Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение надежности турбокомпрессоров автотракторных двигателей путем снижения их теплонапряженности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны расчетные и эквивалентные схемы системы смазки, подшипниковых узлов ТКР различных вариантов, позволяющие выбирать направление снижения его теплонапряженности. В подшипнике серийного турбокомпрессора при окружной скорости до 60 м/с и номинальном давлении масла 0,5 МПа в пустотелой полости действует сжимающее усилие 380 Н, снижающее КПД турбокомпрессора. Предложенные модели мощности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО НАДЕЖНОСТИ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ путей повышения эффективной мощности автотракторных дизелей
    • 1. 2. Сравнительный анализ конструктивных особенностей отечественных и зарубежных турбокомпрессоров с радиальной турбиной и ТКР7Н
    • 1. 3. Анализ факторов, определяющих надежность ТКР
    • 1. 4. Выводы, цель и задачи исследования
  • 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО И
  • НАПРЯЖЕННО- ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТУРБОКОМПРЕССОРА
    • 2. 1. Анализ основных параметров и расчетных схем системы смазки дизеля КамАЗ
    • 2. 2. Анализ эффективности подшипникового узла турбокомпрессораТКР7Н. Математическая модель подшипника
    • 2. 3. Анализ влияния тепловых потоков на напряженно-деформированное состояние корпуса подшипника. Модель ползучести корпуса
    • 2. 4. Усовершенствование подшипникового узла и теплоизоляции
    • 2. 5. Выводы
  • 3. МЕТОДИКА И ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Общая методика и программа исследования
    • 3. 2. Методика оценки состояния турбокомпрессоров, возвращенных по рекламации
    • 3. 3. Методика измерения температуры масла и деталей турбокомпрессоров при стендовых испытаниях
    • 3. 4. Методика моторных испытаний турбокомпрессоров
    • 3. 5. Методика эксплуатационных испытаний опытных турбокомпрессоров
  • 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Анализ деформаций корпуса подшипников ТКР
    • 4. 2. Результаты термометрирования характерных точек ТКР
    • 4. 3. Расход масла через турбокомпрессор
    • 4. 4. Оценка эффективности ТКР с усовершенствованным подшипниковым узлом и теплоизоляцией
    • 4. 5. Выводы

Повышение надежности турбокомпрессоров автотракторных двигателей путем снижения их теплонапряженности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное развитие конструкций автотракторных двигателей, повышение их технических, топливно-экономических показателей и характеристик надежности требует непрерывного совершенствования их систем, включая и систему газотурбинного наддува.

Известно, что надежность и эффективность системы газотурбинного наддува, в первую очередь, зависит от показателей и характеристик надежности элементов газовой турбины и компрессора.

Практика эксплуатации турбокомпрессоров типа ТКР-7Н в составе автомобильных дизелей КамАЗ — 740 производства «КамАЗ — Дизель» показывает, что и надежность подшипникового узла ТКР недостаточна. В эксплуатации автомобилей наблюдаются периодические отказы ТКР, которые проявляются в следующем виде: в заклинивании ротора, обусловленном закоксовыванием масла в элементах подшипникового узла и герметичных уплотненийв отклонении размеров деталей, в увеличении механических напряжений деформаций деталей, превышающих допустимые нормы, вследствие перегрева деталей и появления недопустимых неравномерностей распределения температур в деталях. Все эти факторы определяют недостаточный ресурс подшипникового узла турбокомпрессора.

Предварительный анализ технической литературы показал, что вопросы обеспечения требуемого уровня надежности элементов конструкции ТКР решены недостаточно, отсутствуют данные о предельных возможностях ТКР. Наличие высокой неравномерности распределения температур в элементах корпуса ТКР, приводит к значительному росту теплонапряжений и деформаций деталей, наибольшие значения которых наблюдаются в нестационарных условиях работы подсистем ТКР, что обусловливает повышенное внимание к обеспечению его надежной эксплуатации приемлемого температурного режима его элементов. Все это определяет актуальность исследования причин и факторов, вызывающих отказы в рабочих процессах турбокомпрессора типа ТКР, обеспечивающих его надежность.

Экспериментальное исследование температурного состояния основных элементов корпуса ТКР, изменение их размеров в процессе эксплуатации выявило наличие высоких значений температур масла в подшипниковом узле ТКР и неравномерность распределения температур элементов его корпуса, являющиеся следствием роста термонапряжений и соответствующих им деформаций.

Цель работы: повышение надежности турбокомпрессораТКН7Н на основе анализа причин его отказов и путем снижения теплонапряженности его основных элементов.

Объект исследования: Турбокомпрессоры ТКР7Н-1 двигателя КамАЗ-740.11.240.

Научная новизна работы заключается в следующем: разработаны расчетные и эквивалентные схемы смазки, подшипникового узла ТКР, математическая модель подшипника, позволяющие выбирать направления снижения их теплонапряженностипредложена модель напряженно-деформированного состояния корпуса подшипника, позволяющая определить пути снижения термических напряжений в немобосновано усовершенствование подшипникового узла и теплоизоляции турбокомпрессора, направленное на снижение механических потерь в подшипнике, улучшение его охлаждения маслом, на снижение теплонапряженности корпуса подшипника.

Практическая ценность. Разработан и внедрен подшипниковый узел и теплоизоляция ТКР, позволяющие повысить давление наддувочного воздуха на 20,6%, частоту вращения ротора на 15%, мощность двигателя на 1,25%, снизить расход топлива на 2,5% (патент РФ № 2 216 647).

Доля отказов опытного турбокомпрессора в эксплуатации снизилась на 8%, число рекламаций с 2,3% до 0,13% по сравнению с серийным. Это позволяет получить годовую экономию в сфере производства 3 398 200 рублей, в сфере эксплуатации 43,84 млн. рублей. Усовершенствована технология ремонта турбокомпрессоров.

Научные положения, выносимые на защиту: разработанные эквивалентные схемы системы смазки, подшипникового узла турбокомпрессора, математическая модель потерь на трение в подшипникемодель напряженно-деформированного состояния корпуса подшипника турбокомпрессораусовершенствование подшипникового узла и теплоизоляция турбокомпрессорарезультаты экспериментального исследования теплового, напряженно-деформированного состояния корпуса подшипника, эффективности турбокомпрессоров различных вариантов.

Реализация результатов работы. Разработанные рекомендации по повышению надежности турбокомпрессоров ТКР7Н1 внедрены на ОАО «КамАЗ-Дизель» и прошли производственную проверку в эксплуатации, на сервисных предприятиях Татарстана, Самарской и Саратовской областей при совершенствовании технологии ремонта турбокомпрессоров.

Апробация. Основные результаты работы доложены, обсуждены и одобрены на следующих конференциях и семинарах: научно-технических конференциях СГТУ (2002;2004г) — ежегодном межгосударственном постоянно действующем научно-техническом семинаре «Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания» (2002;2004г) — научно-технической конференции «Актуальные проблемы транспорта Поволжья пути их решения», посвященный 10-летию Поволжского отделения Российской академии транспорта (Саратов, СГТУ, 2001 г) — международной научно-практической конференции «Совершенствование технологии и организации обеспечения работоспособности машин с использованием восстановительно-упрочняющих процессов» (Саратов, СГТУ, 2002г) — постоянно действующем научно-техническом семинаре «Проблемы теории, конструкции, проектирования и эксплуатации ракет, ракетных двигателей и наземно-механического оборудования к ним» (Саратов, Сарат. филиал Военно-Артиллерийского ун-та, 2002г) — международной научно-технической конференции по силовым агрегатам КамАЗ (Набережные Челны, ОАО «КамАЗ-Дизель», 2003г).

Публикации. ПО результатам выполненных теоретических и экспериментальных исследований опубликовано 8 печатных работ и получен 1 патент на изобретение. Общий объем публикаций составляет 2,7 п.л., в том числе 1,1 п.л. принадлежит лично автору.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Одним из эффективных путей повышения мощности двигателей является наддув с использованием турбокомпрессоров. Наиболее часто возникают отказы турбокомпрессоров в виде коксования и подтекания масла и заклинивания ротора. Основной причиной возникновения этих отказов является повышенный температурный режим из-за недостаточных охлаждения маслом и теплоизоляции.

2. Разработаны расчетные и эквивалентные схемы системы смазки, подшипниковых узлов ТКР различных вариантов, позволяющие выбирать направление снижения его теплонапряженности. В подшипнике серийного турбокомпрессора при окружной скорости до 60 м/с и номинальном давлении масла 0,5 МПа в пустотелой полости действует сжимающее усилие 380 Н, снижающее КПД турбокомпрессора. Предложенные модели мощности трения в подшипнике и напряженнодеформированного состояния корпуса подшипника позволяют определить пути снижения потерь на трение, термических напряжений и вероятности подтекания масла и заклинивания ротора.

3. Обосновано конструктивное усовершенствование подшипникового узла и теплоизоляции турбокомпрессора, направленные на снижение механических потерь в подшипнике, улучшение его охлаждения маслом за счет изменения схемы подвода масла и снижения гидравлического сопротивления, на снижение теплонапряженности корпуса подшипника за счет установки термосопротивления и усовершенствованного теплоотражающего экрана (патент РФ № 2 216 647).

4. Анализ деформаций корпуса подшипника подтвердил предложенную модель ползучести, объясняющую течь масла и заклинивание ротора. Проведенное усовершенствование подшипникового узла и его теплоизоляции позволило существенно снизить теплонапряженность элементов ТКР, повысить расход масла через ТКР. Это позволило увеличить давление наддувочного воздуха с 0,07 до 0,09 МПа частоту вращения ротора с 84 100 до 96 800 мин" 1. Двигатель укомплектованный ТКР с усовершенствованным подшипником и теплоизоляцией имеет лучшие характеристики: мощность выше на Зл.с. (1,25%), давление наддува выше на 0,014МПа (20,6%), расход топлива ниже 4 г/л.с.ч (2,5%) по сравнению с показателями с серийным ТКР7Н-1.

5. Усовершенствован технологический процесс ремонта турбокомпрессора ТКР7Н за счет установки разработанного подшипника, входящего в состав ремонтного комплекта без изменения корпусных литых деталей и незначительной доработки корпуса подшипника (сверление 0 12 мм и обработка по 0 128 мм для обеспечения теплового зазора 0,206 мм).

6. Проведенные подконтрольные испытания опытных ТКР показали их удовлетворительную работу на пробеге не ниже 170тыс.км. Доля отказов ТКР в эксплуатации снизилась на 8% и составила 17,9% всех отказов двигателя. Это позволило получать годовой экономический эффект в сфере производства 3 398 200 рублей. В сфере эксплуатации вследствие повышения надежности ТКР снизились затраты на обеспечение работоспособности автомобиля, сократились простои в ремонте, что позволяет получать годовой экономический эффект 1686 рублей на один двигатель или с учетом годового выпуска ОАО «КамАЗ-Дизель» 43,84 млн. рублей.

5.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ.

НАДЕЖНОСТИ ТУРБОКОМПРЕССОРА И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

ИССЛЕДОВАНИЯ.

5.1. Практические рекомендации по повышению надежности ТКР и их внедрение.

Усовершенствование турбокомпрессора позволило существенно повысить его надежность, а также надежность всего двигателя. По результатам подконтрольных эксплуатационных испытаний турбокомпрессоров с модернизированным подшипниковым узлом по разработанной методике (п. 3.5) на 1.10.04 пробег опытных турбокомпрессоров составил 170 000 км. Замечаний по работоспособности ТКР нет, следов утечки масла нет, снижения пусковых качеств двигателя при низких температурах воздуха нет.

По подконтрольной партии автомобилей КамАЗ-ЕВРО в 2003 году [139] доля отказов турбокомпрессора снизилась по сравнению с 2002 годом на 8% и составила 17,9% отказов двигателя. О повышенной надежности свидетельствуют и данные рекламационной службы ОАО «КамАЗ-Дизель» (рис. 5.1).

2001 2002 2003.

Рис. 5.1. Уровень рекламаций по дефектам ТКР.

По результатам исследований можно дать практические рекомендации в трех направленияхсовершенствование конструкции подшипникового узла и теплоизоляцииформирование и соблюдение правил эксплуатации двигателей с турбокомпрессорамисовершенствование технологии ремонта турбокомпрессоров.

По первому направлению получен патент РФ на изобретение № 2 216 647 «Турбокомпрессор», разработана конструктивно-техническая документация на втулку подшипника и теплоизолирующий экран, которая внедрена в ОАО «КамАЗ-Дизель», о чем имеются акты внедрения (см. Приложения).

По второму направлению во избежание экстремальных режимов м течи масла через турбокомпрессор не рекомендуется длительная (более 10 мин) работа двигателя на режиме холостого хода с частотою вращения коленчатого вала менее 700 мин" 1. Это позволит избежать закоксовывания поршневых колец, загрязнения проточной части турбины. При необходимости работы двигателя на холостом ходу (прогрев, накачка воздуха в баллоны тормозной системы и т. п.) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала не менее 1000−1200минл. Перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой необходимо установить работу холостого хода длительностью не менее 3-х минут во избежании перегрева подшипника турбокомпрессора и закоксовыванию ротора. Резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.

Необходимо постоянно проверять герметичность системы турбонаддува. При нарушении герметичности выпускного тракта снижается частота вращения ротора турбокомпрессора, что приводит к повышению теплонапряженности, снижению мощности и ресурса двигателя. Негерметичность впускного тракта повышает запыленность подаваемого воздуха и сокращает ресурс двигателя.

По третьему направлению при проведении ремонта серийных турбокомпрессоров ТКР7Н-1 необходимо использовать ремонтные комплекты. Поскольку важнейшим условием усовершенствования подшипникового узла турбокомпрессора явилось неизменность литых заготовок основных корпусных деталей и колес турбины и компрессора, то и ремонтный комплект должен по основным параметрам сопряжений быть взаимозаменяемым с основным комплектом деталей. Этому условию отвечают все элементы турбокомпрессора кроме корпуса подшипника.

Поэтому при ремонте ТКР7Н-1 появляется дополнительная операция сверления корпуса в нижней части 012 мм (рис. 5.2) и обработка корпуса по 0128 мм для обеспечения зазора 0,206 мм. Все остальные операции технологического процесса ремонта остаются неизменными. Схема усовершенствованного технологического процесса ремонта турбокомпрессора приведена на рис. 5.3.

Рис. 5.2. Доработка корпуса подшипника ТКР.

Рис. 5.2. Доработка корпуса подшипника ТКР.

Следует отметить, что ремонт турбокомпрессоров необходимо выполнять на специализированных предприятиях, оснащенных высокоточным оборудованием, особенно для балансировки ротора. В состав ремком-плекта обычно входят: ротор с колесом компрессора, маслоотражатель с кольцами, втулка подшипника.

5.2. Технико-экономическая оценка эффективности исследования.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования надежности и технического состояния турбокомпрессоров ТКР7Н-1 позволяют значительно сократить затраты на обеспечение их работоспособности за счет снижения числа отказов, особенно внезапных.

При этом появляется экономический эффект как в сфере производства за счет сокращения рекламаций, так и в сфере эксплуатации за счет снижения затрат на запасные части и простоев в ремонте, а следовательно, и повышения производительности автомобилей.

Как показывают данные рекламационной службы ОАО «КамАЗ-Дизель» (рис. 5.1) уровень рекламаций снизился в среднем на 2% от выпуска дизелей. С учетом стоимости турбокомпрессора на 1.10.04 — 6535 рублей и выпуска двигателей КамАЗ с турбокомпрессорами ТКР7Н-1 26 000 штук годовой экономический эффект составил от снижения рекламаций 3 398 200 рублей.

Исходными данными для оценки экономического эффекта в сфере эксплуатации являются результаты эксплуатационных наблюдений за подконтрольной партией автомобилей КамАЗ-ЕВРО в 2002;2003 годах [139]. Количество отказов турбокомпрессоров в эксплуатации за этот период сократилось на 15,4%. В целом экономическую оценку можно дать по снижению себестоимости перевозок и повышению производительности автомобилей за счет сокращения простоев в ремонте.

Рис. 5.3. Схема технологического процесса ремонта турбокомпрессора ТКР7Н.

Доля затрат на техническое обслуживание и ремонт в себестоимости перевозок по автомобилям КамАЗ составляет в среднем 15% [33]. На силовой агрегат КамАЗ в среднем приходится 32% всех отказов автомобиля [33]. Из этих отказов на турбокомпрессоры приходится 17,6% [33]. Относительное снижение себестоимости перевозок определяется умножением этих долей, что показано в табл.5.1.

Аналогично и сокращение простоев в ремонте за счет снижения числа отказов турбокомпрессоров. Доля простоев автомобилей КамАЗ по причине отказов двигателей составляет 38% [33], из которых 18% приходится на отказы турбокомпрессоров. Результаты расчетов приведены в табл.5.1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.В., Лямцев Б. Ф. Основные направления развития автомобильных турбокомпрессоров //Автомобильная промышленность, 1982. № 10.-с.8−10
  2. Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. М.: Транспорт, 1985.- 215с.
  3. Ф.Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля.- М.: Транспорт, 1993.- 352с.
  4. Ф.Н., Денисов A.C. Влияние давления и скорости относительного перемещения на температуру поверхностного трения // Известия высших учебных заведений. Машиностроение, 1978, № 3.- С. 46−50.
  5. Ф.Н., Денисов A.C., Макушин A.A. Надежность и эффективность автомобилей КамАЗ // Автомобильная промышленность, 1986, № 5.-С.21−22.
  6. Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н. С. Ханин, Э. В. Аболтин, Б. Ф. Лямцев и др.-М.: Машиностроение, 1991.- 336с.
  7. И.Я., Вержбицкий Н. Ф., Зомер Э. Ф. Опоры скольжения. -М., Киев: Гос. Науч.-техн. Изд-во машиностр, лит., 1958.- 196с.
  8. Г. И. Нестационарные почти периодические колебания ротров. -М.: Наука, 1979.- 136с.
  9. .К. Вибрационная прочность двигателей внутреннего сгорания. -Киев: Наук, думка, 1983.- 104с.
  10. Ю.Башта Т. М. Машиностроительная гидравлика. М.: Машиностроение, 1971.- 543с.
  11. П.Билик Ш. М. Макрогеометрия деталей машин. М.: Машиностроение, 1973.-344с.
  12. О.И., Дьяченко С. К. Расчет опор скольжения. Киев: Техника, 1966.- 244с.
  13. И.А. Плоские задачи термоупругости в газотурбостроении Л., изд-во ЛГУ, 1984.- 192с.
  14. В.Н. Теория, конструирование и расчет транспортных и автомобильных двигателей. — М.: Изд-во с/х лит. журн. и плакат., 1962.- 391с.
  15. H.A., Гуляев A.C., Двоскина В. А., Раков K.M. Подшипники из алюминиевых сплавов.- М.: Транспорт, 1974.- 240с.
  16. В.А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирования (применительно к задачам электроэнергетики): Уч. для вузов.- 3-е изд.: Высшая школа, 1984.- 439с.
  17. C.B. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. -М.: Химия, 1979.- 240с.
  18. Вибрации в технике: Справочник. В 6-и т. /Ред. совет: В41 В. Н. Челомей (пред.).- М.: Машиностроение, 1981.- Т.6. Защита от вибраций и ударов. / Под ред. К. В. Фролова, 1981.- 456с.
  19. Вибрации в технике: Справочник. В 6-и т. /Ред. совет: В41 В.Н.
  20. М.А., Терентьев Е. Д., Усов П. П. Методы расчета подшипников скольжения.- М.: АН СССР Вычислительный центр, 1984.- 56с.
  21. B.C., Киркач Н. Ф. К выводу уравнения синтеза для линейной динамической системы с ограниченным возбуждением, работающей в непрерывном режиме // Динамика и прочность машин, № 12.-Харьков: ХГУ, 1971.- С.102−104.
  22. .Я. Подшипники скольжения центробежных компрессорных машин.- Энергетическое оборудование, 1972, № 6, — С. 55.
  23. Н.Я. Техническая эксплуатация автомобилей.-Харьков: Высш. школа, 1984.- 312с.
  24. .В., Оболенский Е. П., Стефанович Ю. Г., Трофимов О. Ф. Прочность и долговечность автомобиля.- М.: Машиностроение, 1974.- 328с.
  25. Григорьев М. А Очистка масла в двигателях внутреннего сгорания .- М.: Машиностроение, 1983.- 48с.
  26. М.А., Долецкий В. А. Обеспечение надежности двигателей.- М.: Изд-во стандартов, 1978.- 324с.
  27. И.Б., Сыркин П. Э., Чумак В. Н. Эксплутационная надежность автомобильных двигателей. М.: Транспорт. 1994.- 144с.
  28. A.A. Применение теории подобия и исследования процессов теплообмена.- 2-е изд. М.: Высшая школа, 1974.- 182с.
  29. A.C., Неустроев В. Е. Режим работы и ресурс двигателей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1981.-112с.
  30. A.C. Эффективный ресурс двигателей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983.- 108с.
  31. A.C. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей.- Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1999.-352с.
  32. A.C., Кулаков А. Т. Малаховецкий А. Ф., Анализ отказов турбокомпрессора ТКН7Н-1 двигателей КамАЗ-740.11−240 // Актуальные проблемы транспорта Поволжья и пути их решения. Межвуз. науч. сб Саратов: Сарат. гос. техн. ун-та, 2001.- с.60−62.
  33. A.C., Малаховецкий А. Ф., Кулаков А. Т., Светличный H.H., Гаффаров Г. Г., Тазеев Р. Т. Повышение эксплутационной надежности турбокомпрессоров ТКР 7Н //Вестник Саратовского государственного технического университета, Саратов, 2004 № 4, С. 67−74
  34. Двигатели внутреннего сгорания: Системы двигателей внутреннего сгорания. Учебн. для втузов по спец. Двигатели внутреннего сгорания / Д. Н. Вырубов, H.A. Иващенко и др.- Под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. 4е изд.- М.: Машиностроение 1983.- 372с.
  35. В.М. Исследование теплового режима подшипников ГТД.-М.: Машиностроение, 1978.- 172с.
  36. Дизели. Справочник. Изд. 3-е, перераб. и доп. Под общ. ред. В. А. Ваншейдта, H.H. Иванченко, JI.K. Коллерова. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1977.- 480с.
  37. C.JI. Механика жидкостей и газов. Термодинамика турбомашин: Пер. с англ. P.E. Данилова, М. И. Осипова. М.: Машиностроение, 1981.-213с.
  38. Л.А. Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел.- М.: Гос. Изд-во физ.-мат. лит., i960.- 260с.
  39. А.К. Трение, износ и смазка в машинах. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-158с.
  40. В.И. Компрессорные и расширительные турбомашины радиального типа,— М.: Машиностроение, 1984.- 375с.
  41. Ермолов Л. С, Кряжков В. М., Черкун В. Е. Основы надежности сельскохозяйственной техники. -М.: Колос, 1982.- 271с.
  42. Н.С., Николенко A.B. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Л.: Колос, 1974.- 223с.
  43. В.Г. и др. Тепловые расчеты паровых и газовых турбин с помощью ЭВМ. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983.-255с.
  44. А.К. Основы учения о теории, износе и смазке машин. -М.: Л.: Машгиз, 1947.- 256с.
  45. А.Е., Шестюк А. Н. Радиально-осевые турбины малой мощности. М.: Машгиз. 1963.
  46. Н.В. Термодинамика поверхностного слоя деталей ГТД. М.: Изд-во МАИ, 1990.- 52с.
  47. А.Д. Расчет нестационарно нагруженных подшипников. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1982.- 223с.
  48. Исследование турбокомпрессоров ТКР 7Н-1, возвращенных по рекламации с ОАО «КамАЗ-Дизель» и ОАО «Автомобильный завод» по дефекту «заклинивание ротора». Технический отчет. ОТЗ7.105.54 И05−2001г. Набержные Челны, 2001.12с.
  49. В.И. Ремонт машин. М.: Сельхозиздат, 1961.- 485с.
  50. Э.К. и др. Интенсификация теплообмена в каналах. М.: Машиностроение, 1990.- 206с.
  51. С.Г. Динамически нагруженные подшипники судовых двигателей внутреннего сгорания. JI: Судостроение, 1968.- 182с.
  52. И.И. Теория турбомашин. JL: Машиностроение, 1964.-511с.
  53. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин, -М: Машиностроение, 1976.- 304с.
  54. Колебания в турбомашинах / Сб. статей: отв. ред. C.B. Серенсен. М.: Изд-во АН СССР 1956.- 206с.
  55. Колебания в турбомашинах, / Сб. статей: отв. ред. C.B. Серенсен. М.: Изд-во АН СССР 1959.- 118с.
  56. Колебания валов на масляной пленке / Отв. ред. И. И. Артоболевский. -М.- Наука, 1968.- 148с.
  57. Дж. Повреждение материалов в конструкциях. М.: Мир, 1984.-624С.
  58. Конструирование и расчет двигателей внутреннего сгорания / Н. Х. Дьяченко, Б. А. Харитонов, В. М. Петров и др.- под Ред. Н. Х. Дьяченко.- JI.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1979.- 392с.
  59. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Гос. науч.-техн. Изд-во машиностр. лит., 1959.- 404с.
  60. .И., Носовский И. Г., Бершадский Л. И., Караулов А. К. Надежность и долговечность машин. Киев: Техника, 1975.- 408с.
  61. А.Г. Динамика и прочность турбомашин. 2-е изд. переб. и доп.- М.: изд. МЭИ, 2000.- 480с.
  62. А.Г. Динамика и прочность турбомашин.-М.: Машиностроение, 1982.- 264с.
  63. И.В., Добычин Н. М., Комбалов B.C. Основырасчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977.- 526с.
  64. P.B. Надежность машин массового производства. М.: Машиностроение, 1981.- 244с.
  65. Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. М.: Транспорт. 1990.-272с.
  66. И.А. Гидродинамическая теория смазки упорных подшипников.- М.: из-во АН СССР (сиб. отделен.).I960.- 130с.
  67. С.С. Анализ подобия и физические модели. -Новосибирск, Наука, Сиб. отдел., 1986.- JL: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1981.-261с.
  68. И.И. Моделирование гидравлических явлений. Л.: Энергия, Ленинградское отделение, 1967.
  69. Л.Г. Ламинарный пограничный слой.- М.: Гос. Изд-во физ.-мат. лит., 1962.- 480с.
  70. B.C., Новодворский В. Ю., Соколов B.C. Надежность автомобильных двигателей КамАЗ в рядовой эксплуатации// Двигателестроение, 1983, № 11.-С.34−36.
  71. Э. Торцевые уплотнения // Пер. с нем. Б. А. Вольброма. -М.: Машиностроение, 1978.- 288с.
  72. А.Ф. Повышение безотказности турбокомпрессоров ТКР 7Н-1 // Совершенствование технологий и организации обеспечения работоспособности машин. Межвуз. науч. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. С.8−13.
  73. H.H. Прикладная теория пластичности и ползучести. -М.: Машиностроение, 1968.- 241с.
  74. B.C. Предельные нагрузки и расчет на прочность элементов ротора турбомашины. Николаев, 1972.- 114с.
  75. P.M. Температурный метод оценки предельной смазочной способности машинных масел. М.: Изд-во АН СССР 1956.-143с.
  76. Мацевитый Моделирование теплового состояния элементов турбомашин. Киев: Наук, думка, 1979.-255с.
  77. Машино-ориентированные методы расчета комбинированных двигателей / Б. И. Иванченко. В. И. Каплан, К. Б. Цыреторов и др. М.: Машиностроение, 1978.- 618с.
  78. И.М. Физические основы надежности (Введение в физику отказов). Л.: Энергия. 1970.- 152с.
  79. В.К. Моделирование теплообменного и энергетическогооборудования. М.: Энергоатомиздат. 1987.- 262с.
  80. В.Г. Выбор параметров и расчет центростремительной турбины. М.: Машиностроение, 1966.- 200с.
  81. В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники.- М.: Колос. 1984.- 335с.
  82. И.А. Долговечность двигателей. Л.: Машиностроение, 1976.-280с.
  83. А.Х. Техническая диагностика в сельском хозяйстве. -М.: Колос. 1979.- 207с.
  84. А. К. Ахвердиев К.С., Остроухов Б. И. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшипников скольжения, работающих в стационарном режиме. М.: Наука. 1979.- 316с.
  85. М.В. Расчет основных параметров одноступенчатой центростремительной турбины.- М.: МАИ, Оборонгиз. 1964.- 84с.
  86. Дж. Основы механики разрушения.- Металлургия. 1973.9 я256с.
  87. И.А. Допустимые напряжения в машиностроении и циклическая почность металлов. М.: Машгиз. 1962.- 260с.
  88. A.C., Вырубов Д. Н., Ивин Д. И., Круглов М. Г. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1971.- 399с.
  89. Основы ремонта машин. М.: Колос. 1972.- 572с.
  90. Основы трибологии (трение, износ, смазка) /под ред. A.B. Чичинадзе: Учебник для технических вузов.- М.: Центр «Наука и техника». 1995.- 778с.
  91. Патент РФ на изобретение № 2 216 647. Турбокомпрессор. Тазеев Р. Т. Кулаков А.Т., Светличный H.H., Малаховецкий А. Ф., Гаффаров Г. Г., Фархутдинов H.A., Сафиуллин Т. Г. 2003.5с.
  92. Повышение надежности дизелей ЯМЗ и автомобилей КамАЗ /под ред. Н. С. Ханина. М.: Машиностроение, 1978. 288с.
  93. Н.Е. Упорные подшипники скольжения. Теория и расчет. JL: Машиностроение, 1981.- 412с.
  94. ЮО.Проников A.C. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978.592с.
  95. K.M., Юркаускас А. Ю. Вибрация подшипников. JL: Машиностроение, 1985.
  96. Репухов В. М, Тепловая зашита стенки вдувом газа. К.: Наук, думка, 1977.-252с.
  97. ЮЗ.Риппел Г. Проектирование гидравлических подшипников. М.: Машиностроение, 1967.- 136с.
  98. Ю4.Розенберг Р. В. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970.- 312с.
  99. Ю.К. Основы надежности водитель-автомобиль-дорога-среда. -М.: Машиностроение, 1987.- 216с.
  100. Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Двигатели КамАЗ: 740.11−240, 740.13−260, 740.14−300, 740.30−260,740.50−360, 740.57−320, 740.50−3 901 001КД. Набережные Челны: ОАО «КамАЗ», 2002.- 247с.
  101. Л.П. Тепловое состояние высокоманевренных паровых турбин. М.: Машиностроение, 1983.- 295с.
  102. К.П., Подобуев Ю. С., Анисимов С. А. Теория и расчет турбокомпрессоров Л.: Машиностроение, 1968.- 406с.
  103. С.И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения.- М.: Машиностроение, 1973.- 520с.
  104. ПО.Серенсен С, В&bdquo- Когаев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчет деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975.- 488с.
  105. Ш. Слезкин H.A. Динамика вязкой несжимаеиой жидкости. М.: Госуд. изд-во тех.-теоретич. лит., 1955.- 520с.
  106. Статистическая и динамическая балансировка роторов газовых турбин. М.: Машиностроение, 1967.- 70с.
  107. Стендовые испытания по уточнению температурного поля фланца корпуса подшипников и смазочного масла подшипникового узла серийного и опытного турбокомпрессора ТКР7Н-1. Технический отчет ОТ37.104.54 И09 2001г. -Набережные Челны, 2001.- 12с.
  108. Г. Ю. Основы теории лопаточных машин, комбинированных и газотурбинных двигателей. М.: Машгиз, 1958.
  109. B.C. Теплонапряженность деталей быстроходных поршневых двигателей. М.: Машиностроение. 1978.- 128с.
  110. Пб.Стечкин B.C. Теория тепловых двигателей. Избранные труды. -М.: Наука. 1977.-412с.
  111. М.В. Оптимизация температурного состояния деталей дизельного двигателя. 1987.- 167с.
  112. Теория двигателей внутреннего сгорания. Под ред. Н. Х. Дьяченко. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние). 1974, — 522с.
  113. Техническая эксплуатация автомобилей. / Под ред. Е. С. Кузнецова. -М.: Транспорт. 1991.- 413с.
  114. .А., Старостин М. Г., Мушниченко В. М. Ремонт автомобилей КамАЗ. Л.: Агропром издат. 1987.- 288с.
  115. H.A., Розлер Г. М. Расчет предельных режимов работы подшипников жидкостного трения / Развитие гидродинамической смазки. -М.: Наука 1970.- С.68−80.
  116. И.Я., Сайчук И. В. Неизотермическая задача смазки упорных подшипников с учетом теплоотвода в тело подушки. М.-Машиностроение. 1971, № 1, С.78−83.
  117. И.Я. Проектирование и расчет опор трения. М.: Машиностроение. 1971.- 168с.
  118. Трение и изнашивание при высоких температурах. М.: Наука. 1973.-156с.
  119. А.П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение. 1979.-184с.
  120. Увеличение ресурса машин технологическими методами. М.: Машиностроение. 1978.-216с.
  121. Хак Г. Турбодвигатели и компрессоры: Справ. Пособие /Г. Хак, Лагкабель, М.: ООО «Изд-во Артель»: ООО «Изд-во ACT», 2003.- 351с.
  122. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука. 1970.- 252с.
  123. Н.Д. и др. Тепломеханическая напряженность деталей двигателей. М.: Машиностроение. 1977.- 153с.
  124. С.А. Подшипники скольжения. М.: Гос. науч-техн. изд-во машиностр. лит, 1963, — 244с,
  125. X. Системный анализ в трибонике. М.: Мир. 1982.- 351с.
  126. P.K. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов. Уч. пособие для студентов (авиадвигательных специальностей). М.- Машиностроение. 1988.- 288с.
  127. Н.И. Метод конечных элементов в расчетах деталей тепловых двигателей. М.: Машиностроение 1980.- 159с.
  128. A.M. Основные принципы управления надежностью машин в эксплуатации. -М.: Знание. 1977. Вып.1.-97с- Вып. 2.- 42с.
  129. И.Т. Воздушное охлаждение деталей газовых турбин. -Киев: Наук, думка. 1974.- 487с.
  130. И.Т. Динамика тепловых процессов стационарных газотурбинных установок (Элементы анализа и расчета). Киев. 1972.- 279с.
  131. Эксплуатационная надежность сельскохозяйственных машин. / Под ред. В. Д. Аниловича. Минск: Ураджай. 1974.-263с.
Заполнить форму текущей работой