Развитие системы государственного регулирования цен в России
Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции: разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов); предоставляет федеральным органам исполнительной власти… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Историческое развитие системы государственного регулирования цен в России
- 2. Нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов в России
- 3. Основные регулирующие органы
- 4. Формы и методы воздействия государства на цены
- Заключение
- Список использованных ресурсов
Государственное регулирование рынка и цен это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. Поэтому тема развития системы государственного регулирования цен в России является, безусловно, актуальной.
Целью моего реферата является анализ системы государственного регулирования цен в России.
Для достижения цели мною были сформулированы следующие задачи:
1. Провести исторический экскурс по системе государственного регулирования цен в России
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования государством цен в России
3. Выделить основные регулирующие органы
4. Рассмотреть форма и методы воздействия государства на цены
1. Историческое развитие системы государственного регулирования цен в России
Еще на ранней стадии развития рыночных отношений в России, т. е. в 60-е годы XVIII столетия генерал-полицмейстером (первым лицом) Петербурга устанавливались таксы (розничные цены) на продукты питания и осуществлялся контроль за их соблюдением. Розничные цены формировались на основе покупной цены продуктов с прибавлением накладных расходов и определенного размера прибыли. Таблицы (прейскуранты) с ценами, утвержденными генерал-полицмейстером, вывешивались в торговых рядах для ознакомления с ними покупателей [7].
Контроль за правильностью применения цен осуществляла специальная торговая полиция. Нарушители облагались большими штрафами, а их товары подлежали конфискации [1].
Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т. е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом на установление оптимального соотношения между спросом и предложением [7].
С 1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен, которая открывает возможности для формироания новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.
За период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется [2].
2. Нормативно-правовая база государственного регулирования тарифов в России
Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;
Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;
Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);
Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий;
Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.01 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
Федеральным законом от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монопоий;
Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7−982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).
Список литературы
- Бабашкина А. М, Государственное регулирование национальной экономики; М., Финансы и статистика, 2003 г.
- Государственное регулирование и контроли цен в России, Подъяблонская Р. М., журнал Аудитор, № 10, 2002 г.
- http://www.budgetrf.ru/
- http://www.economy.gov.ru/
- http://www.fstrf.ru/
- http://www.gks.ru/
- http://bcorp.wallst.ru/
- Цены и ценовая политика фирмы. Маркетинг блог. Декабрь 2007. — http://biznes-ru.info/?p=59
- http://www.costinfo.ru/