Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальная профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей является особым видом деятельности ОВД, заключающимся в проведении непосредственной профилактической работы с конкретными лицами, склонными к совершению рассматриваемого преступления, оказании на них необходимого профилактического воздействия с целью достаточного преобразования негативных качеств… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Понятие и сущность мошенничества в виде обмана потребителей
    • 1. Исторический очерк развития законодательства об уголовной ответственности за обман потребителей
    • 2. Понятие и основные криминологические показатели обмана потребителей (мошенничества в виде обмана потребителей)
    • 3. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего обман потребителей (мошенничество в виде обмана потребителей)
    • 4. Причины и условия, способствующие совершению обмана потребителей (мошенничества в виде обмана потребителей)
  • Глава II. Деятельность органов внутренних дел по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей
    • 1. Общая профилактика мошенничества в виде обмана потребителей, осуществляемая органами внутренних дел
    • 2. Основные направления и содержание деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике мошенничества в виде обмана потребителей
    • 3. Основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей

Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

В период реформирования экономики, направленного на урегулирование системы рыночных отношений, в России наблюдается осложнение криминальной обстановки, которое выражается в:

— увеличении числа зарегистрированных преступлений и лиц их совершивших, а также числа осужденных и потерпевших;

— отрицательном структурном изменении преступности;

— усилении интенсивности криминализации разных сфер жизни общества, прежде всего экономической.

Нестабильность социально-политической, экономической жизни государства, снижение жизненного уровня значительной части населения страны, а также неблагоприятные действия ряда других факторов создали условия, способствующие росту экономической преступности.

Следует отметить, что реформы, проводившиеся в конце XX в., направленные на поступательное развитие рыночных отношений, наряду с положительными, имели и отрицательные последствия в виде возникновения новых видов преступлений, среди которых большое распространение получили преступления экономического характера в сфере потребительского рынка. И, как следствие этого, проявлялись новые криминальные тенденции.

Общественные отношения, возникающие по поводу реализации и потребления товаров и услуг, регулируют юридические нормы различных отраслей права, поэтому возможны ситуации, когда возникают некоторые противоречия, дублирование охранительных функций правовых установлений.

Одним из самых массовых преступлений, совершаемых на потребительском рынке, являлся обман потребителей. Однако с принятием и вступлением в силу Кодекса об административных правонарушениях РФ, возникла ситуация когда административно — правовая норма (обман потребителей), обозначенная в ст. 14.7 КоАПа Российской Федерации, действовала параллельно со ст. 200 УК Российской Федерации, фактически дублируя ее, так как диспозиции данных норм были сконструированы законодателем практически одинаково. Более того, ст. 14.7 КоАП РФ не содержала указаний на размер ущерба, причиняемого обманными действиями потребителям. В примечании же к ст. 200 УК РФ размер ущерба, причиняемого потребителям, определялся. Это являлось одним из необходимых условий для привлечения лиц, совершивших обман потребителей, именно к уголовной ответственности. Таким образом, возникла ситуация, когда разграничить уголовно — наказуемый и административно — наказуемый обман потребителей стало невозможно, что создавало значительные трудности в правоприменительной деятельности.

Вышеуказанное, а также ряд других обстоятельств, потребовало внесения в УК РФ соответствующих изменений и дополнений, в результате которых ст. 200 УК РФ была признана утратившей силу (Федеральный закон № 162 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 года). При этом инициаторы законодательных изменений фактически не стали отказываться от существования уголовной ответственности за данное деяние и предложили рассматривать его в качестве преступного, если обман потребителей будет причинять ущерб, превышающий сумму в 500 рублей с последующей. квалификацией данного деяния по ст. 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество.1 При этом был учтен исторический опыт, так как в дореволюционном законодательстве России обман потребителей рассматривался как разновидность мошеннических действий.

В данном случае, можно говорить о появлении нового вида мошеннических действий, а именно, мошенничества в виде обмана потребителей, причем данное преступное деяние может уже в скором времени воспроизвести те криминологические признаки (параметры),.

1 Тематический дайджест Федерального Собрания Российской Федерации. Правовые акты: проекты, комментарии, оценки. 2003. № 7 (апрель). С. 50. которые были присущи обману потребителей как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 200 УК РФ (например, динамичность, большая распространенность, высокий уровень латентности и др.).

Таким образом, можно предположить, что в будущем именно мошенничество в виде обмана потребителей станет одним из самых массовых преступлений в данной сфере и, соответственно, увеличится уровень пораженности данным преступным деянием сферы потребительского рынка. В связи с этим, на современном этапе развития потребительского рынка каждому гражданину, вовлеченному в данную сферу (как хозяйствующим субъектам — предпринимателям, так и потребителям) необходима государственная поддержка и защита, осуществляемая путем гражданско-правового, административно-правового, уголовно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере.

Кроме того, недостаточная теоретическая разработка указанной проблемы предполагает, помимо изучения некоторых уголовно-правовых аспектов, проведение исследования основных криминологических параметров мошенничества в виде обмана потребителей, изучение личности преступников, определение комплекса факторов, способствующих совершению рассматриваемого преступления, а также деятельности ОВД по профилактике данного преступного деяния.

Представляется, что принятые законодателем решения не исключают, а наоборот, усиливают значимость и актуальность проведения научных поисков дальнейших путей противодействия, в том числе профилактического, уголовно-правового, оперативно-розыскного и иного, допустимого законодательством Российской Федерации, указанному преступному деянию.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования.

Изучением вопросов преступности в сфере потребительского рынка (в том числе мошенничества и обмана потребителей), малого предпринимательства, торгово-предпринимательской деятельности занимались следующие авторы: A.M. Абрамов, С. Г. Аникиец, А. А. Баранов, Л. В. Баринова, Г. В. Бушуев, Р. Б. Гладких, М. М. Зейналов, П. И. Иванов, А. Г. Карев, С. Б. Комиссаров, Н. Ю. Лазарева, Н. С. Лейкина, А. К. Лебедев, С. Ф. Мазур, Т. В. Пинкевич, Р. А. Сабитов, А. П. Севрюков, Л. В. Семина, С. В. Фролов, М. М. Хубутия и другие. Но в работах представленных исследователей, вопросам криминологической характеристики и профилактики мошенничества именно на потребительском рынке (в виде обмана потребителей) отводилось незначительное место, или же в них рассматривались лишь отдельные стороны данного преступления. На основе изучения положений, сформулированных в работах указанных и других авторов, анализа эмпирических данных, опыта практической деятельности ОВД по противодействию рассматриваемому преступлению, исследователем представлен авторский анализ криминологического изучения мошенничества в виде обмана потребителей.

Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением уголовно-правовой нормы о мошенничестве за совершение обманных действий в отношении потребителей (обмана потребителей).

Предметом диссертационного исследования выступают: историческое развитие уголовной ответственности за мошенничество в виде обмана потребителей (обман потребителей) — криминологические и уголовно-правовые особенности данного преступлениязакономерности преступного поведения лиц, занимающихся мошенничеством в виде обмана потребителейуголовное законодательство России по теме диссертациистатистические данные, результаты криминологических исследований, материалы судебно — следственной практики по указанной проблематикедеятельность органов внутренних дел по профилактике данного преступления.

Цели и основные задачи диссертационного исследования.

Целями исследования являются изучение, на основе проведения криминологического анализа, социально-правовой природы данного преступления, практики деятельности органов внутренних дел, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации и профилактики органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей.

Основными задачами исследования являются:

— историческое исследование развития уголовной ответственности за обман потребителей (мошенничество в виде обмана потребителей);

— выявление наиболее общих закономерностей совершения мошенничества в виде обмана потребителей;

— проведение криминологического анализа обмана потребителей и мошенничества в виде обмана потребителей;

— изучение личности преступника, совершающего данное преступление;

— определение основных причин и условий, способствующих совершению исследуемого преступления;

— изучение и анализ профилактической работы ОВД по противодействию мошенничеству в виде обмана потребителей;

— формулирование предложений и определение основных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей.

Методологическая база и методика исследования.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, системный подход к изучению объекта и предмета исследования, отражающий связь теории и практики.

В процессе проведения диссертационного исследования использовались следующие методы научного познания: системноструктурный, логический метод, методы статистического обобщения и анализа, сравнение, а также методы проведения социологических исследований (изучение документов, опрос, анкетирование и др.).

Теоретическую основу диссертации составляют общие положения философии, теории права, уголовного права, криминологии (и иных научных дисциплин), относящиеся к теме исследования, труды отечественных и зарубежных ученых посвященные исследуемой тематике.

Нормативную базу исследования составляют действующее уголовное законодательство Российской Федерации и иное законодательство, относящееся к тематике диссертационного исследования, руководящие постановления и судебная практика Верховных Судов РСФСР и РФ, правовые акты различных периодов развития российского уголовного законодательства, а также ведомственные нормативные акты, регламентирующие профилактическую деятельность ОВД.

Эмпирическую основу исследования составили данные статистической отчетности МВД РФ (1997 — 2004 гг.), материалы изучения уголовных дел, результаты анкетирования сотрудников ОВД и граждан — потребителей по проблемам противодействия мошенничеству в виде обмана потребителей.

Научная новизна исследования.

Данное исследование представляет собой одну из первых попыток проведения криминологического анализа мошенничества именно в виде обмана потребителей (специфического вида мошеннических действий ответственность за совершение которого, в результате изменившихся условий правовой регламентации обмана потребителей, должна наступать по ст. 159 УК РФ), выявления наиболее общих закономерностей совершения рассматриваемого преступления, определения его причинного комплекса. На основе результатов полученных в процессе исследования, разработаны предложения по решению проблем, возникающих при квалификации этих деяний, а также в ходе осуществления практической деятельности ОВД.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение истории развития уголовной ответственности за обман потребителей позволило установить, что данное деяние ранее, в дореволюционном уголовном законодательстве России, рассматривалось именно как разновидность мошеннических действий.

2. Изменение правовой регламентации обмана потребителей как преступления, осуществленное по ряду объективных и субъективных причин, привело к необходимости рассматривать его как фактическое проявление специфического вида мошеннических действий, а именномошенничество в виде обмана потребителей. Данные деяние существовали и раньше, изменилась ответственность за их совершение. Поэтому обманные действия, совершенные в отношении потребителя, на наш взгляд, подлежат квалификации по ст. 159 УК РФ в случае причинения материального ущерба, превышающего сумму эквивалентную одному минимальному размеру оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации.

3. Сравнительно — правовой и криминологический анализ обмана потребителей и мошенничества дает основания считать, что указанные преступления характеризуются общей совокупностью признаков, главным из которых является способ их совершения — обманные действия, что позволяет объединить рассматриваемые преступные деяния в одну группупреступления, совершаемые путем обмана. Поэтому мошенничество в виде обмана потребителей, сохраняя общие уголовно-правовые и криминологические признаки мошенничества, приобретет ряд уголовно-правовых и криминологических характеристик (черт) присущих обману потребителей, а именно:

— особую сферу правовой охраны — потребительский рынок (потребительские отношения);

— обязательный дополнительный объект преступного посягательстваинтересы потребителей, порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, связанной с реализацией товаров и оказанием услуг потребителям организациями и индивидуальными предпринимателями;

— предмет преступного посягательства — имущество граждан, его специфика заключается в том, что, как правило, это определенный денежный (стоимостной) эквивалент товаров либо услуг (сумма обсчета, переплата за недостающий вес или меру товара, разница между стоимостью качественного и поддельного (фальсифицированного) товара и т. д.);

— способы (приемы) обмана, преимущественно имеющие торговую специализацию — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) и др.;

— специальный субъект совершения преступления — лица, выполняющие какие — либо производственно-профессиональные обязанности (функции) по обслуживанию потребителей (изготовитель, исполнитель, продавец, посредник), определяемые трудовым соглашением, контрактом или отношениями найма;

— массовость, динамичность, высокий уровень латентности, большую степень интенсивности совершения обманных действий, значительную территориальную и относительно стабильную сезонную распространенность.

4. Общественная опасность мошенничества в виде обмана потребителей заключается не только в размере ущерба, но и в самом факте умышленных обманных действий, совершаемых лицами, работающими в сферах торговли, общественного питания, предоставления услуг населению для достижения своих преступных целей, систематическом характере преступных действий.

5. Фактическое перенесение ответственности за совершение рассматриваемого преступления из специального (ст. 200 УК РФ) в общий состав (ст. 159 УК РФ), а также специфика потребительских отношений, история формирования ответственности за мошенничество в виде обмана потребителей, наличие сходных уголовно-правовых признаков, общих причин и условий совершения рассматриваемых преступных деяний, типа личности преступника, позволяет представить криминологическую и уголовно-правовую характеристику мошенничества именно в виде обмана потребителей, анализируя при этом с криминологических позиций преступление, предусматривавшееся в утратившей силу ст. 200 УК РФ.

6. Криминологическую классификацию мошенничества в виде обмана потребителей можно проводить по нескольким основаниям: способу совершения обманных действийхарактеру сферы совершения обманных действийхарактеру субъекта совершения обманастепени продвижения товара, услуги на рынке.

7. В целях урегулирования проблем, возникающих в процессе правоприменительной деятельности, а также совершенствования законодательства в целом, необходимо дополнить ст. 159 УК РФ отдельной частью, предусматривающей уголовную ответственность за совершение мошенничества в виде обмана потребителей, например, изложив ее диспозицию в следующей редакции:

Мошенничество, совершенное путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман лицами, работающими в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг) или работающих по найму, если эти деяния причинили существенный ущерб потребителям".

При этом необходимо в структуру ст. 159 УК РФ включить примечание, в котором определить понятия «обман» и «существенный ущерб». Так, под обманом следует понимать «умышленное искажение или сокрытие истины, совершенные в форме действия или бездействия с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество и таким образом, добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с этой целью заведомо ложных сведений" — под существенным ущербом в данной статье следует понимать «материальный ущерб, причиненный потребителям в сумме, превышающей один минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный законодательством Российской Федерации».

Соответствующие изменения необходимо также внести в ст. 14.7 КоАП РФ (Обман потребителей), а именно дополнить ее примечанием, в котором указать, что обманные действия лица, причинившие потребителям ущерб в сумме превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации, подлежат квалификации по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

8. В связи с изменением уголовного законодательства, противодействие, (а, следовательно, и профилактика) именно мошенничеству в виде обмана потребителей, должно входить в компетенцию подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями криминальной милиции МВД России, так как установить (выявить) и задокументировать мошеннические (обманные) действия лиц, причинивших потребителю (потребителям) материальный ущерб в сумме, превышающей один минимальный размер оплаты труда, без применения оперативно — розыскных средств и возможностей, будет достаточно сложно. Данными подразделениями накоплен достаточный опыт противодействия различным видам мошеннических действий, а одной из линий работы указанных подразделений криминальной милиции является именно оперативное обслуживание объектов потребительского рынка.

9. Основные направления, предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Разработка и определение указанных положений имеет значение для развития криминологии, уголовного права. Исследователь вносит определенный вклад в разработку теоретических и практических проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности ОВД по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей, осуществляя изучение последней, предлагая меры по ее совершенствованию.

Материалы диссертации могут быть использованы в научноисследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений при преподавании курса «Криминология», а также при проведении занятий в системе служебной подготовки сотрудников ОВД.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается его системным характером и исследованным эмпирическим материалом. В соответствии с разработанной программой исследования проведен анализ статистических данных, содержащихся в соответствующих формах отчетности ГИАЦ МВД России, публикациях периодический печати и специальной научной литературе по исследуемой проблематике, использованы данные ряда криминологических и социологических исследований, проведенных другими авторами по теме настоящей работы, изучено 200 уголовных дел возбужденных по фактам совершения обмана потребителей и мошенничества на потребительском рынке, проанализированы данные 200 анкет опрошенных гражданпотребителей и такого же количества анкет сотрудников ОВД, по проблемам противодействия мошенничеству в виде обмана потребителей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Наиболее важные теоретические положения работы нашли отражение в четырех научных публикациях автора. Основные положения диссертационного исследования использованы в практической деятельности специализированных подразделений УВД Промышленного района г. Ставрополя, осуществляющих обслуживание объектов потребительского рынка, а также в учебном процессе Академии управления МВД России.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

Объективные факторы правовой действительности, а именно, изменения, периодически вносимые в уголовное законодательство, способствовали фактическому появлению, видоизменению и теоретическому выделению новых видов, форм преступной деятельности, к числу которых можно отнести и мошенничество в виде обмана потребителей. Указанное обстоятельство диктует необходимость проведения именно криминологического описания данного преступного деяния.

Проведенное исследование криминологических параметров мошенничества в виде обмана потребителей, проблем профилактической деятельности органов внутренних дел по противодействию данному преступному деянию, позволяет в обобщенном виде, сформулировать следующие положения и выводы:

В наиболее значимых актах кодификации уголовного законодательства России XVIII — начала XX в., самостоятельной нормы предусматривавшей уголовную ответственность за совершение обмана покупателей предусмотрено не было, данное преступное деяние рассматривалось в них как разновидность мошенничества. Советское уголовное законодательство послереволюционного периода (имеется в виду его начальный этап) также не регламентировало обман покупателей как самостоятельный состав, он рассматривался лишь как нарушение правил торговли. Впервые, самостоятельная норма, предусматривавшая уголовную ответственность за совершение обмана потребителей, появилась в Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. в результате внесения соответствующих дополнений в него в 1934 г. Как самостоятельный состав обман потребителей (обман покупателей, обман покупателей и заказчиков) был закреплен и в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. и в Уголовном кодексе РФ 1996 г., в котором данный состав просуществовал до 8 декабря 2003 года. Учитывая исторический опыт, инициаторы внесения изменений в уголовное законодательство вновь предложили рассматривать обман потребителей как специфическую форму вид) мошенничества. При этом разработчики законопроекта, внесшего изменения в УК РФ (Федеральный закон РФ № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г.), исправляя ранее допущенные ошибки при криминализации обмана потребителей, фактически не стали отказываться от существования уголовной ответственности за данное деяние и предложили рассматривать его в качестве преступного, если обман потребителей будет причинять ущерб, превышающий сумму в 500 рублей с последующей квалификацией данного деяния по ст. 159 УК РФ, предусматривающей ответственность за мошенничество (указано в пояснительной записке к Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8. 12. 2003 г. № 162 — ФЗ). Автор считает, что более обоснованным являлось бы установление размера ущерба причиняемого потребителям в результате обманных действий и необходимого для квалификации по ст. 159 УК РФ, в сумме, превышающей один минимальный размер оплаты труда.

Преступления, совершаемые путем обмана, в уголовно — правовом и в криминологическом смысле характеризуются общим набором признаков, что является главным основанием для возможного объединения их в одну группу. Уголовно — правовое сходство этих преступлений определяется использованием в качестве способа их совершения — обманных действий. Общим признаком данных преступлений является также то, что всем им присущ умышленный характер, корыстная мотивация. Общественная опасность мошенничества в виде обмана потребителей заключается в самом факте умышленных обманных действий, совершаемых лицами, задействованными в сферах торговли, общественного питания, предоставления услуг населению для достижения своих преступных по сути целей, систематическом характере обмана. Указанное обстоятельство, а также наличие и специфика сферы потребительских отношений, необходимость защиты интересов и имущества потребителей, функционирование на потребительском рынке производителей, продавцов, исполнителей, посредников систематически совершающих обманные действия в отношении граждан — потребителей диктуют необходимость включения в УК РФ либо специальной нормы, либо отдельной части общей (по существу) нормы охраняющей граждан — потребителей от преступных посягательств (обманных действий) — в специфической сфере — на потребительском рынке.

Криминология изучает не только преступления, которые закреплены в уголовном законе (а также их совокупность, образующую преступность), но и так называемые фоновые явления, в той их части, в которой они обусловливают последнюю. Поэтому, учитывая сложившиеся правовые реалии, исследователь считает возможным, рассматривать в контексте данной работы обман потребителей — как мошенничество в виде обмана потребителей, поскольку с криминологической, и с уголовно — правовой точки зрения произошло фактическое преобразование преступления (перенесение ответственности за его совершение) из специального состава (ст. 200 УК РФ) в общий (ст. 159 УК РФ). В связи с этим, в работе представлен криминологический анализ мошенничества именно в виде обмана потребителей, с приведением при этом некоторых криминологических показателей обмана потребителей, предусматривавшегося ст. 200 УК РФ.

Анализ литературных источников и эмпирического материала по изучаемой теме позволяют предположить, что рассматриваемое преступление приобретет (приобрело) криминологические признаки, которые были присущи обману потребителей, а именно: достаточно высокий уровень латентности, массовость, динамичность, интенсивность, значительную территориальную и стабильную сезонную распространенность.

Криминологическую классификацию мошенничества в виде обмана потребителей можно проводить по нескольким основаниям: способу совершения обманных действийхарактеру сферы совершения обманных действийхарактеру субъекта совершения обманастепени продвижения товара, услуги (работы) на рынке.

Данные о лицах, совершавших мошенничество на потребительском рынке и обман потребителей свидетельствуют о том, что имеется значительное сходство характерных черт личности мошенников (действующих в указанной сфере) и преступников, совершавших обман потребителей (преобладание корыстной мотивации, возраст, пол, образование преступников и др.).

Под личностью преступника, совершившего мошенничество в виде обмана потребителей можно понимать личность человека, сознательно совершившего данное преступление вследствие присущих ему, как правило, корыстных мотивов, антиобщественных установок, отрицательного отношения к позитивным общественным интересам, выбравшего общественно — опасный способ реализации своего замысла, а именно, преступный обман.

Обобщенный личностный портрет человека, наиболее часто совершающего рассматриваемое преступление, можно представить в следующем виде: в большинстве случаев это женщины, в возрасте старше 30 лет (30−49 лет), совершающие обман преимущественно в одиночку, являясь при этом местными жителями региона Российской Федерации (гражданами России), в котором совершили преступление, имеющие в большинстве случаев среднее общее и среднее основное образование, по социальному статусу относящиеся к категории рабочих и предпринимателей без образования юридического лица, совершившие обманные действия, находясь, как правило, в трезвом состоянии, преимущественно, руководствуясь корыстными мотивами и установками.

В числе основных явлений, определяющих совершение рассматриваемого преступного деяния, выступают такие из них, которые действуют как на общем (макро), так и на индивидуальном (микро) уровне, имеющие объективный и субъективный характер и специфическое содержание, возникающие, в различных сферах жизни общества и государства. Причинный комплекс рассматриваемого преступления имеет некоторые общие черты с комплексом факторов, оказывающих влияние на совершение корыстных преступлений (в частности мошенничества), а также (в большей степени) детерминант, определявших совершение уголовнонаказуемого обмана потребителей.

Общая профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей представляет собой особый вид практической деятельности, обеспечивающий достаточное (т.е. терпимое для общества) преобразование девиантных потребительских и иных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются факторы негативного характера, способствующие совершению мошенничества в виде обмана потребителей.

Основными задачами общей профилактики органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей, исходя из общих задач органов внутренних дел по профилактике преступлений, являются:

1. Систематическое выявление и анализ факторов, способствующих совершению мошенничества в виде обмана потребителей, разработка мер по их устранению, нейтрализации, достаточному позитивному преобразованию;

2. Выяснение и изучение противоречий и конфликтов, на общесоциальном уровне, которые приводят к возникновению и реализации преступных намерений, а также к формированию личности преступника, совершающего мошенничество в виде обмана потребителей;

3. Активное вовлечение в профилактику мошенничества в виде обмана потребителей общественных объединений и организаций по защите прав потребителей, а также привлечение к данной деятельности отдельных граждан;

4. Систематическое информирование граждан — потенциальных потребителей о способах защиты и противодействия данному преступлению.

Индивидуальная профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей является особым видом деятельности ОВД, заключающимся в проведении непосредственной профилактической работы с конкретными лицами, склонными к совершению рассматриваемого преступления, оказании на них необходимого профилактического воздействия с целью достаточного преобразования негативных качеств личности, формирующих противоправную (преступную) мотивацию лица на совершение мошенничества в виде обмана потребителей, а также принятии мер по установлению и устранению неблагоприятных факторов окружающей среды, способствующих возникновению противоправных установок конкретной личности. Данный вид профилактической деятельности органов внутренних дел — достаточно сложный и трудоемкий процесс, осуществляемый в форме ранней, непосредственной и постпрофилактики (профилактики, проводимой по факту совершения преступления), который заключается в выявлении органами внутренних дел лиц, склонных к совершению мошенничества в виде обмана потребителей, их изучении, осуществлении профилактической работы с ними, а также контроле, проверке и оценке результатов ее проведения. Содержанием каждого направления индивидуальной профилактики ОВД рассматриваемого преступления, которые одновременно выступают основными элементами последней, являются конкретные меры, имеющие профилактический характер, непосредственная деятельность подразделений органов внутренних дел по индивидуальной профилактике данного преступного деяния, основным критерием результативности и эффективности которой будет выступать формирование, развитие, преобладание у профилактируемого лица позитивных общественных установок, сдерживающих его противоправную (преступную) мотивацию.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по профилактике мошенничества в виде обмана потребителей заключается в выявлении и устранении проблем и недостатков, возникающих в ходе ее осуществления, улучшении качества, правильной организации профилактической работы, повышении эффективности, а также определении приоритетов проведения последней. Одной из основных проблем (недостатков) организации противодействия мошенничеству в виде обмана потребителей, а также иным преступлениям, которые совершаются в сфере потребительского рынка, является смещение акцента в деятельности подразделений ОВД не в пользу профилактики преступлений, а в сторону выявления и раскрытия уже совершенных, совершаемых преступных деяний.

В качестве предложений по совершенствованию законодательства и деятельности по профилактике ОВД мошенничества в виде обмана потребителей исследователь считает необходимым обозначить следующее:

1. В целях урегулирования проблем, возникающих в процессе правоприменительной деятельности, а также совершенствования законодательства в целом, необходимо дополнить ст. 159 УК РФ отдельной частью, предусматривающей уголовную ответственность за совершение мошенничества в виде обмана потребителей, например, изложив ее диспозицию в следующей редакции:

Мошенничество, совершенное путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман лицами, работающими в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг) или работающих по найму, если эти деяния причинили существенный ущерб потребителям".

При этом необходимо в структуру ст. 159 УК РФ включить примечание, в котором определить понятия «обман» и «существенный ущерб». Так, под обманом следует понимать «умышленное искажение или сокрытие истины, совершенные в форме действия или бездействия с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество и, таким образом, добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с этой целью заведомо ложных сведений" — под существенным ущербом в данной статье следует понимать «материальный ущерб, причиненный потребителям в сумме, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации».

Соответствующие изменения необходимо также внести в ст. 14.7 КоАП РФ (Обман потребителей), а именно, дополнить ее примечанием, в котором указать, что обманные действия лица, причинившие потребителям ущерб в сумме превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации, подлежат квалификации по ст. 159 УК РФ (Мошенничество).

2. С целью упорядочения, организации индивидуальной профилактической деятельности ОВД, необходимо разработать и принять ведомственный нормативный акт, который бы закреплял понятие профилактического контроля, профилактического учета, определял порядок их осуществления, а именно:

— выявления лиц, требующих применения к ним мер индивидуального профилактического воздействия;

— постановки лиц на профилактический учет (с указанием сроков его проведения);

— применения к лицам конкретных индивидуально — профилактических мер;

— снятия профилакгируемых лиц с данного вида учета.

3. В связи с изменением уголовного законодательства, противодействие, (а, следовательно, и профилактика) именно мошенничеству в виде обмана потребителей, должно входить в компетенцию подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями криминальной милиции МВД России, так как установить (выявить) и задокументировать мошеннические (обманные) действия лиц, причинивших потребителю (потребителям) материальный ущерб в сумме, превышающей один минимальный размер оплаты труда, без применения оперативно — розыскных средств и возможностей, будет достаточно сложно. Кроме того, данными подразделениями накоплен достаточный опыт противодействия различным видам мошеннических действий, а одной из линий работы указанных подразделений криминальной милиции является именно оперативное обслуживание объектов потребительского рынка.

4. Осуществить разработку и реализацию в практической деятельности органов внутренних дел четко сформулированной, научно-обоснованной стратегии и методики профилактики мошенничества в виде обмана потребителей. В процессе выработки такой стратегии в полной мере должны быть задействованы научные учреждения МВД России, с целью выработки рекомендаций для удовлетворения потребностей практики противодействия преступности на потребительском рынке в целом.

5. Предусмотреть выделение в подразделениях органов внутренних дел отдельных сотрудников (отделений), в числе основных задач которых будет осуществление жесткого контроля за реальным устранением обстоятельств и условий, способствующих совершению преступлений, а также непосредственное осуществление только профилактической деятельности, создание отделов или отделений (групп) по профилактике преступлений по направлениям деятельности ОВД, основной задачей которых являлось бы осуществление именно профилактического обслуживания (например, профилактическое обслуживание объектов потребительского рынка).

6. С целью совершенствования и разработки новых (более адекватных) мер профилактики, применяемых органами внутренних дел, аналитическим подразделениям ОВД и научным учреждениям системы МВД необходимо в полном объеме проводить работу по обобщению положительного опыта реализации профилактических мер в практической деятельности, разработке (с дальнейшим применением на практике) методик проведения и критериев оценки профилактических мероприятий и применения мер профилактического воздействия.

7. Сформировать (например, на базе аналитических отделов, отделений подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД, ГУВД субъектов Российской Федерации) систему экономикоправового мониторинга (наблюдения), способствующую своевременному обнаружению и прогнозированию негативных структурных изменений в сфере потребительского рынка в целом.

8. В качестве эксперимента, создать на базе советов безопасности (или МВД, ГУВД) субъектов РФ отделения криминологической экспертизы законопроектов, разрабатываемых с целью урегулирования общественных отношений в различных сферах экономики (в том числе и сфере потребительского рынка).

9. Подразделениям органов внутренних дел, специализирующимся на выявлении и раскрытии мошенничества в виде обмана потребителей (подразделения милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, подразделения криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями), а также иных преступлений, совершаемых на потребительском рынке, необходимо, в первую очередь, в полном объеме, систематически проводить комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение риска (возможности) граждан стать жертвой мошеннических действий.

10. Предусмотреть введение учебной специализации по направлениям деятельности органов внутренних дел в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку сотрудников правоохранительных органов (противодействие общеуголовной преступности, экономической преступности, организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и др.), а также профессиональной подготовки специалистов в области профилактики (предупреждения) преступлений.

11. Сформировать в масштабах государства, реально действующие общественные центры (пункты) именно по профилактике преступлений и правонарушений, осуществлять стимулирования их деятельности.

12. Усовершенствовать (пересмотреть) систему учета и регистрации преступлений (более детальное разграничение учетов по линиям и направлениям деятельности ОВД и иных правоохранительных органов, введение системы коэффициентов тяжести преступлений, для более объективного отражения информации о криминальной обстановке в стране, формирование именно криминологических (профилактических) учетов лиц, склонных к совершению преступлений, причин и условий совершения последних и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993 № 237 -25 декабря.
  2. Уголовный кодекс РСФСР с изм. и доп. на 18 мая 1995 г. М., 1995. -102с.
  3. Уголовный кодекс РФ. М.: ИКФ «Экмос», 2002. 128 с.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Юркнига, 2004. 160 с.
  5. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Юркнига, 2003. — 568 с.
  6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7.02. 1992 г. № 2300 1 редакции Федеральных законов РФ: от 9.01.1996 г. № 2 — ФЗ- от 17.12.1999 г. № 212 — ФЗ- от 30.12.2001 г. № 196 — ФЗ. М.: «Ось — 89», 2003. — 48 с.
  7. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487 I (с изменениями от 21 марта 2002 г.). Справочно — правовая система Гарант.
  8. Федеральный закон РФ «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях» от 30. 12. 2001 г. № 196 ФЗ / Информационно — правовая система Консультант Плюс.
  9. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8. 12. 2003 г. № 162 ФЗ / Информационно — правовая система Консультант Плюс.
  10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации / Собрание законодательства РФ, 1997. № 52. Ст. 5909- 2000. № 2. Ст. 170.
  11. Постановление ЦИК СНК СССР «Об ответственности за обворовывание потребителей и обман советского государства» от 28 июля 1934 г./ СЗ СССР. 1934. № 41. Ст. 325- СЗ РСФСР. 1934. № 35. Ст. 216.
  12. Постановление Правительства РФ «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 г. № 926. Справочно -правовая система Гарант.
  13. Приказ МВД РФ «Об объявлении решения коллегии от 29 мая 1993 г. № 2 КМ / I «О мерах по организации и совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел» от 12 июня 1993 г. № 284.
  14. Приказ МВД РФ «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних. дел по предупреждению преступлений» от 11 августа 1998 г. № 490 (указанный нормативный акт был частично изменен приказом № 21 от 13 января 2003 г.).
  15. Приказ МВД РФ «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» от 22 июня 1999 г. № 456.
  16. Приказ МВД РФ «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» от 2 марта 2002 г. № 199.
  17. Приказ МВД РФ «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно профилактических операций в системе МВД России» от 13 августа 2002 г. № 772.
  18. Приказ МВД РФ «О проведении оперативно профилактической операции «Потребитель 2002» от 30 сентября 2002 г. № 947.
  19. Приказ МВД РФ «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования» от 23 ноября 2002 г. № 1150.
  20. Монографические издания. Книги. Учебные пособия.
  21. Г. А. Криминология. М.: Академия МВД СССР, 1984. 500 с.
  22. А.И. Криминология. Курс лекций. М.: ЦЮЛ «Щит», 2000. -332 с.
  23. А.И., Зайцев В. А. Предупреждение хищений в торговле. М.: Юриздат, 1981.-64 с.
  24. В.В., Антонова Н. А., Толпыгин Г. А. Потребительское право. Защита прав потребителей. М.: «Книга Сервис», 2003. — 192 с.
  25. Ю.М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 366 с.
  26. А.Э. Женская преступность экономического характера. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. Под ред. А. И. Долговой. М. Российская криминологическая ассоциация, 2004−188с.
  27. Бедность и богатство в современной России: состояние и прогнозы. Сборник материалов. М., 2003.
  28. В.В. Стратегия реформ и проблема экономическойбезопасности России. Преступность в разных ее проявлениях иорганизованная преступность. Под. ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. 216 с.
  29. .В. Уголовное право. Особенная часть. Под ред. А. И. Рарога. М., 2001.
  30. .С. Мотивы преступлений. Казань: Издат. Казан. Ун-та, 1982. -152с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Немецкая классическая философия. Т. 1.М., 2000.
  32. С.И. Проблемы предупреждения преступности. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. 576 с.
  33. С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М.: Издательство «Щит М», 2000. -272 с.
  34. Р.Б. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых организованными группами в сфере малого предпринимательства: Научно аналитический обзор. М.: Акад. упр. МВД России, 1999.-52 с.
  35. JI.B. Понятие и содержание мошеннического обмана. Саратов: Сарат. гос. акад. права. 1996. 20 с.
  36. JI.B. Формы и средства мошеннического обмана. Саратов: Сарат. гос. акад. права. 1996. 13 с.
  37. П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1979.
  38. В. А. Основы экономических знаний. Рынок и предпринимательство. М.: Высш. шк., 1997. 95 с.
  39. А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 572 с.
  40. В.М. Криминализация экономических отношений в России. М., 2001.
  41. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов, 1976.
  42. М.А. Защита органами внутренних дел граждан от корыстных преступлений против собственности. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. 188 с.
  43. .Д. Обычное мошенничество и мошенничество в сфере высоких технологий. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 32 с.
  44. В.И. Виктимологическая профилактика корыстных и корыстно-насильственных преступлений, осуществляемая участковыми уполномоченными милиции. М.: Акад. упр. МВД России, 2002. 109 с.
  45. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001 576 с.
  46. Д., Рогинский Г., Строгович М. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1934.
  47. Ю.А. О связи незаконной миграции с преступностью. Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004,216 с.
  48. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М Норма, 1996. — 832 с.
  49. А.А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н. Новгород: Сэтрис, 1993. 324 с.
  50. Краткий словарь современных понятий и терминов. Под. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000. 670 с.
  51. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. Под общ. ред. А. И Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. 96 с.
  52. Криминология и профилактика преступлений. Под ред. А. И. Алексеева. М., 1989.
  53. Криминология. Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб.: Питер, 2003.-432 с.
  54. Криминология. Под ред. А. И. Долговой. М.: Издательство Норма, 2002. -848 с.
  55. Криминология. Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1976.
  56. Криминология. Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: БЕК, 1998.-566 с.
  57. Криминология. Под ред. В. Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. -528с.
  58. Кристи Нильс. Плотность общества. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. 140 с.
  59. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. 286 с.
  60. А.Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003 г. 160 с.
  61. Личность преступника. М.: Юридич. лит, 1971. 355 с.
  62. Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к УК РФ. Ростов на — Дону, 1999. — 479 с.
  63. В.В. Корыстная преступность. Криминология. Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: БЕК, 1998. 566 с.
  64. М.Г., Миненок Д. М. Корысть. Криминологические и уголовно правовые проблемы. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2001. — 367 с.
  65. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991.
  66. Научно практический комментарий к УК РФ. Под ред. П. Н. Панченко. Н. Новгород, 1996. Т. 1.
  67. С.Х., Хамидуллина Г. Р. Экономические преступления. М.: Изд. «Экзамен», 2003. 192 с.
  68. Р.С. Психология. М.: Изд. «ВЛАДОС», 2001. Кн. 1. — 688 с.
  69. В.А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения. М., 1998.
  70. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Под ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. М.: Акад. упр. МВД России, 2000. 322 с.
  71. С.И. Словарь русского языка. Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык», 1988. 750 с.
  72. Т.В. Криминологическая характеристика экономической преступности в России. Ставрополь: Ставропольсервис школа, 2001. — 144 с.
  73. М.Ю. Бедность как источник десоциализации и организованной преступности в экономической сфере. Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. 188 с.
  74. Преступность, статистика, закон. Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. 224 с.
  75. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. 244 с.
  76. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. 124 с.
  77. Российское законодательство X -XX вв. М., 1991. Т. 1.
  78. Российское законодательство X -XX вв. М., 1991. Т.8.
  79. Российская Федерация в 1992 году. М., 1993.
  80. Р.А. Обман как средство совершения преступления. Омск, 1980.-79 с.
  81. И.Г. Уголовная ответственность за обворовывание покупателя. М.: Госюриздат, 1958 79 с.
  82. Свод законов Российской Империи. Спб., 1913. Т. 13.
  83. Свод законов Российской Империи. Спб., 1913. Т.16.
  84. А.П. Хищение имущества: криминологические и уголовно -правовые аспекты. М.: Изд. «Экзамен», 2004. 352 с.
  85. Словарь справочник по криминологии и юридической психологии. Авт. — сост. В. А. Ананич, О. П. Колченогова. Минск: Амалфея, 2003. — 272 с.
  86. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 1998. -440 с.
  87. Справочник по защите прав потребителей. Под. ред. Н. С. Михайлова. М.: Изд. Проспект, 2004. 832 с.
  88. А.Н. Преступность иностранных граждан в России: состояние и тенденции. Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. 216 с.
  89. Уголовное право. Особенная часть. Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М.: Новый Юрист, 1998. 768 с.
  90. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная. Под ред. Л. Д. Гаухмана, П. М. Колодкина, С. В. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999. -784 с.
  91. Уголовное право РФ. Особенная часть. Под ред. Б. В. Здравомыслова М., 1996. -560 с.
  92. Уголовное право. Особенная часть. Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой, Г. И. Новоселова. М.: Инфра-М-Норма, 1998. 768 с.
  93. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Спб., 1904.
  94. B.C. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно правовая профилактика. М.: Акад. МВД СССР, 1983.-88с.
  95. И.Я. Мошенничество по русскому праву. СПб., 1871. -118с.
Заполнить форму текущей работой