Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствуют критерию новизны следующие теоретические положения диссертации: разработанное автором понятие «информационные технологии в ОРД ОВД», которое позволило разработать единую систему информационных технологий, используемых для решения задач ОРД ОВД, и выработать оптимальные правовые основы их использованиякомплекс научно-практических положений по вопросам информационного обеспечения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и правовые основы использования информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
    • 1. Понятие и методологическое содержание (сущность) ин- 14 формационных технологий в решении задач оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
    • 2. Состояние и основные направления совершенствования ис- 34 пользования информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
    • 3. Правовое регулирование применения информационных тех- 51 нологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Основные направления совершенствования использования информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
    • 1. Информационное обеспечение раскрытия преступлений с 83 помощью программирования и компьютерной техники
    • 2. Использование сети Интернет для решения задач ОРД
    • 3. Тенденции и перспективы использования информационных 137 технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Использование информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях быстро меняющейся криминогенной обстановки в стране и качественного изменения преступности требуется принятие комплексных мер, направленных на установление надежного правопорядка в стране, обеспечение защиты жизни, здоровья граждан, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов современных научных достижений позволит успешнее противостоять преступности.

Проведенный анализ показал, что информационные технологии в настоящее время используются субъектами оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса преимущественно для создания различных информационных баз данных и текстовых документов. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в последние годы в России с помощью информации, содержащейся в криминалистических учетах, раскрывается лишь от 19 до 30% совершаемых преступлений. Регистрация случаев использования иных информационных технологий вообще не ведется.

До сих пор отсутствует однозначное толкование термина «информационные технологии». Ряд ученых (Э.А. Антонова, А. Д. Ульянов, A.A. Кривоухов, A.M. Прокопенко и др.) считают, что область информационных технологий в настоящее время лишена терминологической системы.

Не разработаны вопросы правового регулирования использования информационных технологий как для решения задач уголовного судопроизводства, так и оперативно-розыскной деятельности, В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности"1 нет термина «информационные технологии», а все разнообразие их применения сводится к упоминанию о возможности использования в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, а также других технических и иных.

1 Далее — ФЗ об ОРД средств (ст. 6) и праве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач создавать и использовать информационные системы (ст. 10).

Одновременно происходящие в стране процессы реформирования обусловливают необходимость научного обоснования и правового обеспечения проблемы оптимального соотношения интересов личности и государства, определения допустимых пределов вмешательства в сферу личных интересов. Необдуманное использование информационных технологий может привести не к повышению эффективности борьбы с преступностью, а к нарушению конституционных прав граждан. Своевременность этого вопроса демонстрирует широкое внедрение в правоохранительную деятельность таких систем, как СОРМ или DCS 1000 (Carnivore), заявляемых как оборудование, внедряемое каждому провайдеру для мониторинга коммуникацийсоздание единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС), которая охватит правоохранительные органы всех регионов страны и включит обширную базу данных.

Становятся актуальными и вопросы: правового регулирования Интернетаразработки механизмов противостояния распространению информации антисоциальной направленностипресечения преступлений, совершаемых в сети Интернет. Уже сейчас, по данным компании RU-CENTER, которая является национальным доменным регистратором в Российской Федерации, число пользователей глобальной сети в России составляет 8 -10 процентов от общей численности населения, что является показателем массового характера пользования интернет-услугами.

Таким образом, проблемы, существующие сегодня в сфере использования информационных технологий (низкий уровень их использования, неосведомленность сотрудников об их возможностяхустаревший характер технологий и др.), являются следствием недостаточной разработанности научных положений, а также правовых основ их применения, в том числе и при решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с информационным обеспечением ОРД ОВД, широко представлены в специальной литературе. Существенный вклад в разработку различных аспектов данной проблематики внесли такие ученые, как В.М. Ат-мажитов, Ю. С. Блинов, В. Г. Бобров, Н. П. Водько, С. С. Галахов, В.Ю. Го-лубовский, Д. В. Гребельский, H.A. Климов, В. Г1. Кувалдин, В. Д. Ларичев, А. Г. Лекарь, В. А. Лукашов, В. Ф. Луговик, С. С. Овчинский, A.C. Овчин-ский, В. Н. Омелин, Г. К. Синилов, E.H. Яковец и другие.

Проблемы функционирования автоматизированных информационных систем, автоматизированных банков данных оперативно-розыскного назначения нашли отражение в кандидатских и докторских диссертациях таких авторов, как В. Г. Гриб, И. Б. Гранаткин, И. Б. Денисова, В. П. Кувалдин, А. Я. Минин, В. М. Мартынюк, Л. Ю. Миллер, В. Н. Черкасов и др.

Использованию именно информационных технологий при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений посвящали свои труды Л. М. Исаева, Т. Г. Кадетова, П. В. Пименов, A.C. Медведев и др.

Признавая бесспорный вклад их научных трудов в науку и правоприменительную практику, следует отметить, что информационные технологии стремительно развиваются и с каждым годом предоставляют пользователям все большие возможности. Таким образом, научные исследования, даже проведенные в последние годы, не исчерпывают всех вопросов применения информационных технологий в ОРД ОВД.

Не менее важным фактором, обусловливающим актуальность диссертационного исследования, является то обстоятельство, что изменились условия функционирования самих оперативных подразделений ОВД. Социально-политические и экономические факторы, в целом влияющие на организацию оперативно-розыскной работы ОВД, объективно предопределяют необходимость комплексного исследования использования информационных технологий в ОРД ОВД.

Исключительная важность разрешения проблем интенсификации внедрения информационных технологий, острая необходимость теоретического осмысления и недостаточно отвечающая потребностям практики степень их изученности, а также необходимость комплексного исследования проблемы правовых основ их применения в оперативно-розыскной деятельности определяют актуальность и стратегию настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при использовании информационных технологий в сфере оперативно-розыскной деятельности, в первую очередь различных видов цифровых технологий, используемых для получения (передачи) информации или воздействии на нее в целях решения задач ОРД.

Предметом диссертационного исследования являются информационные технологии и общие закономерности их использования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Гипотеза исследования заключается в том, что установление проблем, выявление существующих тенденций и разработка оптимальной комплексной модели применения информационных технологий в ОРД ОВД повысит эффективность борьбы с преступностью.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в решении научной задачи, направленной на совершенствование использования информационных технологий в ОРД ОВД.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач: конкретизировать понятие и содержание информационных технологий, используемых для решения задач ОРД ОВДраскрыть основные направления и современное состояние использования информационных технологий в ОРД ОВДисследовать правовое регулирование использования информационных технологий в ОРД ОВДисследовать проблемные вопросы информационного обеспечения раскрытия преступлений с помощью программирования и компьютерной техникиразработать практические рекомендации по использованию сети Интернет для решения задач ОРД ОВДвыявить тенденции и определить перспективы использования информационных технологий в ОРД ОВД.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистическое познание. В качестве научного инструментария использовались такие методы научного познания, как формально-логический, исторический, системный, сравнительно-правовой, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области конституционного, оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, уголовного, информационного, международного и других отраслей права по вопросам правового регулирования использования информационных технологий.

Решение рассматриваемой проблемы находится на «стыке» нескольких отраслей знания, таких как теория ОРД, криминалистика, информатика, правовая кибернетика и др. Отсюда — разнообразие используемых понятий и комплексный характер исследования.

Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция РФосновополагающие международные акты, регулирующие использование информационных технологийоперативно-розыскное, уголовно-процессуальное, уголовное и административное законодательство и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, министерств и ведомств, а также законодательство ряда зарубежных государств (Украиныреспублик Азербайджан, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, ТуркменистанКыргызской Республики), относящиеся к заданной области исследования.

Эмпирическая база исследования. Достоверность и обоснованность выводов, предложений и рекомендаций, сделанных по результатам диссертационного исследования, обеспечены комплексным подходом в сборе эмпирического материала. Для получения максимально разносторонней информации были использованы: статистические данные ГИАЦ МВД Россииматериалы изучения 160 дел оперативного учета и 120 уголовных делрезультаты интервьюирования 120 сотрудников ГУВД по г. Москве и Московской области, анкетирования 105 сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (ГУВД по г. МосквеМосковской, Новосибирской областямПермскому краю, УВД по Брянской, Владимирской областям) — совместного с ДСБ МВД России анкетирования 77 территориальных подразделений собственной безопасности по вопросу внедрения единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС).

При написании диссертации автор использовал личный опыт практической работы в подразделениях органов внутренних дел.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является одним из первых диссертационных исследований, посвященны комплексному рассмотрению вопросов использования информационных технологий для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Соответствуют критерию новизны следующие теоретические положения диссертации: разработанное автором понятие «информационные технологии в ОРД ОВД», которое позволило разработать единую систему информационных технологий, используемых для решения задач ОРД ОВД, и выработать оптимальные правовые основы их использованиякомплекс научно-практических положений по вопросам информационного обеспечения раскрытия преступлений с помощью программирования и компьютерной техникинаучно-практические рекомендации по использованию сети Интернет для решения задач ОРД ОВД, в том числе авторская схема организации учета похищенных культурных ценностей и использования системы Интернет для выявления и раскрытия фактов их хищенийпредложения по совершенствованию мер борьбы с хищениями сотовых телефонов, предполагающие создание принципиально новых для Российской Федерации информационных технологий учета самих телефонов и их регистрации в сети по 1МЕ1-номерамобоснованные автором основные тенденции и перспективы использования информационных технологий в ОРД ОВД.

В диссертации разработаны и выносятся на защиту следующие основные положения.

1. Авторское определение понятия «информационные технологии, используемые для решения задач ОРД», послужившее теоретической основой их систематизации и разработки предложений по оптимизации их использования. Под информационными технологиями, используемыми для решения задач ОРД ОВД, следует понимать цифровые технологии получения (передачи) информации или воздействия на нее в целях решения задач ОРД ОВД.

Положение о том, что содержание и применение информационных технологий для решения задач ОРД целесообразно рассматривать как одно из существенных направлений методологии раздела теории ОРД — оперативной техники.

2. Авторская классификация информационных технологий, применяемых в ОРД ОВД, предполагающая существование стационарных, предназначенных для локального пользования, и сетевых, предназначенных для удаленного пользования, разновидностей.

Исходя из способа действия технологий получения информации и характера самой получаемой информации можно выделить: в группе стационарных технологий: рекомендующие (обучающие) системыпрограммы получения оперативной информации, используемой для выявления или документирования преступленийсистемы блокирования информациив группе сетевых технологий: собственно банки данных, включая статистические и криминалистические учеты, предназначенные для поиска информациипрограммы, обеспечивающие обмен информациейавтоматизированные рабочие места с банками данных или без нихИнтернет.

Исходя из критерия комплексности решения задач все технологии предлагается разделить: на универсальные поисковые технологии, имеющие базы данных (куда можно отнести и Интернет) — специализированные технологии блокирования, получения оперативно значимой информациитранспортные технологии, предназначенные исключительно для повышения оперативности передачи информации.

3. Комплекс положений по совершенствованию правовых основ использования информационных технологий. Среди них: введение в ст. 6 ФЗ об ОРД термина «технологии», что сделает обоснованным применение различных информационных технологий в рамках оперативно-розыскных мероприятийконкретизация обязанностей операторов связи, предусмотренных в ч. 1 ст. 64 Закона «О связи», путем изменения редакции соответствующей статьи за счет введения обязанности предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о местоположении телефонных аппаратов и др.

4. Мнение о приоритетности дальнейшей «компьютеризации» ОРД и, в частности, применении специально разработанных компьютерных программ, раскрывающих алгоритмы раскрытия отдельных видов преступлений, а также комплекса программных средств «Автоматизированное рабочее место оперативного сотрудника» (АРМ), структура которого предлагается автором.

При этом программирование деятельности оперативного сотрудника по раскрытию преступлений следует рассматривать как способ обеспечения этой деятельности методической информацией, формализующей и систематизирующей методические рекомендации по распознанию оперативно-розыскной ситуации, определению целей и выбору средств решения некоторых типичных оперативно-тактических задач, придающих этим рекомендациям наиболее удобную форму для их использования при раскрытии отдельных видов преступлений.

5. Предложения по оптимизации использования сети Интернет для решения задач ОРД ОВД: внедрение информационных технологий блокирования информации, направленных на пресечения преступлений в сети Интернет, связанных с распространением антисоциальной информации. Для чего предлагается система правовых основ блокирования информации провайдерами: систематизация и упорядочивание договоров провайдеров с абонентами как по форме, так и по содержаниюповышение ответственности фирм-провайдеров как юридических лицорганизация розыска лиц и предметов исходя из принципа сочетания соблюдения конституционных прав человека и невмешательства в ход раскрытия и расследования преступлений.

6. Авторская схема организации учета похищенных культурных ценностей и использования системы Интернет для выявления и раскрытия фактов их хищений, предполагающая: объединение информационных ресурсов министерств и ведомствобщую структуру системы и разработку единых требований к описанию культурных ценностейпринятие совместного приказа ФСБ России, МВД России, СК при прокуратуре России, ФТС России и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, регламентирующего порядок предоставления информации и пополнения единой базы культурных ценностей, основания и прядок опубликования информации в средствах массовой информации, включая Интернетраспределение между заинтересованными ведомствами функций по ведению баз данных с учетом их задач и исключения дублирования функцийобеспечение возможности гражданам сообщать информацию о местонахождении, например, объявленного в розыск объекта, в полностью анонимном режиме.

7. Предложения по совершенствованию мер борьбы с хищениями сотовых телефонов, предполагающие создание принципиально новых для Российской Федерации информационных технологий учета самих телефонов и их регистрации в сети по 1МЕ1-номерам. Такая система учета позволит сделать хищение сотовых телефонов бесполезным и даст дополнительную информацию для выявления, пресечения и раскрытия преступлений за счет постоянного фиксирования местоположение телефона по 1МЕ1-номеру, который идентифицирует сам телефонный аппарат, позволяя проследить маршрут его владельца, даже если телефон находится в выключенном состоянии.

Реализация этого предложения требует внесения изменения в ФЗ «О связи» (ч. 1 ст. 64) с введением обязанности резервирования полученных данных в течение 90-дпевпого периода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные положения формируют научные основы понимания информационных технологий и их разновидностей как единой системы, используемой для решения задач ОРД ОВД, имеющей свои возможности и закономерности развития. В совокупности с выявлением проблем их использования и предложением способов разрешения указанных проблем это развивает науку оперативно-розыскной деятельности, в частности раздел оперативной техники, и может служить основой для дальнейших теоретических исследований, оптимизации законодательства и практики их применения.

Практическая значимость исследования заключается в его непосредственной ориентации на повышение эффективности оперативнорозыскной деятельности подразделений органов внутренних дел, а также в использовании сформулированных научных положений, выводов и рекомендаций по проблемам использования информационных технологий: в правоприменительной деятельностипри совершенствовании оперативно-розыскного и иного законодательства (ФЗ «О связи» и др.) — в процессе ведомственного нормотворчествав научной деятельности, а также при разработке учебных курсов (оперативно-розыскной деятельности и других юридических паук). Положения, касающиеся применения информационных технологий, используются в практической деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и стран СНГ", а также при проведении научно-исследовательских работ НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России».

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в 5 опубликованных работах (1,9 п.л.), две из которых — в изданиях, рекомендованных ВАК России. Результаты исследования обсуждались на заседании научно-исследовательского центра № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России», научно-практической конференции, (г. Москва, Академии управления МВД России, 2006 г.) и внутриведомственной научно-практической конференции, (г. Москва, ВНИИ МВД России 2008 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Некоторые результаты исследования оформлены в виде приложений.

Заключение

.

Проведенное настоящее исследование в соответствии с его целями и задачами позволило сформулировать научно обоснованные выводы, предложения и рекомендации по совершенствованию использования информационных технологий в ОРД ОВД.

Суть основных из них сводится к следующему.

77 1 Климов И. А., Синилов Г. К. Предмет, система, методология, история и перспективы развития теории ОРД: Курс лекций по оперативно-розыскной деятельности. Вып. 1 -М.: ЮИ МВД РФ, 1995. С. 52.

2″ 2 Климов И. А., Синилов Г. К. Указ. соч. С. 46−47.

1. Результаты диссертационного исследования с полным основанием позволяют утверждать, что одним из приоритетных направлений совершенствования информационного обеспечения ОРД ОВД в условиях быстро меняющейся криминогенной ситуации в стране является широкомасштабное внедрение и использование современных информационных технологий.

Применение информационных технологий в сфере борьбы с преступностью исторически формировалось и можно выделить эволюционные этапы их применения в указанной сфере.

Современный этап применения современных информационных технологий в ОРД ОВД связан с разработкой в 1993 г. Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью стала основой осуществления единой научно-технической политики в области компьютеризации, создания информационно-вычислительных сетей (ИВС) и средств связи, внедрения новейших информационных технологий и создания интегрированных баз данных различного уровня.

На основе анализа различных подходов к определению понятия «информационные технологии» автором изложена собственная точка зрения по данному вопросу.

Для разработки понятия «информационная технология, используемая для решения задач ОРД» учитывалось два момента.

Во-первых, вид деятельности, посредством которой информационная технология формируется и для решения задач которой она предназначается. В рамках нашего исследования это — оперативно-розыскная деятельность.

Во-вторых, понимание того, что информационная технология в себя включает. Для этого, исходя из возможностей системного и структурного методов познания для понимания сути «информационных технологий» и их связи с иными родственными понятиями рассмотрена связь современных понятий «информационная технология», «информационный ресурс» и «информационная система», которые нередко употребляются правоприменителями как синонимы, хотя, по мнению автора, таковыми не являются.

Результатом исследования стало определение: «Информационные технологии, используемые для решения задач ОРД ОВД, это цифровые технологии получения (передачи) информации или воздействия на нее в целях решения задач ОРД ОВД».

Учитывая, что любая технология воплощает в себе методы, приемы, режимы и способы, можно утверждать, что это относится и к информационным технологиям. Значит можно предположить, что на стыке, а скорее при внедрении в ОРД возможностей информатики зарождаются не только новые средства, но и методы ОРД.

С учетом авторского понятия «информационные технологии, используемые для решения задач ОРД ОВД» в работе разработана классификация информационных технологий, применяемых в ОРД ОВД, предполагающая существование стационарных, предназначенные для локального пользования, и сетевых, предназначенные для удаленного пользования, разновидностей, которая представлена в положениях, выносимых на защиту.

Таким образом, в' диссертации впервые в специальной литературе проведено теоретическое и методологическое обоснование понятия, сущности и структурно-содержательных элементов информационных технологий, применяемых для решения задач ОРД ОВД, что позволило не только сформулировать предложения о внесении изменений в федеральное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты, но раскрыть общие перспективные направления эффективного применения информационных технологий для решения задач ОРД.

2. Сформирован комплекс положений по совершенствованию правовых основ использования информационных технологий при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, совокупность которых подводит правовую базу по использованию в ходе ОРД всех видов современных информационных технологий. Часть из них приведены в положениях, выносимых на защиту, и затрагивают уровни федеральных законов.

В ходе исследования выявлены внутренние противоречия ФЗ об ОРД, связанные с созданием и использованием органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, информационных систем для решения задач, возложенных на них ФЗ об ОРД. В ходе исследования диссертант приходит к выводу, что для их снятия целесообразно введение в ФЗ об ОРД дополнительного оперативно-розыскного мероприятия — «проверка по оперативным, криминалистическим учетам и системам уголовной регистрации». Поскольку предлагаемое мероприятие содержит элементы, присущие ОРМ, их включение в ФЗ об ОРД, во всяком случае, с научной точки зрения, правомерно. В качестве одного из аргументов приводится анализ законодательств стран СНГ, которые показал, что данный путь реализован в законе, регламентирующем оперативно-розыскную деятельность Республики Казахстан.

3. По мнению диссертанта, в современных условиях представляется необходимой дальнейшая компьютеризация ОРД и, в частности, применение специально разработанных компьютерных программ, содержащим алгоритмы раскрытия отдельных видов преступлений, а также комплекса программных средств «Автоматизированное рабочее место оперативного сотрудника» (АРМ). Необходимо дальнейшее исследование данной проблемы как важного пути совершенствования информационного обеспечения ОРД ОВД в целом.

Диссертант полагает, что программирование раскрытия преступлений, которое заключается в обеспечении оперативного сотрудника методической информацией, формализующей и систематизирующей рекомендации по распознанию типовых оперативно-розыскных ситуаций, определению целей и выбору средств решения некоторых типичных оперативно-тактических задач, возникающих на первоначальном этапе работы по раскрытию преступлений.

Можно выделить следующие требования, которым должны отвечать разрабатываемые программы (оперативно-розыскные методики раскрытия отдельных видов преступлений: рекомендательный характер, научность и законностьоптимальностьвероятностный характер типичных версийгибкость и многовариантностьэффективность и результативность.

Разработанные в настоящее время АРМ оперативного сотрудника, а также информационно-рекомендующие системы (ИРС) включают в себя подсистемы, содержащие типовые (автоматизированные) методики раскрытия отдельных видов преступлений. В зависимости от конкретной ситуации данные подсистемы предлагают алгоритм ОРМ и иных действий с изложением особенностей их проведения.

В ходе диссертационного исследования автором сделан вывод, что одним из приоритетных направлений совершенствования информационно-методического обеспечения выявления и раскрытия преступлений является разработка и внедрение в оперативно-розыскную практику АРМ оперативного сотрудника.

4. Особой информационной технологией, значение которой в жизни общества только возрастает, является Интернет, предложениям по оптимизации использования которого для решения задач ОРД ОВД, уделено особое внимание. Среди них: необходимость внедрения информационных технологий блокирования информации, направленных на пресечение преступлений в сети Интернет, связанных с распространением антисоциальной информацииорганизация розыска лиц и предметов исходя из принципа сочетания соблюдения конституционных прав человека и невмешательства в ход раскрытия и расследования преступлений.

Применительно к организации блокирования информации в сети Интернет предлагается система правовых основ блокирования информации провайдерами: систематизация и упорядочивание договоров провайдеров с абонентами как по форме, так и по содержаниюповышение ответственности фирм-провайдеров как юридических лиц. Для этого целесообразно: введение единого Реестра для всех операторов, а не только для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользованиявведение выдачи Свидетельств установленной формы о включении в Реестр, а не существующих ныне «выписок из Реестра», никого ни к чему не обязывающих и возможных только для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользованиявведение обязательной регистрации всех операторов связи в едином Реестре, без которой деятельность по оказании услуг связи запрещена. Указанные положения могут быть внесены в Закон РФ «О связи» и соответствующие ведомственные нормативно-правовые акты Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Относительно использования сети Интернет для розыска лиц и вещей, по мнению автора, можно использовать практику Министерства юстиции США, направленную на сохранение тайны следствия, считающего, что несанкционированные контакты со СМИ могут привести, в частности, к раскрытию конфиденциальной информации с ущербом для расследования. Можно предложить два варианта работы с Интернетом: 1) отправной точкой остается исходная оперативная (следственная) ситуация и криминальная обстановка. Использование Интернета при раскрытии преступлений рассматривается как тактический приемом. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что использование СМИ в первую очередь направлено на разрешение конкретных следственных ситуаций, а уже затем с целыо привлечения населения к участию в раскрытии преступлений. Разглашения конфиденциальной информации здесь невозможно, так как информация поступает непосредственно от правоохранительных органов, оценивших необходимость ее разглашения с учетом конкретной оперативной ситуации. Нарушение конституционных прав также маловероятно, так как речь идет о раскрытии преступлений;

2) отправной точкой считается системность «выставления» в Интернет всех разыскиваемых объектов (людей, предметов и др.) без учета конкретной оперативной (следственной) ситуации. Плюс здесь в максимальном задействовании общественности для решения задач раскрытия преступлений, но минусом может быть разглашение информации о ходе раскрытия дела. Анализ существующих в Российской Федерации Интернет-систем показывает наличие тенденции использования сети Интернет именно по второму пути — пути системности и регламентирования. Однако основной проблемой здесь является дублирование функций государственных организаций, отсутствие правовых основ взаимодействия правоохранительных органов и иных государственных и негосударственных организаций.

5. Проведенный анализ зарубежного опыта и российской практики позволяет автору выдвинуть на обсуждение следующую схему организации учета похищенных культурных ценностей и использования системы Интернет для раскрытия фактов их хищений: с учетом того, что современные информационные технологии допускают разграничение прав пользователя в уровне предоставления информации, целесообразно объединить систему ЭРГ1АС Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, систему «Антиквариат» ГИАЦ МВД России и иные территориальные базы различных служб и ведомств, что позволит избежать дублирования функцийнеобходимо разработать единую структуру данной системы, позволяющую систематизировать информацию, в том числе разработав единые требования к описанию культурных ценностей, что позволит эффективнее обнаруживать похищенные предметы, например, среди задержанных таможенными органаминеобходимо разработать совместный приказ ФСБ России, МВД России, СК при прокуратуре России, ФТС России и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, точно регламентирующий порядок предоставления информации и пополнения единой базы культурных ценностей, основания и прядок опубликования этих данных в средствах массовой информации, включая Интернет. При этом, по мнению автора, целесообразно в основу распределения функций по ведению баз данных заложить назначение заинтересованных служб и возложить, соответственно: на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия — ведение массива информации о культурных ценностях: хранящихся в архивах, библиотеках, музеях, научных, реставрационных и иные организациях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственностихранящихся у прочих юридических и физических лиц, владеющих ими на праве собственности или ином вещном правеутраченных у указанных выше лиц по причинам, не связанным с хищением (потеря, утрата во время ведения военных действий и др.) — на Федеральную таможенную службу РФ — ведение массива информации о культурных ценностях изъятых при пересечении таможенной границы РФна ФСБ России, МВД России, СК при прокуратуре России (в соответствии с подведомственностью дел) — ведение массива информации о похищенных культурных ценностях.

При этом за Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия целесообразно сохранить функцию размещения в средствах массовой информации, включая Интернет, и в специализированных антикварных газетах и журналах информации о разыскиваемых культурных ценностях в целях организации их успешного поиска и возвращения. Однако санкция на такое размещение информации, если речь не идет о вещах, утраченных по причинам, не связанным с хищением (потеря, утрата во время ведения военных действий и др.), должна даваться соответствующими правоохранительными органаминеобходимо предусмотреть в единой системе учета оборота культурных ценностей возможность людям сообщать информацию о местонахождении, например, объявленного в розыск объекта, без страха дальнейшего преследования, например в полностью анонимном режиме.

6. В связи с постоянным ростом числа преступных посягательств на сотовые телефоны автором разработана система учета сотовых телефонов, в основе которой лежит создание принципиально новых для Российской Федерации информационных технологий учета самих телефонов и их регистрации в сети по 1МЕ1-номерам. Она позволит сделать хищение сотовых телефонов бесполезным и даст дополнительную информацию для выявления, пресечения и раскрытия преступлений за счет постоянного фиксирования местоположение телефона по 1МЕ1-номеру, который идентифицирует сам телефонный аппарат, позволяя проследить маршрут его владельца, даже если телефон находится в выключенном состоянии.

Динамика развития ситуации в России больше напоминает ситуацию в Евросоюзе. Так же как и там, мы ввели базу похищенных телефонов, правда, только на уровне правоохранительных органов, а не операторов связи. Казалось бы следующим этапом необходимо, так же как и в странах Евросоюза, ввести обязательное ведение для операторов сотовой связи единого реестра 1МЕ1-номеров похищенных телефонов. Номера регистрирующихся в сетях телефонных аппаратов затем проверяются по реестру и, в случае выявления совпадения, телефонный аппарат блокируется. Однако это неэффективно в случае «перепрошивки» 1МЕ1-номера, что очень распространено в России.

Поэтому, по мнению автора, целесообразно использование американской схемы, где в отличие от Великобритании и Австралии не стали создавать список похищенных телефонов, а создали список телефонов, находящихся в законном владении. Каждый легально продаваемый мобильный телефон заносится в этот список и «привязывается» к конкретному физическому лицу, все данные о котором также попадают в созданный «белый список». При продаже подержанного телефона прежний владелец обязан сообщить оператору о факте продажи. Большинство операторов сотовой связи США принципиально отказывают в обслуживании телефонов, 1МЕ1 которых отсутствует в списке. В результате практически бессмысленными оказываются как хищения телефонов, так и изменение 1МЕ1-номеров, так как другое применение им найти сложно.

Несмотря на повышенную сложность описанной системы и появление еще одного (в дополнение к многочисленным уже имеющимся) глобального банка персональных данных о собственных гражданах, американский опыт нельзя не назвать действительно эффективным.

Другим элементом предлагаемой схемы является внедрение операторами сотовой связи систем постоянной регистрации 1МЕ1-номера аппарата сотовой связи, так как это позволяет проследить маршрут его владельца, даже если телефон находится в выключенном состоянии. Очевидно, что это откроет новые возможности в пресечении и раскрытии практически преступлений всех категорий. Чтобы обязать операторов сотовой связи на его закупку и использование следует закрепить это на уровне закона. Одним из вариантов является внесение изменений в ФЗ «О связи». Предлагается внести изменения в ФЗ «О связи», дав ч. 1 ст. 64 в редакции «предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, местополоэюении телефонных аппаратов, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами». Обращаясь к международному опыту (принятую 23 ноября 2001 г. в Будапеште «Европейскую Конвенцию по киберпреступлениям преступлениям в киберпространстве)») целесообразно предусмотреть в ФЗ «О связи» возможность резервирования полученных данных в течение 90-дневного периода. При этом предлагается в качестве начальной меры внести в Кодекс об административных правонарушениях статью, предусматривающую ответственность владельцев организаций, предоставляющих услуги сотовой связи, за непринятие мер по обеспечению незамедлительного резервирования информации 1МЕ1 телефонных аппаратов.

Фактический материал диссертации, его эмпирическая основа и научно-практические выводы и рекомендации могут служить систематизированной основой для дальнейших исследований по данной тематике, использоваться в нормотворческой деятельности, а также в практической деятельности оперативных сотрудников и в учебном процессе специализированных высших учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Конституционный статус личности: Сборник нормативных актов. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 1999.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Конституционный статус личности: Сборник нормативных актов. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 1999.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Конституционный статус личности: Сборник нормативных актов. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 1999.
  4. Декларация о полиции от 8 мая 1979 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т. Н. и др. М.: Спарк, 1998.
  5. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ЕТЭ № 185) от 23.11.2001 г. // Правовая система КонсультантПлюс.
  6. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года // Конституционный статус личности: Сборник нормативных актов. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 1999.
  7. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть первая и часть вторая). М.: ЭКМОС, 1999.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Уральское юридическое изд-во, 1999.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Экзамен, 2002.
  11. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  12. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 31 (ч. 1), Ст. 3448.
  13. Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 8, Ст. 609 (утратил силу).
  14. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета, от 10 июля 2003 г. № 135
  15. Федеральный закон от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  16. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, Ст. 2519.
  17. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804−1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 45, Ст. 4377.
  18. Закон Российской Федерации от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.
  19. Закон РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» // Российская газета 8 февраля 1992 г. № 32
  20. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 1995 № 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, Ст. 4660.
  22. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09 сентября 2000 N Пр-1895) // Российская газета, 28 сентября 2000. № 187.
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 августа 2006 № 1082-р «О Концепции федеральной целевой программы „Развитие судебной системы России“ на 2007 2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 14 августа 2006. № 33. Ст. 3652.
  24. Инструкция «О порядке обработки информации в НЦБ Интерпола в Российской Федерации» // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации. 1992. № 1.
  25. Соглашение от 24 апреля 1992 г. «О взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью» // Российская газета. 1992. 27 апр.
  26. Соглашение от 13 мая 1993 г. «О сотрудничестве между министерствами внутренних дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности» // Вестник МВД Российской Федерации. 1993. № 4−5.
  27. Соглашение от 17 февраля 1994 г. «О сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью» // Вестник МВД Российской Федерации. 1994. № 5.
  28. Указание МВД России № 1/1565 от 1992 г. «Об использовании централизованной пулегильзотеки в раскрытии преступлений». М.: МВД России, 1992.
  29. Приказ МВД России № 261 от 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». М.: МВД России, 1993.
  30. Приказ МВД РФ № 365 от 1993 г. «Об организации опытной эксплуатации автоматизированных дактилоскопических информационных систем». М.: МВД России, 1993.
  31. Приказ МВД и Генеральной Прокуратуры России № 135/15к-85−93 от 1993 г. «О серьезных недостатках в использовании централизованной пулегильзотеки при раскрытии преступлений». М.: МВД России, 1993.
  32. Приказ МВД России № 338 от 1994 г. «О создании Федеральной пулегильзотеки МВД России». М.: МВД России, 1994.
  33. Приказ МВД России № 125 от 1995 г. «Об учете автомототранспорт-ных средств и специальной продукции Госавтоинспекции». М.: МВД России, 1995.
  34. Приказ МВД России № 145 от 1996 г. «Об утверждении концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России». -М.: МВД России, 1996.
  35. Приказ МВД России от 01 ноября 2001 № 965 (ред. от 17.11.2005) «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости» // Российская газета, 23 января 2002 г. № 13
  36. Приказ МВД РФ № 643, МЧС РФ № 531, Минобороны РФ № 549,. МНС РФ № АП-3−24/364, Минюста РФ № 331, ГТК РФ № 786, СВР
  37. Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 ноября 2008 № 32 «Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре» // Российская газета, 2008. № 70.
  38. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 108 «О мерах по предотвращению незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности» (утратил силу).
  39. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения. ГОСТ Р 51 275−2006 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 № 374-ст. -М., Стандартинформ, 2007.
  40. Зарубежные законодательные акты
  41. Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Научно-практический комментарий / Под общ. ред. В. Т. Маляренко, Ю. П. Аленина. -Харьков: ООО «Одиссей», 2003.
  42. Закон Республики Азербайджан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 28 октября 1999 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»),
  43. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  44. Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  45. Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 октября 1998 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  46. Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 23 мая 1998 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  47. Закон Туркменистана «Об оперативно-розыскной деятельности» от 23 сентября 1994 г. (Архив НИЦ№ 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  48. Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 февраля 1992 г. (Архив НИЦ № 5 ФГУ «ВНИИ МВД России»).
  49. Монографии, научные статьи и иные публикации
  50. A.M., Бобров С.IT, Гурованов О. Ф. Оперативные учеты в деятельности органов внутренних дел. Лекция. М., 1999.
  51. A.M. и др. Оперативное документирование в сфере борьбы с преступностью. Учебное пособие- М., 1999.
  52. A.M., Климов И. А. К вопросу о содержании оперативно-розыскной характеристики вида преступлений // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы преподавания: Сборник научных трудов. М., 1996.
  53. P.M., Петухов H.A. Криминология и профилактика преступлений: курс лекций. Пособие. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2004.
  54. Актуальные вопросы совершенствования систем безопасности и связи в борьбе с преступностью: сборник материалов. — Воронеж: Воронежский институт МВД России. 2006.
  55. Э.А., Ульянов А. Д. Организация информационно-аналитической работы в подразделениях по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями ОВД. Учебное пособие. Москва, 2005.
  56. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975.
  57. В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003.
  58. Д. Новые информационные технологии и современные международные отношения // Полемика. Выпуск 2. (http://www.kis.ru/~dbalu).
  59. И.Л. Каким быть Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации»? // Информационное право, 2006, N 1.
  60. P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987.
  61. O.A. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлении. М.&bdquo- 2009.
  62. Е.Г. Применение моделирования искажений финансово-бухгалтерской информации для выявления признаков экономических преступлений // Информатизация правоохранительных систем: сборник статей. М., 2005.
  63. А. Опознание по «Фейсменеджеру» // Законность. 2000. № 3.
  64. В.В. Научные и практические основы использования компьютерных технологий для фиксации криминалистически значимой информации: Монография. Луганск. 2002.
  65. Боб Дэвис. Компьютеры и программное обеспечение // «Police», США, 2005, № 2.
  66. Г. Л. и др. Типовые методики документирования преступных действий взяточников, спекулянтов, валютчиков и лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. -М., 1984
  67. И.Е. Программированное расследование: возможности и перспективы // Актуальные проблемы советской криминалистики. — М., 1980.
  68. O.A., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) М.: «Деловой двор», 2009.
  69. М., Холопов А. Цифровая фиксация аудио- и видеоинформации // Законность. 2003. № 8.
  70. Н. Информационное пространство органов внутренних дел // Профессионал. 2000. № 3.
  71. O.E. Организация информационного обеспечения деятельности подразделений уголовного розыска // Уголовный розыск в XXI веке. М.: СКМ МВД России, Академия управления МВД России, 2004.
  72. В. Возможности СОРМ при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений // Законность. 2004. № 12.
  73. С.М. Необходимо договориться. // Системы безопасности. 2009. № 6 (84)
  74. А. Петроградское охранное отделение. Изд. «Знание». — Петроград, 1917.
  75. Вольфганг Линднер. Коррупция получение информации органами полиции // Deutsches Polizeiblatt, — ФРГ. 2006. № 5. С. 16−20.
  76. С. На воле // Компьютера. 2002. № 34.
  77. М. Дж. Подразделение министерства юстиции, занимающееся лицами, бежавшими от правосудия: ваш партнер в деле международной экстрадиции // Police chief, США, 1998, № 3, с. 20−25 (ГИЦ МВД России).
  78. В., Шегалдин Д. Обыск со взломом // Компьтерра. 2002. № 40.
  79. А., Колдин В. Высокие технологии для судебных экспертиз // Российская юстиция. 2002. № 7.
  80. Г. А. Проблемы программирования расследования преступлений // Проблемы программирования, организации и информационного обеспечения предварительного следствия. Уфа. 1989 .
  81. С.И. Оперативно-розыскные ситуации: понятие, структура, виды: учебное пособие. — Барнаул. 2006.
  82. С. Ноу-хау виртуальных технологий. Текст получен в Интернете по адресу: http://www.zhurnal.ru:8083/5/vir tech. htm
  83. Н.С., Иванов К. Д. Становление полиции и первой четверти XVIII в. // МВД России 200 лет: Материалы международ, науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 28−29 мая 1998 г. Ч. 1 / Под общ. ред. О. М. Латышева, В. П. Сальникова. — СПб. 1998.
  84. Е.В. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий в информационной сфере (Интернет) // Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006.
  85. Л.Я. Ситуационный подход в криминалистике и программирование расследования // Проблемы программирования, организации и информационного обеспечения предварительного следствия. -Уфа. 1989.
  86. В.А. Информационные технологии предварительного расследования преступлений // Российский следователь, 2006. № 6.
  87. Е.П. Новые информационные технологии обеспечения раскрытия и расследования преступлений (2009−04−06- © 2009 http://kkrimlguvd.org.ua/. Хостинг 220.in.ua.)
  88. Н.С. Нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в зарубежных странах — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.
  89. P.B. Опыт создания и использования единого банка данных ГКПН при МВД России / Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов. -М.: Академия управления МВД России, 2003.
  90. В.Е. и др. Типовые методики документирования хищений, совершаемых с использованием служебного положения. М., 1979.
  91. C.B. Информационное обеспечение уголовного процесса: Методические рекомендации Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004. (База НТИ ГИАЦ МВД России).
  92. H.A. Транснациональные преступления, совершаемые с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий (классификация, теория и практика расследования): специализированный учебный курс. Саратов. Сателлит. 2007.
  93. H.A. Использование клавиатурных шпионов и клавиатурных жучков в оперативно-следственной практике // Российский следователь, 2008. № 8.
  94. И. В тени компьютерных сетей // ЭЖ-Юрист, 2005. № 24.
  95. Информационная служба: история и современность. М.: ГИЦ МВД России. 2000.
  96. Информационные технологии управления в органах внутренних дел. Учебник. Под ред. проф. В. А. Минаева. М., 1997.
  97. Л.М., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И. Автоматизированное рабочее место сотрудника уголовного розыска по информационно-аналитическому обеспечению борьбы с кражами чужого имущества (АРМ 158): Электронная система. — М., 2002.
  98. JI.M., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И., Медведев A.C. Автоматизированное рабочее место сотрудника розыскного подразделения (АРМ «Розыскник»): Электронная система. М., (версия 1 -2003 г.- версия 2 — 2005 г.).
  99. Л.М., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И., Кузнецов A.B. Информационно-рекомендующая система по расследованию преступлений, совершаемых с использованием платежных пластиковых карт (ИРС «Пластиковая карта»): Электронная система. М., 2002.
  100. Л.М., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И. Информационно-рекомендующая система по расследованию преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (ИРС «Нефтепродукты», версия 1.0.): Электронная система. М., 2002.
  101. Л.М., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И. Электронно-справочная система по организации раскрытия серийных тяжких преступлений против личности (ЭСС «Серийные преступления»): Электронная система. М., 2003.
  102. Л.М., Богачкин А. П., Шинкаренко Н. И., Хромов И. Л. Информационно-рекомендующая система по раскрытию преступлений, связанных с иностранными гражданами (ИРС «Иностранец»): Электронная система. М., 2003.
  103. Л.М., Медведев A.C., Шинкаренко Н. И. Электронно-справочная система по идентификации автотранспорта (ЭСС «Идентификация автотранспорта»): Электронная система. М., 2005.
  104. JI.M. Специалист в уголовном судопроизводстве: Монография. М., 2004.
  105. Л.М. Отечественный и международный опыт по выявлению преступлений, связанных с изменением («перепрошивкой») — IMEI-кодов похищенных телефонов: Аналитический обзор. ВНИИ МВД России, 2009 (архив НИЦ № 5).
  106. Л.М., Медведев A.C. Выявление, пресечение, документирование и раскрытие преступлений, связанных с распространением в сети Интернет порнографических материалов с участием несовершеннолетних: Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД России, 2006.
  107. Л.М., Кадетова Т. Г. Раскрытие преступлений, связанных с неправомерным доступом в сеть Интернет, на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь: Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД России, 2007
  108. Л.М., Кадетова Т. Г. Технологические и правовые аспекты блокирования информации антисоциальной направленности в телекоммуникационных сетях общего пользования: Практическое пособие М.: ВНИИ МВД России, 2009.
  109. Использование современных информационных технологий в правоохранительной деятельности и региональные проблемы информационной безопасности. Вып. VII: Сборник материалов науч.-практ. конф. Калининград: Калининградский юрид. институт МВД России, 2006.
  110. A.M. Теоретические аспекты информационного обеспечения органов предварительного следствия в ходе расследования преступлений: Монография. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России. 2003.
  111. Е.П., Девиков Е. И. Уголовная регистрация: Учебное пособие. Омск. 1986.
  112. Е.П. Новые информационные технологии обеспечения раскрытия и расследования преступлений (2009−04−06- © 2009 http://lcknmlguvd.org.ua/. Хостинг 220.in.ua.).
  113. Е.П. Компьютер и криминалистический алгоритм: взаимная оптимизация // Вестник криминалистики. Вып. 2 (4). М., 2002.
  114. Н.И. Уголовно- правовой и криминологический анализ хулиганства: Учебно-методическое пособие. М, 2004.
  115. Канаев Дмитрий. Интернет есть отражение реальной жизни 13:03 30/08/2002 http://runet.highway.ru/mnenie/1068.htm.
  116. Ю.Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Словарь-справочник / Под ред. К. В. Суркова. Новгород- М., 1998.
  117. А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) КонсультантПлюс, 2008.
  118. В.И., Прохорова М. И. Вопросы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскных мер по противодействию криминальным угрозам // Российский следователь, 2009. № 7.
  119. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (Постатейный). / Под ред. Ю. П. Дубягин, О. П. Дубягина, Е. А. Михайлычев. М.: «ЗАО Юстицинформ», 2005.
  120. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е издание. / Под ред. В.И. Радчен-ко, В. Т. Томина, М. П. Полякова М.: Юрайт-Издат, 2006.
  121. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 6-е издание. / Ред. И. Л. Петрухин -М.: «Велби», «Проспект». 2008.
  122. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е издание. / Под ред. В. М. Лебедева, В. П. Божьева М.: Юрайт-Издат, 2007.
  123. Компьютерные экспертные технологии в органах внутренних дел. -М., 1992.
  124. Компьютерные технологии в юридической деятельности. М., 1994.
  125. И.А., Хохлова O.A., Денисов A.B. Информационные технологии: учебное пособие / под ред. И. А. Коноплевой. — М., 2009.
  126. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации // Размещена на сайте Правительства Российской Федерации по адресу: http://www.government.gov.ru/2000/12/21/977 381 416.html
  127. Ю.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам // Доказывание в уголовном процессе. Традиции и современность / Под ред. В. А. Власихина. М., 2000.
  128. Г. А. Комплексные проблемы борьбы с преступными посягательствами на морские биоресурсы России. М., 2003.
  129. Л.Б. Использование категории «информационная технология» в криминалистике // Воронежские криминалистические чтения. Вып. 9. Воронеж, 2003 г.
  130. A.A., Прокопенко A.M. Компьютерные технологии в органах внутренних дел: учебное пособие. — Белгород. 2006.
  131. A.A., Прокопенко A.N. Государственные информационные системы: Монография. Белгород, 2006.
  132. И.Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие. Л.,, 1984.
  133. A.B. Зарубежный опыт использования полицией средств массовой информации при предупреждении и раскрытии преступлений в XX веке // Информационное право. 2006. № 4.
  134. A.B. Исторический опыт использования европейской полицией средств массовой информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности на протяжении XIX XX веков // Уголовное судопроизводство, 2007. № 4.
  135. М. Инициативы Европейской комиссии по борьбе с киберпреступностыо // Уголовное право. 2003. № 1.
  136. А. Информационное обеспечение расследования преступлений // Законность. 1999. № 6.
  137. Кухтинов А. И, Исаева Л. М., Дондоков С. Г. Внедрение автоматизированных рабочих мест как резерв повышения эффективности розыскной работы // Вестник МВД России. 2004. №. 5.
  138. A.M. Расследование по уголовному делу. М., 1970.
  139. В.Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: понятие и содержание // Оперативник (сыщик). 2007. № 2 (11).
  140. В.П. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» нуждается в обновлении // Общество и право, 2008. № 3.
  141. В.А. Организация и методика информационно-аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Лекция, — Омск. 1983.
  142. Д.Е., Наумов И. А. Получение информации из компьютерных систем в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов // Тез. докл. междунар. конф. «Информатизация правоохранительных систем» (июнь 1999 г.) М., 1999.
  143. С.С., Чечётин А. Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001.
  144. Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ. М.: ГИАЦ МВД России, 2005.
  145. Л.Ю. Интегральный метод в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Препринт монографии / Под общ. ред Г. К. Синилова. М.: Издательский дом Шумиловой И. И., 2008.
  146. В.В. Проблемы согласования УК РФ, УПК РФ и Закона об ОРД. Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений: Сб. научн. трудов. Часть первая М., Академия управления МВД России, 2005.
  147. В.А. Новые информационные технологии в борьбе с преступностью // Российский криминологический взгляд, 2005. № 1.
  148. С.С. Информационно-поисковое обеспечение прогнозирования преступного поведения ранее судимых /Труды ВНИИ МВД СССР М., 1974, № 27.
  149. С.С., Вазылев И. М. Понятие информационного взаимодействия аппаратов уголовного розыска и пути его совершенствования // Совершенствование работы аппаратов уголовного розыска. Межвузов, сбор. науч. трудов. — Омск. 1985.
  150. A.C. Нетрадиционные подходы противодействия организованной преступности на основе информационных технологий // материалы конференции «Информационная безопасность компьютерных систем» (2 ноября 2000 года). М., 2002.
  151. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001.
  152. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К. К. Горяинова, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. -М., 2004.
  153. A.JI. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт: Монография. М.: Норма, 2004.
  154. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул. 2003.
  155. А.П. Криминалистические учеты: история и современность: Монография. Минск. 2004.
  156. Персональный компьютер на службе криминальной милиции и следствия. Возможности и перспективы: Сборник материалов научно-практического семинара. М., 1997.
  157. JI. Борьба с преступностью в компьютерных средах // The Police Chief, 1997, № 8.
  158. В.В., Зарядин С.M., Баранов А. К. Возможности персонального компьютера в оперативном обслуживании учреждений Сбербанка // Вестник МВД Российской Федерации. 1992. № 3.
  159. Попов JI. JT, Мигачев Ю. И., Тихомиров C.B. Информационное право: учебник. М., 2010.
  160. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: в 3 томах. Том 1. / Под ред. Васильева В. А. М., 2006.
  161. С. Использование полицией ВЕБ-сайта как средства для поддержания правопорядка с участием граждан общества // The Police Chief, США, 2001, № 12, с. 37−38 (ВНИИ МВД России).
  162. Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. — Саратов. 1976.
  163. Розыск в Интернет // Offentliche Sicherheit, Австрия, 1998, № 12, с. 4−5 (ГИАЦ МВД России).
  164. М.А. Расследование престгшы нарушений авторских прав в сфере программного обеспечения: Монография. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008.
  165. Руководство для следователей / Под общ. Ред. Мозякова В. В. -М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  166. H.A., Эйсман A.A. Проблемы программирования расследования и совершенствования криминалистических методик // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 46. М., 1988.
  167. . Программные средства, помогающие обнаружить украденные компьютеры // Law and Order, США, 1997, № 11.
  168. Г. К. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности ОВД. Лекция. — М., 1995.
  169. П.Б. Применение современных информационных технологий в деятельности органов и подразделений внутренних дел МВД России в целях повышения ее эффективности и безопасности: Лекция М.: ДКО МВД России, 2007. (База НТИ ГИАЦ МВД России)
  170. В.В. Возникновение и организация сыскных отделений в начале XX века // МВД России 200 лет. — СПб 1998.
  171. Г. Л. Человек и компьютер // Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. М., 1981.
  172. И.М. О сыске. Опыт исследования приемов, способов и средств к раскрытию истины происшествий. — Касимов, 1908.
  173. Современные проблемы применения новых технологий в раскрытии и расследовании преступлений: Мат. Всероссийской науч.-практ. конф. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2006.
  174. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году. Аналитические материалы. М., 2010.
  175. Соя-Серко Л. Я. Программирование как метод рационализации расследования // Теоретические и практические проблемы программирования процесса расследования преступлений. — Свердловск. 1989.
  176. Справочная книга криминалиста / Под ред. Селиванова H.A. -М.: Издательство НОРМА, 2001.
  177. O.A. Перспективы правового урегулирования отношений в условиях развития высоких технологий // Государство и право. 2003.№ 1.
  178. Теоретические и практические проблемы программирования процесса расследования преступлений: сбор. науч. статей. — Свердловск. 1989.
  179. С. Киберполиция // Мир Internet. 2001. N 12.
  180. Уве Долата. Профилактика коррупции // Deutsches Polizeiblatt. -ФРГ. 2006. № 5. С. 27−30.
  181. P.A. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация: Монография Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004.
  182. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий" (постатейный) (под ред. И. Н. Зубова, В.В. Николюка) М.: «Спарк», 1999.
  183. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Учебное пособие / Под ред. А. Е. Чечетина. М., 2004.
  184. Р. Кому страшен carnivore? / Компьтерра. 2000. № 28.
  185. В.Н. Теоретические основы выявления подлогов в компьютерной информации // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник. Вып. 4. Саратов. 2005.
  186. Д.Н., Бунев Е. Г., Доценко С. М. и др. Информационная безопасность: 2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума». М., 2009.
  187. Н.Я., Цымбалюк В. И., Рациборинский Б. Л., Скоринко О. В., Никитин Ю. В. Автоматизированные информационные системы выявления и предупреждения хищений в отраслях народного хозяйства: Учебное пособие. Киев. 1988.
  188. Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. Аверьяновой Т. В. и Статкуса В. Ф. М.: КноРус, Право и закон, 2003.
  189. Е.Г. Некоторые вопросы истории развития оперативно-розыскной деятельности и ее правовой основы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2006, N 5.
  190. Н.С., Юмашева И. К. Вопросы разработки компьютерных систем по раскрытию преступлений // Персональный компьютер на службе криминальной милиции и следствия. Возможности и перспективы: Сборник материалов научно-практического семинара. -М., 1997.
  191. М.В. Интернет и право // Законодательство. 1997. № 1.
  192. С.А. Информационные технологии и криминалистика // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений: Сбор. науч. трудов (в двух частях). Часть вторая. М., Академия управления МВД России. 2005.
  193. Диссертации и авторефераты
  194. Ф.Г. Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в информационном обеспечении расследования и раскрытия преступлений: Дисс. .канд. юрид. наук. -Уфа. 2001.
  195. В.И. Теоретико-правовые и морально-этические основы оперативной разработки: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -Минск. 2001.
  196. Э.П. Проблемы совершенствования информационного процесса в оперативно-розыскной деятельности аппаратов БХСС: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1979.
  197. К.И. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений по налоговым преступлениям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  198. В.Ю. Теория и практика информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции: Автореф. Дис.. докт. юрид. наук. СПб., 2001.
  199. И.Б. Автоматизация информационно-аналитической работы аппаратов БХСС: Дис. .канд. юрид. наук. -М., 1991.
  200. В.Г. Организация и правовые основы создания и использования АИС в оперативно-розыскной деятельности аппаратов БХСС МВД, УВД: Дис. .канд. юрид. наук. М., 1981.
  201. И.Б. Правовые, организационные и тактические основы использования автоматизированных банков данных в ОРД аппаратов УР МВД-УВД: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1998.
  202. В.Н. Совершенствование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности с применением автоматизированных информационных систем: Дисс. .канд. тех. наук. М., 1984.
  203. Г. П. Привлечение населения к правоприменительной деятельности полиции США: Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1992.
  204. Д.С. Совершенствование информационно-поисковой работы криминальной милиции: Дис.канд. юрид. наук, — М., 1998.
  205. H.A. Правовые и организационно-методические проблемы использования компьютерных технологий при производстве судебных экспертиз: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2001.
  206. А.П. Документирование в оперативно-розыскной деятельности аппаратов БХСС: Дис.канд. юрид. наук. -М., 1990.
  207. И.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): Дис.. докт. юрид. наук. -М., 1995.
  208. А.Н. Теоретические аспекты и практика применения компьютерных технологий в криминалистических учетах: Дис. .канд. юрид. наук. Волгоград. 2003.
  209. В.П. Научные основы компьютеризации оперативно-розыскной деятельности аппаратов БЭП: Дис. .докт. юрид. наук. -М., 1993.
  210. В.Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений: Дис.. докт. юрид. наук. Омск. 2006.
  211. C.B. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  212. С.С. Теория и практика использования аппаратами уголовного розыска оперативного и криминалистического учетов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  213. В.М. Формирование и использование информационно-поисковых систем в борьбе с преступностью (по материалам подразделений криминальной милиции): Дис. .канд. юрид. наук. -М., 2007.
  214. Л.Ю. Интеграционный метод формирования и использования органами внутренних дел автоматизированных информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2008.
  215. А .Я. Автоматизация оперативно-розыскных учетов и их использование в раскрытии преступлений: Дис. .канд. юрид. наук. -М., 1980.
  216. P.O. Правовое обеспечение использования электронно-информационных технологий в уголовном процессе: Дис. .канд. юрид. наук. Владимир. 2005.
  217. И.Н. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска: Дис. .канд. юрид. наук. -М., 1996.
  218. C.B. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг: Дисс.. канд. юрид. наук. -М., 2002.
  219. А.Ф. Компьютерные технологии в деятельности следователя: Дис. .канд. юрид. наук. Волгоград. 2002.
  220. Г. В. Расследование преступлений в сфере мобильныхтелекоммуникаций: Автореф. дис.канд. юрид. наук Воронеж, 2003.
  221. Н.Б. Основы планирования и программирования следственной деятельности: Дис.. канд. юрид. наук.- М., 2009.
  222. К.О. Алгоритмизация деятельности следователя. Дис.. канд. юрид. наук.- М., 2004.
  223. К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: Автореф. дис. .докт. юрид. наук. -М., 1997.
  224. В.Н. Теоретические основы и проблемы совершенствования информационного обеспечения аппаратов уголовного розыска оперативно-розыскной информацией: Дис. .канд. юрид. наук. -М., 1980.
  225. Ю.В. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска при раскрытии краж личного имущества: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  226. В.Ю. Организационные и научно-технические основы использования автоматизированных дактилоскопических систем в раскрытии и расследовании преступлений: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2000.
  227. В.И. Выявление и предупреждение хищений в сфере нефтеснабжения на основе методов и средств информатики: Ав-тореф. дис. .канд. юрид. наук. Киев. 1992.
  228. В.Н. Теория и практика решения организационно-методических проблем борьбы с экономической преступностью в условиях применения компьютерных технологий: Дис. .докт. экон. наук. -М., 1994.
  229. A.C. Проблемы алгоритмизации расследования преступлений: Дис.. докт. юрид. наук. М., 2000.
  230. Шумилов АЛО. Основы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Автореф. дис. .докт. юрид. наук. М., 1997.
  231. P.M. Автоматизированные информационные системы подразделений по борьбе с организованной преступностью: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002.1. Справочный материал
  232. Иллюстрированный энциклопедический словарь М.: «Большая российская энциклопедия», 2001.
  233. Ю.Ф., Матвеев С. Е., Сурков К. В. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Словарь-справочник / Под ред. К. В. Суркова. Новгород- М., 1998.
  234. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1997.
  235. С.И. Словарь русского языка М.: Русский язык, 1978.
  236. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1999.
  237. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка -М.: Альта-Принт, 2005.
  238. Философский энциклопедический словарь. М.: «ИНФРА-М», 1998.
Заполнить форму текущей работой