Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица: История создания и формирования коллекции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основные задачи исследования входят: определение исторических предпосылок, теоретических основ и этапов эволюции концепции художественно-промышленных музеев Европы и России во второй половине 19 в.- выявление степени влияния западноевропейского опыта на процесс формирования системы российских художественно-промышленных музеев и определение роли и места музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исторические предпосылки и теоретические основы формирования учебных художественно-промышленных музеев в Европе во второй половине 19 века
    • 1. Всемирные промышленные выставки и реформа художественно-промышленного образования
    • 2. Теоретические воззрения и практические рекомендации Г. Земпера
  • Глава 2. Эволюция концепции художественно-промышленных музеев в Западной Европе и России во второй половине 19 века
    • 1. Западноевропейские художественно-промышленные музеи
    • 2. Российские художественно-промышленные музеи
  • Глава 3. Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге
    • 1. Процесс создания музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Архитектурно-художественная концепция здания
    • 2. Художественно-образное решение интерьеров здания музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица
    • 3. Коллекция музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Этапы формирования

Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица: История создания и формирования коллекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, созданный в Санкт-Петербурге в конце 1870-х гг., представляет собой одно из интереснейших явлений российской культуры прошлого столетия. История его создания, специфика организации коллекций и экспозиций была обусловлена общим ходом развития европейской философской и эстетической мысли, материальной и художественной культуры середины и второй половины 19 в. — эпохи перехода человечества на качественно новую ступень развития, ознаменованную становлением материалистического мировосприятия, серьезными достижениями в различных областях науки и техники, бурным развитием промышленности.

Расширение сфер внедрения машинного способа производства, особенно в области изготовления товаров широкого потребления, выявило и обострило проблему несоответствия эстетических характеристик промышленной продукции новым историческим условиям. Необходимы были принципиально новые подходы к решению вопросов, связанных с процессом художественного конструирования промышленных изделий, к проблеме подготовки новых кадров художников, способных работать в области промышленного производства.

В этой связи в наиболее промышленно развитых странах Европы с середины 19 в. начинается реформа художественного образования, выразившаяся в организации сети художественно-промышленных учебно-музейных комплексов, в основу концепции которых были положены теоретические разработки и практические рекомендации известного немецкого архитектора и теоретика искусства Г. Земпера. Этот процесс нашел отражение и в России, где в Москве и Санкт-Петербурге открывается несколько подобных учебных 3 заведений, одним из которых было Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающей значимостью для современной музейной практики проблемы сохранения и изучения национального художественного наследия, вопросов взаимовлияния и взаимопроникновения эстетических идей в рамках единого культурного процесса. В области теории музейного дела особый интерес представляет исследование исторически сложившихся принципов и форм организации спе-цефических воспитательных и культурно-просветительских учрежденийучебных художественно-промышленных музеев.

Состояние вопроса. Проблемы, связанные с историей создания и процессами функционирования художественно-промышленнных учебных музеев Европы, рассматривались рядом зарубежных и отечественных исследователей: А. Сомерс Кокс, П. Аризоли-Клементе, Р. Бейер, Л. Кошник, В. Р. Ароновым, Н. Ю. Бирюковой, А. И. Михайловской, Т. М. Моисеевой, М. Н. Лопато и другими. Вместе с тем, вопросы, связанные с историей возникновения и деятельности во второй половине 19 — начале 20 вв. российских художественно-промышленных музеев, и, в частности, крупнейшего из них — музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица — в современной научной литературе освещены недостаточно полно. До настоящего времени не определена степень и форма влияния западноевропейского музейного опыта на процесс сложения российских учебных музеев, остаются неразработанными вопросы, связанные с историей их создания и формирования коллекций.

ЦУТР барона А. Л. Штиглица в конце 19 — начале 20 вв. представлял собой крупный учебно-музейный комплекс, состоящий из двух элементов: училища технического рисования и художественно-промышленного музея, собрание которого с 1896 г. размещалось в здании, построенном по проекту 4 известного петербургского зодчего, первого директора ЦУТР барона А. Л. Штиглица — М. Е. Месмахера.

Сегодня это сооружение, ставшее одним из первых в России специа-лизированым музейным зданием, расценивается большинством исследователей как уникальный памятник архитектуры эпохи Историзма. Поэтому в целом ряде работ (Е.А.Борисова, Т. П. Каждан, А. Л. Пунин, Е. И. Кириченко, Т.Е.Тыжненко) уделялось внимание преимущественно архитектурно-художественному решению памятника, в котором нашли отражение общие тенденции культурных и эстетических исканий эпохи. Однако до сих пор исследователи не рассматривали здание музея ЦУТР в общем русле развития архитектурных концепций и форм европейских художественно-промышленных музеев, оказавших определяющее влияние на формирование облика и структуры этого крупнейшего российского учебного художественно-промышленного музея.

Вопросы, связанные с историей формирования коллекции музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица, нашли отражение в работах А. А. Матвеевой, Н. А. Михина, Н. Ю. Бирюковой, Е. А. Анисимовой, Т. Н. Волчковой, Л. Д. Лихачевой, М. Л. Меньшиковой, Т. Н. Косоуровой, Н. И. Казакевич, Т.В.Panne и других. Однако, они, как правило, не затрагивали проблему в целом, а рассматривали лишь отдельные ее аспекты.

Музей ЦУТР барона А. Л. Штиглица вобрал в себя весь опыт, накопленный за десятилетия деятельности ведущих художественно-промышленных музеев Европы, поэтому процесс зарождения и сложения его концепции, этапы формирования отдельных музейных структур следует рассматривать в общем русле тенденций развития европейского художественного образования и музейной практики.

Цель и задачи работы. Целью исследования является выявление, анализ и научное обоснование структуры и принципов формирования музея 5.

ЦУТР барона А. Л. Штиглица и его коллекции в контексте эстетических исканий, развития художественной культуры и музейной практики Европы второй половины 19 в.

В основные задачи исследования входят: определение исторических предпосылок, теоретических основ и этапов эволюции концепции художественно-промышленных музеев Европы и России во второй половине 19 в.- выявление степени влияния западноевропейского опыта на процесс формирования системы российских художественно-промышленных музеев и определение роли и места музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица в историческом процессе зарождения и сложения европейского музейного деларассмотрение архитектурно-художественной концепции и объемно-пространственного решения здания музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица в русле общих тенденций развития архитектуры крупнейших западноевропейских художественно-промышленных музеевпроведение анализа художественно-образного решения интерьеров музея ЦУТР, выявление методики и принципов их созданиявыявление основных этапов формирования коллекции музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица, определение общих тенденциий коллекционерской политики музея и динамики ее формирования на фоне развития российской культуры второй половины 19 — начала 20 вв.

Границы исследования хронологически охватывают период с конца 1870-х до начала 1920;х гг.

Предметом исследования являются принципы формирования концепции и структуры музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица и процесс сложения его коллекции. 6.

Объект исследования — музей ЦУТР барона А. Л. Штиглица, особенности его архитектурно-пространственного и художественно-образного решения, структура и предметное содержание музейных коллекций.

Методика исследования. Работа основывается на комплексной методике исследования, включающей в себя изучение архивных и печатных источников, документальных и изобразительных материалов, трудов специалистов, занимающихся проблемами промышленного искусства, с использованием сравнительного анализа принципов и форм структурной организации и функционирования крупнейших художественно-промышленных учебно-музейных комплексов Западной Европы и России.

Научная новизна работы заключается: в изучении и анализе исторических предпосылок реформы художественно-промышленного образования и музейного дела в Европе в середине и второй половине 19 в.- в выявлении характерных черт и исследовании принципов формирования и структурных особенностей крупнейших художественно-промышленных музеев Европы и Россиив рассмотрении музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица как выражения определенных культурно-эстетических и просветительских идей, уходящих своими корнями в период становления промышленного искусства, зарождения теории промышленной эстетики и дизайнав рассмотрении данной проблемы не только в плане исторической перспективы, но и в связи с господствующей в практической эстетике и музейной практике середины и второй половины 19 века теоретической тенденции, основой которой послужили научные изыскания одного из крупнейших теоретиков прикладного искусства того времени, основоположника теории дизайна — немецкого искусствоведа и архитектора Г. Земпера- 7 в изучении принципов организации музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица и структуры его коллекцииво введении в научный оборот новых документальных, историографических и изобразительных материалов по истории формирования музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица и предметному насыщению его коллекций.

На защиту выносятся: выявление и научное обоснование теоретических основ и этапов эволюции концепции учебных художественно-промышленных музеев Европы и России во второй половине 19 векаопределение характера и степени влияния западноевропейского опыта на процесс формирования российских художественно-промышленных музеевопределение места и роли музея ЦУТР барона А. Л. Штглица в общем процессе сложения европейского и российского музейного делаопределение принципов и приемов создания объемно-пространственного и архитектурно-художественного решения здания музея ЦУТР барона А. Л. Штиглицаустановление основных этапов, тенденций и динамики формирования коллекции музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов, а также документальных и изобразительных материалов в музейной практике при разработке принципов организации и функционирования современных учебных художественно-промышленных музеев, при составлении научных каталогов и в экспозиционно-выставочной, экскурсионной и учебно-просветительской работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертации были использованы в госбюджетных научно-исследовательских темах: «Реставрация элементов архитектуры и изделий ДПИ в интерьерах памятников архитектуры и зданий рядовой застройки» (СГТГХПА, 1991;1995 8 гг.) — «Исследование экологических аспектов проблемы реставрации произведений изобразительного искусства и архитектуры» (СПГХПА, 1995;1998 гг.). Основные положения работы были доложены и обсуждались на международных и российских конференциях: «Учебный художественный музей и современный художественный процесс» (С.-Петербург, 1995 г.), «Художественно-промышленные музеи. Исторический опыт и современные проблемы» (С.Петербург, 1996 г.), «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820−1890-х годов» (С.-Петербург, 1996 г.), «Петербургские чтения -97» (С.-Петербург, 1997 г.), «Эрмитажные чтения памяти Б.Б.Пиотровского» (С.-Петербург, 1998 г.).

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.

Объем и структура работы. Диссертация включает текстовую часть, состоящую из введения, трех глав и заключения общим объемом 180 страниц, библиографию из 308 наименований, примечания на 33 страницах. Структура работы отражает взаимосвязь и последовательность решения поставленных задач. 9.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица представляет собой яркое и самобытное явление российской культуры второй половины 19 в., создание и формирование которого было обусловлено общим ходом европейского культурно-исторического развития, а также процессом реформирования европейского художественнопромышленного образования в соответствии с новыми требованиями технического прогресса и промышленного производства, в котором определяющую роль сыграл и Всемирные промышленные выставки 1850−1860-х гг.

Выставки ознаменовали собой несколько этапов процесса сложения концепции художественно-промышленных учебно-музейных комплексов, ставших основой образовательной реформы. Первая Всемирная выставка 1851 г., проходившая в Лондоне, положила начало процессу создания Южно-Кенсингтонского музея. Выставка 1862 г., проходившая также в Лондоне, и наглядно продемонстрировавшая успехи английской промышленности за последнее десятилетие, совершенные благодаря деятельности Южно-Кенсингтонского музея, способствовала тому, что практически во всех странах Европы, в том числе и в России, началась реформа художественного образования, выразившаяся в создании новых учебно-музейных комплексов. Парижская Всемирная выставка 1867 г. показала наличие в Европе уже сложившейся системы подготовки художественных кадров для промышленного производства, что способствовало дальнейшему распространению этого опыта на все индустриально развитые страны Западной и Восточной Европы.

В основе системы организации европейского художественно-промышленного образования лежали принципы новой концепции обучения художественному ремеслу, впервые выдвинутые в 1850-х гг. в теоретических.

177 трудах Г. Земпера. Именно эти принципы постепенно оформились в стройную и четкую программу организации художественного образования на основе создания учебно-музейного комплекса, состоящего из двух компонентов: художественно-промышленного музея и школы для подготовки художников-прикладников по специально разработанной программе, которая опирается на изучение памятников материальной и художественной культуры, входящих в коллекцию музея.

В основу программы Г. Земпера был положен тезис об объединении всех видов искусства под эгидой архитектуры. Ставя архитектуру на особое место среди остальных видов художественной деятельности в качестве средства их взаимодействия и взаимосвязи, Г. Земпер выдвинул положение об архитектуре как стилеобразующем начале. Отсюда вытекает очень важная в аспекте данной темы идея зодчего о создании особой музейной архитектурной среды, которая призвана связать воедино все составные элементы музейной экспозиции.

В своих теоретических исканиях Г. Земпер заложил и некоторые основы музейного дела: разработал несколько принципов дифференциации музейных экспонатов, которые должны лежать в основе структуры любого художественно-промышленного музея, остановился на вопросе организации лекционной работы в музейных собраниях, а также, затронул проблему проектирования музейных зданий, а именно, соединения в них прогрессивных в техническом отношении принципов организации свободного пространства с остекленным покрытием с традиционной архитектурно-планировочной схемой «по принципу дворов» .

Теоретические разработки и практические рекомендации Г. Земпера были положены в основу формирования структур и архитектурных концепций крупнейших западноевропейских музеев: Южно-Кенсингтонского музея в Лондоне, Венского и Берлинского и других художественно-промышленных.

178 музеев. Каждый из этих музеев стал своебразным этапом в постижении и практическом воплощении идей ученого.

Исторические предпосылки для создания учебных художественно-промышленных музеев в России сформировались к началу 1860-х гг., что было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в связи с отменой крепостного права и более активным включением страны в международный товарообмен.

Реформа российского художественно-промышленного образования в соответствии с требованиями нового времени на основе западноевропейского опыта проводилась в несколько этапов и была связана, прежде всего, с формированием специализированных учебно-музейных комплексов: после Всемирной выставки 1862 г. был создан музей Строгановского училища технического рисования в Москвепосле Всемирной выставки 1867 г. в Петербурге при Обществе поощрения художеств создается художественно-промышленный музейво второй половине 1870-х гг. также в Петербурге было открыто Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица и его музей.

Музей ЦУТР барона А. Л. Штиглица стал наиболее ярким и последовательным российским выражением западноевропейского музейного опыта. Архитектурная концепция здания музея ЦУТР, его архитектурно-художественное и объемно-пространственное решения были обусловлены общим ходом развития архитектуры музейных зданий Западной Европы во второй половине 19 в. Изучив и использовав наработанные западноевропейскими зодчими объемные и планировочные решения крупнейших музейных комплексов, М. Е. Месмахер сделал акцент на «ренессансной» и «итальянской» идеях, комплексно разработал их в архитектуре здания музея ЦУТР, наполнил их исторической конкретностью.

Эти же идеи стали доминирующими и в решении интерьеров музея. В работе над внутренним убранством залов музея зодчий использовал весь предоставленный эпохой Историзма арсенал творческих методов и приемов. Характер «архитектурной декорации» многих помещений здания определии известные памятники архитектуры. Иногда Месмахер следовал за одним прототипом, почти копируя его облик или отдельные элементы декора, как бы давая посетителям музея точный географический и исторический «адрес». Иногда, соединив в единую архитектурно-художественную композицию черты различных памятников архитектуры того или иного периода, архитектор создавал обобщенный собирательный художественный образ исторической эпохи.

Экспозиционные залы музея ЦУТР были оформлены с подлинно дворцовым великолепием. Богатство и разнообразие художественных приемов, которые использовал зодчий при создании убранства интерьеров составило одну из основных характерных особенностей музея, поставивших здание в ряд крупнейших архитектурных памятников эпохи Историзма. Все это дает основание считать здание музея ЦУТР наиболее ярким и полным в России воплощением тезиса Г. Земпера о стилеобразующей объединяющей роли архитектуры в формировании музейного комплекса и создании специфической архитектурно-художественной среды для наиболее полного показа произведений прикладного искусства.

Собрание музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица формировалось на протяжении всей истории существования учебного заведения с конца 1870-х до начала 1920;х гг. Большие материальные возможности и активная коллекционерская деятельность музея позволии за несколько десятилетий собрать первоклассную коллекцию произведений прикладного искусства.

Ярко выраженная ориентация ЦУТР на западноевропейскую культуру во многом определила и характер музейной коллекции, основу которой состав.

180 ляли памятники зарубежного прикладного искусства, в первую очередь западноевропейского производства. Кроме того, «ренессансная» и «итальянская» идеи, доминировавшие в архитектурной концепции музея определили и особый характер коллекционерской политики музея, в которой прослеживается особый интерес к приобретению итальянских произведений искусства эпохи Возрождения.

В процессе развития музейного собрания коллекционерская политика музея подвегалась некоторой корректировке и поэтому в середине 1880-х гг. в музее начал формироваться восточный отдел, а несколько позднее, в конце 1880-х-начале 1890-х гг. довольно активными темпами начал развиваться и русский отдел коллекции музея.

Музей ЦУТР барона А. Л. Штиглица, являвшийся неотъемлемой частью учебного процесса школы, сыграл огромную роль в совершенствовании учебного процесса. В музее учащиеся впервые знакомились с творениями всемирно известных и безымянных мастеров прикладного искусства, в тиши музейных залов они постигали секреты творчества, здесь формировалось их художественное видение и вкус, оттачивалось мастерство. Под живописными сводами музейных залов, в возвышенной атмосфере, пронизанной духом красоты и гармонии, происходило таинство рождения новых талантов.

Воспитанники училища А. Л. Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Фаберже, мастерских императорских театров, в текстильном и мебельном производстве. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству конца 19-начала 20 вв.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Т. Персидская живопись и рисунок ХУ-Х1Х веков в собрании Эрмитажа. Каталог выставки.-СПб.: Славия, 1996, — 375 с.
  2. Акт в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, совпавший с 25-летием училища 9 января 1902 г. // Зодчий, 1902, № 3, с.38−39.
  3. В. Очерк Всемирной выставки 1867 года. -СПб.: Тип. Ю. А. Бокрама, 1867, — 54 с.
  4. Е.А. Коллекция западноевропейского стекла из собрания Музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица в Эрмитаже // Сборник материалов Все-рос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс». -СП, б.: СПГХПА, 1997, с.77−83.
  5. Л.Г. Художественно-промышленный музей барона Штиглица // Искусство и художественная промышленность, 1899, № 7,с. 867 873.
  6. Т.Б. Китайские расписные эмали в собрании Эрмитажа,— М.: Искусство, 1988, — 291 с.
  7. Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV первая треть XVIII в.-Л.: Аврора, 1977,-135 с.
  8. Т.Б. Китайские флаконы для нюхательного табака. Каталог временной выставки.-Спб.: Гос. Эрмитаж, 1993, 31 с.
  9. Т.Б., Кудрявцева Т. В. Дальневосточный фарфор в России. XVIII начало XX века.-Спб.: Славия, 1994, — 96 с.
  10. Ю.Аронов В. Р. Земпер теоретик. ДИСССР, 1965,№ 6, с.27−29.216
  11. П.Аронов В. Р. Эстетические взгляды Г. Земпера // Готфрид Земпер. Практическая эстетика.- М.: Искусство, 1970, с.8−42, 303−318.
  12. Архитекторы строители Санкт-Петербурга середины Х1Х-начала XX века. Справочник под общей редакцией Б. М. Кирикова.- СПб.:Пилигрим, 1996, — 396 с.
  13. И.Асварищ Б. И. Кушелевская галерея. Западноевропейская живопись XIX века. Каталог выставки.- СПб.: Гос. Эрмитаж, 1993, — 41 с.
  14. Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI XIX вв. в собрании Эрмитажа.- Л.: Гос. Эрмитаж, 1959, — 68 с.
  15. Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани 16−18 веков.-М.:Искусство, 1973,-175 с.
  16. Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство ХУП-ХУШ веков.- Л.: Искусство, 1972, — 239 с.
  17. Н.Ю. Западноевропейские шпалеры XV- начала XVI в. в Эрмитаже.- Л.: Советский художник Прага: Артиа, 1965,-233 с.
  18. Н.Ю. Французские шпалеры конца ХУ-ХХ века в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1974, — 200 с.
  19. И. Долгая дорога в Трою. Генрих Шлиман в Петербурге.- СПб.: би, 1994, — 207 с.
  20. Будапештские музеи.- Будапешт: Изд. Корвина, 1969, — 168 с.
  21. К.С. Мейссенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа. Каталог.- Л.: Аврора, 1977,-192 с.217
  22. Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века.- М.: Наука, 1979, — 320 с.
  23. Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века.- М.: Наука, 1971, — 239 с.
  24. A.C. Западноевропейская вышивка XII XIX вв. в Эрмитаже.- JL: Гос. Эрмитаж, 1961, — 127 с.
  25. A.C., Бирюкова Н. Ю. Западноевропейские шпалеры XIV -XVIII вв. Путеводитель по Эрмитажу.- JL: Гос. Эрмитаж, 1956, — 58 с.
  26. Э.Х. Путеводитель по I Филиалу Эрмитажа (б.Музей Штиглица).- Л.: Тип. АН СССР, 1929, — 21 с.
  27. Т.Н. Коллекция западноевропейских тканей из собрания Музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица в Эрмитаже // Сборник материалов Всерос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс».- СПб.: СПГХПА, 1997, с.84−90.
  28. Выставка церковной старины \ Столица и усадьба, 1915, № 33, с. 19−20.
  29. В.Е. Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 года.- СПб.: Тип. В. Головина, 1867, — 341 с.
  30. B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера.-СПб.:Стройиздат, 1992,-359 с.
  31. В.В. Падуя, Виченца, Верона.-М.: Искусство, 1978,-182 с.
  32. Д.В. Рисовальная школа и художественно-промышленный музей в Петербурге.- СПб.: Тип.А. А. Краевского, 1870, — 29 с.218
  33. Д.В. Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской Выставке 1867 г.- СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1868, — 62 с.
  34. Н.В. Художественные ремесла Индии.- М.: Наука, 1982, — 239 с.
  35. Л. Джозеф Пэкстон \ Архитектура СССР, 1986, №№ 5−6,с.87−90.
  36. Европейское прикладное искусство средних веков и возрождения из собраний художественно-исторического музея и Австрийского музея прикладного искусства. Каталог ыставки. Л.: Гос. Эрмитаж, 1984,-34 с.
  37. Е.М., Торнеус М. И. Западноевропейские часы XVI XIX веков из собрания Эрмитажа.- Л.: Аврора, 1971,-104 с.
  38. Журнал торжественного заседания Совета 9-го января 1902 г., в день годовщины последовавшего в 1876 г. высочайшего повеления о принятии пожертвования бар.Штиглицем.- СПб.: Невская тип., 1903,-17 с.
  39. Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII вв.еков в собрании
  40. Эрмитажа. Каталог выставки к столетию открытия музея при Центральномучилище технического рисования барона А. Л. Штиглица.- СПб.: Славия, 1996,-144 с.
  41. Г. Наука, промышленность и искусство \ Готфрид Земпер. Практическая эстетика.- М.: Искусство, 1970, с.46−92.
  42. Г. Наброски системы сравнительной теории стилей \ Готфрид Земпер. Практическая эстетика.- М.: Искусство, 1970, с.92−117.219
  43. Д.Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга.-СПб.: Тип. Энергия, 1904, — 323 с.
  44. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820−1890-е годы. Каталог выставки.-СПб.: Славия, 1996,-431с.
  45. История русского орнамента с X по XVI столетия по древним рукопи-сям.-М.: Тип. В. Готье, 1870,-26с.
  46. Н.И. Венский фарфор периода Дю Пакье из Музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица в собрании Эрмитажа \ Сборник материалов Всерос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс», — СПб.: СПГХПА, 1997, с. 110−115.
  47. A.A. Каталог предметов глиняного, фаянсового и майоликового производства,— СПб.: Тип.А.Бенке, 1899,-195 с.
  48. A.A. Каталог предметов стеклянного производства и живописи на стекле.- СПб.: Тип.А.Бенке, 1893,-153 с.
  49. Каталог галереи графа Н.А.Кушелева-Безбородко.- СПб.: Тип.М. М. Стасюлевича, 1886,-192 с.
  50. Каталог музея Императорского Общества Поощрения Художеств.- СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904, — 449 с.
  51. Э.К. Собрание русского фарфора в музее Барона Штиглица \ Столица и усадьба, 1915,№ 36,с.28−29.
  52. Э.К. Прикладное искусство Дальнего Востока. Краткий путеводитель по выставке.-Л.: Гос. Эрмитаж, 1924,-36 с.
  53. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России.- М.: Искусство, 1986,-406 с.
  54. Е.И. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XX в.\ Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины 19 в.-М.: Наука, 1982, с.109−162.
  55. Н.П. Византийские эмали собрания Звенигородского.- СПб.: би, 1892, -394 с.
  56. Г. Ф. Русские клады IX XIII вв.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1954,294 с.
  57. Г. Ф. Серебряная чаша из Киева с надписями XII в.\ Советская археология, 1951, т. 15, с.64−81.
  58. Т.Н., Прохоренко Г. Е. Забытые имена. Немецкий коллекционер второй половины XIX в. Якоб Краут \ Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. Тезисы докладов. СПб.:Гос.Эрмитаж, 1998, с.34−37.
  59. О.Г. Братья Теремен и их работы в Эрмитаже \ Проблемы развития зарубежного искусства.- СПб.: Гос. Эрмитаж, 1993, с. 15−16.
  60. А. Художественное олово в России XVII века. Научный каталог. Л.: Искусство, 1982,-80 с.221
  61. Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура.- Л.: Художник РСФСР, 1975,-270 с.
  62. Т.Т. Костюм в России из собрания Государственного Эрмитажа. Л.: Художник РСФСР, 1979,-282 с.
  63. Краткие сведения о назначении, устройстве и круге деятельности ЦУТР б. Штиглица.- СПб.: Тип. В. Рейнберга, 1881,-14 с.
  64. А.Н. Майолика и французский фаянс XVIII века собрания Штиглица.- Пг.: Гос. Эрмитаж, 1923, — 44 с.
  65. И.В. Вновь определенный рисунок Корнелиуса Схюта\ Сообщения Государственного Эрмитажа.- Л.: Гос. Эрмитаж, 1970, Вып. ХХХ1,-с.21−23.
  66. М.Н. Историзм как художественное явление \ Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820−1890-е годы. Каталог выставки.- СПб.: Славия, 1996,-с.9−17.
  67. Н.М. Работы камнерезов Колывани. Каталог выставки.-Л.: Гос. Эрмитаж, 1990,-196 с.
  68. Н.Е. Выставка церковной старины в музее б. Штиглица.- Пг.: Тип. Сириус, 1915,-93 с.
  69. М.Э., Ляпунова К. С. Художественные ткани коптского Египта.-Л,-М.: Искусство, 1951,-231с.222
  70. M.JI. Половцовы как коллекционеры прикладного искусства Китая \ Самарский областной художественный музей. Материалы научно-практических конференций.- Самара, 1997, с. 175−184.
  71. О.Э. Испанское стекло в собрании Эрмитажа.- JL: Аврора, 1970, — 204 с.
  72. О.Э. Испанское стекло в собрании Эрмитажа\ Сообщения Государственного Эрмитажа.-Jl.: Гос. Эрмитаж, 1968,-с.31−37.
  73. А.И. Из истории промышленных музеев и выставок капиталистической России \ Очерки из истории музейного дела в СССР.- М.: НИИ музееведения, 1968, Вып.6, с.312−379.
  74. Т.М. Этнографические коллекции музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица \ Кунсткамера. Этнографические тетради.-СПб.: Петербургское востоковедение, 1995, Вып.8−9,с.153−161.
  75. Москвич. Строгановское Центральное училище технического рисования в Москве // Искусство и художественная промышленность,!898,№ 1−2,с.285−295.
  76. Музей московского высшего художественно-промышленного училища (б.Строгановское). К 125-летию со дня основания.- М.: МВХПУ, 1989,-51с.
  77. Неделя строителя, 1882,№ 12,с.9.87.Нива, 1884,№ 21,с.486.
  78. Н. Русские сооружения на всемирных выставках прошлого столетия // Архитектура СССР, 1990, ноябрь-декабрь, с.104−105.
  79. Опись предметам искусства приобретенным в 1871 году Художественно-промышленным музеумом учрежденным Обществом поощрения художников.- СПб.: Тип. Общественная польза, 1872, — 216 с.223
  80. Опись предметам искусства приобретенным в 1872 году Художественно-промышленным музеумом учрежденным Обществом поощрения художников.- СПб.: Тип. Общественная польза, 1873,-163 с.
  81. Опись предметам искусства приобретенным в 1874 году Художественно-промышленным музеумом учрежденным Обществом поощрения художников.- СПб.: Тип. Общественная польза, 1877,-69 с.
  82. Опись предметам искусства приобретенным в 1875 году Художественно-промышленным музеумом учрежденным Обществом поощрения художников.- СПб.: Тип. Общественная польза, 1877,-50 с.
  83. Отчет о действиях Комитета Императорского Общества Поощрения Художников за 1875 год. СПб.: Тип. Майкова, 1876,-51 с.
  84. Отчет о действиях Комитета Общества Поощрения Художников за 1881 год СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1882,-75 с.
  85. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1901−1902 учебный год.- СПб.: Невская тип., 1903,-11 с.
  86. Отчет о деятетельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1906−1907 учебный год .- СПб.: Тип. Штольценбурга, 1909,-17 с.
  87. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1907−1908 учебный год.- СПб.: Тип. Штольценбурга, 1909,-17 с.
  88. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1908−1909 учебный год.-СПб.: Тип. Штольценбурга, 1910,-17 с.
  89. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1909−1910 учебный год.-СПб.: Тип. Сириус, 1911,-20 с.224
  90. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1910−1911 учебный год.-СПб.: Тип. Штольценбурга, 1912, — 20 с.
  91. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1911−1912 учебный год.- СПб.: Тип. Штольценбурга, 1913 ,-18 с.
  92. Отчет о деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица за 1912−1913 учебный год.- Пг.: Невская типография, 1916,-15 с.
  93. И. Жизнь русского гравера .- М.: Изд. АХ СССР, 1963,-301 с.
  94. Н.Б., Соломаха Е. Ю. Книга охоты Гастона Фебюса де Фуа и ее миниатюры // Западноевропейская графика XIV—XX вв.еков.-СПб.: Гос. Эрмитаж, 1996, с.5−22.
  95. Положение о художественно-промышленном музеуме в Москве.- М.: Университетская тип., 1864, -8с.
  96. A.A. Дневник государственного секретаря.- М.: Наука, 1966, т. 1, — 551 е., т.2,-578 с.
  97. A.A. Заметки о мусульманском искусстве (по его произведениям в Музее барона Штиглица)// Старые годы, 1913, октябрь, с.13−18.
  98. Положение о С.-Петербургском Училище технического рисования Барона Штиглица.-СПб.:Тип.Ю.Штауфа, 1888.
  99. А. Историческая выставка предметов искусства.- СПб.: Тв-во В. Голике и А. Вильборг, 1907,-273 с.
  100. Прикладное искусство Италии в собрании Эрмитажа. Каталог выставки.- JL: Искусство, 1985,-160 с.
  101. Прикладное искусство конца XIX- начала XX века. Каталог выставки.-Л.: Аврора, 1974,-150 с.225
  102. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже.-М.: Искусство, 1971.- 206 с.
  103. Г. Е., Власова Г. А. Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее.- СПб.: Сезар, 1994,-199 с.
  104. Г. Е., Бандорина К. В. Музей Общества поощрения художеств в Петербурге // Сборник материалов конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс». -СПб.:СПГХПА, 1997, с.193−198.
  105. Г. Е., Макий И. И. Уникальный памятник историзма // Архитектура и строительство России, 1991, № 12, с. 12−15.
  106. Г. Е. Подвиг просвещенной благотворительности // Юный художник, 1990, № 8, с.7−10.
  107. Г. Е. Русский стиль в интерьерах музея Центрального училища технического рисования барона А.Л.Штиглица // Петербургские226чтения 97.- СПб.: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 1997, с.468−471.
  108. Г. Е. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия. Музей прикладного искусства. СПб.: Сезар, 1996,-3 с.
  109. Пунин A. JÏ-.Архитектурные памятника Петербурга. Вторая половина XIX века.- Л.: Лениздат, 1981,-255 с.
  110. А.Л. Об истории коллекции орнаментальной гравюры // Музей 8. Художественные собрания СССР.- М.: Советский художник, 1987,-с.222−228.
  111. Т.В. Из истории коллекции мебели музея ЦУТР барона А.Л.Штиглица // Сборник материалов Всерос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс». -СПб.: СПГХПАД997, с. 100−109.
  112. Т.В. Новая атрибуция черепахового столика из коллекции Эрмитажа // Труды ГЭ, XXV, 1985, с.74−83.
  113. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.- М.: Искусство, 1971 ,-269 с.
  114. Русские парчовые платки конца XVIII—XIX вв.еков. Каталог выставки. Государственный Русский музей.-Л.: Художник РСФСР, 1979,-61 с.
  115. Н. Краткий исторический очерк императорского Общества поощрения Художеств. 1820−1890.-СПб.: Тип.В. И. Штейна, 1890, — 14 с.
  116. Собрание русского фарфора в музее Барона Штиглица // Столица и усадьба, 1915,№ 36, с.28−29.
  117. Фафор заводов Тюрингии XVIII начала XX века в Эрмитаже.Каталог. — Л.: Аврора, 1975, -159 с.227
  118. Сомов А. И. Речь о заслугах Д. В. Григоровича, читанная в общем Собрании Императорского Общества Поощрения Художеств 20 мая 1900 г. // Искусство и художественная промышленность, 1900, № 21, с.457−469.
  119. Старые годы, 1907, № 3, с. 103.
  120. В.В. Выставки двух художественно-промышленных школ //Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений.- М.: Искусство, 1954, т.2, с.42−51.
  121. В.В. Две художественно-промышленные выставки // Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания.-М.: Изд. АХ СССР, 1952, т.2, с.9−21.
  122. В.В. Выставки // Избранные сочинения в трех томах.- М.: Искусство, 1952, т. З, с. 215−228.
  123. П.Н. Старый Петербург и Общество Поощрения Художеств. Л.: Изд. Комитета популяризации художественных изданий, 1928,-82 с.
  124. Строитель.- 1897, № 23−24, с.897−918
  125. С.Н. Воск в искусстве //Столица и усадьба, 1915,№ 45, с.16−17.
  126. С.Н. Часовщик Джеймс Кокс//Старые годы, март, с.38−42.
  127. Т.Н. (Косоурова Т.Н.) Французская декоративная вышивка ХУИ-ХУШ вв. в собрании Эрмитажа // Труды ГЭ, XVIII, 1977, с.96−109.
  128. Т.Е. Творчество архитектора Месмахера М.Е. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. архитектуры, — Л, 1984,-16 с.
  129. Т.Е. Максимилиан Месмахер.- Л.: Лениздат, 1984,-150 с.
  130. Т.Е. Музей начинается с фасада // Ленинградская панорама, 1983,№ 5,с.31−34.228
  131. Т.Е. Здание музея Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (бывш. Штиглица) и его интерьеры // Сборник «Проблемы синтеза искусств и архитектуры». -Bbin.XIV, Л., 1983, с.72−77.
  132. Указатель первого отделения художественно-промышленного музеума при Строгановском училище технического рисования.- М.: Тип.Т.Рис, 1868, — 28 с.
  133. Указатель второго отделения художественно-промышленного музеума при Строгановском училище технического рисования.- М.: Тип. Т. Рис, 1868, — 108 с.
  134. Указатель третьего отделения художественно-промышленного музеума при Строгановском училище технического рисования, — М.: Тип. Т. Рис, 1868,-64 с.
  135. Устав Санкт-Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица.- СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1878,-50 с.
  136. Л.И. Итальянские свадебные сундуки.- Л.: Гос. Эрмитаж, 1969,-14 с.
  137. Л.И. Западноевропейская резная кость IX—XIX вв.еков из собрания Эрмитажа.Каталог выставки.-Л.:Аврора, 1973,-94 с.
  138. Л.И. Художественная бронза итальянского Возрождения. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1977, — 49 с.
  139. А. Черепаха и ее применение в искусстве // Старые годы, 1913, № 3, с.3−20.
  140. Художественная хроника. Наши дела // Искусство и художественная промышленность, 1899, № 6, с.485−488.
  141. Художественно-промышленный музей барона Штиглица // Неделя строителя, 1897,№ 48,с.267−274.229
  142. Художественно-промышленный музей в Москве.- М.: Фот. Настюкова, бг,-20 л.
  143. Художественно-промышленный музей при Строгановском училище технического рисования.- М.: Тип.В.Рихтер, 1885,-15 с.
  144. Художественно-промышленный музей Общества Поощрения Художеств. Восточный отдел.- СПб.: Тип.М. М. Стасюлевича, 1887,-17 с.
  145. Художественно-промышленный музей Общества Поощрения художеств. Русский отдел.-СПб.: б/и, 1885,-35 с.
  146. Четыре барельефа Антонио Ломбардо (первая половина XVI в.) //Художественные сокровища России, 1901, т.1,с.68.
  147. А. Венский художественно-промышленный музеум. СПб.: Тип.Ю. А. Бокрама, 1865,-26 с.
  148. Шлиман, Петербург, Троя. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб.: Славия, 1998,-266 с.
  149. М.И. Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже.-Л.:Гос.Эрмитаж, 1941,-45 с.
  150. Т.В. Центральное училище технического рисования // Сборник материалов Всерос. юбил. конференции «Учебный художественный музей и современный художественный процесс».- СПб.: СПГХПА, 1997, -с.26−33 .
  151. Л.А. Швейцарские часы и табакерки XVII—XX вв..-СПб.: Славия, 1997,-94 с.230
  152. Die Agyptichen Textilfimde im K.K.Oesterreichisches Museum. Wien: im Verlag von R.V. Waldheim, 1889, — 68 c.
  153. Arizzoli- Clementel P. The textile Museum.- Lion, 126 c.
  154. Art et Histoire de Venise.- Florence: Casa Editrice Bonechi, 1990,-174 c.
  155. The Art-journal illustrated catalogue of the industry of all nations.- London, 1851,-350 c.
  156. Beier R., Koschnik L. Der Martin- Gropius-Bau. Geschichte und Gegenwart des ehemaligen Kunstgewerbemuseums, — Berlin: Nicolai, 1987.-162 c.
  157. Black C.-C. Choice treasures of art of the South Kensington Museum. London: Leighton brothers, 1869, — 34 c.
  158. Budapest. Museum of Applied Arts. History of the Building. Budapest: Kartografiai Vallalat, 1988, — 16 c.
  159. Katalog der reichhaltigen Kunstsammlung des Herrn Eugen Felix in Leipzig.-Koln, 1886, — 228 c.
  160. Catalogue des tres inportants bijoux collirs de perles fines. provenant de la Collection de M.A.Polovsoff.- Paris, 1909,-124c.
  161. Catalogue of Chinese objects in the South Kensington Museum. With an introduction and notes by C.Alabaster.- London: Rr. George E. Eyre and William Spottiswoode, 1872, — 80 c.
  162. Catalogue of gems and precious stones bequeathed to the South Kensington Museum. .- London: Rr. George ., 1870,-23 c.
  163. Catalogue of the loan exhibition of fans. London: Capman and Hall, 1870, — 69 c.
  164. Catalogues of Reproductions of objects of art, in metal .- London: Rr. George., 1869, — 101 c.
  165. Classified and descriptive catalogue of the art objects of Spanish. London: Rr. George ., 1872, — 75 c.
  166. Classified and priced list of objects of art, reproduced in metal by various processes. London, 1872, — 200 c.
  167. Cole H. A Guide to the art collections of the South Kensington Museum. -London: Spottis Wood, 1868, — 67 c.
  168. La collection Spitzer. Antiquite. Moyen Age. Renaissance.Vol. 1.3, IV-VI, 1890−1892.
  169. La collection Spitzer Resumt du Catalogue.- Paris, 1893,-271 c.
  170. Deutsches Textilmuseum Krefeld Linn.- Braunschweig: Westermann Verlag GmbH, 1983, — 130 c.
  171. Engel C. Discriptive catalogue of the musical instruments.- London: Rr. George., 1870, — 82 c.
  172. Les fresques mobiles du Nord. D’Anvers: Gaspard De Wit, 1994, — 199 c.
  173. General quide to the collections. London: His Majesty’s Stationery office, 1914, — 108 c.
  174. Die Glassammlung des K.K.Oesterreichisches Museums.- Wien: Druck und Verlag von Carl Gerold’s sohn, 1888, — 136 c.
  175. A Guide to the art collections of the South Kensington Museum .- London: Spottis woods & Co, 1871, — 64 c.
  176. Heinrich Freiherr von Ferstel. Festschrift bei Gelegenheit der feierlichen*
  177. Enthullung seines Denkmals im K.K.Oesterreichisches Museum.- Wien: Verlag des K.K.Oest. Museum, 1883, — 53 c.191. 100 Jahre Textilmuseum Krefeld .-б/и, 1981, — 48 с.
  178. Inventory of the reproductions in fectile ivory from ivory carvings.- London: Pr. George., 1869, — 38 c.
  179. International Exhibition 1862. Official Catalogue of the fine art department.- London: Print. Truscott, son and simmons, 1862,-323 c.
  180. Das Kaiserlich-Konigliche Oesterreichische Museum und die Kunstgewerbeschule.- Wien: Wbaumuller, 1873,-143 с.232
  181. Katalog der Ornamentstich-Sammlung des K.K.Oesterreichische Museum.-Wien: Selbstverlag des K.K.Oesterr. Museums, 1865, — 67c.
  182. Kunstgewerbemuseum Berlin.-Braunschweig, 1989, — 130 c.
  183. Kunstgewerbemuseum Berlin.- Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, 1989,-260 c.
  184. Das Kunstgewerbemuseum zu Berlin. Festschrift zu Eroffnung des Musemsgebaudes.-1881, — 78 c.
  185. Das Kunstgewerbemuseum Berlin. Funfzehnte Auflage. Berlin: Verlag Georg Reimer, 1910,-182 c.
  186. Das Kunstgewerbe-Museum der Baron Stieglitz’chen Central-Zeichenschule in St. Petersburg, erbaut nach den Entwurfen und der Leitung von Professor Maximilan Messmacher in den Jahren 1885−1896.- 58 c.
  187. Labord A. Les principaux manuscrits a’peintures concerve’s dans l’ancienne Bibliotheque publique de S.-Petersbougs. Paris, 1938, Vol. 2. P. 175 176.
  188. Masterpieces of industrial art and sculpture at the International exhibition 1862 .- London: Day and son, 1863, 1t.-122 c., 2 t.- 104 c., 3 t.- 105 c.
  189. Musee Des Thermes et de L’Hotel de Cluny. Cataloque et desription des objets d’art de l’antiquite du moyen Age et de la Renaissanse.- Paris: Hotel de Cluny, 1881, — 690 c.
  190. Museum fur Gestaltung. Basel. Ein Erscheinungsbild.- Basel, 1990, — 204 c.
  191. Museum fur Gestaltung. Zurich.- Zurich, Museum fur Gestaltung, 1994, — 38 c.
  192. Museum fur Kunsthandwerk Frankfurt am Main.- Braunschweig: Westermann, 1985, — 130 c.
  193. Museum fur Kunst und Gewerbe Hamburg Munchen.- Munchen: Prestel-Verlag, 1980, — 280 c.
  194. Ornamente aus der Bluthezeit Italienischer Renaissance (intarsien). Original-Aufnahmen von Valentin Teirich.- Wien: A. Holder, 1873, — 36 c.• «M209. Osterreichisches Museum fur angewadte Kunst Wien.- Wien, 1986, — 94 c.
  195. Palliser B. Discriptive catalogue of the lace in South Kensington Museum.-London: Pr. George ., 1873, — 73 c.
  196. Palliser B. Discriptive catalogue of the lace and embrodery in the South Kensington Museum.- London: Pr. George ., 1870, — 68 с.
  197. The red Line guide to the Victoria and Albert South Kensington.- London: J.J.Keliher & Co, 1900,-45 c.
  198. Robinson J.S. Catalogue of the art library, South Kensington Museum.-London: Pr. George ., 1862, — 334 c.
  199. Robincon J.S. Italien sculpture of the middle Ages and period of the Revival of art.- London: Chapman and Hall, 1862,-192 c.
  200. Rock D. Textile fabrics, a descriptive catalogue.- London: Chapman and Hall, 1870,-353 c.
  201. Sommerard E.Du. Musee Des Thermes et L’Hotel De Cluny. Catalogue et description des objets d’art de l’antiquite du Moyen Age et de la Renaissance exposes au musee.- Paris: Hotel De Cluny, 1881, — 690 c.
  202. Somers Cocks A. The Victoria and Albert Museum. The Making of the Collection. London: Jisa Rieusset, 1982,-186 с.
  203. Tuchscherer J.-M., Vial G. Le Musee historique des tissus de Lyon.- Lyon: Alber Guillot, 1977, — 85 c.
  204. Wegweiser durch das K.K.Oesterreichische Museum fur Kunst und Industrie-Wien: Verlag des K.K.Oesterr. Museums, 1874,-55 c.1. Архивные источники.
  205. Архив Государственного Эрмитажа. Фонд I, Опись IX-Музей б.Штиглица.234
  206. Дело 1. Копии счетов 1880—1899 гг. за приобретенные для музея репродукции изразцов, бронзы и т. д.- 1880−1899,-37 л.
  207. Дело 2. Расписки, счета и корреспонденция директора ЦУТР М. Е. Месмахера и др. лиц .- 1888−1890,-30 л.
  208. Дело 3. Опись коллекции Е. К. Бютцова, выставленной временно в музее.- 1884−1890,-2 л.
  209. Дело 4. Счета и описи вещей, выставленных и приобретенных для музея до 1885 г.- 1880−1886, — 3 л.
  210. Дело 5. Опись глиняных вещей, выставленных в музее до 1885 г. и неизвестно кому принадлежащих.- 1885,-10 л.
  211. Дело 8. Памятная книжка для записывания поступающих в музей предметов.- 1885−1889, — 63 л.
  212. Дело 9. Копии счетов и описи вещей, приобретенных в 1886 г.-1886, — 334 л.
  213. Дело 11. Копии счетов за 1887 г. (регистрационный журнал).- 1887,52 л.
  214. Дело 12. Копии счетов за 1888 г. 1888−1889, — 13 л.
  215. Дело 14. Копии счетов за 1889−1895 гг.- 1889−1895,-69 л.
  216. Дело 16. Отчет за 1893X04 и за др. годы о купленных предметах.-1893−1897,-30 л.
  217. Дело 17. Отчеты о купленных предметах за пер. с 1896 по 1900 гг. Опись фарфоровым вещам из кол. А. А. Половцова.- 1896−1900,159 л.
  218. Дело 19. Копии счетов музея гипсов.- 1896,-4 л.
  219. Дело 22. Копии счетов за 1900−1905 гг.- 1900−1905, — 238 л.
  220. Дело 23. Списки вещей: 1/ переданных хранителю Карбоньеру бывш. директором Месмахером, 2/ переданных Н. М. Половцовой на время, 3/ присланных А. А. Половцовым, 4/ присланных в дар музею Сверчковым, 5/присланных в дар музею Громовым и пр.- 1901,-22 л.
  221. Дело 26. Копии счетов за 1905−1907 гг.- 1905−1907, — 30 л.
  222. Дело 28. Переписка за 1907−1912 гг.- 1907−1912,-52 л.
  223. Дело 29. Поступления и копии счетов за 1907−1911 гг.- 1907−1911,95 л.
  224. Дело 30. Списки предметов, присланных в музей А. А. Половцовым в дар и на временное хранение. 1909,-16 л.
  225. Дело 31. Рапорт хранителя музея о проверке предметов.- 1909, — 1 л.
  226. Дело 32. Черновик отчета хранителя музея за время с 1 сентября 1910 по 1 сентября 1911 г.,-1910−1911,-2 л.
  227. Дело 33. Поступления в музей за 1911−1914 гг.- 1911−1914,-303 л.
  228. Дело 34. Журнал заседания комиссии по приобретениям художественных предметов для музея. Часть 1.- 1912−1913, — 33 л.
  229. Дело 34а. Журнал заседания комиссии по приобретениям художественных предметов для музея. Часть 2.-1914−1919,-39 л.
  230. Дело 35. Коллекция фарфора Попова. Аукцион.- 1912,-75 л.
  231. Дело 36. Телеграммы: Париж, Лондон. Переписка с иностранными корреспондентами в 1913 г.-1913,-68 л.236
  232. Дело 37. Копии счетов за 1914−1916 гг.-1914−1916,-177 л.
  233. Дело 38. Переписка за 1914−1918 гг. (с Египтом, с антикварными магазинами).- 1914−1918, — 55 л.
  234. Дело 41. Упаковка музея. Часть 1.-1915,-94 л.
  235. Дело 41а. Упаковка музея. Часть 2.-1915,-162 л.
  236. Дело 47. Объяснительная записка об истории музея Штиглица и его штатах, акты о техническом осмотре музея.- 1922−1924,-82 л.
  237. Дело 56. Опись вещей, имеющихся в музее до поступления на службу А. А. Карбоньера .- (без даты),-22 л.
  238. Дело 66. Рукопись А. А. Карбоньера «Материалы к путеводителю». -1900-е гг., — 193 л.
  239. Дело 71. Рукопись А. А. Карбоньера «Краткий каталог всего музея. 1-ый и 2-ой этаж». -1900-е гг.,-39 л.
  240. Дело 89. Опись фарфора, хрусталя, бронзы, мебели, серебра, эмали из коллекции А. Г. Альтенбургской.-1919, — 38 л.
  241. Дело 90. Описи предметам из коллекции Горчакова М. К., переданные в Музей б. Штиглица.-1919,-36 л.
  242. Дело 91. Опись коллекции Николая Николаевича.-1919,-94 л.
  243. Дело 93. Собрание Шаховского.-1919,-30 л.
  244. Дело 95. Описи предметов из коллекции Мусина-Пушкина, сданных на хранение в Музей б. Штиглица.- 1921−1926,-6 л.
  245. Ф.1, Оп. 13, Дело 142. Личное дело Э. Х. Вестфален.- 1924−1942, — 19 л.
  246. Архив Отдела истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
  247. Инвентарная книга музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица № 1.- 18 851 890-е гг., — 459 л.237
  248. Инвентарная книга музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица № 2.- 1890-е-1914 гг., — 473 л.
  249. Инвентарная книга музея ЦУТР барона А. Л. Штиглица № 3 .- 19 141 919 гг., — 160 л.
  250. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 583, Оп. 1-Фонд А. А. Половцова.
  251. Дело 1. Журнал Половцова.-1837−1838, — 98 л.
  252. Дело 3. Дневник Половцова А.А.-1858−1862, — 304 л.
  253. Дело 4. Дневник Половцова A.A.-1862−1866,-280 л.
  254. Дело 6. Дневник заграничных путешествий Половцова A.A.- 18 641 875
  255. Дело 13. Дневник Половцова A.A.- 1877−1878,-249 л.
  256. Дело 15. Дневник Половцова A.A.- 1879−1880,-257 л.
  257. Дело 17. Дневник Половцова А.А.-1880, — 106 л.
  258. Дело 18. Дневник Половцова A.A.- 1880−1881, — 308 л.
  259. Дело 20. Дневник Половцова A.A.- 1881−1882, — 112 л.
  260. Дело 46. Дневник Половцова A.A.- 1893−1895,-93 л.
  261. Дело 51. Дневник Половцова A.A.- 1900,-89 л.
  262. Дело 54. Дневник Половцова A.A.- 1901−1902, — 105 л.
  263. Дело 59. Дневник Половцова A.A.- 1904,-99 л.
  264. Дело 69. Дневник Половцова A.A.- 1904−1908,-200 л.
  265. Дело 73. Имущественные документы Половцовых на передвижную собственность в Петербурге и Монте-Карло, завещание Штиглица в пользу Половцовых и ЦУТР в Петербурге.- 1884−1917, — 19 л.
  266. Российский государственный исторический архив. Ф.790,Оп.1-Фонд Центрального училища технического рисования Барона А.Л.Штиглица
  267. Дело 43. О постройке музея при училище.- 1885−1896,-379 л.
  268. Дело 44. О расширении помещения музея.- 1878−1912,-56 л.
  269. Дело 45. О пожертвовании княгини Голициной по духовному завещанию.- 1907−1908, — 8 л.
  270. Дело 46. О пожертвованиях для музея и приобретениях в России.-1882−1916, — 296 л.
  271. Дело 47. О пожертвованиях для музея и приобретениях в России.-1911−1915, — 112 л.
  272. Дело 48. О приобретениях для музея за границей.- 1901−1915, — 331 л.
  273. Дело 137. Антокольский, скульптор, его письма к Н.М. и А. А. Половцовым по поводу заказанной ему статуи барона А. Л. Штиглица.- 1887−1892, — 9 л.
  274. Дело 147. Бобринский A.A. О службе его. 1891−1906, — 24 л.
  275. Дело 153. Боткин М. П. Член Совета училища, почетный член Академии художеств. О службе его.- 1896−1899,-28 л.
  276. Дело 159. Бушман Э. И. О назначении его на должность штатного преподавателя.- 1896−1914, — 97 л.
  277. Дело 167. Гальнбек И. А. О службе его.- 1882−1922,-81 л.
  278. Дело 174. Гружевский, архитектор. О службе его.-1908−1917,-86 л.
  279. Дело 188. Карбоньер A.A., хранитель музея училища. О службе его, — 1886−1917, — 73 л.
  280. Дело 191. Кверфельд Э. К. О службе его.- 1909−1918, — 37 л.
  281. Дело 200. Котов Г. И., директор. О службе его.-1891−1918,-38 л.
  282. Дело 226. Месмахер М. Е., директор училища. О службе его. -1873−1916.-62 л.
  283. Дело 245. Половцов A.A., член Совета училища. О службе его.-1891−1910,-28 л.239
  284. Дело 246. Половцова Н.М.- почетная попечительница и Половцов A.A.- товарищ почетного попечителя, статс- секретарь. О службе их.-1876−1909,-31 л.
  285. Дело 249. Протасов-Бахметев- граф, член Совета. О службе его.-1891−1894 15 л.
  286. Дело 280. Чемберс В. Я. О назначении его помощником хранителя музея.- 1912−1915, — 10 л.
  287. Дело 370. Журнал Совета.- 1878−1895,-292 л.
  288. Дело 371. Журнал Совета.- 1895−1900,-351 л.
  289. Дело 372. Журнал Совета.- 1901−1905, — 1007 л.
  290. Дело 373. Журнал Совета.- 1906−1910, — 765 л.
  291. Дело 374. Журнал Совета.- 1912−1918,-436 л.
  292. Ф.1091, Оп.1, Дело 4. Рескрипты Марии Федоровны и вел. Кн. Ал. Ал-др. барону Ал-ру Людв. Штиглицу по поводу открытия на его средства Высшего училища технического рисования., 1876−1878, — 17 л.
  293. Архив Комитета Государственной инспекции по охране памятников.
  294. Н-1924. Матвеева A.A. С.-Петербургское Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Историко-архитектурная справка.-Л.: 1980,-124 с.
  295. Архив библиотеки С.-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
  296. H.A. Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. Историческое исследование.- бг, — 533 л.
Заполнить форму текущей работой