Конституционный статус Президента РФ
Информирование высших органов руководства страны и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ; Координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности; Выявление, предупреждение, пресечение… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ
- 1. 1. Понятие главы государства
- 1. 2. Правовой статус Президента РФ
- 1. 3. Функции Президента РФ
- 1. 4. Основные полномочия Президента РФ
- 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- 2. 1. Характеристика ФСБ как федерального органа управления
- 2. 2. Основные задачи и функции ФСБ России
- 2. 3. Организация деятельности ФСБ России
- 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СФЕРЕ РУКОВОДСТВА ОРГАНАМИ ФСБ
- 3. 1. Характеристика полномочий Президента РФ в сфере руководства органами ФСБ
- 3. 2. Нормативные акты, регулирующие деятельность ФСБ, изданные Президентом РФ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Действующая Конституция России закрепляет за Президентом как главой государства широкий спектр полномочий Президент имеет широкие возможности по руководству и контролю над органами исполнительной власти России. Ряд наиболее ответственных органов исполнительной власти напрямую подчинен главе государства, в том числе и Федеральная Служба Безопасности страны.
Проблема определения конкретного перечня полномочий Президента РФ в сфере руководства федеральными органами исполнительной власти в целом и органами федеральной службы безопасности, в частности, в последнее время вызывает огромный интерес и определенный резонанс среди законодателей.
В соответствие с действующим законодательством Президент осуществляет общее руководство вооруженными силами страны, их использование для обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности страны, используя, в частности, и возможности такого федерального органа исполнительной власти как Федеральная Служба Безопасности РФ.
Актуальность проблемы применения конституционных полномочий Президента в сфере руководства органами Федеральной Службы Безопасности страны предопределила выбор темы курсовой работы.
Целью написания данной курсовой работы является анализ конституционного статуса Президента РФ и Федеральной Службы Безопасности РФ и характеристика конституционных полномочий Президента РФ в сфере руководства деятельностью органов федеральной службы безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «глава государства» в отношении Президента РФ.
2. Отразить особенности конституционного статуса Федеральной Службы Безопасности РФ.
3. Охарактеризовать полномочия Президента РФ в сфере руководства органами федеральной службы безопасности.
При написании курсовой работы использовались современные законодательные акты, регулирующие исследуемую сферу деятельности, комментарии к законодательству и монографии, посвященные вопросам конституционного права.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ
1.1 Понятие главы государства
Впервые термин «глава государства» как элемент системы государственной власти встречается древних философов Платона и Аристотеля.
Суть проблемы определения данного понятия заключается в том, что оно применительно к конкретной национальной системе ассоциируется исключительно с главой такой национальной системы.
Специалистами в области конституционного права уже давно поднимается вопрос о существовании необходимости четкого определения содержания понятия «глава государства». Между тем, ни одна из существующих отраслей правовой науки: ни теория государства и права, ни конституционное право, ни административное право, до сих пор не выделено общепринятое определение данного понятия.
Безусловно, понятие «глава государства» является неоднозначным. С одной стороны, «глава государства» — это правовой институт или некая совокупность правовых норм, регулирующих особенности образования и деятельности данного правового института. Выделяют следующие основные обстоятельства, оказывающие влияние на содержание этих норм права:
общие подходы к закреплению конституционно-правового положения государственных органов власти, сложившиеся в стране;
природа главы государства как органа государственной власти.
С другой стороны, «глава государства» — это институт государства, чья деятельность урегулирована нормами права.
Различают также юридического «главу государства» и правящего «главу государства». Первым является государственный орган, определенный таковым законодательно. Так Президент РФ прямо назван «главой государства» в ч. 1 ст. 80 Конституции России.
Правящим «главой государства» считается государственный орган, который законодательно прямо таковым не называется, но его предназначение, как «главы государства» вытекает из законодательства .
Несовпадение данных подходов к определению «главы государства» встречается достаточно часто. Это связано со сложившимися традициями, негибкостью и сложностью изменения статусных норм и другими обстоятельствами .
Итак, понятие «глава государства» трактуется в различных значениях и смыслах:
Во-первых, «глава государства» зачастую определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства". При этом «глава государства» ставится над законодательной, исполнительной и судебной властью. То есть, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями .
Во-вторых, понятие «глава государства» употребляется как синоним понятия «глава IIсполнительной власти».
В-третьих, «глава государства» определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны и, символ государственности народа .
В отечественной юридической литературе под «главой государства» понимается официальное должностное лицо, которое занимает высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляет верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Профессор А. С. Автономов определяет «глава государства» как лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством .
Исходя из данных выше определений, можно выделить следующие базисные признаки понятия «глава государства»:
«глава государства» занимает самое высокое место в иерархии государственных должностей;
«глава государства» осуществляет верховное представительство во внутриполитической жизни страны и на международной арене;
«глава государства» является носителем исполнительной власти, которую он может осуществлять как единолично, так и совместно с правительством.
Особенности правового положения Президента РФ как «главы государства» закреплены Конституцией РФ. Они заключаются в исполнении возложенных на Президента Конституцией задач лично и посредством организации деятельности федеральных органов государственной власти, что обеспечивает их согласованное функционирование.
1.2 Правовой статус Президента РФ
Основным правовым документом, регулирующим вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, является Конституция РФ. В соответствие с действующей Конституцией Президент РФ напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти. Это подчеркивается и самим местом главы о Президенте. Но это не позволяет сделать поспешный вывод о том, что Президент стоит над ветвями власти. Каждая из ветвей власти функционирует самостоятельно в рамках своих конституционных полномочий; как и Президент. Ветви государственной власти обладают правовыми мерами воздействия на Президента вплоть до отрешения его от должности. А Президент, будучи юридически несколько отдаленным от всех ветвей власти, занимается нормотворчеством, управляет, разрешает споры и осуществляет конституционный контроль.
В соответствии с Конституцией РФ Президент является главой государства (п. 1 ст.80) и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
По мнению профессора Л. А. Окунькова, статус и полномочия Президента сформулированы в Конституции РФ так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.
В связи с рассмотрением статуса Президента, нелишне будет заметить, что в 1991 году в России принимался специальный закон, посвященный институту главы государства, который был весьма краток и несовершенен и фактически прекратил свое действие с принятием Конституции РФ в 1993 году. Затем, в 2002 г. вопрос о возможности принятия ФКЗ «О президенте РФ» обсуждался в рамках Рабочей группы Государственного совета РФ при подготовке предложений о преобразовании системы органов государственной власти и управления в РФ. Проект ФКЗ «О статусе Президента Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу еще в 1997 году, рассмотрен в первом чтении в 2003 г. В Заключении по проекту федерального закона № 97 012 298−2 «О статусе Президента Российской Федерации», внесенному депутатом Государственной Думы Ю. М. Нестеровым (к первому чтению) сказано, в частности то, что «Большая часть положений законопроекта дублирует нормы Конституции РФ (глава 4), что фактически лишает его самостоятельного предмета законодательного регулирования. Кроме того, законопроект обязывает Президента РФ в определенных случаях реализовывать право законодательной инициативы, что противоречит части 1 статьи 104 Конституции РФ, в соответствии с которой внесение законопроектов это право, а не обязанность его инициаторов». На основании этого Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 апреля 2003 г. № 3860-III ГД, проект ФКЗ был отклонен.
Так что, очевидно, что в РФ в ближайшее время не будет ФКЗ «О Президенте РФ»: обычным федеральным законом регламентировать деятельность такого важного института государственной сласти не представляется основательным, в Конституции же в перечне федеральных конституционных законов наличие такого закона не упоминается.
1.3 Функции Президента РФ
Функции Президента РФ определены ст. 80 Конституции РФ.
К основным функциям Президента РФ относятся:
1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
2. В установленном Основным законом страны порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.
3. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5. Президент РФ, как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года № 237.
- Указ Президента РФ от от 11 августа 2003 г. № 960 «Положение о Федеральной Службе Безопасности РФ и ее структуре» // СЗ РФ, № 1201 от 15 сентября 2003 г.
- Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации — 24 мая 2004 г. — № 21 — Ст. 2023
- Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Структура федеральных органов исполнительной власти» // СЗРФ 28 сентября 2007 г. — № 120 Ст. 1555
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича.- М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) — Система ГАРАНТ, 2003.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Издательская группа НОРМАИНФРА-М, 2002.
- Дёггев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. — М., 2005.
- Казанцев Ю.Д., Стрекозов В. Г. Конституционное право России. — М.: Новый Юрист, 2000.
- Коваленко А.И., Конституционное право России. — М.: Закон и правопорядок, 2001.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. С. Автономова — М.: Юриспруденция, 2001
- Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование. Автореферат диссертации. Уфа. Институт права Башкирского государственного университета, 2000.
- Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // «Журнал российского права» — № 2 2001.
- Петровский Д.Н. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов при главе государства // Право и жизнь. № 108 (5), 2007
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юрист, 1997.
- Чиркин В.Е. Конституционное право РФ. Учебник. М.: Юрист, 2002.
- Юридический словарь / Под ред. А. Ю. Никитина. М.: Юрист, 2006.