Система органов государственного управления
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Система органов государственного управления
- Заключение
- Список использованной литературы
В России все более прочно укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.
Как отмечал А. Ф. Ноздрачев, проводимые в стране реформы — это отражение критического взгляда на существующий порядок взаимоотношений государственного аппарата с гражданским обществом. Достижение основной цели этих реформ — повышение эффективности деятельности органов власти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы определить, что собой представляет система органов государственного управления.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.
Система органов государственного управления
Как указывает Ю. М. Козлов, термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся у нас, давая тем самым конституционные и законодательные основания для выделения данного вида государственной деятельности .
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина, закрепив вместо него иной исполнительная власть. Так, в соответствии со статьей 10 Конституции государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым был осуществлен переход от официально признаваемого ранее «разделения труда внутри государственного аппарата» к «разделению властей».
В самых общих чертах государственное управление это деятельность исполнительно-распорядительного характера, что, во-первых, определяет основное направление этой деятельности исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, и, во-вторых, указывает на средства достижения данной цели распорядительство, то есть использование необходимых юридически-властных полномочий .
Государственное управление в таком понимании прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых в качестве исполнительных и распорядительных органов государственной власти или же органов государственного управления.
Иными словами, государственное управление подзаконная (на основании и во исполнение закона) исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации (ч. 1 ст. 80).
Компетенция Президента РФ — это совокупность его полномочий в деле разрешения вопросов государственной и общественной жизни, закрепленных в нормативных правовых актах. Они установлены прежде в Конституции РФ, главным образом в ст. 83−90, а также в ряде статей, регулирующих деятельность иных органов государственной власти. Ряд полномочий закреплен в иных правовых актах различного уровня. Определенные возражения в научной юридической литературе вызывает имеющаяся практика определения их указами Президента. В связи с этим отмечается, что вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» главой государства своих полномочий.
Ученые-юристы дают различные классификации полномочий Президента РФ. Так, С. А. Авакьян выделяет пять их основных групп: в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц; в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; в области внешней политики; в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране; в области обеспечения конституционного статуса личности. В. Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий: в сфере правового статуса личности; связанные с федеративным устройством государства; в отношениях с парламентом; в отношениях с органами исполнительной власти; в отношениях с органами судебной власти; по урегулированию чрезвычайных положений; в военной сфере; в области внешней политики. По мнению Е. И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; функционированием исполнительных органов государственной власти; обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности .
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- Административное право. Учебник под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2001.
- Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось // Российская юстиция", 2001, № 10.
- Игнатюк Н.А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: Учебное пособие. М., 2007.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.
- Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001.
- Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002.