Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Депутатское объединение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации — это объединение депутатов Государственной Думы, создаваемое в виде фракции или группы, для реализации политических целей. Несмотря на общепризанное понимание фракции как группы членов политической партии, проводящей ее политику в парламенте, в практической деятельности этого вида депутатских объединений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Депутатские объединения в структуре парламента: теоретические предпосылки и история становления
    • 1. Теоретико-правовые основы статуса депутатских объединений
    • 2. Правовое регулирование статуса депутатских объединений
    • 3. Депутатские объединения в высшем законодательном органе России: история вопроса
  • Глава 2. Депутатские объединения в Государственной Думе
  • Федерального Собрания Российской Федерации
    • 1. Депутатские объединения: виды, понятие, признаки
    • 2. Регламентация внутренней деятельности депутатских объединений
    • 3. Полномочия и формы деятельности депутатских объединений

Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Функционирование парламентского механизма непосредственно связано с существующей в государстве партийной системой. В странах с многопартийными системами, формирование, внутренняя организация и деятельность парламента связаны с образованием депутатских объединений, при этом главным критерием их создания является именно партийная принадлежность депутатов.

В российской парламентской практике, учитывающей опыт зарубежных стран по формированию и функционированию парламентов, имеется собственная специфика — в структуре высшего законодательного органа страны формируются и действуют два вида депутатских объединений: фракции, формируемые на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатские группы, образуемые депутатами, не вошедшими во фракции.

Депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации играет важную роль в решении важных вопросов, касающихся функционирования парламента и его взаимодействия с другими органами государственной власти. Тот факт, что большая часть депутатов является членами фракций и депутатских групп, позволяет характеризовать эту палату как самый политизированный орган власти. Анализ деятельности Государственной Думы показал, что большинство политически острых, актуальных для страны вопросов инициируется этой палатой парламента, а именно — представителями депутатских фракций. Например, инициатива в вопросе ^ выражения недоверия Правительству обычно принадлежит фракции КПРФфракция «Яблоко» регулярно ставит острый вопрос о ситуации в Чеченской Республике и т. д. Встречи с главой государства, Председателем Правительства Российской Федерации, «круглые столы» с участием представителей федеральных органов государственной власти, заключение политических соглашений — все это является показателем той роли, которая отводится парламентским депутатским объединениям в современных российских условиях. Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал, что политические партии являются связующим звеном между гражданским обществом и властью. В непосредственном участии политических партий в формировании органов государственной власти и представительстве в этих органах раскрывается двойственная природа партий1.

Регламентом Государственной Думы депутатские объединения наделены целым рядом полномочий, которые можно рассматривать как гарантии парламентской деятельности политических партий.

Вместе с тем, почти десятилетний опыт деятельности депутатских объединений в Государственной Думе показывает, что эффективность работы данных парламентских структур на сегодняшний день недостаточно исследована, в том числе и с позиций комплексного подхода. Недостаточно урегулирован статус депутатских объединений: в федеральных законах отсутствуют нормы, регламентирующие основы создания, функционирования и прекращения деятельности фракций и депутатских групп. Существуют.

1 См.: Общими силами — к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998. С. 65. проблемы и в их деятельности (пределы действия партийной дисциплины в отношении депутатов, практика выхода из одного депутатского объединения и вхождения в другую фракцию или группу и другие вопросы, требующие теоретического осмысления). Важно исследовать основы партийного представительства в высшем законодательном органе страны с использованием исторического, современного российского и зарубежного опыта, оценить достоинства, а также учесть недостатки этого элемента парламентаризма в России.

Актуальность данной проблематики определила выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Методологические и теоретико-правовые основы исследования.

При разработке темы применен системный подход, основанный на комплексном использовании формально-юридического, сравнительно-правового, структурно-функционального, историко-правового и других методов научного познания.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды известных отечественных ученых-государствоведов, в разное время исследовавших проблемы парламентаризма, взаимоотношения государства и общества, а также статус и деятельность органов государственной власти: С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, И. Л. Бачило, А. А. Безуглова, Н. А. Богдановой, Ю. А. Веденеева, Б. Н. Габричидзе, В. Д. Горобца, И. В. Гранкина, В. Е. Гулиева, А. Е. Козлова, Б. С. Крылова, В. В. Лапаевой, В. И. Лысенко, В. О. Лучина, А. В. Оболонского, И. И. Овчинникова, А. Г. Пархоменко, И. М. Степанова,.

Б.А.Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Т. Я. Хабриевой,.

Н.Ю.Хаманевой, В. И. Чехариной, В. Е. Чиркина, Ю. Л. Шульженко,.

Ю.А.Юдина, Б. С. Эбзеева и др.

При подготовке диссертации привлечены современные специальные научные работы по проблемам многопартийности, партийному представительству в органах власти, в частности исследования: Л. Н. Алисовой,.

A.С.Велидова, М. Дюверже, С. Е. Заславского, З. М. Зотовой, Т. В. Ивкиной,.

B.А.Козбаненко, Ю. Г. Коргунюка, К. Лоусона, Р. Михельса, М. В. Мнухина, В. В. Филатова и др., а также использованы труды российских государствоведов и общественных деятелей дореволюционного периода: М. М. Винавера, В. И. Герье, В. М. Гессена, Л. А. Тихомирова, Б. Н. Чичерина и др.

В диссертации исследованы действующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, регламенты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерацииисторические документы: конституции РСФСР, СССР, регламенты Съезда народных депутатов РСФСР, иные нормативные актыстатистические и аналитические материалы: стенограммы заседаний Государственной Думы, бюллетени Государственной Думызарубежные источники.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является исследование теоретических и правовых основ статуса депутатских объединений, а также выработка практических рекомендаций по вопросам, связанным с функционированием Государственной Думы и совершенствованием законодательства о статусе депутатских объединений.

При реализации поставленной цели решались следующие задачи:' а) теоретические:

— уточнение содержания используемых в парламентском праве категорий «депутатское объединение», «фракция», «депутатская группа» ;

— выявление элементов статуса депутатских объединений — их видов, признаков, принципов формирования и деятельности, полномочий;

— пределы использования зарубежного опыта регламентации статуса депутатских объединений, их организации и деятельности;

— анализ теоретической и нормативно-правовой баз, регламентирующих деятельность депутатских фракций и группб) прикладные:

— разработка практических рекомендаций по совершенствованию действующих нормативно-правовых актов, регулирующих статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Научная новизна и практическое значение диссертации.

Настоящее исследование является одной из первых работ комплексного плана в исследовании статуса депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В нем уточнены теоретические основы статуса депутатских объединений, в том числе понятия «фракция», «депутатская группа», выявлены и обоснованы их общие и частные признаки, проведена классификация полномочий депутатских объединений.

Конституционно-правовой статус депутатских объединений исследован во взаимосвязи с деятельностью политических партий, принципами народного представительства и юридической природой депутатского мандата.

Проведен сравнительно-правовой анализ статуса депутатских объединений в зарубежном законодательстве.

На основании теоретических выводов разработаны предложения о необходимости дополнительной законодательной регламентации статуса депутатских объединений в части оснований их создания, прекращения деятельности, обеспечения баланса между партийной принадлежностью депутата и статусом депутата Государственной Думы как представителя народа (смена членства депутатского объединения, солидарное голосование).

Основные теоретические положения, рекомендации и выводы по проблемам статуса депутатских объединений могут быть использованы для развития законодательства Российской Федерации об органах государственной власти, о политических партиях, избирательного законодательства, Регламента Государственной Думы, в практической деятельности Федерального Собрания.

Результаты исследования могут служить основой дальнейших научных разработок отдельных аспектов функционирования Федерального Собрания Российской Федерации, а также использованы для преподавания курса конституционного права России, спецкурса «Парламентское право России» .

Апробация результатов исследования.

По результатам исследования сделаны доклады на заседаниях сектора теории конституционного права, конференциях аспирантов Института государства и права Российской Академии Наук. Материалы диссертации использованы в учебном пособии для высших учебных заведений «Парламентское право России», в сборнике Института государства и права Российской Академии Наук «Теоретические проблемы российского конституционализма», при преподавании спецкурса «Парламентское право» .

Результаты диссертационного исследования применялись автором при экспертизе законопроектов в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в работе Научно-экспертного совета по конституционному законодательству при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Депутатское объединение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации — это объединение депутатов Государственной Думы, создаваемое в виде фракции или группы, для реализации политических целей. Несмотря на общепризанное понимание фракции как группы членов политической партии, проводящей ее политику в парламенте, в практической деятельности этого вида депутатских объединений в высших законодательных органах современных демократических государств происходит отход от основных принципов понятия «фракция», поскольку существуют особенности в порядке формирования и функционирования фракций.

2. Статус депутатских объединений как структурных элементов парламента предопределяется взаимосвязью с деятельностью политических партий, принципами народного представительства. Парламентские фракции являются государственно-правовой формой деятельности политических партий.

3. Депутатские объединения в Государственной Думе имеют общие и особенные признаки. Общими признаками являются: политическая основа формирования, единообразие цели объединения, обязательность регистрации, наличие внутренней структуры и регламента, преимущества по сравнению с депутатами, не вошедшими в объединения. Особенными признаками являются: для фракции — обязательность создания, партийная основа объединения, нерегламентированная численностьдля депутатской группы — добровольность создания, формирование депутатами, не вошедшими во фракции, численные ограничения по количеству депутатов при создании и прекращении деятельности.

4. Основные полномочия депутатских объединений: полномочия в сфере законотворческого процесса, полномочия, связанные с реализацией компетенции Государственной Думы, определенной в Конституции Российской Федерацииорганизационные (формирование руководящих органов парламента), и примыкающие к ним полномочия по подготовке и решению процедурных вопросовиные полномочия (деятельность по участию в предвыборных кампаниях).

5. Предложения по совершенствованию законодательного регулирования статуса депутатских объединений в части закрепления нормативного установления признаков фракций и депутатских групп, касающихся формирования, приостановления и прекращения деятельности данных парламентских структур.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что депутатские объединения, представляющие собой политические объединения (в виде фракций и депутатских групп) являются неотъемлемым признаком социально-политической жизни правового государства, важным звеном в структуре демократических парламентов.

Статус депутатских объединений: их природа, место в системе общественных отношений, полномочия и формы их реализации непосредственно связан с понятием и признаками политической партии, принципами народного представительства, системой депутатского мандата. г.

•ГV — у.

Россия относится к числу государств, регулирующих статус депутатских объединений на уровне регламента палаты парламента. Отдельные вопросы их функционирования уже на данном этапе затрагиваются федеральными законами, например Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагаем, что в недалекой перспективе — регулирование основных статусных характеристик депутатских V объединений на уровне федеральных законов.

Среди признаков депутатских объединений «выделяются общие и особенные — характерные отдельно для фракций и депутатских групп .

Полномочия депутатских объединений по сфере их приложения очень обширны, подразделяются на несколько групп и реализуются депутатскими объединениями в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в межфракционных депутатских объединениях, при взаимодействии с другими органами государственной власти, организации семинаров, «круглых столов» и в иных формах.

Что касается внутренней организации фракций и депутатских групп, то в целом депутатские объединения дублируют модель организации самой Государственной Думы. Основополагающими документами в деятельности депутатского объединения является Регламент Государственной Думы и регламент (положение) фракции или группы, в нормах которого часто прослеживается влияние партийных норм (членство в объединениях, принципы голосования и принятия решений, внутригрупповая дисциплина).

Проведенное исследование показало необходимость дальнейшего изучения и проработки актуальных проблем, связанных с существованием и деятельностью депутатских объединений в парламенте России, таких как: гл]/бина^регулирования статуса депутатских объединений, смена членства в депутатских объединениях, соблюдение баланса между свободой депутата и партийной дисциплиной, соотношение оптимального взаимодействия и т. д.

Поскольку статус депутатских объединений непосредственно связан со статусом политических партий, следует восполнить пробелы в законодательстве и об этом виде общественных объединений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М., 1999.- 184 с.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 11Э-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336.
  4. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-Ф3, от 25.07.2002 N 112-ФЗ) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093- 2002, N30, ст. 3029.
  5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N24, ст. 2253.
  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3031.
  7. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 51, ст. 4982.
  8. Федеральный закон от 10 января, 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. N 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов
  10. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, Ст. 801.
  11. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 635.
  12. Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 18.
  13. Положение о депутатских группах и депутатских постах в РСФСР (Утр. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 августа 1984 г.). М., 1984.
  14. Внутренний распорядок Государственной Думы. Наказ Государственной Думы (главы I- III) и Временные правила. Сост. С. Муромцев -М., 1907. С. 66.
  15. Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. Издание Государственной Думы.- М.: „Известия“, 1995. 264 с.
  16. Регламент Народного Хурала Республики Бурятия Ведомости Народного Хурала Республики Бурятии, 1996, № 15, № 17.
  17. Закон Кемеровской области от 16 июня 1995 г. № 7−03 „О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Кемеровской области“ -Информационный фонд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  18. Закон Республики Дагестан от 3 июля 1997 г. № 12 „О порядке отзыва депутата Народного Собрания Республики Дагестан“ Информационный фонд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  19. Закон Амурской области от 12 апреля 1999 г. № 140−03 „О порядке отзыва депутата Амурского областного Совета народных депутатов“ -Информационный фонд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  20. Конституция Грузии Конституции государств Европы: В 3 т./ Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — Т. 1, с. 735.
  21. Конституция Итальянской Республики Конституции государств Европы: В 3 т./ Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — Т. 2, с. 67−115.
  22. Конституция Португальской Республики Конституции государств Европы: В 3 т./ Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — Т. 2, с. 795.
  23. Конституция Французской Республики Конституции государств Европы: В 3 т./ Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — Т. 3, с. 417.
  24. Конституция Королевства ТНвеции Конституции государств Европы: В 3 т./ Под общ. ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — Т. 3, с. 605.
  25. Закон Федеративной Республики Германия от 24 июля 1967 г. „О политических партиях“ (в редакции от 22 декабря 1988 г.) Бундестаг
  26. Федеративной Республики Германия^ Пер. с нем. Фонд Парламентской библиотеки Российской Федерации, 7 с. 1. Научные издания
  27. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Российский Юридический издательский Дом, 1997.- 512 с.
  28. С.А. Федеральное Собрание парламент России. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. — 432 с.
  29. С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации/ Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999.- 182 с.
  30. A.C. Лоббизм и политические партии / Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. М., 1995. № 3 (5).
  31. A.C. О категории представительства в конституционном праве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 182 с.
  32. Л.Н. Взаимодействие партий в политической жизни реформируемого общества/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1997.
  33. Г. В. Опыт Советов и теория социалистического народного представительства // Вестник Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1977, № 5.
  34. H.A. К вопросу о понятии и мед елях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 182 с.
  35. В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.
  36. И.В. Народное представительство: Сущность и формы проявления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации Сб.ст./ ИНИОН РАН, Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. политологии и правоведения / отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 2000
  37. З.М. Политические партии России: организация и деятельность/ Науч. ред. Веденеев Ю. А. М.: Рос. центр обучения избир. технологиям, 2001 — 122 с.
  38. Т.В., Мнухин М. В., Филатов В. В. Политическая история России, XIX- XX вв.: Справочник / Магнитогорск, гос. горно-металлург. акад. им. Носова Г. И., Каф. Истории, теории государства и права и социологии. -Магнитогорск, 1997-Вып. 11 997. 90 с.
  39. А.Е. Политические партии в парламентском процессе // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. II.
  40. А.Е. Статус партийных фракций в зарубежных парламентах. Фонд развития парламентаризма в России. Выпуск 66 (март 1995 г.)
  41. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд „Правовая культура“, 1996, 552 с.
  42. Комментарий к Федеральному закону „О политических партиях“ / Под ред. Лапаевой В. В. М., 2002. 250 с.
  43. Л.И., Яренгина В. П. Органы высшей государственной власти и центрального управления Российской империи в конце XIX начале XX веков: Справочное издание. — Санкт-Петербург, 1998. — 82 с.
  44. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1996. 512 с.
  45. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1−2. Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Издательство БЕК, 1995.-778 с.
  46. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л. А. Окунькова, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М.: Институтзаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1998. 256 с.
  47. Ю.Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие /Под общ. ред. Коргунюка Ю.Г.- Центр приклад, полит, исслед. М.: ИНДЕМ, 1996. 240 с.
  48. В.Ю. Государственная Дума: технология экономического лоббирования хозяйствующих субъектов/ Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. № 2−3 (19−20).
  49. .С. Разделение власти: система сдержек и противовесов// Журнал российского права. 1998. № 6. С. 3−6.
  50. В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов/ Журнал российского права. 2001. № 2.
  51. В.В. Право и многопартийность в современной России. М.: НОРМА, 1999.-304 с.
  52. В.В. Политические объединения в избирательном процессе: ориентиры развития законодательства/ Журнал российского права. 1997. № 11. С.25−35.
  53. В.В. О концепции проекта закона Российской Федерации „О политических партиях“ / Право и многопартийность в России. Сб. статей и материалов. М., 1994. С.45−59.
  54. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998. С. 260.
  55. А.П. Профессиональный лоббизм. Технологии лоббирования. М.: Изд. Государственной Думы. 1998. С. 14−27
  56. Парламентское право России/ Под ред. Степанова И. М., Хабриевой Т. Я. М.: Юристъ. 2000. 391 с.
  57. Политология. Учеб. пособ. / Н. И. Азаров, Г. С. Андрияш, Т. В. Бакулина и др.- Под ред. Б. И. Кретова. -М.: Высш. шк., 2001. 303 с.
  58. Проблемы народного представительства в Российской Федерации: Сб. ст. участников науч. конф., состоявшейся в апреле 1997 г. / Под ред. Авакьяна С.А.- МГУ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. — 182 с.
  59. Сравнительное конституционное право. / Под ред. А. И. Ковлера, В. Е. Чиркина, Ю. А. Юдина. М.: Изд. фирма „Манускрипт“, 1996. 729 с.
  60. Ю.А. Гражданское общество, многопартийность и правовое государство/Право и многопартийность в России/ Сб. статей и материалов. М.: Юр. дом „Юстицинформ“. 1994. 128 с.
  61. Д.О. Деятельность групп интересов и лоббизм в парламенте (на опыте Государственной Думы ФС РФ и Немецкого Бундестага). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2001. 30 с.
  62. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов / Под ред. Р. Т. Мухаева. М.: Изд-во „ПРИОР“, 2000.- 1104 с.
  63. В.Е. Правовое положение политических партий: российский и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1999. № 3 / 4.
  64. .С., Карапетян Л. Конституционные основы политического плюрализма // Свободная мысль: Теоретический и политический журнал. 2000. № 11.
  65. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве.- М.: „Форум-Инфра-М“. 1998. С.84−88.
  66. Ю.А. Парламентские выборы 1993 года и проблемы развития избирательного законодательства / Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994. С. 49.
  67. I. Справочно-информационные издания
  68. А.С. Диктатура пролетариата или партия-государство? // Закон и право. 1998. № 1. С.46−48.
  69. М.М. История Выборгского воззвания. Воспоминания. -Петроград. 1917. С. 19.
  70. В.И. Первая русская Государственная дума: Политические воззрения и тактика ее членов. М., 1906.
  71. В.И. Значение Третьей думы в истории России ч.1. Спб., 1912.1. С. 10.
  72. М. Политические партии/ Пер. с фр. Академический Проект. 2002. 560 с.
  73. О.В. Цели и средства. Фетиш многопартийности вместо реальности российского парламентаризма // „Независимая газета“, 26.05.98 г.
  74. Л.А. „Монархическая государственность“. ГУП „Облиздат“. ТОО „Алир“. 1998. С. 66.
  75. Л.А. „Критика демократии“. М.: „Москва“. 1997. С. 15−33.
  76. Е.Б. Разделение властей: политические и психологические аспекты. Полития. 1997. С. 27.
  77. Зарубежное законодательство о политических партиях/ Сб. нормативных актов. М.: „Луч“, 1993. С. 152.
  78. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности политических партий// Аналитический вестник Государственной Думы. Вып. № 9.
  79. Общими силами к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998. С. 65.
  80. Парламентаризм в России: опыт и перспективы. 1994. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1994.
  81. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание в 1995—1999 годах. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000.
  82. Политические партии/ Сборник программ. М., 1906. С. 3−5.
  83. Политические партии России в контексте ее истории. Ростов-на-Дону: „Феникс“, 1998. С.94−105.89. 50 лет парламентской демократии: Партии в Германском Бундестаге». Basis-Info., 12−1995. In- Press.
  84. Политологический словарь. 4.1. M. РАУ, 1994. С. 126.
  85. Регламенты в парламентской практике//Материалы международной конференции «Регламенты в парламентской практике"(Пултуск, 8−11 мая 1994 г.). Бюро по исследованиям и экспертным заключениям Канцелярии Сейма Республики Польша. Варшава. 1995. С.38−44.
  86. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1982, С. 54 064.70.
  87. Третий Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. Петербург: Изд. «Прибой». 1918. С. 29.
  88. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 196 (644), 25 октября 2002 г. Изд. Государственной Думы.
  89. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 278 (420), 16 августа 1999 г. Изд. Государственной Думы.
  90. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 185 (327), 19 июня 1998 г. Изд. Государственной Думы.
  91. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 60 (202), 4 декабря 1996 г. Изд. Государственной Думы.
  92. Государственная Дума: Стенограмма заседаний. Весенняя сессия. Т. 1. -M., 1994.
  93. Государственная Дума. 1906−1917. Стенографические отчеты. М., 1995. Тт. II-IV.
  94. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. М.: Изд. Государственной Думы, 1996. 368 с.
  95. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. 2000−20 003 /Под общей ред. Г. Н. Селезнева. М.: «ВЭЛТИ», 2000. 378 с.
  96. Информационно-аналитический бюллетень о Государственной Думы. 1997. № 6 (15 января 10 июля). — 103. Информационно-аналитический бюллетень о
  97. Государственной Думы. 1997. № 10(19 ноября 20 декабря).1 103. Информационно-аналитический бюллетень о
  98. Государственной Думы. 2000. № 7 (20 сентября 24 октября).
  99. Информационно-аналитический бюллетень о Государственной Думы. 2001. № 8(11 июля 29 октября).
  100. Информационно-аналитический бюллетень о ^ Государственной Думы. 2002. № 7 (26 июня 23 сентября).
  101. Информационный материал «Из опыта работы фракций в Iж парламентах мира» М., 1994. Вып.1.
  102. Аналитический вестник Государственной Думы ФС РФ. М., 1998. Вып.9.
  103. Концепции проектов Федерального закона о политических партиях. «Круглый стол» Института государства и права РАН/ Государство и право. 2001. № 9. С.99−107.к 109. Аналитические материалы фракции КПРФ в Государственной Думе1. ФС РФ второго созыва.
  104. Информация об основных направлениях законотворческой деятельности фракции КПРФ в сентябре-декабре 1997 года М., 1997. 18 с.
  105. Документы и материалы IV съезда Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом-Россия». М., 19 апреля 1997 г.
  106. Информационно-аналитический бюллетень фракции ЛДПР в Государственной Думе (проект). октябрь 1997 г. 25 с.
  107. Регламент депутатской фракции «Яблоко» Государственной Думы ФС РФ второго созыва.
  108. Информация о работе Аграрной депутатской группы в 1996—1997 гг.1. М., 1996−1997. 19 с. деятельностидеятельностидеятельностидеятельностидеятельности
  109. Положение о фракции «Единство» в Государственной Думе ФС РФ. -М., 2001. 9 с.
  110. Пб.Устав ОПОО «Политическая партия «Союз правых сил», — М., 2001.28 с.
  111. Положение о фракции «Союз правых сил» Государственной Думы ФС РФ третьего созыва М., 2000. 6 с.
  112. Положение о фракции депутатов Государственной Думы ФС РФ третьего созыва «Отечество вся Россия».
  113. Информационный бюллетень по итогам работы фракции «Отечество вся Россия» в Государственной Думе в весеннюю сессию 2001 года. — М., 2001. 83 с.
  114. Регламент депутатской группы «Народный депутат» Государственной Думы ФС РФ третьего созыва (проект).
  115. Сто дней Государственной Думы. Депутатская группа «Российские регионы». М. 1996. С. 7, 14−16.
Заполнить форму текущей работой