Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
При подготовке проекта УК его разработчики также не смогли предложить ничего нового, кроме «раздвоенной» вины. И в УК РФ появилась статья об ответственности за преступление, совершенное с двумя формами вины. В ней предпринята попытка как-то свести концы с концами, т. е. определить, как из двух форм вины сделать одну. Содержание статьи представляет собой сложное и довольно запутанное нагромождение… Читать ещё >
Содержание
- ТЕМА: Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- Введение
- Глава 1. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации
- Глава 2. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- 2. 1. Объект и объективная сторона
- 2. 2. Субъект и субъективная сторона
- 2. 3. Особенности личности виновного участника ДТП
- Заключение
- Список литературы
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные происшествия ежегодно становятся причиной гибели более двух миллионов человек. В России на автодорогах гибнут десятки тысяч чловек в течение одного года. Только в 2007 г. смерть настигла почти 35 тыс. россиян — участников дорожно-транспортных происшествий при 40 млн. нарушений правил дорожного движения.
Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18−21% в общей структуре преступности. По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности. За период с 2002 по 2008 гг. на улицах и дорогах страны погибло более 175 тыс. человек. По оценкам специалистов, которые на основе адаптивной итерационной модели прогноза аварийности сделали вывод о возможности, начиная с 2007 г., осложнения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По расчетным данным в 2008 г. ожидаемое количество ДТП составит по сравнению с предшествующим годом ожидаемое увеличение количества ДТП составит 0,5−1%.
В связи с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, соответственно наблюдается и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются самым преобладающим видом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Уголовно наказуемые последствия, стремительно набирающей темпы автомобилизации, потребность в их уголовно-правовом урегулировании и определили практическую актуальность исследования.
Состояние безопасности дорожного движения в последние пятнадцать лет имеет стойкую тенденцию к ухудшению, что вызвано следующими факторами: ростом числа транспортных средств; неразвитостью дорожной инфраструктуры, ее отставанием по сравнению с ростом числа транспортных средств; переадресацией грузопассажирских потоков с железнодорожного и водного транспорта на автомобильный транспорт; постоянным реформированием органов, осуществляющих надзор в области безопасности дорожного движения; снижением качества подготовки водителей и др.
В исследовании рассматривается уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 264 УК РФ, которая регламентирует уголовную ответственность за преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объектом исследования служат общественные отношения о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предмет исследования система правовых норм, регулирующих отношения о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель курсовой работы — изучение вопросов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации;
— определить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
Глава 1. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Жизнь и здоровье людей в условиях огромного прироста автопарка, а следовательно, и интенсивности движения остается актуальной проблемой во многих странах мира. Только в последние годы в мире от аварий погибает около 1,3 млн. человек, что составляет 25% всех смертей в результате травм и увечий. Причем, как выразился Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, «…люди в своем большинстве просто не знают об этом и, разумеется, не догадываются о масштабах трагедии». 58-я сессия ООН назвала ситуацию с аварийностью глобальным кризисом в области безопасности дорожного движения и призвала правительства всех государств проявить сильную политическую волю для решения этой проблемы .
Генеральная Ассамблея ООН, говоря о глобальном кризисе, подчеркивает, что ответственность за обеспечение безопасности движения несут власти страны, города, муниципалитета; для обеспечения эффективности действий необходима твердая политическая воля прежде всего на национальном уровне.
Наши реалии и прогрессирующие с каждым годом показатели роста количества ДТП и пострадавших в них говорят либо об отсутствии этой самой твердой политической воли, либо о нежелании видеть проблему и заниматься ею.
В связи с этим Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций приняла решение о проведении в 2004 г. 4-й Недели безопасности дорожного движения под общим лозунгом «Взаимное уважение на дорое — залог безопасности». Этот девиз призван привлечь внимание к взаимоотношениям участников дорожного движения, повысить их дисциплину.
По статистическим данным аварийности, во многих странах среди причин роста дорожно-транспортных происшествий в последние годы по-прежнему доминирующее положение занимает человеческий фактор, т. е. низкая культура поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, сознательное нарушение ПДД. Управление транспортом в нетрезвом состоянии, несоблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, игнорирование сигналов светофора, неуважительное отношение к другим участникам движения стали обычным явлением.
Аварийность на дорогах возросла как по вине водителей транспортных средств (+12,4%), так и пешеходов (+4,8%). Из-за нарушения водителями Правил дорожного движения было совершено 158 606 ДТП, что составляет 77% от их общего количества. Более четверти всех происшествий произошло из-за нарушения ПДД пешеходами. Особую тревогу вызывает рост ДТП, в которых погибли или получили ранения дети (+8,2%). За прошедший год зарегистрировано 25 тыс. таких происшествий, в которых погибли 1,6 тыс. и получили ранения 25,3 тыс. детей и подростков .
Общее число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за последние 10 лет сопоставимо с населением среднего областного центра страны, а число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв от стихийных бедствий и техногенных катастроф. Сложившаяся обстановка вызывает тревогу населения и требует принятия самых решительных мер к ликвидации причин, порождающих травматизм на дорогах. К тому же нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств все чаще сопровождается их агрессивным поведением по отношению к другим участникам дорожного движения.
Кроме того, действующее в настоящее время законодательство в области обеспечения безопасности участников дорожного движения не в полной мере отвечает ни возросшим общественным потребностям, ни международно-правовым стандартам. В этой связи перед теорией и практикой государственного управления возникают серьезные проблемы и задачи становления этого правового комплекса с учетом критического осмысления соответствующего национального и зрубежного опыта, но главное — по разработке и реализации научно обоснованной концепции системы обеспечения безопасности участников дорожного движения в Российской Федерации.
Так, практика показывает, что ряд положений Федерального закона от 1 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» нуждается в уточнении, пересмотре. Имеются также пробелы и коллизии в правовом регулировании тех или иных важных с практической точки зрения и нуждающихся в законодательной регламентации вопросов. К их числу, например, можно отнести несоответствие в определении в отдельных положениях закона круга лиц, чьи интересы, как провозглашается в данном документе, Закон призван защищать. Это вытекает, например, из сопоставления формулировки основной задачи (ст. 1) данного Закона и определения термина «безопасность дорожного движения» в ст. 2.
В первом случае предусматривается, что основной задачей Закона является «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства» от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В той же ст. 2 указывается уже иной, более узкий, круг субъектов, правам и законным интересам которых по смыслу данной нормы может быть причинен ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий. В этом случае действие статьи распространяется только на «участников дорожного движения».
Многие положения данного базового Закона служат законодательной основой для разработки иных нормативно-правовых актов в соответствующей области, регламентирующих, в частности, порядок организации и осуществления государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения (они содержат определенные критерии разграничения). Поэтому, а также в целях уточнения действия закона по кругу лиц отмеченную несогласованность норм законодательного акта необходимо устранить.
Недостаточное развитие находит реализация основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, которые закреплены в Законе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасости дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Весьма важным представляется уточнение такого основополагающего в исследуемой сфере понятия, как «дорога». Возникают разногласия при толковании использованных в определении данного термина широких и неоднозначных по своему значению критериев как «приспособленная и используемая для движения полоса земли». Под такое определение, например, подпадают приспособленные для движения транспортных средств, технологического транспорта участки закрытых территорий крупных предприятий, территорий и т. д.
Поскольку законодательное определение терминов и понятий имеет исключительное значение в правовой регламентации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, целесообразно расширить содержащийся в Законе перечень основных терминов и их определений.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 06.06.2005, № 23, ст. 2200.
- «Уголовный кодекс РФ» (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) [Текст] / 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.01.2006)
- Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации о обязанности должностных лиц по обеспечения безопасности дорожного движения»)[Текст] / 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.02.2006)
- Алексеева, Л. Надзор за исполнением законов о безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / Л. Алексеева // Законность, 2005, № 10, С.120
- Алексеева, Л. Безопасность транспорта [Текст] / Л. Алексеева // Законность, 2006, № 11, С.81
- Баландин, В.С. Транспортное средство как источник повышенной опасности [Текст] / В. С. Баландин // Нотариус, 2006, № 5, С.40
- Батурин, А., Трефилов, А. Преступления против безопасности движения транспорта требуют адекватного наказания [Текст] / А. Батурин, А. Трефилов // Законность, 2005, № 9, С.60
- Иванова, Э. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки провоцируемых дорожно-транспортных происшествий [Текст] / Адвокатская практика, 2006, № 5, С.99
- Кузнецов, А.П., Изосимов, С.В., Маршакова, Н. Н. Актуальные проблемы обеспечения безопаснсти дорожного движения на современном этапе [Текст] / А. П. Кузнецов, С. В. Изосимов, Н. Н. Маршакова // Транспортное право, 2006, № 1, С.46
- Лукьянов, В. Форма вины в дорожно-транспортных нарушениях [Текст] / В. Лукьянов // Российская юстиция, 2002, № 12, С.33
- Никитас, Д.А. Особенности личности виновного участника дорожно-транспортного преступления [Текст] / Д. А. Никитас // Российский следователь, 2006, № 9, С.56
- Никитас, Д.А. Ситуация при совершении дорожно-транспортных преступлений [Текст] / Д. А. Никитас // Российский следователь, 2006, № 8, С.120
- Реут, А. Уголовная ответственность за нарушение ПДД [Текст] / А. Реут // Бизнес-адвокат, 1997, № 12, С.6