Общая характеристика и признаки системы административных наказаний
Общие првила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего должны быть… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
- 1. 1. Общая характеристика и признаки системы административных наказаний
- 1. 2. Классификация административных наказаний
- ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Административное право, как один из элементов публично-правовой системы отличает помимо других особенностей такой признак, как самодостаточность в том смысле, что его нормы не только регулируют соответствующую часть общественных отношений, но и способны их защитить с помощью охранительных норм. Это подтверждается наличием в орбите административно-правовой отрасли самостоятельного правового института административной ответственности. Более того, охранительные нормы административного права защищают не только административно-регулятивные нормы, но и регулятивные нормы других отраслей правовой системы (финансового, конституционного, земельного, трудового и других отраслей права).
Административная ответственность наступает тогда, когда имеет место факт административно-противоправного поведения, т. е. при совершении административного правонарушения, которое является, по существу, частным случаем юридической патологии, отклоняющегося поведения, принимая форму действия либо бездействия наряду с преступлениями, дисциплинарными проступками и т. д., а ее меры это один из самых действенных «антибиотиков» от этой «болезни».
При наличии состава административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, наступает неотвратимость оценки содеянного субъектом административно-противоправного поведения со стороны государства в лице его полномочных органов (должностных лиц).
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Система административных наказаний это установленный законом императивный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, закономерно расположенных по степени их сравнительной тяжести, обладающих относительной стабильностью, единством оснований и правил назначения, преследующих карательно-профилактическую цель применения к конкретным субъектам административно-противоправного поведения.
Объектом исследования выступает система общественных отношений в сфере административного права о назначении административных наказаний.
Предметом исследования является совокупность законодательных и иных правовых мер регулирования порядка наложения административного наказания; взаимосвязанные с ними теоретические мнения, концепции и взгляды, вопросы и существующие проблемы научно-методологического и нормативно-прикладного характера.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа правоприменительной и судебной практики разработать теоретическое обоснование общего порядка наложения административного наказания.
Для достижения названной цели в процессе исследования ставились следующие основные задачи:
1) установить правовую сущность административного наказания;
2) рассмотреть систему административных наказаний;
3) провести классификацию административных наказаний;
4) провести анализ нормативного регулирования порядка наложения административного наказания.
Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистический метод познания, фундаментальные положения общей теории права, конституционного, международного, административного права.
При исследовании в качестве теоретической базы использовались монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы и другие опубликованные материалы, в том числе размещенные на правовых интернет-сайтах.
Нормативную баз исследования составили: Конституция РФ, международные нормативные документы (межгосударственные договоры, соглашения, конвенции, декларации ООН и документы международных организаций), федеральные конституционные законы, административное и другое федеральное законодательство, а также указы Президента РФ, нормативные акты органов исполнительной власти. В качестве источников нормативной информации использовались законодательные памятники и проекты законов.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
1.2. Общая характеристика и признаки системы административных наказаний
В соответствии со ст
3.2 за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Приведенный перечень административных наказаний представляет собой не простую совокупность элементов, а взаимосвязанные части единого системного образования, построенного по определенным правилам .
В качестве системообразующих основ применительно к видам административных наказаний можно считать следующие признаки:
1. Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.
Прежде всего они имеют единую законодательную базу, которая состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Она предусматривает потенциальную возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое основание не може быть самодостаточным, т. е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое основание, т. е. реальный факт административного правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим КоАП РФ наказаниями.
Наряду с этим все наказания имеют в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве случаев используется постановление правоприменительного органа (должностного лица). В порядке исключения этот документ может именоваться постановлением-квитанцией, когда речь идет о взимании административного штрафа с физического лица на месте совершения административного правонарушения (ст. 32.3). В подобных ситуациях постановление-квитанция выполняет роль правоприменительного акта оперативно-процессуального реагирования .
2. Наказания, закрепленные в ст
3.2 КоАП РФ, в первом приближении напоминают довольно стройную конструкцию, элементы которой находятся в формате иерархичности, последовательности, своеобразной «лестницы наказаний». Справедливости ради нельзя не отметить, что более детальный анализ элементов системы не позволяет признать систему наказаний безоговорочно стройной, поскольку последовательность некоторых элементов системы не выдерживает критерия «тяжести наказания». Скажем, самым тяжким административным наказанием является административный арест, поскольку связан с ущемлением личной свободы субъекта административной ответственности, и в силу элементарной логики построения компонентов системы этот вид наказания должен завершать систему, в то время как ст
3.2 КоАП РФ после административного ареста фиксирует довольно щадящие административные наказания: административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.
3. Свидетельством системности административных наказаний служит то, что всем им независимо от того, на какой ступени «летницы» они находятся, присуща карательная природа. Кара — это правовой урон субъекту административно-противоправного поведения. Будучи административно наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего правового положения.
Карательная направленность административных наказаний прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. В соответствии со ст
4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
4. Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия в режиме общей и частной превенции.
5. Закрепленные в ст
3.2 административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения. Согласно ст
4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; если правонарушителем является физическое лицо, то учитывается личность виновного и его имущественное положение, если юридическое лицо — имущественное и финансовое положение.
6. Одним из обязательных признаков любой системной конструкции, в том числе и системы административных наказаний, является статичность входящих в нее элементов. Представляется, что рассматриваемая система вполне вписывается в режим стабильности, но с грифом «Относительная». Элементы системы административных наказаний за последнее время претерпели некоторые изменения.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации, М., Юристъ, 1993.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 1.
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу № А26−2019/2005−24.
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2005 по делу № А44−2143/2005−15.
- Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.04.2006 по делу № А33−4834/06-Ф02−1715/06-С1.
- Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2006 по делу № Ф03-А73/06−2/1058.
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2005 по делу № А66−11 924/2004.
- Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2006 по делу № Ф04−2233/2006(20 831-А70−29).
- Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах (издание второе, исправленное и дополненное), — М., Статут, 2004.
- Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. М. Козлова. М.: Юрист, 2003.
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Зерцало-М., 2001.
- Андреев А. И. Обеспечение прав человека при наложении административных наказаний //Российский следователь. — 2003. — № 12.
- Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: — М., 2005.
- Дугенец А.С., Цветков Р. В. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2007. № 1.
- Жестовская С. Смягчающие обстоятельства и малозначительность // ЭЖ-Юрист, 2006, № 48.
- Жирова Ж. Роль прокуратуры в надзоре за исполнением законодательства об административных правонарушениях // Законность. 2003. № 8.
- Игнатенко В.В. Оценочные понятия и административно-деликтный закон. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996.
- Кругликов Л. Л. О соотношении правонарушений, наказания и его назначения в уголовном и административном законодательстве //Соотношение преступлений и иных правонарушений. М., 2005.
- Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под ред. Ю. М. Козлова, М., Юристъ, 2003.
- Кононов П.И., Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства, «Журнал российского права», № 7, июль 2001.
- Князев С.Д., Конституция Российской Федерации и современное российское административное право, «Журнал российского права», № 10, октябрь 2001.
- Кудрявцева И.А., Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, «Консультант бухгалтер», № 5, май 2002.
- Комментарий КоАП РФ / Под ред. Э. Н. Ренова. М., 2002.
- Ломакина В.Ф., Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, «Гражданин и право», № 2, февраль 2002.
- Лукьянов В., Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность, «Российская юстиция», № 8, август 2001.
- Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Отв. ред. Г. А. Булгаков. М. 2005.
- Овчарова Е.В., Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, «Гражданин и право», № 7, 8, 9 июль, август, сентябрь 2001.
- Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. Саратов, 2007.
- Манохин В.М., Адушкин Ю.С, Багишаев 3.Л. Российское административное право. Учебник. М. 2006.
- Манохин В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право. Учебное пособие. М. 2007.
- Макарейко Н. В. Назначение административных наказаний: Законодательное регулирование и проблемы правоприменительной практики // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 4.
- Непомнящая, Т. В. Уголовные и административные наказания: современные проблемы // Соотношение преступлений и иных правонарушений. М., 2005.
- Пехтерев А.Ф. Меры административного наказания, применяемые в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности // Современное право, № 2, 2004.
- Поспелова Л.И. Административно-деликтное законодательство как форма реализации административной политики // Административное право: Теория и практика. Материалы научной конференции. М., 2007.
- Россинский Б.В. О разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности, «Журнал российского права», № 7, июль 2001.
- Савин В.Н. О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте Российской Федерации, «Гражданин и право», № 2, август 2003.
- Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. Тюмень. 2004.
- Стахов А. Виды административного принуждения, «Российская юстиция», № 9, сентябрь 2007.
- Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц, «Законодательство», № 11, ноябрь 2006.