут Л. Д. Экономико-организационный механизм ноосферного развития. М.: Вече, 2006. — 320 с.
  41. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 511 с.
  42. Д.С., Глазьев С. Ю. Структурная политика технического развития (методический аспект). М.: ЦЭМИ АН СССР, 1987. — 96 с.
  43. Ю.Л., Шаприцкий В. Н., Горкина И. Д. Оценка воздействия на окружающую среду и разработка нормативов ПДВ: Справочник. М.: СП Интермет Инжиниринг, 1999. — 480 с.
  44. O.E. Методы экономической оценки биоразнообразия. Теория и практика оценочных работ. М.: Диалог-МГУ, 1998. — 99 с.
  45. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста. Глобальная катастрофа или устойчивое развитие. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 302 с.
  46. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й., Берне У. Щ. Пределы роста. Пер. с англ. 2-е изд. М.: МГУ, 1991.-205 с.
  47. Л.Г. Экономические проблемы воспроизводства природной среды. Харьков: Вища школа, 1988. — 159 с.
  48. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М.: Госкомэкологии России, 1999.
  49. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000. — 421 с.
  50. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (Прогноз на 2000−2015 гг.) / Ю. В. Шишкова. М.: ИМЭМО РАН. — 1998. — 64 с.
  51. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. A.A. Дынкина. -М.: ИМЭМО РАН. Магистр, 2008.
  52. Мировая энергетика: Прогноз развития до 2020 года. Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Старшинова. М.: Энергия, 1980. — 255 с.
  53. Мировая экономика и переход к устойчивому развитию / Л. С. Беляев, О. В. Марченко, С. П. Филиппов и др. Новосибирск: Наука, 2000. — 267 с.
  54. H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Яз. рус. культ., 2000. — 223 с.
  55. H.H. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.- 198 с.
  56. Н.Л., Инноватика. 2-е изд. Метроком, 2009.
  57. Г. А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.-190 с.
  58. Г. А. Экономическая теория природопользования и охраны окружающей среды (лекции теоретической систематизации). М.: Тиссо, 2009.-347 с.
  59. Наука и научно-техническая политика: Оценка результатов, отбор проектов, приоритеты / A.A. Дынкин, Н. И. Иванова, A.A. Дагаев и др. М.: ИМЭМО, 1996.- 121 с.
  60. Национальная инновационная система и государственная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: Министерство образования и науки РФ, 2009.
  61. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. -371 с.
  62. П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития. — Минск: Белорусская наука, 2006.
  63. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. — 639 с.
  64. В.П. Реформы в геологии. М.: Геоинформмарк, 2000. — 439 с.
  65. Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века / Отв. ред. Л. И. Нестеров. М.: Наука, 2006.
  66. Прошлый экологический ущерб (правовые и экономические аспекты решения проблемы) / Под ред. И. Н. Сенчени, В. Ф. Костина. М.: Научный и учебно-методический центр, 2001.
  67. Ю.В. Горная рента: экономика и законодательство. М.: Экономика, 2000. — 220 с.
  68. Реформирование законодательства в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации // Использование и охрана природных ресурсов. 2010. — № 3, С.3−20.
  69. Д. Начала политической экономии. Петрозаводск, 1993.159 с.
  70. Руководство по подготовке экологически обеспеченных инвестиционных проектов / Под общей ред. И. Д. Горкиной, О. Л. Максименко, И. Н. Сенчени. М.: Научный и учебно-методический центр, 2001. — 117 с.
  71. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. — 569 с.
  72. А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. -СПб.: Астерион, 2010. 544 с.
  73. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Ю. В. Яковец, Н. В. Гапоненко, A.C. Кулагин и др. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997.
  74. Теория инновационной экономики: Учебник / Под ред. О. С. Белокрыловой. Ростов-на Дону: Феникс, 2009.
  75. Я., Босс X. Математические модели экономического роста. -М.: Прогресс, 1967. 174 с.
  76. Э. Шок будущего. Пер. с англ. М.: ACT, 2001. — 557 с.
  77. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: Экономика, 2009 — 599 с.
  78. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Наука, 1990. 301 с.
  79. Р.Ф. К теории экономической динамики. Пер. с англ. М.: Гелиос, 1999. — 160 с.
  80. Т.С. Экономика природопользования. — М.: Экономика, 1984.-255 с.
  81. И.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982 — 455 с.
  82. Й.А. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1995. 539 с.
  83. И.А. История экономического анализа: в 3-х томах. Пер. с англ. СПб.: Экон. школы, 2001. — 1664 с.
  84. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики / Под ред. И. П. Глазыриной, И. М. Потравного. М.: НИА-Природа, 2005. -250 с.
  85. Экология, горное дело и природная среда / A.C. Астахов, Ю. Н. Малышев, JI.A. Пучков, В. А. Харченко. М.: Изд-во Академии горных наук, 1999.-326 с.
  86. Экономика природопользования: Учебник / Под ред. К. В. Папенова. -М.: ТЭИС, 2006.- 120 с.
  87. Экономические и правовые основы природопользования / A.C. Астахов, В. Е. Зайденварг, М. Е. Певзнер, В. П. Харченко. М.: Изд-во МГГУ, 2002.-312 с.
  88. Экономический анализ воздействия на окружающую среду / Д. Диксон, JI. Скура, Р. Карпентер, П. Шерман: Пер. с англ. М.: Изд-во Вита, 2000. — 272 с.
  89. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов / Пер. с нем. -СПб.: Изд. дом «Питер», 2004. 168 с.
  90. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. // Экологический консалтинг. 2010, № 2. С. 12−37.
  91. Akerlof G.A. The Market for «Lemons»: Quality Uncer taintu and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics. 1970. Vol. 84, No 3. P. 488 500.
  92. Andrioni J. Privately Provided Public Coods in a Large Economy: The Limits of Altruism // Journal of Public Economics. 1988. Vol. 35, No 1. P. 57−73.
  93. Berry B.J.L. Long-Wale Rhythms in Economic Development and Political Behaviour. London, 1991. P. 122−125.
  94. Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS), 2002, Oxford, UK, www.eolss.net.
  95. Eng L.L., Shackell M. The Implications of Long Term Performance Plans and Institutional Ownership for Firms' Research and Development Investments // Journal Assounting< Auditing and Finance. 2001. Vol. 16, No 2.P. 117−139.
  96. Frick L., Torres L. Leaning from High-tech Deals // The McKinsey Quarterly. 2002. N 1. P. 113−123.
  97. Hall B.N. The Private and Social Return to research and Development // Technology, R&D, and the Economy / B.L.R. Smith and C.E. Barfield (eds.). Waschington, DS: Brookings Institution and the American Enterprise Institute, 1996. P.140−183.
  98. Hall В., Reenen J. van. How Effective Are Fiscal Incentives for R&D? A Review of the Evidence // Research Policy. 2000. Vol. 29, No 4−5. P. 449−469.
  99. Hall B.H. The Financing of Research and Development // NBER Working Paper. 2002. No 8773.
  100. Hellmann T. The Allocation of Control Rights in Venture Capital Contracts // RAND Journal of Economics. 1998. Vol. 29, No 1. P. 57−76.
  101. Human Development Report 1990. UNDP, New York: Oxford University Press, 1990.
  102. Human Development Report 2003. UNDP, New York: Oxford University Press, 2003.
  103. W.M., Hubbard G.R. «Success Taxes», Entrepreneurial Entry, and Innovation // NBER Working Paper. 2004. No 10 551.
  104. Gertler M.S., Wolfe D.A. Local Social Knowledge Management: Community Actors, Institutions and Multilevel Governance // Future. 2004. Vol. 36. No l.P. 45−65.
  105. Griliches Z. The Search for R&D Spillovers // Scandinavian Journal of Economics. 1992. Vol. 94. Supplement. P. S29-S47.
  106. Gorman M., Sahlman W.A. What do Venture Capitalists Do? // Journal of Business Venturing. 1989. Vol. 4, No 4. P. 231−248.
  107. Gross F. Le deconplage croissance / materieres premieres // Futuribles. 2010. No 365. P. 99−124.
  108. Guenther D.A., Willenborg M. Capital Gains Tax Rates and the Cost of Capital for Small Business: Evidence from the IPO Market // Journal of Financial Economics. 1999. Vol. 53, No 3. P. 385−408.
  109. Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.
  110. Junius K. Economies of Scale: A Survey of the Empirical Literature. Kiel Institute of Vbrld Economics Department IV. May 1997. Kiel Working Paper. N 813. P. 30−31,34−35.
  111. Klette T.J., Meren J., Griliches Z. Do Subsidies to Commercial R&D Reduce Market Failure? Microeconometric evalution studies // Research Policy. 2000. Vol. 29, No 4−5. P. 471−495.
  112. Kukuk M., Stadler M. Constraints and the Timing of Innovations in the German Services Sector. University of Taibungen Department of Economics. 2000. P. 67−68.
  113. Leland H.E., Pyle D.H. Informational Asymmetries, Financial Structure and Financial Intermediation // Journal of Finance. 1977. Vol. 32, No 2. P. 371−387. 1
  114. J. «Angel» Financing and Public Policy: An Overview // Journal of Banking & Finance. 1998. Vol. 22, No 6−8. P. 773−783.
  115. Lerner J. The Government as Venture Capitalist: The Long-Run Impact of the SBIR Programm // NBER Working Paper. 1996. No 5753.
  116. Levine R.C., Klevorick A.K., Nelson R.R., Winter S.G. Appropriating the Returns from Industrial research and Development // Brookings Papers on Economic Activity. 1987. Vol. 3. P. 783−832.
  117. Maarek G. Le role des facteurs financiers dans la nouvelle economie americaine. Conseil d’Analyse economique // La documentation Francaise. 2000. P. 34.
  118. Majumdar S.K., Nagarajan A. The Impact of Changing Ownership Patterns in the United States: Theoretical Implications and Some Evidence // Revue d’Economie Industrielle. 1997. Vol. 82. P. 39−54.
  119. Mansfield E., Schwartz M., Wagner S. Imitation Costs and Patents: An Empirical Study // Economic Journal. 1981. Vol. 91, No 364. P. 907−918.
  120. Mensch G. Das Technologische Patt: Innovationen Uberwinden die Depression. Frankfurt-am-Main, 1975. P.262.
  121. Nelson R. The Simple Economics of Basic Scientific Research // Journal of Political Economy. 1959. Vol. 67, No 3. P. 297−306.
  122. Porter M.F. The Conpetitive Advantage of Nations. L.: Macmillan Press, 1990.
  123. Prowse S. Angel Investors and the Market for Angel Investments // Journal of Banking & Finance. 1998. Vol. 22, No 6−8. P. 785−792.
  124. Stewart H.B. Recollecting the Future. A View of Business, Technology and Innovations in the Next 30 Years, Homewood, IL: Irwin. 1989.
  125. Stiglitz J., Wess A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American Economic Review. 1981. Vol. 71, No 3. P. 393−410.
  126. The Little Green Data Book 2006. Word Bank, Wachington DC. P. 256.
  127. Trainer T. Can renewables etc. solve the greenhouse problem? The negative cas // Energy policy. 2010. Vol. 38, No 8. P. 407−414.
  128. Williamson O.E. Corporate Finance and Corporate Governance // Journal of Finance. 1988. Vol. 43, No 3. P. 567−591.
  129. СТРУКТУРА ПОСТУПИВШИХ НАЛОГОВ и иных ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
  130. РФ ПО ВИДАМ В 2010 г. (в % к итогу)18,1налог на прибыль организаций И налог на доходы физических лицналог на добавленную стоимостьакцизыналог на добычу полезных ископаемыхналоги на имуществопрочие налоги и сборы
  131. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ЦЕЛЕЙ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ КАПИТА
  132. Увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции
  133. Увеличение производственных мощностей с расширением номенклатуры продукции
  134. Автоматизация и механизация существующего производственного процесса
  135. Внедрение новых производственных технологий
  136. Снижение себестоимости продукции1. У////////*1. У/////////////////////^1. УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЛ1. Экономика энергоресурсов
  137. Замена изношенной техники и оборудования
  138. Создание новых рабочих мест1. Охрана окружающей среды•.•.'И-'.281. ЩЩ 2929
Заполнить форму текущей работой