Гештальт психология.
Основные идеи и факты
![Курсовая: Гештальт психология. Основные идеи и факты](https://westud.ru/work/337616/cover.png)
Книга профессора физики пражского университета Эрнста Маха (1838−1916) «Анализ ощущений» (The Analysis of Sensations), вышедшая в 1885 году, оказала непосредственное влияние на возникновение гештальт-психологии. В этой работе Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов (геометрических фигур) и временных процессов (музыкальных мелодий). Восприятие этих объектов и процессов… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Предшествующие влияния на формирование гештальт-психологии
- 1. 2. Этап развития гештальт-психологи
- 1. 3. Становление гештальт-психологии
- 2. Формирование и развитие гештальт-психологии
- 2. 2. Основные принципы гештальт-психологии
- 2. 3. Гештальт-принципы организации восприятия
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
- СПИСОК
По образному выражению профессора Г. Г. Аракелова, психология с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой. Такое положение дел, отражает становление психологии как научной дисциплины, а с другой стороны ее открытость разным формам познания [5].
Еще в середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: религиозное основанное на традиции и индивидуальной вере; философское основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути; позитивное научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. О. Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды [7]. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское), по его мнению, должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.
Однако, несмотря на торжество позитивного знания, ни философское, ни религиозное знание не было отвергнуто. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития цивилизации. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно, как одновременно существуют в живой природе, занимая разные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, человек и сурепка.
Гештальтпсихология, выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механистическому принципу психологии элементов (Und-Verbindung, по Вертхаймёру). Под «гештальт» представители этого направления разумеют целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей [3].
20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия, притом зрительного. Было предложено множество законов гештальта.
Идеи гештальтизма существенно повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. К этому периоду главные представители гештальтистского направления, спасаясь от нацизма, иммигрировали в Соединенные Штаты Америки и устроились в различных университетах и научных центрах. Это было внешним обстоятельством, обусловившим окончательный распад школы. Но имелись и внутренние причины. Внутренней причиной была их главная объяснительная схема гештальтистов оказалась квазидетерминистской, лишь по видимости напоминающей принципы естественных наук, близостью к которым своих построений гештальтисты особенно гордились. Аналогия с физикой ни чуть не расширяла возможности причинного объяснения психических явлений [2, 3, 13].
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Веккер Л.М. Психические процессы / Л. М. Веккер Л.: ЛГУ, 1974. Т.1. 334 с.
- Венгер Л.А., Мухина В. С. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина М.: Просвещение, 1988. 336 с.
- Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2000. 1007 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1996.-С.293−297.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1996. 496 с.
- Гриншпун И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. — 3-е изд. М.: ИПП, 1997. 152 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — С.448
- Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок В 2 т.: Пер с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 312 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие / И.Рок. В 2 т.: Пер с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1980. Т.2. 280 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1998. — 688 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.
- Трусов, В.П. Современные психологические теории личности / В. П. Трусов. Л., 1990.-С.72
- Feldman, R. S. Understanding psychology / R.S.Feldman. N.Y., second ed., 1985.
- Maslow, A. Motivation arid personality /A.Maslow. N.Y., 1987.