Теоретические основы бизнес-планирования
Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если затеваемое дело находится на грани… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
- 1. 1. Понятие бизнес-плана
- 1. 2. Структура бизнес-плана
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА (АКВАПАРКА)
- 2. 1. Резюме, описание проекта и услуги
- 2. 2. Анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, план маркетинга
- 2. 3. План производства, организационный и финансовый планы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях функционирования бизнеса все большую роль играет грамотный менеджмент, основанный на расчетах, понимании и анализе ситуации. Согласно данной тенденции активизируется процесс совершенствования форм и методов работы, корректировка существующих производственных и непроизводственных процессов, стиля руководства и принципов принятия решений.
Одним из таких вопросов является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития предприятий; осуществления структурной перестройки производства; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы.
Исходя из данных соображений, становится актуальной тема бизнес-планирования в существующих рыночных реалиях.
Среди наиболее востребованных и высоко окупаемых направлений бизнеса является индустрия развлечений. В современной России существуют благоприятные условия для создания бизнеса, позволяющего разнообразить досуг населения. У основной массы потребителей удовлетворены основные потребности, поэтому существует спрос на разные способы организации своего свободного времени.
Исходя из этого, целью настоящей работы является изучение процесса бизнес-планирования и построение бизнес-плана развлекательного центра аквапарка.
На базе объекта незавершенного строительства на Краснопресненской набережной в курсовой работе разрабатываются бизнес-план инвестиционного проекта развлекательного центра.
Объектом исследования в рамках данной работы является аквапарк «Москва-Сити», предполагающий развитую инфраструктуру развлечений для населения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие бизнес-плана
В своей текущей деятельности компании довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-плана. Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов, вложение собственных средств).
С одной стороны, редко кто даст деньги просто так — без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата. С другой стороны, прежде чем брать деньги надо оценить насколько они «дешевы», за счет чего можно их вернуть и как быстро. На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.
Рассмотрим определения понятия «бизнес-план».
Бизнес план это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем [13, c. 6].
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях [3, c. 12].
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.
Бизнес-план необходим:
для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
для выполнения функции планирования;
для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
для привлечения денежных средств;
для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Цель разработки бизнес-плана — дать обоснванную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению [1, c.9].
Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План — это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;
2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;
3) законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы [14, c. 23].
Существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов [24, c. 25]:
1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможного вовлечения в проект.
3. Бизнес-план компании (группы) изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4. Бизнес-план структурного подразделения изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
7. Бизнес-план развития региона обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
оценить материальное и финансовое положение фирмы.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.
Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д. [4, c. 12].
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко применяемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Таким образом, бесспорна важность составления бизнес-плана в любом случае при ведении хозяйственной деятельности. Далее рассмотрим разделы бизнес-плана и особенности их составления.
1.2. Структура бизнес-плана
В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности — объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т. п. — состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:
резюме;
описание продукта (услуги);
анализ рынка сбыта;
оценка конкурентов;
стратегия маркетинга;
план производства;
организационный план;
финансовый план.
Резюме.
Бизнес-план должен начинаться с выводов. Хотя пишутся они в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом бизнес-плана.
Выводы должны быть краткими — не более 1−2 страниц. Резюме — это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес плана [15, c. 89].
Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т. е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»
В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.
Резюме составляется после составления бизнес-плана.
Тем не менее, оно содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть [20, c. 56].
Описание продкта (услуги).
Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Недостаточно четкое и полное представление о них может стать неудачей предпринимательского бизнеса. Идея продукта может быть оригинальной (новой), а может и не быть новой, уже реализуемой кем-то. Однако это не помеха для успешного бизнеса. Идея бесплодна, если в ее основе лежит производство бесполезного, не имеющего спроса товара или услуги. Идеальным для предпринимателя является продукт, позволяющий уйти от конкуренции. Но в развитой рыночной системе идея такого продукта встречается редко [5, c. 34].
На этом этапе бизнес-плана необходимо наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью разработанной технологии фирмы, поскольку трудно получить деньги под идею, которая не привела еще к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара [9 c. 45].
Также должна быть определена примерная цена нового товара и стоимость затрат, которые пойдут на его производство. Из этого ориентировочно можно определить и размер прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.
Список литературы
- Бизнес-план инвестиционного проекта. Учебник. / Под ред. Попова В. М. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 432 с.
- Бизнес-планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2003. — 400 с.
- Бизнес-планирование. Учебник/Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 672 с.
- Буров В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика.: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004. — с. 192.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000. — с. 392.
- Владимирова Л.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пособие для вузов. М: Изд-во «Данилов и К», 2006. 350 с.
- Горемыкин В.А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: методика разработки 25 реальных образцов бизнес-плана. — М.: «Ось — 89», 2000. — 864 с.
- Горемыкин В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии: Учебник. — М.: Филинъ, Рилант, 2000. — 325 с.
- Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
- Девелопмент: Учеб. Пособие / Под общ. ред. И. И. Мазура. — М.: Экономика, 2004. — 521 с.
- Деловое планирование: учебное пособие / Под ред. В. М. Попова. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 480 с.
- Егоров Ю.Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 176 с.
- Зигель Э. С. Пособие по составлению бизнес-плана. — М.: МТ-Пресс, Сирин, 2003. — 224 с.
- Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. — М.: Новое знание, 2001. — 625 с.
- Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. Учебное пообие. 2-е изд. cерия «Tacis». — М: ГУ ВШЭ, 2002. — 272 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание: Пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 832 с.
- Маркетинговая стратегия. Курс MBA. Уолкер-младший, О. -Вершина. 2006. 496 c.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. / Под ред. В. В. Коссова, В. Н. Лившица, А. Г. Шахназарова и др. — М.: Экономика, 2000. — 421 с.
- Михайлов Д.М. Аутосорсинг: новая система организации бизнеса. Уч. пособие для вузов. М.: КНОРУС, 2006. 278 с.
- Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. Седьмое издание. — М.: Маркетинг, 2005. — 164 с.
- Предпринимательство: учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2002. 667 с.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пособие для вузов. Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 318 с.
- Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В. М. Попова. — М.: КноРус, 1999. — 359 с.
- Филимонова Н. Н. Бизнес-планирование. Учебно-методическое пособие. — М., Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999. — 46 с.
- Финансовый бизнес-план. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 480 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.