Лекция — основная форма учебного процесса при подготовке юристов
На протяжении всей истории высшей школы — с момента ее зарождения и до наших дней — ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. Основная дидактическая цель лекции .- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения. Лекции появились еще… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Преимущество, зарождение и развитие лекционной формы обучения
- 2. Функции лекция
- 3. Классификация лекций
- Заключение
- Список литературы
В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. Цель лекции формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Она являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
Интересно отметить, что в 30-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.
Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.
Цель настоящей работы исследование лекций как основной формы учебного процесса при подготовке юристов.
1. Преимущество, зарождение и развитие лекционной формы обучения
Преимущество лекции:
— это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
— лекция весьма экономный способ получения в общем виде основ знания;
— лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана .
На протяжении всей истории высшей школы — с момента ее зарождения и до наших дней — ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. Основная дидактическая цель лекции .- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения.
Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция.
Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, лекции, состоявшиеся в западноевропейских уаиверситетах в XIII—XIV вв., представляли собой преимущественно чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора. В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста (отсюда — чтение лекции). Это и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.
С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования, однако способ ее изложения изменился. Лекция стала развиваться именно как форма публичного изложения учебного предмета. Совершенствуясь как жанр искусства публичного слова, она вышла за стены университетов и вообще высшей школы, стала широко распространенным средством познания и пропаганды знаний.
На протяжении всей истории ее развития были как противники, так и горячие защитники лекции, о чем достаточно подробно рассказывается в литературе.
Широко применялась лекция в первых университетах России. Яркие страницы в развитие лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший значение живого слова преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться «красноречию», под которым понимал «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», и поэтому советовал «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».
В укрепление значения учебной лекции весомый вклад внесли математик М. В. Остроградский, историки Т. Н. Грановский и В. О. Ключевский. Выдающийся педагог высшей школы М. В. Остроградский подходил к лекциям серьезно и вдумчиво, обращая внимание не только на научную, но и методическую сторону. Обычно он начинал лекцию с краткого обзора прочитанного ранее, далее давал «ход рассуждения и метод доказательства» по новой теме. Затем подходил к выводам, умело сосредоточивая внимание слушателей на главном. Чтение лекций Остроградский оживлял экскурсами в жизнь и деятельность выдающихся ученых.
Огромное влияние на слушателей оказывали лекции Т. Н. Грановского, в которых лектор блестяще связывал далекую историю народов с окружающей действительностью, помогая слушателям уяснить ее. Его лекция отодвинула на второй план книгу, и Грановский занял особое положение в Московском университете, оказавшись, по выражению Н. Г. Чернышевского, «одним из сильнейших посредников между наукою и нашим обществом». Т. Н. Грановский своими лекциями вызывал лучшие человеческие чувства. История донесла до нас воспоминания Чернышевского, Чаадаева, Герцена, слушавших эти замечательные лекции и ощутивших их исключительно сильное влияние. «Всякий, слышавший его на кафедре, выносил с собой какое-то новое возбуждение к лучшему, всякий располагался к добру с большою духовною силою», — писал один из учеников Грановского.
С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний, развития производства стала ощущаться потребность введения в университетах практических занятий, стимулирующих самостоятельность и активность студентов. Взгляд на лекцию стал изменяться, начали раздаваться голоса за сокращение лекций.
Так, в 60-е годы вопрос о лекции был поставлен особенно оригинально. Автором такой постановки явился знаменитый хирург и педагог Н. И. Пирогов: страстный защитник идей развития самостоятельности и активности студентов Н. И. Пирогов выдвинул предложение о том, что лекции должны читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым, нигде еще не опубликованным материалом или если лектор обладает выдающимся даром слова.
Известные русские просветители, революционеры-демократы XIX в. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, касаясь проблемы организации занятий в высших учебных заведениях, также высказывались за усиление самостоятельной работы студентов, признавая, однако, значение лекцй, и видели ценность их в том, что они гораздо сильнее книги возбуждают любовь студентов к науке.
В защиту лекции решительно высказался в 1896 г. II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, подчеркнув, что живое слово — это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой.
19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В нем отмечалось, что нужно применять лекции как метод преподавания, способствующий сближению профессоров с учащимися, с тем, однако, чтобы вслед за лекцией следовала основательная проработка материала под руководством ассистентов и при обязательном контроле профессора. Тем не менее в 30-е годы в некоторых вузах. в экспериментальном порядке. чтение лекций было прекращено, но подобное hobobi дение не оправдало себя.
В настоящее время споры по вопроса роли и месте лекций не прекращаются. Так некоторые противники лекционного изложения учебного материала упрекают лекцик том, что она приучает к пассивному, некритическому восприятию чужих мнений, замораживая стремление мыслить самостоятельно; причем, якобы, чем лучше лектор, т больше вероятность некритического заимствования чужих мыслей. Другим недостатком лекционной формы считают то, что посещение лекций приучает к школярству и отбивает вкус к самостоятельным занятиям. Tpeтьи видят в лекции лишь «средство от бедное» в том случае, если курс не обеспечен учеб" ком. Четвертые обращают внимание на неодинаковость восприятия студентами лекционного материала, в результате чего некоторый студенты не могут осмыслить излагаем материал и лишь механически записывают слова лектора.
В доводах противников лекций, несомненно, есть доля истины. Вместе с тем опыт bi шей школы показал, что отказ от лекций может привести лишь к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушен системности и равномерности в их работ течение семестра, а указанные недостатки значительной мере могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.
Список литературы
- Герасимова Т.С. Психолого-педагогический минимум для внштатных преподавателей / Методист, 2007, № 2. — С.38−43
- Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2007
- Смирнова А.Н. Психология и педагогика. М.: ПРИОР, 2005