Этические основы менеджмента
Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте свободны от риска или сомнения, имея известный результат для каждой альтернативы. Оп-латите взятку, и получите импортируемые товары быстро. Вложите капитал в очистные сооружения, и выброс будет сокращен на X процентов при Y стоимо-сти операции. Произведите абсолютно безопасное изделие по дополнительной стоимости Z долларов за единицу… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Этика менеджмента: понятие и сущность
- Этические принципы работы с коллективом
- Этические проблемы менеджмента
- Заключение
- Список литературы
Экономика, управление и этика относятся к фундаментальным характе-ристикам жизни общества. При этом экономика создает материальные основы жизнедеятельности. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Так, по оценке классика современного менеджмента Питера Друке-ра успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и техноло-гиями, а эффективностью управления. Этика формирует цивилизованные пра-вила поведения людей, ведения хозяйства и управления.
Активизация изучения этических основ менеджмента на рубеже веков актуальна как никогда. Назрело еще одно социальное изменение, суть которого именно в необходимости признать остроту проблемы этики менеджеров и ор-ганизаций и сделать соответствующие
выводы организационного характера.
Вторая половина XX в. отмечена появлением новой тенденции в разви-тии мирового сообщества единения в понимании моральных ценностей и це-ленаправленного проникновения стандартов и норм этики в управление эконо-микой. Нормы, стандарты, требования этического характера все более приобре-тают вид системы, т. е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и доста-точно жестких требований, предъявляемых сегодня к управленческому персо-налу и организациям в целом.
Особую важность имеет внедрение этических идей в практику менедж-мента.
К сожалению, и менеджмент частных предприятий, и государственный менеджмент допускает неэтичные поступки, аморальные явления (такие как коррупция, взяточничество и др.). Цель современной образовательной полити-ки состоит в формировании и воспитании таких управленческих кадров для ча-стного сектора экономики и для государственных и муниципальных органов управления, которые обладали бы не только знаниями и системным, аналитиче-ским и прогнозным стилем мышления, но и имели бы высоконравственную идеологию в качестве платформы для реализации перечисленных черт.
Цель работы рассмотреть этические основы менеджмента
Этика менеджмента: понятие и сущность
Этика (греч. ethika, от греч. ethos привычка, нрав) философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует пове-дение человека во всех сферах общественной жизни в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях, В последние годы наметил-ся поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».
Если говорить об этических основах менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным общест-вом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этика менеджмента наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчи-ненных. В фокусе ее внимания цели и средства, используемые для их дости-жения теми и другими.
Современный менеджмент оказывает влияние на общество на на-правление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр.
Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального инсти-тута, которым является в XXI в. менеджмент.
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполага-ет высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую опла-ту труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.
Причины этого:
1 Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанно-стям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сиг-нальная ракета» можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в цен-тре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.
2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.
Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отно-шения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщи-ками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер дол-жен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и вос-питывать те же качества у своих подчиненных и у партнера, ь конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.
Этичность действий работников определяется двумя группами факто-ров:
1. Комплекс этических устоев, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный эти-ческий кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и какую бы работу он не выполнял.
2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этиче-ский кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распоряд-ка, устные требования менеджера более высокого уровня.
По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управле-ния, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шка-ла оценки «этично — неэтично».
Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Более частным понятием является этикет.
Этикет (от фр. ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, ре-гулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхожде-ние с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общест-венных местах, манеры и одежда).
Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном ре-путацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.
Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и ре-комендаций культурного поведения. Но он требует использования их со стро-гим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей терри-тории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности нацио-нальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства парт-неров между собой.
В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и ес-тественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважи-тельного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и обще-ственному положению. Однако если ослабление этикетных правил не воспол-няется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязно-стью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.
Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведе-нии различных официальных мероприятий приемов, презентаций и т. д. Ме-неджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; при-ветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одоорения, неодоорения и упрека; по-здравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.
Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведе-ния. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного по-ложения для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий пра-вила этикета применяющий их, как говорится, «на автомате», легко и непри-нужденно чувствует себя в любом обществе.
Сфера деятельности менеджера организация, трудовой коллектив. Но организация это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме зако-нов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.
Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (за-поведях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полно-стью.
Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблю-дением или несоблюдением этических норм осуществляется только обществен-ным мнением и человеческой совестью. Выход один в идеалах самого ме-неджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отноше-нию к себе.
Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия доб-ра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное соз-нание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку са-мому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обу-чение этическим принципам ведения дел.
Список литературы
- Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М: Финансы и статистика. М., 2002. С.192
- Белолипецкий В.К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления: Учебно- практическое пособие. Москва: ИКЦ МарТ, 2004. 384 с.
- Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. М.: Издательство ПРИОР, 2002. 464 с.
- Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Учеб-ник для вузов. Ростов н/Д: издательский центр МарТ, 2000.-448с.
- Логинова А. С. Основные принципы этики. // Секретарской дело. 1998 № 2. 48
- Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 272 с.
- Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конферен-ции. Тезисы докладов и выступлений. // Под ред. Акиндинова Т. А., Голик Н. В., Косых М. П. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 171 С.