История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями источниками новых знаний, необходимых как для обогащения теорий, так и для регулирования социальных процессов .
Бурное развитие эмпирической социологии отмечено в XX в. Это обусловлено объективными социально-экономическими причинами, а также развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень.
В России конкретные эмпирические исследования занимали видное место в научной жизни еще в дореволюционной период и особенно в начале 20-х гг. В первые годы советского периода они были дискредитированы идеологическим догматизмом. Право же на существование прикладная социология получила вновь в начале 60-х гг. Наибольшее количество изданий, посвященных методам прикладной социологии, появилось в 7080 гг., когда расширяется круг ученых, проявивших интерес к этой отрасли обществоведческой науки.
Прикладную социологию часто называют эмпирической социологией или упрощенно социологическими исследованиями.
На основе анализа преимущественной ориентации СИ последние иногда делят на теоретические и прикладные (эмпирические). Деление это достаточно условно и исходит из того, что в теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным, а в прикладном практическим задачам. При теоретической или прикладной ориентации СИ неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же данные, но под другим углом зрения. Что же мы понимаем под СИ? Основные особенности социологического исследования мы и рассмотрим в данной работе.
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое исследование это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования .
Из определения следует, что СИ (как и прикладная социология) состоит из трех уровней (групп задач): методологический, методический и процедурный .
Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора (ученого) теоретическую (методологическую) точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения (интерпретации) социальных проблем, предмета и результатов исследования.
Методический уровень выражается в теории измерения социальных явлений и процессов и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.
Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
В результате подобного процесса познания мы получаем некую социологическую модель основу для объяснения изучаемого социального явления.
Один из главных мотивов обращения к СИ потребность получения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы", позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуации, социолог должен определить (выделить) именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нужном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета исследования и различаются (определяются) виды СИ (табл. 1).
Таблица 1.
Виды социологического исследования
Рассмотрим виды СИ подробнее.
Как уже отмечалось, СИ могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими):
теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;
эмпирические СИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.
Классификация по задачам:
разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию;
описательное исследование преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении.
Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в существо дела; в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитического исседования эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы непосредственно на практике.
К примеру, мы выдвинули гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубокому усвоению знаний. Для этого в одной группе реализуются данные изменения, а в контрольной нет. Эксперимент проводится в течение семестра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощенная схема с целью дать некоторые представления о данном виде исследования.
Классификация по частоте проведения:
разовое исследование дает возможность получить знания о социальных явлениях и процессах на текущий момент:
повторные исследования исследуют явления, проблемы в динамике, изменении, развитии.
Классификация по масштабности: международные; общенациональные; региональные; отраслевые; локальные и другие виды СИ.
Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т. д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения СИ. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида СИ: опрос, наблюдение, анализ документов.
Из этого не следует, что социолог не волен свободно выбирать любой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как минимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо научная целесообразность исследования, а также сущность и особенности того явления, которое предстоит изучить.
В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:
1) подготовительный (разработка программы исследования);
2) основной (проведение эмпирического исследования);
3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).