Организационный рост
Цель быстрого роста привлекательна, но сложна в достижении, так как организация должна будет развиваться быстрее всей отрасли, руководству нужно понимать глубоко рынок, уметь сконцентрировать усилия на наиболее подходящей его части, эффективно использовать ресурсы, чутко ощущать ход времени, контролировать протекающие в организации процессы; организации необходимы опытные и умеющие рисковать… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Модели организационного роста
- 2. Цели и стратегии роста
- 3. Проблемы и практика решения
- Заключение
- Библиографический
- список
Всем нам доводилось слышать истории о том, как проблемы организации возникали не по форсмажорным причинам, а вследствие самой естественной из всех роста. Он порождает все блага выручку, прибыли, долю рынка, достойную оплату труда, удовлетворенность сотрудников и собственников. Ясно, что некоторое время можно расти, наращивая количество клиентов и сотрудников.
Но незаметно рост изменяет и саму основу бизнеса. Предпринятые усилия по продвижению товаров и услуг изменяют спрос клиенты требуют все большего, и новые конкуренты «летят на огонь». Процессы, структура и мотивация уже не соответствуют ни новому размеру, ни новым целям компании. Лавинообразно увеличиваются претензии к технологическому обеспечению, становящемуся тормозом операций. Другими словами, наступает момент, когда надо разобраться и понять, как перейти на следующий уровень, чтобы не вылететь из игры.
Различаются три наиболее устоявшихся подхода к определению термина «организационный рост»:
— как естественный процесс качественных изменений в организации, производных от ее возраста;
— как изменение, способствующее росту численности персонала или увеличению размеров организации, и определяющееся нововведениями;
— как стратегия управленческого консультирования, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшить адаптацию организации к требованиям технологии и рынка. 3,5]
1. Модели организационного роста
Существует огромное количество моделей организационного роста. Кратко рассмотрим некоторые из моделей, предложенных в разное время теоретиками.
1. А. Даун: Движущие силы роста (1967). Автор предлагает 3 основные стадии роста организации: борьба за автономию, характеризующася стремлением обретения законности и ресурсов окружающей среды для того, чтобы достичь порога выживания; стремительный рост, включающий быстрое расширение с использованием иновационности и креативности; замедление, характеризующееся формализацией используемых правил и процедур.
2. Г. Липпитт и У. Шмидт: Управленческое участие (1967). Выделяют 3 стадии развития: рождение (от создания до достижения жизнеспособности); юность (развитие устойчивости и приобретение репутации); зрелость (достижение уникальности, приспособляемости к изменениям).
3. Б. Скотт: Стратегия и структура (1971). Описывает изменения в организации от неформальной до формализованной бюрократии. А далее до различных промышленных объединений.
4. Л. Грейнер: Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции (1972). Будущее организации в большей степени определяется не внешними силами, а ее организационной историей. Каждый эволюционный период развития организации создает его революцию. Революция — бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.
5. У. Торберт: Ментальность членов организации (1974). Автор связывает организационное развитие с формированием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу.
6. Ф. Лиден: Функциональные проблемы (1975). В процессе роста фирмы выявляются разные функциональные проблемы (адаптация к внешней среде, приобретение ресурсов, достижение целей, поддержание образцов поведения). Первый этап развития организации адаптация, завоевание ниши в изменяющейся внешней среде, достигаемая через инновации. Второй этап приобретение ресурсов, формирование методов и процедур. Третий постановка целей и получение прибыли. Четвертый институализация структур и поддержание правильных образцов поедения.
Список литературы
- Глухова Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? // Корпоративные финансы. 2007. № 4. С. 111−117.
- Моргунов Е.Б. Организационное поведение. — Москва, — 2004
- Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с
- Пригожин. А. И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003.
- Теория организации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 395 с.