Структура конституционного строя
Понимание государственного суверенитета вовсе не должно пародировать определение Ж. Бодена (суверенитет как высшая, постоянная и абсолютная власть над гражданами и подданными в политическом сообществе), сводя его к личности верховного правителя (как, увы, зачастую стало случаться в суверенной РФ с конца 1993 года…). Суверенитет государства проявляется в верховенстве и независимости… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Основы конституционного строя
- 2. Структура конституционного строя
- 3. Основы конституционного строя, определяющие место России в СНГ
- Заключение
- Список используемой литературы
В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.
Это новое понятие развивается из категорий общественного и государственного строя.
Под общественным строем понималось прежде воплощение законов развития общественно-экономической формации, социальная система, взятая в единстве способа производства и общественной надстройки в виде прочих общественных отношений и соответствующих учреждений. При описании такого строя на поверхность выходила идеологизированная природа его основ, «главных устоев советского общественного строя», «наиболее важных общественных отношений, характеризующих политическую и экономическую системы советского общества, его социальную основу».
Считалось, что основы строя показывают, кому в данном государстве принадлежат средства производства, есть ли в нем эксплуатация человека человеком, какова классовая структура общества, кому принадлежит власть, чьи интересы выражает государство, к какому историческому типу относится.
Можно сказать, что советское государственное право абсолютизировало социополитическую роль Основного Закона. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года включила в свой первый раздел «основы общественного строя и политики» государства, создав базу для прежде всего необходимых политических мероприятий. Такой подход неизбежно делал Основной Закон инструментом неправового воздействия на общественные процессы.
В настоящее время под общетвенным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений. Это система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Необходимой ее принадлежностью выступают: определенные исторические общности людей (нации, народности и т. д.), быт и другие, без которых невозможны жизнь и развитие общества.
1. Основы конституционного строя
При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.
Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.
Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
— права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
— народовластие и республиканская форма правления;
— федеративное устройство;
— разделение властей;
— государственный суверенитет;
— верховенство права;
— политическое и идеологическое многообразие;
— единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
— социальный характер государства;
— светский характер государства;
— признание и гарантирование местного самоуправления.
Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения Главы 1 Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только принятие новой Конституции.
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.
Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т. д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Характерным атрибутом демократического государства является принцип идеологического многообразия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма. Последний способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Политический плюрализм выражается в свободе политических мнений и политических действий, дает возможность гражданину не только состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и быть беспартийным. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.
Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.
Правовое государство — это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций — это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление — в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.
Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация — смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.
В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация — это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.
Статьей 7 Конституции РФ заложено в основу конституционного строя понятие «социальное государство». Это означает, что главной задачей государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности и характеризуется ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должны быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.
Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего, закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.
Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй. Прежде всего, должно обеспечиваться подчинение праву, что достигается деятельностью органов государственной власти через осуществление ими своих полномочий на благо России и ее граждан.
2. Структура конституционного строя
Конституционное право России — это отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Это основная отрасль правовой системы.
Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих основные для государства отношения, связанные с: установлением политических и социально-экономических основ общественного строя;
определением места и роли личности в государстве;
закреплением формы устройства государства;
механизмом осуществления власти;
системой местного самоуправления.
Нормы конституционного права сосредоточены в конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов федерации и других нормативных актов.
Основным источником, т. е. нормативным актом является Конституция РФ. Это основной закон государства. В статье 15 Конституции РФ закрепляется, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Конституционный строй- это политический общественный строй, т. е. система общественно-политических отношений, которые закреплены в Конституции. Конституционный строй — это способ организации государства.
Государство — единая политическая организация власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.
Список литературы
- Конституция РФ // Российская газета.-2003.-№ 237 (25 декабря).
- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права граждан на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.97 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ от 22.09.97 г. № 38 ст. 4339.
- ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.98 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ № 10 от 09.03.98 г. № 1146.
- ФКЗ «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ от 17.12.97 г. // СЗ РФ № 51 от 22.12.97 г. № 5712.
- ФКЗ «О референдуме РФ» от 10.10.95 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ от 16.10.95 г. № 42 ст. 3921.
- Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). Изд.: «Юристъ», — М., 2007.
- В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, — 2007.
- Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. Изд.: «Дрофа» — М., — 2006.