Контроль и ревизия
По результатам проведенной встречной проверки составляется акт. При необходимости к нему прибавляются оригиналы или копии соответствующих первичных документов, выписки из бухгалтерских документов, таможенных деклараций, налоговых деклараций, отчетов, письменных объяснений должностных и материально-ответственных лиц и т. п. При осуществлении встречной проверки проводится сравнение (сопоставление… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Сущность подготовки к проведению налоговой проверки
- ІІ. Виды налоговых проверок и организация их проведения
- Заключение
- Список литературы
Контроль как функция управления в сфере управления налоговой системой основан на общих принципах системы государственного контроля.
Формы налогового контроля определяются требованиями налоговой политики государства. Кроме того, контролируется правильность и своевременность уплаты налогов предприятиями и населением. Поэтому налоговый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны государственных органов является налоговый аудит (налоговая проверка). Проведение аудиту и
выводы по его результатам наиболее сложный момент взаимоотношений между налогоплательщиком и контролирующим органом. В тот же время, проведение аудита довольно дорогая процедура и требует привлечения наиболее квалифицированных работников контролирующих органов, значительного времени и отвлекает в той или другой мере налогоплательщика от основной деятельности. Все это требует взвешенного подхода контролирующих органов при планировании, подготовке и проведении аудита.
Для однозначного понимания этого метода контроля (налогового аудита) приведем основные понятия, которые пока что не нашли своего определения в законодательстве, но широко применяются на практике.
При определении понятия налоговый аудит в общих чертах можно сказать так. Налоговый аудит (налоговая проверка) это процессуальные действия контролирующих органов относительно контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также законностью осуществления операций, связанных с получением доходов и осуществлением расчетов. Следует отметить, что понятие налоговый аудит используется в практической деятельности контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности, но в нормативно-правовых актах РФ преимущественно применяется понятие проверка.
I. Сущность подготовки к проведению налоговой проверки
Подготовительную рабту к проведению документальной проверки необходимо начинать за два-три месяца до даты ее официального начала. Такой большой срок обусловлен тем, что за это время нужно не только собрать и проанализировать информацию о налогоплательщике, а и прислать десятки, а то и сотни запросов на проведение встречных проверок и организацию необходимых экспертиз. Эту работу в налоговых органах должны проводить специальные отделы по аналитической подготовки документальных проверок или же специально выделенные для этого работники управлений налогового аудита.
Схематично подготовительную работу можно подать так:
1. Отбор налогоплательщика для проверки (определение критериев отбора, применение специальных и случайных методов отбора, сбор информации о налогоплательщике).
2. Планирование проверки (подготовка перечня вопросов, которые подлежат проверке; определение срока проведения проверки, объемов работ, которые необходимо провести, кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, и ресурса времени на осуществление проверки).
3. Допроверочный анализ накопленной информации о налогоплательщике (установление реальной оценки состояния налогового и бухгалтерского учетов и достоверности отчетных данных; выяснение объективных причин в значительных изменениях финансово-экономических показателей, которые отрицательно повлияли на отчетные результаты деятельности и соответственно на размер базы налогообложения; оценка выполнения предприятием обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей; оценка финансового состояния предприятия и обеспечение его денежными ресурсами; выявление тенденций относительно движения имущества (активов) предприятия; подготовка предложений к перечню вопросов, которые подлежат проверке).
4. Подготовка программы проверки (определение цели проведения проверки, перечня объектов проверки, состава контрольно-проверочной бригады и ее руководителя; термина проведения проверки, термина, на протяжении которого после окончания проверки необходимо провести реализацию ее результатов. Конкретизация перечня вопросов, которые подлежат проверке, и изложение их в технологической последовательности выполнения. Описание процедур осуществления проверки и сроки х проведения. Определение ответственных работников налогового аудита за проверку того или другого вопроса или проведение процедур и сроки подготовки и сдачи итоговых документов по результатам их проведения. Составление программы проверки.)
5. Организационные мероприятия по подготовке проверки (изучение специфических нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность налогоплательщика; сообщение налогоплательщика о проверке; сбор предложений относительно формирования контрольной бригады, проведение ее инструктажа; оформление удостоверений на право проверки; сообщение о начале проверки других контрольных органов, актуальной проблемой являются повышения качества проверок, которое снизилось вследствие значительного роста количества предпринимательских структур — налогоплательщиков, вызванного развитием разных форм собственности. Прежде всего это касается усовершенствования методики отбора объектов Основная цель этой работы — выделить для внесения в план проведения документальных проверок плательщиков, проверка которых с максимальной вероятностью обеспечит поступление в бюджет и государственные целевые фонды значительных сумм доначисленных налогов и других обязательных платежей. Прежде всего подлежат проверке:
— плательщики, которые не предоставляют или несвоевременно предоставляют документы, необходимые для начисления и уплаты налогов и платежей;
— предприятия, которые отображают в отчетности ущерб или незначительные прибыли на протяжении нескольких отчетных периодов при значительных размерах имущества и потенциально прибыльных видах деятельности, занимаясь вместе с тем спонсорством;
— предприятия, которые допускают резкие колебания размера налоговых платежей в разные отчетные периоды при приблизительно одинаковом объеме реализации;
— плательщики, которые существенным образом увеличили потребление материальных ресурсов при уменьшении или незначительном увеличении объемов продукции, которая отображается в отчетности;
— плательщики, которые претендуют на значительные суммы возмещения НДС при небольшом периоде существование предприятий, малых активах и численности работников, разноплановости хозяйственной деятельности и значительных ооротах выручки;
— плательщики, последняя проверка которых выявила нарушения налогового законодательства;
— предприятия, относительно которых есть документы и информация, которые ставят под сомнение происхождения средств налогоплательщика или свидетельствуют о наличии нарушений действующего законодательства;
— предприятия, которые в запланированном периоде подлежат ликвидации или реорганизации;
— плательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других контрольных органов;
предприятия, которые долго не проверяли.
Эффективность использования ресурсов налоговых органов предусматривает достижение максимальных результатов документальных проверок при минимальных расходах времени, усилий и средств на их проведение.
ІІ. Виды налоговых проверок и организация их проведения
С целью реализации налогового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков государственные контролирующие органы могут использовать разные формы проводки проверок.
В зависимости от избранного критерия все виды налоговых проверок условно можно классифицировать таким образом: по способу организации проверки делятся на плановые, внеплановые, оперативные, комплексные и встречные.
по объему запланированных вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика — информативные, предыдущие, тематические, комплексные, повторные.
по месту проведения — выездные и кабинетные (те, которые осуществляются непосредственно в контролирующем органе).
На практике, как правило, применяется объединение разных видов проверок в зависимости от задач, которые стоят перед проверкой. Так, чаще всего встречаются плановые комплексные выездные проверки, которые проводятся на основании плана документальных проверок. Проводятся также внеплановые выездные документальные проверки, встречные документальные и оперативные проверки и т. п. Таким образом, виды налоговых проверок являются взаимосвязанными, обусловленными, дополняют друг друга и направлены на эффективное выполнение функций налогового контроля.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
- Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №№ 3,5,7 — 2001 г
- Валов М. А. Выездная налоговая проверка // Журнал Налоги и платежи/Арбитражная налоговая практика. № 2, 2001
- Мачин С. П. Налоговая полиция проводит проверку на предприятии // Журнал Главбух/Юридический практикум, № 22, ноябрь 2001
- М.В. Киселев, к.э.н. Налоговая проверка предприятия // Журнал Российский налоговый курьер № 11, 2000
- Т.Н. Мехова, советник налоговый службы РФ II ранга Налоговые проверки взгляд изнутри // Журнал Главная книга № 9, апрель 2002
- Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения, 1 том. — СПб.: изд. Михайлова, 1997