Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и обобщения развивают теорию оперативно-розыскной деятельности и концептуальные подходы к защите национальной и экономической безопасности России. Это позволяет рассматривать обеспечение экономической безопасности посредством оперативно-розыскной деятельности как комплексную междисциплинарную проблему, которая включает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис оперативно-розыскной деятельности и ее трансформация в царской и советской России
    • 1. 1. Ретроспективный анализ теоретико-правовых проблем в области государственной безопасности и сыска
    • 1. 2. Эволюция научных взглядов на оперативно-розыскную деятельность в России в период с 1917 по 1990 г. г
  • Глава 2. Общие проблемы экономической безопасности России: современные концепции
    • 2. 1. Алгоритм защиты государственной и национальной безопасности в
  • России
    • 2. 2. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности
    • 2. 3. Соотношение экономической безопасности и теневой экономики
    • 2. 4. Формирование инфраструктуры экономической безопасности
  • Глава 3. Угрозы экономической безопасности как факторы, определяющие государственно-правовые формы реагирования на них
    • 3. 1. Криминализация общественных отношений как угроза экономической безопасности страны
    • 3. 2. Организованная экономическая преступность как источник угрозы безопасности для правовых государств
    • 3. 3. Мошенничество как ключевое звено в системе организованной экономической преступности
    • 3. 4. Государственно-правовые формы реагирования на усиление криминализации в экономической сфере
  • Глава 4. Законодательные меры и оперативные средства по обеспечению экономической безопасности в развитых иностранных государствах
    • 4. 1. Стратегия оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности в рамках прецедентной системы права
    • 4. 2. Использование приемов и методов оперативно-розыскной деятельности для борьбы с организованной экономической преступностью в странах континентального права
  • Глава 5. Формирование парадигмы оперативно-розыскной деятельности в современной России
    • 5. 1. Объективная необходимость формирования новой парадигмы оперативно-розыскной деятельности
    • 5. 2. Влияние правового государства на формирование новой парадигмы оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 6. Формирование стратегии обеспечения экономической безопасности страны на основе новой парадигмы оперативно-розыскной деятельности

Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

научного исследования обусловлена тем, что в течение последних 10—15 лет в России с учетом новой государственности изменились подходы к безопасности страны и произошли существенные изменения в структуре опасностей.

В рамках формирующегося в России правового государства существенно ослабли опасности для граждан, исходившие от государства, и на первый план вышли опасности, порожденные глубокой трансформацией социально-экономических и политических отношений, издержками приватизации, дифференциацией общества на богатое меньшинство и бедное большинство, принижением социальной сферы и криминализацией общественных отношений.

В конце XX в. наметилось возрастающее влияние преступной среды на экономические, социальные и политические процессы в России. Преступность становится реальной угрозой национальной безопасности страны.

Источником криминализации становится организованная экономическая преступность, которая характеризуется организованностью, информированностью, технической оснащенностью, наличием собственной разведки и контрразведки, тщательной подготовкой к преступлениям, включая способность целенаправленного уничтожения доказательственной информации.

Предпринимаемые в 90-е г. г. государством не согласованные репрессивные меры не дали ожидаемого результата. Несмотря на то, что в 1992 г. в отношении организованных преступных групп было возбуждено уголовных дел в 2, 5 больше чем в 1991 г., раскрыто 18 тыс. совершенных ими преступлений, то есть в 6, 5 раза больше чем в 1991 г. наметилась тенденция на увеличение числа выявленных преступных формирований. Это обусловило необходимость выработки концептуального подхода к обеспечению национальной и экономической безопасности от преступных посягательств организованного характера.

С этой целью в 1996 г. была разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ, которая затем стала частью Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300.

В Концепции национальной безопасности РФ впервые было заявлено, что национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства. Для резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных деяний предлагалось выработать комплексную систему мер правового, специального и иного характера, для эффективного пресечения преступлений и правонарушений для обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств. Методы оперативно-розыскной деятельности рекомендовано было активно использовать для ликвидации коррупционных связей организованной преступности, рассматривая эту деятельность как специальную, а не правовую.

Однако и эта попытка, которая осуществлялась не последовательно, не дала ожидаемого результата, так как при ее реализации, по данным соискателя, в основу были положены не научные концепции, а конкуренция правоохранительных ведомств, включая показатели работы. В результате организованная преступность, используя коррупцию, начала, активную экспансию в экономическую сферу. Это привело к росту теневой и криминальной экономики и ослаблению доверия между обществом и государством.

В 1998 г. в одном из постановлений Государственной Думы Федерального Собрания РФ отмечалось, что ситуация в экономике Российской Федерации отягощена криминализацией структур производства и распределения продукции. На долю теневой экономики приходится почти 40% валового внутреннего продукта, и в ней работают более 9 миллионов граждан Российской Федерации. Преступными группировками контролируется 40% предприятий, основанных на частной форме собственности, 60%государственных предприятий и до 85%> банков.

Исследователь проблемы экономической безопасности России В. В. Ба-рабин в 2004 г. отмечал, что начатый в последующем в России передел собственности только усугубил проблемы в сфере экономической безопасности, сформировав рынок криминальных услуг с соответствующими расценками1.

Опыт стран с развитыми правовыми системами свидетельствует, что оперативно-розыскная деятельность успешно используется как мощное оружие по предотвращению и борьбе с различными видами преступности, включая коррупцию и организованную преступность тогда, когда ее технология и уровень правового регулирования базируются на системно-правовом подходе, который находит свое отражение в рамках определенной научной парадигмы.

Понятие парадигма широко используется в научном лексиконе и употребляется в двух значениях. Во-первых, как строго научная теория, воплощенная в системе понятий, отражающих существенные черты действительности. Во-вторых, как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Можно говорить о сыскной парадигме, которая была сформирована в царской России, об оперативно-розыскной парадигме советского периода (применительно к органам внутренних дел) и формирующейся новой парадигме.

Сформированная в советский период парадигма оперативно-розыскной деятельности, предполагала рассматривать ее как второстепенную, специальную деятельность, урегулированную на уровне приказов и инструкций, призванную обслуживать деятельность уголовно-процессуальную и непосредственно не связанную с государственной безопасностью.

Но переход к новой государственности потребовал не догматического, а научного подхода к безопасности страны, что проявилось в появлении таких категорий как национальная и экономическая безопасность, в легитимации оперативно-розы скной деятел ьности.

Теперь становится важно не только совершенствование технологии или правовое регулирование этой деятельности, а ее новое концептуальное по.

1 См.: Барабин В. В. Экономическая безопасность. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аван-ти, 2004, —С. 139. строение на принципах правового государства, что необходимо для адекватной борьбы с организованной преступностью. Это позволит своевременно вносить системные изменения и дополнения не только в законодательные акты, но и в систему подготовки кадров для правоохранительных органов, включая проведение оптимизации самой системы правоохранительных органов России.

Практика зарубежных стран свидетельствует, что оперативно-розыскные приемы и методы используются как для получения информации о криминальном сообществе с целью осуществления превентивных мер, так и для проведения скрытого расследования для получения доказательств преступной деятельности, поиска свидетелей по делу, розыска имущества, полученного преступным путем, и выработки механизма противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, обеспечивать безопасность участников уголовного судопроизводства.

Такой же, по сути, подход имеет место и в рамках соглашений и договоров о международном сотрудничестве в борьбе с транснациональной организованной преступностью, где оперативно-розыскные мероприятия (контролируемая поставка, электронное наблюдение, другие формы наблюдения, а также агентурные операции), рассматриваются как специальные методы расследования. Это позволяет утверждать, что оперативно-розыскная деятельность обладает универсальными средствами для проведения скрытого, специального расследования, которые могут быть использованы как на национальном, так и международном уровне.

Таким образом, необходимость изменения оперативно-розыскной парадигмы обусловлена моделью государственного устройства, характером угроз в сфере экономики, уровнем научных разработок в сфере национальной безопасности и оперативно-розыскной деятельности и рядом др.

В этой связи особую значимость приобретает комплексное исследование теоретико-правовых проблем национальной и экономической безопасности через призму угроз, где оперативно-розыскная деятельность выступает универсальным инструментом решения ряда взаимосвязанных задач, направленных на получение информации о реальной и потенциальной угрозе, выявлении уязвимых сторон этой угрозы и принятие необходимых мер для реагирования.

Актуальность исследования обусловлена и тем обстоятельством, что при реализации правового подхода в современной России не учитывалось, что в стране имеет место процесс формирования правового государства, когда одним из источников криминализации общественных отношений выступает организованная экономическая преступность, которая требует принципиально новых методов борьбы.

Социальная ценность комплексного исследования теоретико-правовых проблем оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что на основе реальных возможностей и потребностей общества и государства может быть выработана адекватная современным условиям стратегия борьбы с организованной экономической преступностью, которая представляет реальную угрозу экономической безопасности страны. Выработка такой стратегии может выступать стержнем для дальнейшего институционального реформирования правоприменительной системы России и совершенствования правового поля.

Указанными обстоятельствами и обусловлен выбор темы настоящей диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема защиты экономической безопасности России, связана с активным использованием в борьбе с организованной преступностью, действующей в сфере экономики, приемов, сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Являясь проблемой комплексной, она требует междисциплинарного исследования и привлекает к себе внимание как исследователей в рамках наук криминального блока, включая криминалистику, науку уголовного и уголовно-процессуального права, криминологию, оперативно-розыскную теорию, так и ученых занимающихся теоретико-правовыми проблемами, включая исследование проблем национальной и экономической безопасности.

Представляется, что на современном этапе развития российской государственности требует пересмотра подход, когда экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Это обусловлено тем, что в настоящее время организованная экономическая преступность стала представлять реальную угрозу для страны и это необходимо учитывать.

Поэтому для обеспечения экономической безопасности России уже важны не только экономические, но и правовые условия, позволяющие обеспечивать защиту ее национальных интересов. И это в настоящее время необходимо, учитывая, что на современном этапе развития российского общества право, как важнейший инструмент управления социальными явлениями и процессами, побуждает людей к активному поведению, регламентируя его, направляя в нужное русло и обеспечивая соответствие активного поведения интересам общества.

В этом смысле на первое место выдвигается то направление правового регулирования, которое связано с возникшими новыми общественными отношениями в сфере национальной и экономической безопасности, рассматривая оперативно-розыскную деятельность как средство защиты. Это предполагает комплексный подход к исследованию национальной и экономической безопасности как целостной системы, которая включает оперативно-розыскную защиту правопорядка и экономической свободы, так как именно на эти элементы в первую очередь и направлены усилия организованной экономической преступности, так и самой угрозы, включая источник опасности.

Вопросы об этом плодотворно разрабатывались учеными в области теоретико-правовых наук и наук криминального блока в различных направлениях: в области теоретико-правовых наук, включая проблемы национальной и экономической безопасности: В. В. Барабиным, А. В Возжениковым, И. Н. Куксиным, JI.B. Лесковым, Ю. В Наумкиным, В. К. Сенчаговым. C.B. Степашиным, В. Н Струнниковым, В. П. Сальниковым, С. А. Солодовниковым, К. Х. Ипполитовым, А. Г. Хабибулиным, В. В. Черниковым, Ю. Е. Ширяевым и др.- в области криминалистики: Д. И. Бедняковым, P.C. Белкиным, А. Ф. Волынским, С. Э. Ворониным, В. К. Гавло, Л. Я. Драпкиным, В. А. Жбанковым, В. Е. Корноуховым, В. Я. Колдиным, Ю. В. Кореневским, В. П. Лавровым, И. М. Лузгиным, М. Ш. Махтаевым, И. Ф. Пантелеевым, A.C. Подшибякиным, Н. И. Селивановым, В. И. Шикановым, Н. П. Яблоковым и др.- в области оперативно-розыскной теории: В. М. Атмажитовым, Ю. С. Блиновым, В. Г. Бобровым, Б. Е. Богдановым, Н. П. Водько, С. С. Галаховым, O.A. Галустьяным, К. К. Горяиновым, Д. В. Гребельским, Е. С. Дубоносовым, В. И. Елинским, A.M. Ефремовым, Н. С. Железняком, О. Д. Жуком, С. И. Захарцевым, В. К. Зникиным, Ю. Ф. Квашой, И. А. Климовым, О. Г. Ковалевым, A.B. Коршуновым, В. П. Кувалдиным, В. Д. Ларичевым, А. Г. Лекарем, В. А. Лукашовым, А. Г. Маркушином, В. М. Мешковым, С. С. Овчинским, B.C. Овчинским, В. Н. Омелиным, В. Л. Поповым, Д. В. Ривманом, Г. К. Синиловым, К. В. Сурковым, A.A. Фальченко, В. П. Хомколовым, А. Е. Чечетиным, A.B. Шахматовым, А. Ю. Шумиловым и др.- в области уголовно-процессуальной науки: A.B. Агутиным, В. А. Азаровым, М. Ю. Бекетовым, В. В. Голубевым, В. Н. Григорьевым, H.A. Громовым, А. Н. Гущиным, Е. А. Долей, В. Я. Дороховым, В. П. Зажицким, В. Н. Зайковсковым, O.A. Зайцевым, A.B. Земсковой, В. В. Кальницким, Н. М. Кипнисом, П. А. Лупинской, В. В. Николюком, М. П. Поляковым, А.П.

Поповым, А. П. Рыжаковым, Б. С. Тетерином, В. Т. Томиным, А. Г. Халиулиным, A.A. Чувилевым, С. А. Шейфером, Ю. К. Якимовичем и др.

Анализ работ этих исследователей показывает, что в настоящее время назрел комплекс противоречий между состоянием юридической науки, практикой и требованиями общества о необходимости применения адекватных оперативно-розыскных мер в борьбе с организованной экономической преступностью, представляющей реальную угрозу для экономической безопасности страны.

Для снятия противоречия необходимо новое понимание оперативно-розыскной деятельности и использования ее реальных возможностей в условиях формирования правового государства в России. Однако новое понимание потребует пересмотра уже сложившегося в советский период подхода к оперативно-розыскной деятельности и перехода к парадигме, которая неразрывно связана с парадигмой национальной и экономической безопасности России и будет базироваться на принципах правового государства.

Такой переход позволил бы выработать адекватную современным условиям стратегию борьбы с организованной преступностью (включающую противодействие и контроль). Осознание такого перехода находит отражение в позициях ученых, занимающихся исследованием проблем теории оперативно-розыскной деятельности.

Как справедливо отмечал профессор Г. К. Синилов, существенным методологическим недостатком в обоснованиях предмета теории оперативно-розыскной деятельности, ее системы и закономерностей исследуемых проблем остается стереотип ведомственности, что явно порождает параллелизм исследований, создает иллюзию дискуссионности по принципиальным вопросам науки, тогда как фактически ее развитие не охватывает многих актуальных проблем (закономерности правоотношений в оперативно-розыскной деятельности в новых условиях российской государственностиметодологии науки при изучении проявлений этих закономерностей в разведывательной, контрразведывательной и милицейской практикеформирование частных теорий (учений) общего раздела теории оперативно-розыскной деятельности и раздела оперативно-розыскной методики и др.). Имеются значительные резервы межведомственного, междисциплинарного подходов для устранения ошибочных выводов об истории науки, выявления резервов интеграционного метода исследования ее проблем. Это, в конечном итоге, приводит к тому, что фактически стратегический уровень борьбы с преступлениями экономической направленности не отвечает современным требованиям и требует к себе пристального внимания научного сообщества1.

Наличие ряда нерешенных в теоретическом отношении проблем свидетельствует, как представляется, о необходимости формирования уже не просто набора теорий оперативно-розыскного характера, а перехода к новой оперативно-розыскной парадигме.

Т. Кун, который ввел в научный оборот понятие парадигмы, подчеркивал, что формирование парадигмы является признаком зрелости научной дисциплины. В этой связи переход к новой концептуальному видению оперативно-розыскной деятельности способствовало бы решению практических задач в сфере борьбы с организованной преступностью.

Базируясь на новой парадигме, вполне реальной становится возможность формирования новой стратегии контроля над организованной экономической преступностью, представляющей угрозу экономической безопасности России, воздействуя на эту преступность оперативно-розыскными приемами и методами, что и является основополагающей идеей исследования.

Отставание теоретических разработок, в сфере национальной, экономической безопасности и оперативно-розыскной деятельности не получили своего завершения на уровне оперативно-розыскной парадигмы.

1 См.: Синилов Г. К. О некоторых итогах развития теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) за последние 15 лет (1990—2005 гг.) и ее актуальных проблемах на ближайшую перспективу в борьбе с преступлениями экономической направленности. Теория и практика борьбы с преступлениями в сфере экономики: Сб. статей /Под общ. науч. ред. А.Е. Ша-рихина. ~ М.: АЭБ МВД России, 2006. — С. 15.

Это привело к тому, что оперативно-розыскная деятельность, необходимая для поиска и изобличения преступника, не только не стала эффективным методом обеспечения экономической безопасности страны от угрозы со стороны организованной экономической преступности, но и сама, порой, стала одним из источников нарушения законности.

Невозможность использования сведений, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности в качестве уголовно-процессуальных доказательств, а только при доказывании позволяла манипулировать доказательствами, с одной стороны. А с другой — на лиц, осуществляющих эту деятельность стали оказывать давление извне, что приводило к другим неблаговидным действиям.

Наряду с этим, активное обсуждение в научных кругах различных аспектов оперативно-розыскной деятельности свидетельствовало, что накопившиеся проблемы не могут уже быть решены в рамках действующей парадигмы и необходима новая оперативно-розыскная парадигма.

Это было обусловлено переходом в России от государственной безопасности к безопасности национальной, которая базируется на принципах новой модели государственного устройства, закрепленной в России на конституционном уровне, появлением такой угрозы как организованная экономическая преступность, легализацией оперативно-розыскной деятельности.

Переход на новую оперативно-розыскную парадигму также обусловлен был необходимостью выработки адекватной стратегии борьбы с организованной экономической преступностью, учитывая, что старая парадигма оказалась не готова для решения этой проблемы.

Такой подход предполагает осознание того, что оперативно-розыскная деятельность в новых условиях призвана, в первую очередь, подрывать доверие внутри криминального сообщества путем проведения экспериментов, операций, использования агентурного метода и технических средств. А ограничение прав и свобод человека и гражданина при этом имеют вынужденный характер, когда явно выраженная угроза требует адекватных действий. Сведение к минимуму этих ограничений возможно через систему различных уровней контроля (ведомственного, судебного контроля и прокурорского надзора и путем проведения в необходимых случаях парламентского расследования).

В настоящее время экономическая безопасность рассматривается как экономическая и правовая категория. Это обусловливает экономический и правовой подход к обеспечению экономической безопасности.

Экономический путь решения проблемы экономической безопасности находит свое отражение в научных статьях, диссертациях, монографиях ученых-экономистов. В частности, попытку рассмотреть стратегические вопросы обеспечения экономической безопасности России на основе экономического подхода предприняли В. Н. Абалкин, В. В. Барабин, В. А. Богомолов, Н. Е. Ведута, А. Е. Городецкий, М. Г. Делягин, В. М. Есипов и др.

При таком подходе за рамками исследования может остаться феномен преступности, которая в современный период становится источником реальной угрозы экономической безопасности России.

Правовой подход предполагает усиление законодательных мер в борьбе с преступностью, но реализации этого подхода пока не носит системного концептуального характера. В рамках этого подхода оперативно-розыскная деятельность рассматривалась как специальное средство, которое может быть использовано при доказывании в уголовном процессе. Этот подход позволял привлекать к уголовной ответственности отдельных представителей организованной преступности, но не позволял подрывать ее систему и экономическую основу, включая выявления организаторов, розыска и конфискации имущества, полученного преступным путем. Поэтому оптимальным в решении проблемы экономической безопасности России мог бы стать системно-правовой подход, который должен базироваться на новой оперативно-розыскной парадигме. Безусловно, новая парадигма это не самоцель, а инструмент, необходимый для выработки адекватной стратегии борьбы с преступностью в целом и организованной экономической преступностью в частности.

Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения национальной безопасности России, включая экономическую, посредством оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования являются научные теории и правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения внутренней государственной и национальной экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности.

Цель исследования — выработка на новой научной основе оперативно-розыскной парадигмы ряда элементов механизма обеспечения экономической безопасности страны.

Для достижения этой цели был проведен исторический и современный анализ отечественной и зарубежной теории и практики использования приемов и методов оперативно-розыскной деятельности для защиты государственной и национальной безопасности в экономической сфере в рамках различных моделей государственного устройства и форм государственно-правового реагирования на угрозы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен анализ научных взглядов на оперативно-розыскную деятельность в рамках различных моделей отечественного государственного устройстваисследованы общие концептуальные подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности странывыявлены угрозы экономической безопасности как факторы, определяющие государственно-правовые формы адекватного реагирования на нихпроанализирован зарубежный опыт по использованию законодательных мер и оперативных средств, необходимых для обеспечения экономической безопасности страныопределены научные основы для формирования адекватной современным условиям новой оперативно-розыскной парадигмывыработаны научные подходы к формированию оптимальной стратегии борьбы для борьбы с организованной экономической преступностью на базе новой оперативно-розыскной парадигмы.

Методология и методика исследования. В научном исследовании соискатель основывался на современных методологических основах философии и общей теории государства и права. Использовались достижения уголовного права и уголовного процесса, криминалистики, криминологии, синергетики и оперативно-розыскной теории.

В процессе исследования использовались научные методы познания: конкретно-социологический, исторический, системный, структурно-функциональный, а также сравнительно-правовой, включая сравнительно-исторические методы, к которым относятся методы исторического описания, конкретного анализа, методы периодизации, а также хронологический, проблемно-хронологический, ретроспективный, прогностический и ряд др.

Эмпирическая база исследования строится на статистических данных МВД России, включая данные ФСНП России, отраженных в документах отчетности, показывающих реальное состояние экономической безопасности, как результат противодействия организованным экономическим преступлениям, которые составляют в настоящее время реальную угрозу экономической безопасности страны. Наряду с этим в процессе исследования проанализирована структура и содержание экономической безопасности, включая влияние организованной экономической преступности на такие ее элементы как правопорядок, судебная защита и экономическая свобода.

В процессе исследования подверглись анализу свыше 150 дел оперативного учета и уголовных дел. Наряду с этим был проведен экспертный опрос оперативных сотрудников со стажем работы от 3-х до 20 лет.

Научная новизна исследования обусловлена междисциплинарным комплексным подходом к проблеме обеспечения экономической безопасности посредством оперативно-розыскной деятельности на основе формирующейся новой оперативно-розыскной парадигмы, которая должна стать ключевым элементом стратегии контроля над организованной экономической преступностью.

Исследование проводилось не только на базе статистических материалов и научных исследований правоохранительных органов России, включая анализ и обобщение правоприменительной практики оперативных подразделений налоговой полиции и МВД России в борьбе с организованной преступностью, а также на материалах Совета Безопасности РФ и Генеральной прокуратуры РФ.

Наряду с этим проводился сравнительно-правовой анализ правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в различных правовых системах, и правоприменительной практики зарубежных правоприменительных органов в борьбе с организованной преступностью, включая международный опыт борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Это позволило сделать ряд важных методологических выводов, могущих служить основной для разработки научной базы формирования системы обеспечения экономической безопасности России, включая и защиту элементов ее инфраструктуры.

Ряд идей, сформулированных в итоге научного исследования, был реализован соискателем в трех монографиях, научных статьях и других работах.

Кроме того, научная новизна заключается в достижении конкретных результатов, полученных в ходе проведенного исследования и представленных в следующих выносимых на защиту основных положениях:

1. Экономическая безопасность России, являясь частью национальной безопасности, представляет собой систему элементов, включая правопорядок, судебную защиту, экономическую свободу и другие, каждый из которых требует защиты, в том числе, посредством оперативно-розыскной деятельности, базируясь на научных основах.

2. Оперативно-розыскная деятельность как средство обеспечения экономической безопасности России представляет собой систему, которая включает цель, ресурсы, необходимые для достижения цели, пути достижения цели, методы обоснования выбранного пути, что находит отражение при выработке соответствующей государственно-правовой формы реагирования на различные опасности.

3. Выбор оперативно-розыскной деятельности как средства адекватного реагирования на реальные угрозы экономической безопасности России обусловлен как характером опасности, одним из источников которой является организованная экономическая преступность, так и новым концептуальным подходом, базирующимся на современном восприятии оперативно-розыскной деятельности.

4. Новое восприятие оперативно-розыскной деятельности формируется путем смены оперативно-розыскной парадигмы, под которой понимается совокупность различных теорий, которые базируются на онтологических и гносеологических идеализациях и установках, распространенных в сыскном научном сообществе. Это позволяет на основе накопленных научных знаний изменить подход к пониманию оперативно-розыскной деятельности, рассматривая ее не как вспомогательную форму правоохранительной деятельности, а как самостоятельную деятельность правового характера, которая позволяет проводить скрытое расследование и масштабные операции стратегического характера.

5. Переход России к правовому государству, основанному на социальном капитале, предполагает отказ от тотального контроля над обществом, частью которого выступала оперативно-розыскная деятельность в рамках советской модели государственного устройства и выработку механизма скрытого контроля в криминальной среде. Принимая во внимание, что основным источником криминализации общественных отношений выступает организованная преступность, важной задачей выступает обеспечение действенного контроля посредством оперативно-розыскной деятельности с целью выработки оптимальной системы мер адекватного реагирования на эту угрозу, в частности на стратегическом уровне.

6. Стратегический уровень оперативно-розыскной деятельности предполагает обязательное включение аналитической составляющей, планирование и проведение широкомасштабных операций с привлечением сил и средств правоохранительных органов и спецслужб России с целью установления действенного контроля над организованной экономической преступностью. Стратегию контроля над организованной экономической преступностью целесообразно отразить на законодательном уровне. Предлагается это сделать в федеральном законе «О национальной безопасности Российской Федерации».

7. В проекте федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации» соискатель предлагает конкретизировать угрозы национальной безопасности России, что позволит оперативным подразделениям направить свои усилии на сбор информации в отношении реальных опасностей, к которым относятся: ослабление законности и правопорядкарост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, нецелевое использование бюджетных средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданинананесение ущерба экономической безопасности России, включая незаконное использование стратегических ресурсов страныпрепятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Россию, а также неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

8. Реализация подхода к оперативно-розыскной деятельности как к форме скрытого расследования потребует внесения изменений соответствующего характера в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ.

В частности, предлагается дополнить перечень задач, решаемых в процессе оперативно-розыскной деятельности. С этой целью в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается после слов «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания», добавить фразу «свидетелей и имущества, добытого преступным путем».

Статью 89 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Сведения, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, могут быть использованы в качестве доказательств». Соответствующие изменения потребуется внести и в статью 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», изменив заголовок статьи и ее содержание. Так, предлагается назвать указанную статью «Использование сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскной деятельности».

9. Признание оперативно-розыскных мероприятий в качестве специальных методов расследования и сведений, полученных в результате их проведения как доказательств, в конечном итоге, позволит повысить уровень борьбы с организованной преступностью не только на национальном, но и на международном уровне, создав условия для эффективного международного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

10. В рамках новой оперативно-розыскной парадигмы алгоритм функционирования оперативных подразделений должен позволять осуществлять подрыв экономических основ организованной преступности, в том числе путем поиска свидетелей и розыска имущества, полученного преступным путем.

Как вариант соискатель предлагает рассмотреть вопрос о целесообразности создания на федеральном уровне самостоятельного правоприменительного органа, ответственного за обеспечение экономической безопасности России, наделенного правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность для борьбы с организованной экономической преступностью, включая возможность его участия в международном сотрудничестве в этой сфере.

11. Усиление судебного контроля и прокурорского надзора за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, должно сочетаться с активным использованием оперативных экспериментов и специальных операций в оперативно-розыскной деятельности, включая использование фиктивных фирм для подрыва доверия внутри криминального сообщества. С этой целью в перечень оперативно-розыскных мероприятий в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается включить п. 15 «Использование фиктивного юридического лица».

12. В рамках новой оперативно-розыскной парадигмы обеспечение экономической безопасности России предполагает возможность использования оперативно-розыскной деятельности для получения сведений о проявлениях организованной экономической преступности с целью последующего анализа новых тенденций в развитии организованной преступности, для выработки стратегических решений. Наряду с этим целесообразно рассматривать оперативно-розыскную деятельность уже не только как средство, обеспечивающее уголовно-процессуальную деятельность, но и как часть уголовного судопроизводства, которая может быть использована как при проведении скрытого расследования, так и для защиты участников уголовного судопроизводства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и обобщения развивают теорию оперативно-розыскной деятельности и концептуальные подходы к защите национальной и экономической безопасности России. Это позволяет рассматривать обеспечение экономической безопасности посредством оперативно-розыскной деятельности как комплексную междисциплинарную проблему, которая включает скрытый мониторинг криминальной ситуации, в различных регионах, отраслях промышленности и в стране в целом, допускную работу, внедрение в криминальную среду. Наряду с этим методы оперативно-розыскной деятельности позволяют в рамках новой государственности проводить специальное расследование, когда полученные сведения выступают в качестве доказательства в суде. В этом случает реальные возможности при проведении оперативного эксперимента, позволяют вскрывать замаскированную преступную деятельность, обеспечивая розыск свидетелей и защиту участников уголовного судопроизводства, где имеет место деятельность организованных преступных групп, а также подрыв ее экономических основ.

Содержащиеся в диссертации положения и теоретические выводы являются предпосылкой для дальнейшего научного поиска в этой области и выработки системы гарантий обеспечения экономической безопасности отдельной личности, хозяйствующего субъекта, общества и государства в целом.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на основе новой оперативно-розыскной парадигмы системы предложений институционального и законодательного характера с учетом анализа отечественного опыта, метода сравнительного правоведения и синергетического подхода для выработки и реализации оптимального пути при переходе от защиты безопасности экономики к обеспечению экономической безопасности России как составной части национальной безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности.

Такой подход предполагает выработку адекватных критериев оценки сотрудников правоохранительных органов, включая скрытый мониторинг самой организованной преступности, сфер ее деятельности и территорий, ею контролируемых. Это необходимо для разработки на основе доктринального подхода согласованного законодательства, отражающего стратегию борьбы с этим явлением, которая должна базироваться на новой парадигме оперативно-розыскной деятельности.

Авторское исследование развивает научные положения теории, где оперативно-розыскная деятельность рассматривается на стратегическом уровне как одна из мер обеспечения экономической безопасности страны от источника реальной угрозы, которую представляет организованная экономическая преступность. Полученные в процессе исследования рекомендации могут быть, в частности, использованы для:

— разработки научно-обоснованной стратегии борьбы с организованной экономической преступностьюразработки проекта федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации»;

— внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также для подготовки и принятия федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией» и некоторых других законодательных актов;

— разработки новых учебных курсов и учебных программ системы подготовки сотрудников, участвующих в противодействии и контроле за деятельностью организованных преступных групп в сфере экономики с использованием приемов и методов оперативно-розыскной деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования рассмотрены и одобрены на совместном заседании кафедр уголовного процесса, государственно-правовых дисциплин, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности Академии экономической безопасности МВД России.

С сообщениями и докладами по тематике исследования диссертант принял участие в 19 научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах международного, республиканского, межведомственного уровней, состоявшихся в Москве, Орле, Астане (Республика Казахстан), Ижевске, Кирове, как в системе МВД России, так и в иных федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.

В частности, концептуальные положения исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практической конференции «Экономическая безопасность Российской Федерации и роль органов налоговой полиции в ее обеспечении» в 2001 г.- в 2003 г. на Международной научно-практической конференции, которая проводилась Московским университетом МВД России и Главным управлением Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу «Вопросы организации, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" — в 2004 г. на Межведомственной научно-практической конференции «Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального права».

Внедрение основных положений научного исследования в практику и учебный процесс.

Материалы диссертационного исследования были использованы Правовым департаментом МВД России при проведении правовой экспертизы ряда законов и подзаконных актов Российской Федерации и подготовке нормативно-правовых актов в области оперативно-розыскной деятельности и противодействия угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Результаты, полученные в процессе подготовки диссертации, нашли отражение в разработке проекта федерального закона «О национальной.

25 безопасности Российской Федерации", курса лекций, который был опубликован в Академии экономической безопасности МВД России в 2006 г. и подготовленной авторской программе «Правовые основы и методы обеспечения экономической безопасности России».

Кроме того, на основе исследования, автором был разработан и введен в учебный процесс Российского нового университета (Москва) спецкурс «Правовые аспекты безопасности субъектов экономической деятельности» для использования в дистанционном обучении. Этот спецкурс внедрен также в Институт налогового консультирования и Московский налоговой институт.

Структура и объем научного исследования определены его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, шести глав, включающих 16 параграфов, заключения, библиографии и четырех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения, как в сфере геополитики, так и облике мировой экономики. Это выразилось в ряде тенденций, которые закладывались еще в начале XX века. На наших глазах происходит качественная трансформация институциональных основ мирового рынка. Национальные экономики активно интегрируются в единый планетарный механизм с универсальной системой макроэкономического регулирования.

Это становится возможным в результате того, что общественная структура, уровень общего развития, экономические сдвиги и соотношение политических сил составляют рамки, в которых происходит эволюция гражданских свобод и судебных форм их обеспечения.

Наряду с этим меняются подходы к правопорядку, безопасности и защите, которые тесно взаимосвязаны. Такой подход предполагает, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой развития постиндустриального общества.

В результате комплексного междисциплинарного исследования автор пришел к выводу, что формирование в нашей стране новой государственности представляет собой сложный процесс. Исследование этого процесса требует обращения к работам русских ученых правоведов Х1Х-ХХ вв., в России о способах управления обществом. Концепции права отразили их живой интерес к судьбам России, ее культуре, роли личности в истории и государстве, проблемам построения государства и права на принципиально новой нравственной основе.

Это обусловлено тем, что новый стратегический курс в России возможен только при наличии сильного и эффективного государства, которое должно опираться на исторический опыт и научные знания, что необходимо не только для формирования жизненно важного интереса, необходимого для выживания, но и национальных интересов России в различных сферах, включая и борьбу с преступностью.

Как справедливо отмечает Ф. Фукуяма: «Научное знание может накапливаться в течение долгих периодов, и оно оказывало последовательное хоть зачастую не осознаваемое действие на формирование фундаментального характера человеческих сообществ"1.

Как показало проведенное исследование, основной угрозой для экономической безопасности России в настоящее время выступает криминализация общественных отношений, а источник этой угрозы — организованная экономическая преступность, использующая коррупцию, шантаж, провокации и другие средства тайного характера для реализации своих корыстных целей. Активную экспансию организованной экономической преступности в сферу экономики можно объяснить тем, что на переходном этапе общество и государство не смогли выработать адекватную стратегию, опираясь на научный потенциал.

Это обусловило необходимость перехода нашей страны к новой парадигме национальной безопасности, которая предполагает рассматривать национальную безопасность в рамках трех уровней и самостоятельных звеньев (элементов). В рамках предлагаемого подхода экономическая безопасность России представляет собой часть национальной безопасности, которая включает правопорядок, судебную защиту, экономическую свободу. Именно на эти элементы и направлены активные действия организованной экономической преступности, и эти элементы требуют защиты различными средствами, включая и оперативно-розыскные меры. Учитывая специфику формирования и функционирования организованной преступности, которая стремится подорвать социальный капитал, то есть доверие между обществом и государством, тайным способом, возникла необходимость разработать адекватную стратегию борьбы с этим явлением, определив в качестве основного средства борьбы оперативно-розыскную деятельность.

1 См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек./ Пер с англ М. Б. Левина. -М.:АСТ: Ермак, 2005. — С. 126.

В этой связи представляется, что переход России к правовому государству, основанному на социальном капитале, предполагает отказ от тотального контроля над обществом, частью которого выступала оперативно-розыскная деятельность в рамках советской модели государственного устройства, и выработку механизма скрытого контроля за организованной преступностью.

Выбор оперативно-розыскной деятельности как средства адекватного реагирования на реальные угрозы экономической безопасности России обусловлен как характером опасности, одним из источников которой является организованная экономическая преступность, так и новым концептуальным подходом, базирующимся на современном восприятии оперативно-розыскной деятельности. Но для качественно нового уровня борьбы необходимо новое восприятие оперативно-розыскной деятельности, которое формируется путем смены оперативно-розыскной парадигмы, сформировавшейся в советский период парадигмой, основанной на принципах новой государственности. Это требует изменения алгоритма деятельности правоприменительной системы, учитывая, что ранее оперативно-розыскная деятельность рассматривалась как вспомогательная, позволяющая получать ориентирующую информацию деятельность. Переход к новой парадигме позволит рассматривать эту деятельность как принципиально новый вид правовой деятельности. В рамках новой парадигмы оперативно-розыскная деятельность будет выступать как правовое средство обеспечения экономической безопасности России, которое представляет собой систему, включающую: цель, ресурсы, необходимые для достижения цели, пути достижения цели, методы обоснования выбранного пути, что находит отражение при выработке соответствующей государственно-правовой формы реагирования на различные опасности.

Новая парадигма предполагает, что для успешной борьбы с организованной экономической преступностью необходимо выделять как тактический, так и стратегический уровни. Если тактический уровень оперативно-розыскной деятельности традиционно разрабатывался на теоретическом и практическом уровнях, то стратегический уровень требует расшифровки.

Стратегический уровень оперативно-розыскной деятельности предполагает обязательное включение аналитической составляющей, планирование и проведение широкомасштабных операций с привлечением сил и средств правоохранительных органов и спецслужб России с целью установления действенного контроля за организованной экономической преступностью для последующего привлечения лидеров преступных формирований к уголовной ответственности и конфискации доходов, полученных преступным путем в пользу государства.

Безусловно, переход к новой стратегии потребует модернизации правоохранительной системы, включая четыре измерения: количественного характера, т. е. оптимальное количество ведомств, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, включая количество оперативных сотрудников, техники и ресурсов, необходимых для борьбы с организованной преступностьютехнологического характера, которое должно включать не столько степень совершенства в использовании технических средств контроля, сколько согласованность законодательства, позволяющего вести успешную борьбу с организованной преступностьюорганизационное измерение, которое должно включать слаженность, дисциплину, строгое соблюдение законодательства как важнейший показатель эффективности деятельности, высокий моральный дух, базирующийся на профессиональной этикеобщественное измерение, т. е. доверие со стороны общества к правоохранительным органам, которые способны защитить личность, общество и государство от преступных посягательств.

Эти четыре измерения должны стать базовой основой новой стратегии контроля в борьбе с организованной экономической преступностью.

Для того чтобы запустить механизм стратегии контроля над организованной экономической преступностью необходимо, чтобы стратегия нашла свое отражение на законодательном уровне. Предлагается это сделать в федеральном законе «О национальной безопасности Российской Федерации» и в федеральных законах «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью». Кроме того, в проекте федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации» предлагается для качественно новой борьбы с организованной преступностью, действующей в сфере экономики, конкретизировать угрозы национальной безопасности России, что позволит оперативным подразделениям направить свои усилии на сбор информации в отношении реальных опасностей, к которым относятся: ослабление законности и правопорядкарост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, нецелевое использование бюджетных средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданинананесение ущерба экономической безопасности России, включая незаконное использование стратегических ресурсов страныпрепятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Россию, а также неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны.

Подход к оперативно-розыскной деятельности как к форме скрытого расследования потребует соответствующих изменений в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ.

В результате в рамках новой парадигмы должен измениться и статус сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Они могут быть использованы не только при доказывании, а как доказательства, так как сами оперативно-розыскные мероприятия будут рассматриваться в качестве специальных методов расследования.

В конечном итоге, это позволит повысить уровень борьбы с организованной преступностью не только на национальном, но и на международном уровне, создав условия для эффективного международного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

В рамках институциональных реформ, предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания на федеральном уровне самостоятельного правоприменительного органа ответственного за обеспечение экономической безопасности России. Представляется, что такой орган должен быть наделен правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность для борьбы с организованной экономической преступностью, включая возможность его участия в международном сотрудничестве в этой сфере.

Наряду с этим целесообразно рассматривать оперативно-розыскную деятельность уже не только как средство, обеспечивающее уголовно-процессуальную деятельность, но и как часть уголовного судопроизводства, которая может быть использована как при проведении скрытого расследования, так и для защиты участников уголовного судопроизводства.

Вместе с тем переход к новой парадигме потребует отказаться от идеологических шор и ложных стереотипов в отношении того, что оперативно-розыскная деятельность может только защитить граждан. Учитывая реальные возможности оперативно-розыскной деятельности как по подрыву доверия внутри криминального сообщества, так и по укреплению доверия граждан к государству через усиление авторитета института суда важно рассматривать законные способы ограничения прав и свобод граждан, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, необходимо учитывать, что криминальные структуры пытаются, используя коррупцию и шантаж, проникнуть в полицейские, судебные органы и органы прокуратуры для получения упреждающей информации о планируемых в отношении их полицейских операциях. Это требует активного использования приемов и методов оперативно-розыскной.

449 деятельности для обеспечения собственной безопасности государственных структур, ведущих борьбу с опасными проявлениями преступных посягательств и проверку высокопоставленных чиновников. Новое понимание оперативно-розыскной деятельности потребует усиления судебного контроля и прокурорского надзора за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, что должно сочетаться с активным использованием оперативных экспериментов и специальных операций в оперативно-розыскной деятельности, включая использование фиктивных фирм для подрыва доверия внутри криминального сообщества.

Переход к новой оперативно-розыскной парадигме, должен найти свое отражение, как на законодательном и правоприменительном уровнях, так и на системе уровне подготовки кадров для правоохранительных органов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательство Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации М.: Юрид. лит., 1993. — 96 с.
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-Ф3.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
  5. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 //СЗ РФ. 1999. -№ 14.-Ct.1666.
  6. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446−1 // ВСНД и ВС РФ. 1993. -№ 2. — Ст.77.
  7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. — № 33. — Ст.3349.
  8. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485−1 (в ред. Федерального закона от 06.10.97 г. № 131-Ф3).
  9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ (с изменениями).
  10. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25 июля 2003 № 116 — ФЗ от Юянваря 2003 № 15-ФЗ от 30.06.2003 № 86-ФЗ).
  11. Федеральный Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. -№ 8. Ст. 609.
  12. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изм.).
  13. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 08. августа 1996 г. № 327 «О законодательном регулировании экономической безопасности Российской Федерации».
  14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. N 3346-П ГД «О деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».
  15. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 1998 г. № 2318-П ГД. «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства».
  16. I. Указы Президента Российской Федерации
  17. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
  18. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
  19. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  20. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».1. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
  21. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608».
  22. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном Центре бюро ИНТЕРПОЛА».
  23. Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 538.
  24. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении государственной программы „Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006−2008 гг.“
  25. Указание Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП, ГТК России от 10 апреля 1997 г. № 15/7 „Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и нарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности“.
  26. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 „Об организации надзора за исполнением Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“.
  27. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 2002 г. N 35 „Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства“.
  28. Аристотель Политика М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 393 с.
  29. А. История инквизиции. СП-б, 1995 -320 с.
  30. С.Н. Налоговая полиция: создать и действовать (воспоминания первого Директора налоговой полиции). М.: Вече, 2000. -384 с.
  31. Д., Дан У., Ландау Э. Массад. Секретная разведывательная служба Израиля / Пер. с англ. Ю. Н. Сергеева. М.: Международ, отношения- МП „Улисс“, 1993.- 272.
  32. А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. — 120 с.
  33. В.В. Экономическая безопасность. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Аванти, 2004.- 168 с.
  34. В.В. Экономическая безопасность государства. М.: Аванти, 2001.- 188 с.
  35. Беккариа Ч „О преступлениях и наказаниях“ фирма „Стеле“, М.:1995. —304 с.
  36. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М.: Юрид. лит., 1987. — 272 с.
  37. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. -М.: Юрид. лит., 1988. -304 с.
  38. Я.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М.: Наука, 1989.-240 с.
  39. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2005. -254с.
  40. Бжезинский 3. Глобальное господство или глобальное лидерство / пер с англ. М.: Междунар. отношения, 2005. -288 с.
  41. Ю. Похищение Евразии. М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. — 448 с.
  42. Н.Е. Государственные экономические стратегии М., Рос. Экон. Акад., 1998.-440 с.
  43. A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002. — 424 с.
  44. В.М. Выдача в Российском уголовном процессе. М.: „Юрлитинформ“, 2002. — 336 с.
  45. P.M. Шпионаж особого рода. М.: Мысль, 1989. — 254 с.
  46. П. Цицерон . М.: Мол. Гвардия, 1991. — 544 с.
  47. Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Новое изд. перепеч. с изд. 1908 г. — М.: ЛексЭСТ, 2002. — 1088 с.
  48. А.И. Красная мафия. М.: Самоцвет, 1995 — 392.
  49. Н. С. Зенякин В.Е. Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М.,"Алгоритм“, 2000. — 288 с.
  50. . А. Искусство разведки: пер с англ. с сокращениями. -М.: Международные отношения. -МП „Улисс“, 1992. 288 с.
  51. М.Г. Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма. -М.: „Форум“, 2000. -192 с.
  52. А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. -572 с.
  53. Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. — М.: СПАРК, 1996. —-111 с.
  54. А.И., Евланова O.A. Методика анализа организованной преступности. М., Российская криминологическая ассоциация, 2005.-128 с.
  55. Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-415 с.
  56. А.Г. Конспиралогия (наука о заговорах, секретных обществах, тайной войне). М., РОФ „Евразия“, 2005. — 624 с.
  57. С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб.: „Лексикон“, 2001.-272 с.
  58. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: „Высшая школа“, 1968. — 368 с.
  59. В.И., Исаков В. М. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х-нач. XX вв.). М.: ЮИ МВД России, 1998. — 80 с.
  60. A.B. Теоретические основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2002. -292 с.
  61. B.K. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Монография /ГУ Кемеровский госуниверситет -Кемерово, 2003. 170 с.
  62. Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ними. М.: Российский Юридический издательский Дом, 1999.
  63. И.А. Аксиомы религиозного опыта М.: „ACT“, 2004. —586 с.
  64. И.А. Избранное Смоленск „Посох“, 1995. -416 с.
  65. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996. — 264 с.
  66. Ф. Повседневная жизнь итальянской мафии / Пер с фр. О Ивановой. М.: Мол. Гвардия, 2000. — 258 с.
  67. И. Метафизические начала естествознания. М.: „Мысль“, 1997. -1710 с.
  68. И.И. Сыск (записки начальника уголовного розыска) М.: Юрид. лит. 1994.-351 с.
  69. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Иэдиториал, УРСС, 2001. — 288 с.
  70. В.М. Русская мафия 1988−2005. Криминальная хроника новой России. М.: Эксмо, 2006. — 544 с.
  71. В.А. Противоправное поведение в сфере экономики. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты. М.: „Юр-литинформ“, 2005.-472 с.
  72. JI.B. Антропология преступления (микрокриминология). -М.: НОРМА, 2001.-344 с.
  73. Тайная полиция США. ФБР: прошлое и настоящее.-2-е изд. доп. и пере-раб. М: Мысль, 1986. — 284 с.
  74. П.А. История российского сыска.-М.: Молодая гвардия, 2 005 395 с.
  75. A.A. Конституционная юстиция в зарубежных странах.- М.: Междунар. отношения, 2004. 288 с.
  76. В.А. Крупнейшие уголовные дела XX века в США. -М: Юрид. лит., 1990.-400 с.
  77. А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. М.: „Юрлитинформ“, 2006. — 192 с.
  78. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. „ACT“, 2003. -605 с.
  79. В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2 003 352 с.
  80. П. Организованная преступность. Тайная история самого прибыльного бизнеса в мире. М.: Аст-Астрель. — 192 с.
  81. Ч. Преступление. М., 1994. — 187 с.
  82. Н.С. Лихолетье. М.: Международные отношения, 1994. — 400 с.
  83. Л.В. Синергизм: философская парадигма XXI века / Л.В. Лесков- Междунар. ин-т П. Сорокина-Н, Кондратьева. М.: „Экономика“, 2006. — 637 с.
  84. В.И. Формирование Крупных интегрированных корпоративных структур в российской экономике. М.: МГУ, 2000. — 374 с.
  85. Р. Методология права-М.: „Прогресс“, 1981.
  86. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: НОРМА, 1997. — 525 с.
  87. Ф.М. Полицейские и провокаторы: полицейский сыск в России. 1649−1917. 2-е изд. испр. М.: Терра, 1998. — 347 с.
  88. В.О., Мазуров A.B. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2 000 303 с.
  89. А.Г. Оперативно-розыскная деятельность-необходимость и законность. 20е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: Нижнегородский ЮИ МВД России, 1997. — 219 с.
  90. Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России Ис-торико-правовой анализ. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 263 с.
  91. С. Коммерческая разведка и контрразведка или промышленный шпионаж в России и методы борьбы с ним. -М.:"Дружок», 1995−223 с.
  92. В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М.: «Экзамен», 2002. -256 с.
  93. Н.Г. Международный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности: Монография. -М.: Издательский Дом Шумиловой И. И., 2006 — 267 с.
  94. Г. К. Проблемы экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения): Монография. М.:ВНИИ МВД России, 1994.— 88 с.
  95. Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. — 672 с.
  96. Монтень Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост. ст. В. П. Яковлев. -М.: изд-во «Феникс» 1998. 544 с.
  97. A.A. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. М., ЦПИ, 2003. — 384 с.
  98. B.C. Стратегия борьбы с мафией. М.: СИМС, 1993. — 190 с.
  99. Р. Театр террора. М.: Грифон, 2006. — 336 с.
  100. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография /под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: «ИНФРА-М», 1996, -400 с.
  101. В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2005. -131 с.
  102. Т.В. Криминалистические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — 268 с.
  103. Роуз Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. O.A. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.
  104. Г. Классификация наук. М.: Вузовская книга, 2006 — 90 с.
  105. C.B. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). Монография. СПБ Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994. -240 с.
  106. Н. Социалогия /Пер. с англ. -М.: Феникс, 1994. -688 с.
  107. С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан: Монография. М.:ЮНИТИ-ДАНА, закон и право — М., 2003. — 319 с.
  108. К.В. Опыт законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Монография. СПб: СПб. Ун-т МВД России, 1998. — 277 с.
  109. Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступность толпы /Сое. и предисл. B.C. Овчинского М. ИНФРА — М., 2004. -391 с.
  110. Ю. Век криминалистики: Пер. с нем. / Под ред. и со вступ. ст. Ф. М. Решетникова. 3-е изд. — М.: Прогресс, 1991. — 323 с.
  111. А.Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. -3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. — 592 с.
  112. Тоффлер метаморфоза власти: Пер с англ. M.: «АСТ», 2001. — 699 с.
  113. Э. Третья волна. M: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999. — 784 с.
  114. Ф. Конец истории и последний человек: Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT, Ермак, 2005. — 588 с.
  115. В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. -191 с.
  116. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности/ В. Д. Ларичев, Е. В. Милякина, Е. А. Орлова, В. Ф. Щербаков, О. Г. Шикунова М.: «Экзамен», 2002. — 512 с.
  117. JTe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
  118. В.Д. Из воспоминаний жандарма. М.: МГУ, 1991.
  119. Фромм.Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: ACT: ACT Москва, 2006, —571с.
  120. Фукуяма Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. М: ООО «Издательство ACT» ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 730 с.
  121. С. Столкновение цивилизаций: Пер с англ. Велимеева. Т., Новикова Ю. М.: «АСТ», 2003. — 603 с.
  122. А.Е. Становление российской государственности: проблема перехода от безопасности экономики к экономической безопасности: Монография. — М: АНП ФСНП России, 2002. — 187с.
  123. А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении экономической безопасности России: проблемы и перспективы: Монография. — М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2006.— 166 с.
  124. О.Г. Теневая экономика: Состояние, проблемы, способы противодействия. -М.: Наука, 2002. 183 с.
  125. А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. М.: Издатель Шумилова И. И., 1999.-232 с.
  126. VIII. Авторефераты диссертаций и диссертационные исследования
  127. И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 237 с.
  128. K.JI. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России: Дис.. канд. экон. наук, — М., 1999. 190 с.
  129. Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.-411с.
  130. Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность: Дис. .канд. экон. наук. Новосибирск, 1998. -200 с.
  131. О.Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов контрабанды (По материалам Северо-Западного Федерального округа России): Дис.. канд. юрид. наук. — Калининград, 2003. — 177 с.
  132. Н. А. Основы эффективного информационного взаимодействия уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности: Дис. .канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2003. — 180 с.
  133. Григорян J1.A. Власть и ее формы в СССР. Охрана государственной безопасности как функция социалистической государственной власти: Дис. д-ра юрид. наук. —М.:ВШ МВД СССР, 1971.—486 с.
  134. А.Х. Теоретические, правовые основы, проблемы производства дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1991. — 33 с.
  135. И.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук — М.: ЮИ МВД России, 1995. — 48 с.
  136. А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и права человека. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — СПб.: СПб Академии МВД России, 1997. — 24 с.
  137. А. Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — Харьков, 1967. —27 с.
  138. A.A. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасность государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.-181 с.
  139. И. М. Расследование как процесс познания: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — М., 1968. — 34 с.
  140. В. И. Розыскная деятельность при расследовании преступлений: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1965. — 36 с.
  141. Процессуальные аспекты контроля и записи телефонных и иных переговоров: Дис. .канд. юрид. наук. —Челябинск, 2003, 192.с.
  142. И. В. Основные проблемы криминалистической науки, раскрытия и расследования преступлений в восточно-европейских странах: Дис.. д-ра юрид. наук. — Одесса, 1991. — 544 с.
  143. А. Б. Проблемы эффективности следственных действий: Авто-реф. дис. д-ра юрид. наук. — М., 1985. — 52 с.
  144. A.B. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности. Дис. .канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2004.-191 с.
  145. Е.В. Обоснование валютной составляющей в механизме управления экономической безопасностью России: Дис.канд. экон. наук. -М., 2001.-167 с.
  146. C.B. Криминологические аспекты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. -М., 2002. -176 с.
  147. Р.Х. Налоговые органы в системе обеспечения экономической безопасности. (Организационно-правовые аспекты): Дис.. канд. юрид. наук.-М., 2001.- 188 с.
  148. В.И. Вопросы теории и методологии криминалистического исследования: Дис.. .д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2003. — 411 с. 1. Научные статьи, комментарии
  149. А.И., Смирнов Г. Г. О законе «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» // Черные дыры в Российском Законодательстве. 2004. —№ 1. — С. 9−12.
  150. Л.В. Обеспечение безопасности граждан, участвующих в оперативно-розыскной деятельности // Черные дыры в Российском Законодательстве, 2003. — № 3. — С. 60−66.
  151. Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. — М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2005 — 90 с.
  152. В.И. «Отмывание» незаконных доходов, как структурный элемент криминалистической характеристики //Экономико-правовые аспекты борьбы с преступностью: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской ВШ МВД России, 1997. — С. 25−31.
  153. С.И. Концептуальные проблемы обеспечения экономической безопасности оперативно-розыскными мерами // Труды Калининград. ВШ МВД России. Вып. 1. Калининград ВШ МВД России, 1995 — С. 19−26.
  154. Г. М. Состояние транснациональной организованной преступности ив СНГ // Черные дыры в Российском Законодательстве, 2003. — № 1. — С. 275−278.
  155. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 г. /Пер. с англ. М. Леоновича. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 120 с.
  156. К.К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. М.: Новый Юрист, 1997. —576 с.
  157. Десятый конгресс Организации Объединенных наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сборник документов /Сост. Кандидат юридических наук Волеводз А. Г. М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2001, — 496 с.
  158. Доклад Национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 г. /Пер. с англ. М.: Институт экономических стратегий, 2004. — 832 с.
  159. В.А. Некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью /Преступность: стратегия борьбы: Сб. статей /Под ред. А. И. Долговой. -М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 169−173.
  160. Н.В. Защита экономических интересов России в условиях экономической зоны // Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Науч.-практич. конф. Тез. докл. М.: РИО РТА ГТК РФ, 1995. — С. 202−206.
  161. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Комментарий /под ред. А. Ю. Шумилова. М.: Фирма ABC, 1995. — 160 с.
  162. Итоги работы органов ФСНП РФ в 2001 г. // Статистические материалы ФСНП РФ по Ярославской области. Ярославль, 2002.
  163. М.П. Проблема глобализации уголовной политики. //Реагирование на преступность: концепция, закон, практика. М., Российская криминалистическая ассоциация, 2002. -С. 12−16.
  164. Комментарий к Уголовному кодексу РК /Отв. редакторы: Борчашвили И. Ш., Рахимжанов Г. К. Караганда, РГК ПО «Полиграфия», 1999. — 960 с.
  165. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий. М.: Политиздат, 1982.-398 с.
  166. Конституция Российской Федерации, Комментарий / Под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994.-624 с.
  167. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. проф. А. Ю. Шумилов. — М.: Издатель Шумилова И. И. 2000.-291 с.
  168. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации 2-е изд./ Под ред.Н. А. Петухова, Г. И. Загорского. М.: ЭКМОС, 2002. — 780 с.
  169. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г. /Под общ. и научи. ред. А. Я. Сухарева. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 2002. — 896 с.
  170. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /Отв. Ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2002. — 1039 с.
  171. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. С приложением ведомственных нормативных актов /Под общ. ред. и с пред. Генерального прокурора РФ, проф. Ю. И. Скуратова. М.: Норма, 1996. — 736 с.
  172. А.П., Тимофеев А. В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий. М.: «Экзамен», 2004. — 576 с.
  173. В.П. Особенности организации и тактики борьбы с коррупцией в правоохранительных органах // Коррупция в России: состояние и проблемы: Мат-лы науч.-практич. конф. (26−27 марта). Вып.1 М.: МИ МВД России, 1996. — С.158−163.
  174. В.Н., Пешков М. А. Состязательность моделей уголовного процесса США //Государство и право, № 12. 1999.-С 81−89.
  175. Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 2. Материалы научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (октябрь 1995 г. декабрь 1997 г.) — М.: Юрид. лит., 1998. -208 с.
  176. Новые криминальные реалии и реагирование на них. М., Криминологическая ассоциация, 2005. — 300 с.
  177. С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов. М.: Рус. яз., 1986, —797 с.
  178. Опыт и проблемы функционирования федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности страны: Материалы научно-практической конференции /под ред. Зайцева В. А., Городецкого
  179. А.Е., Илюхиной Р.В.-М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. 250 с.
  180. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Практ. пособие / Под ред. В. П. Верина. М.: Юрайт-Издат, 2006.-589С.
  181. Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. Материалы конференции. М., Российская криминологическая ассоциация, 2001. — 132 с.
  182. A.B. Системная парадигма права // Черные дыры в Российском Законодательстве, 2004. — № 2. — С. 414−426.
  183. В.И. Особенности деятельности спецслужб по обеспечению экономической безопасности на современном этапе. // Безопасность личности, государства и спецслужбы России: Мат-лы науч.-практич. конф.(Москва, 5−7 апреля 1994 г.). М., 1994. — С. 14−24.
  184. Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. — 192 с.
  185. А.Е. О совершенствовании правовых основ оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы правовой науки: Меж-вуз. сб. науч. тр. Омск: Омская ВШМ МВД России, 1995. — С. 24−32.
  186. Чу вил ев A.A. Процессуальные аспекты Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в России. М., 1993. — С.120−121.
  187. А.Е. К вопросу о юридическом мировоззрении: переход от борьбы с преступностью к контролю над ней //Государство и право. 2003.10. —С. 12−14.
  188. А.Е. К вопросу о формах борьбы с преступностью в различных моделях государственного устройства //Российский следователь. 2006. — № 6. — С. 49−50.
  189. А.Е. Стратегия борьбы с организованной экономической преступностью: от противодействия к контролю //Налоговая политика и практика. 2006. — № 10. — С. 40- 43.
  190. А.Е. К вопросу о необходимости разработки федерального закона О национальной безопасности России //Вестник МВД России. 2006.6. —С. 61−63.
  191. А.Е. К вопросу о новой стратегии борьбы с преступно-стью//Вестник МВД России. 2006. — № 7. — С.80−81.
  192. А.Е. Обеспечение экономической безопасности: синергетиче-ский подход //Налоговая политика и практика. 2006.— № 12. — С. 36−39.
  193. Шарихин А.Е.О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией //Закон и право. 2006. — № 12. — С. 14−15.
  194. А.Е. К вопросу о роли целеполагания в обеспечении экономической безопасности России //Черные дыры в Российском Законодательстве. 2007. —№ 1, —С. 193−196.
  195. А.Ю. Направления совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности // Преступность и законодательство. -М.: Криминологическая ассоциация, 1996. С.247−256.
  196. X. Учебные пособия и словари
  197. А.Р. Теория доказывания. Научно-методическое пособие. -М.: НОРМА, 1990. 429 с.
  198. У. Правовая система США. 3-й выпуск. — М.: Новая юстиция, 2006, — 1216 с.
  199. Богомолов В. А Экономическая безопасность: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (60 000) -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303 с.
  200. Ю.бБоботов С. Б. Правосудие во Франции (учебное пособие). М.: 1994. -198 с.
  201. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: «СПАРК», 1996. -589 с.
Заполнить форму текущей работой