Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод экспертной оценки в социологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характер информации зависит от свойств измеряемых объектов, поэтому правила формализации определяются уровнем измерения. Наиболее распространенными способами упорядочения информации являются ранжирование и метод непосредственной оценки. Организуется обмен мнениями, в процессе которого ставятся задачи не только определить пути возможного решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие о методе экспертных оценок в социологии
    • 1. 1. Области применения метода экспертного опроса
  • 2. Принципы работы экспертной группы
    • 2. 1. Критерии отбора экспертов
  • 3. Основные методы работы экспертной группы
    • 3. 1. Свободное интервью
    • 3. 2. Мозговая атака
    • 3. 3. Метод Дельфи
  • 4. Обработка результатов экспертного опроса
  • Заключение
  • Список литературы

Метод экспертных оценок широко применяется в процессах получения и использования социологической информации.

Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определения наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем.

Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторяется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению.

Метод экспертных оценок основан на достижения согласия в группе экспертов, которые приглашаются для определения той или иной проблемы.

В зависимости от основания классификации методы экспертных оценок можно разделить на следующие группы: а) по характеру взаимосвязи экспертов между собой — методы очного и заочного опроса экспертов;

б) по процедуре согласования оценок — одноразовые и итеративные (многоразовые);

в) по численности экспертов — индивидуальные методы и групповые.

Цель реферата описать специфику метода экспертных оценок в социологии, определить основные принципы и методы работы экспертных групп.

1 Понятие о методе экспертных оценок в социологии

В практике прикладных социологических исследований могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект носитель проблемы и использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через 1, 2, 5 и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах, поскольку именно тогда была выявлена ограниченность методов экстраполирования и моделирования. Одни лишь математические модели сами по себе не могут обеспечить требуемую надежность прогнозов, особенно долгосрочных. Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов. Выявилась необходимость комплексной разработки социальных прогнозов путем сочетания различных методов, в том числе опроса экспертов.

Данный метод сбора информации, как видим, важен потому, что на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования .

Метод экспертных оценок — специфический социологический метод получения информации об объекте с помощью специалистов — экспертов в определенной области.

Повышение объективности результатов оценок экспертов достигается целым рядом логических и статистических процедур подбора специалистов, организации их опроса, обработки результатов экспертизы. Совокупность этих процедур и называется методом экспертных оценок .

1.1 Области применения метода экспертного опроса

Экспертные оценки широко используются в прогнозировании, при определении целей социологического развития или принятии плановых решений, помогают оценить значимость показателей и проверить качество методик, применяемых для сбора данных, повысить обоснованность практических рекомендаций и т. д.

2 Принципы работы экспертной группы

Для подготовки экспертизы обычно формируется группа специалистов.

В ее задачи входят: а) постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее гранц, основных этапов;

б) разработка процедуры экспертизы;

в) отбор экспертов, проверка их компетентности и формирование групп экспертов;

г) проведение опроса и согласование оценок;

д) формализация полученной информации, ее обработка, анализ и интерпретация.

В состав группы входят специальной области знания, а также специалисты по экспертным методам (социологи, психологи, математики), всего может быть 5−7 чел.

В основе экспертизы обычно лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор требуемой информации.

В своем классическом варианте вопросник отсутствует при свободном интервью, аналитических экспертных оценках и т. п.

Вопросник, или анкета, — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей экспертизы.

Вопросы анкеты в зависимости от их содержания делятся на три группы: а) данные о самом эксперте — его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой специальности;

б) вопросы по существу исследуемой проблемы;

в) вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых придерживался эксперт в своем анализе.

По форме вопросы могут быть открытыми, закрытыми и полузакрытыми, прямыми и косвенными. Для обеспечения поступления надежной и достоверной информации обычно сочетают все типы вопросов.

Кроме того, для обеспечения равновероятной возможности для каждой альтернативы вопроса попасть в поле зрения эксперта рекомендуется в ходе опроса менять последовательность альтернатив. При использовании оценочных шкал положительные и отрицательные стороны уравновешивают.

Вопросы по одной подпроблеме устанавливаются в порядке постепенного перехода от более общих к все более специфическим, конкретным. Вопросник должен отвечать требованиям целостности, логической последовательности и завершенности.

2.1 Критерии отбора экспертов

Проведение экспертизы начинается с решения целого ряда методический проблем, связанных с выбором ее участников. Работа по отбору экспертов обычно начинается с составления списка компетентных в исследуемой области специалистов. На основе этого списка с помощью специальных методов оценки качеств специалистов составляются экспертные группы.

Подбор эксперто осуществляется на основе: а) объективных оценок компетентности;

б) самооценок компетентности;

в) экспертных таблиц и анкет;

г) метода «снежного кома» (по рекомендации др. специалистов);

д) случайного механического отбора.

Более объективные результаты дают методы, основанные на данных о прошлой деятельности экспертов. Одним из таких методов является метод, использующий степень надежности эксперта. Этот показатель вычисляется как отношение числа случаев, когда эксперт дал оценки наиболее близкие к истинным, к общему числу случаев, когда данный специалист участвовал в экспертизе.

Статистические методы отбора экспертов требуют накопления информации о работе экспертных комиссий и отдельных экспертов. Точность групповой оценки экспертизы зависит от размеров группы.

В последние годы разрабатываются различные способы определения оптимальной численности участников. Один из них основан на соображении, что существуют максимальные и минимальные границы группы. Нижняя граница зависит от числа оцениваемых событий (сколько событий, столько экспертов); верхняя граница определяется как потенциальное число возможных экспертов.

В другом, более общем подходе используются графики, характеризующие зависимость между числом экспертов в группе и средней групповой ошибкой. Кривые этого типа позволяют выбрать минимально допустимое число экспертов. Рациональное использование информации, полученной от экспертов, возможно при условии преобразования ее в форму, удобную для дальнейшего анализа, подготовки и принятия решений.

Метод экспертной оценки в социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

3 Основные методы работы экспертной группы

Существует широкий диапазон конкретных методик опроса экспертов.

В зависимости от основания классификации их можно разделить на следующие группы:

а) по характеру взаимосвязи экспертов между собой — методы очного и заочного опроса экспертов;

б) по процедуре согласования оценок — одноразовые и итеративные (многоразовые);

в) по численности экспертов — индивидуальные методы и групповые.

Очные методы опроса экспертов направлены на интенсификацию начального этапа исследования — разведки.

Привлечение специалистов, представляющих различные области знания, позволяет расширить подход к изучаемой проблеме, учесть все возможные связи и опосредования. Эти методы дают весьма надежные результаты.

Однако проведение очной экспертизы представляет собой довольно трудоемкий процесс. Кроме того, существенным недостатком этих методов является вероятность нежелательных искажений информации из-за психологического влияния организаторов опроса или авторитета признанных специалистов на участников экспертизы. Для исключения действия этого фактора обычно применяются специальные организационные меры .

3.1 Свободное интервью

Свободное интервью — индивидуальный метод проведения экспертизы, когда исследователь лично обращается к известным ему специалистам за консультацией без какого-либо заранее составленного жесткого плана беседы.

Интервью имеет разведывательную цель, помогает более полно представить проблему, уточнить некоторые теоретические моменты, более четко интерпретировать употребляемые понятия и наметить основные направления исследования.

Число экспертов, как правило, невелико (10−15 чел.), поскольку, с одной стороны, узких специалистов по какой-либо проблеме вообще немного, а с другой — ограничены возможности самого исследователя .

3.2 Мозговая атака

" Мозговая атака" - коллективная очная работа экспертов.

Цель этого метода — найти пути решения сложной научной или практической проблемы.

Одной из распространенных разновидностей этого метода является «мозговая атака» — коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Заседания группы экспертов проводятся по определенным правилам.

Правила проведения мозговой атаки.

Выбирается сложная проблема с выделением центрального пункта.

Выдвигаются и обсуждаются предложения по решению данной проблемы.

Запрещается критика любых предложений, вплоть до безумных. Все предложения фиксируются.

Организуется обмен мнениями, в процессе которого ставятся задачи не только определить пути возможного решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу недостатка идей и выработать коллективное и согласованное предложение.

Стимулирование наблюдения — поставленная задача не решается в общем виде, а переносится на воображаемый объект.

Должен быть составлен сценарий, на котором проигрывается возможное решение управленческой проблемы, согласно общим правилам.

Во главе стоит руководитель, который регулирует весь процесс обсуждения управленческой проблемы.

Во-первых, в качестве объекта прямой «мозговой атаки» выбирается сложная проблема с выделением ее центрального пункта, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по решению данной проблемы. В процессе выдвижения идей запрещается их критика, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных и даже «безумных» идей, связанных с решением поставленной проблемы.

Во-вторых, это «обмен мнениями», в процессе которого ставится задача не только определить возможные пути решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинуты идей и выработать коллективные согласованные предложения.

В-третьих, это «стимулирование наблюдения», заключающееся в том, что поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый или реальный объект, затем составляется «сценарий», на котором и проигрываются возможные варианты решения управленческой проблемы согласно общим правилам «мозговой атаки» .

В конечном счете, выбор характеристики центра ряда зависит от особенностей той или иной экспертизы, в т. ч. таких, как численность группы экспертов, процедура получения и согласования информации, суть исследуемой проблемы и возможности представления данных в количественной форме.

Групповая экспертная оценка может считаться надежной только при условии достаточной согласованности ответов опрашиваемых, а этот вопрос еще требует дальнейшей разработки.

3.3 Метод Дельфи

Метод Дельфи весьма трудоемок и организационно сложен. В настоящее время в США некоторые исследователи практикуют его с непосредственным использованием ЭВМ, что позволяет прекратить до минимума время, требуемое на каждую итерацию, и провести опрос в течение нескольких часов.

В общих чертах метод Дельфи характеризуется следующими особенностями:

а) анонимностью экспертов, достигаемой с помощью вопросников или др. способами индивидуального вопроса, напр., с помощью ЭВМ;

б) регулируемой обратной связью, которая осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам групповым ответом, который получается с помощью статистических методов и отражает обобщенное мнение участников экспертизы.

К недостаткам этого метода относится невозможность столкновения в споре различных мнений и стимулирования возникающего при личном контакте «генерирования» идей, кроме того, он требует значительных затрат времени.

4 Обработка результатов экспертного опроса

Характер информации зависит от свойств измеряемых объектов, поэтому правила формализации определяются уровнем измерения. Наиболее распространенными способами упорядочения информации являются ранжирование и метод непосредственной оценки .

Ранжирование — процедура установления относительной значимости (предпочтительости) исследуемых объектов на основе их упорядочения. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе др. объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эти суммы: высший ранг присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Точность и надежность ранжирования зависят от количества объектов для сравнения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Е. и др. Экспертные оценки и методология их использования. М., 1974.
  2. Е. М. Прикладная социология: Учеб. пособие. Мн., 2000. 496 с.
  3. С. А. Глубокое интервью. — М., 2001.
  4. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1974.
  5. И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с.
  6. .З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения//Социологич. исслед. 1985, № 4. Н. И. Ростегаева.
  7. Л. Г. Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.
  8. В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1999. 296 с.
  9. . Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М., 1996.
  10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1−2./Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова М., 1990.
  11. В.В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях//Социологич. исслед. 1981, № 3
  12. Ф. Э. Прикладная социология. — М., 2003.
  13. Экспертные оценки в социологических исследованиях /С.Б.Крымский, Б. Б. Жилин, В. И. Паниотто и др.; Отв. ред. С. Б. Крымский; АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук. думка, 1990. 320 с.
  14. В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 1998.
Заполнить форму текущей работой