Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное самочувствие людей с инвалидностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественные ученые стали применять социологический подход к изучению социального самочувствия сравнительно недавно. Предпосылкой изучения данного социального феномена можно считать исследования отечественных ученых, посвященные общественному сознанию и общественному настроению. Монография Б. Д. Парыгина «Общественное настроение», изданная в 60-х гг. XX века, является одним из первых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы изучения социального самочувствия людей с инвалидностью
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к изучению социального самочувствия
    • 1. 2. Люди с инвалидностью в социальной структуре общества
    • 1. 3. Содержание и структура социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование социального самочувствия людей с инвалидностью в современном российском обществе
    • 2. 1. Критерии, показатели и индикаторы анализа социального самочувствия людей с инвалидностью
    • 2. 2. Социальное самочувствие людей с инвалидностью в соотношении с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности
    • 2. 3. Характеристика факторов социального самочувствия людей с инвалидностью
  • Выводы по второй главе

Социальное самочувствие людей с инвалидностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования. Социологическое изучение людей с инвалидностью обусловлено научными и практическими потребностями. По данным ВОЗ около 11% населения планеты — это люди, считающиеся инвалидами. К сожалению, с дальнейшим развитием цивилизации инвалидность среди населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Значительный рост численности людей с инвалидностью может создать серьезные экономические, социальные и психологические проблемы, как для самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и для общества в целом, что требует обратить серьезное внимание исследователей на изучение данной социальной группы.

Необходимость социологических исследований людей с инвалидностью обусловлена также современной ситуацией, сложившейся в российском обществе, в котором усиливается социальная стратификация. В это время вопросы интеграции и адаптации людей с инвалидностью в общество приобретают особую актуальность и остроту. Социологическое знание, полученное в результате изучения людей с ограниченными возможностями, находит практическое применение для поиска механизмов и способов осуществления реальных социальных изменений в отношении людей с инвалидностью.

Актуальность социологического исследования социального самочувствия людей с ограниченными возможностями обусловлена тем, что в советском обществе и в период становления нового российского государства социальное самочувствие людей с ограниченными возможностями как социальный феномен не изучалось. В советском обществе существовала медицинская модель инвалидности, в рамках которой человек с инвалидностью выступает только как объект помощи, который нуждается в лечении, а его удовлетворенность собственной жизнью, оценка окружающей действительности и своего места в ней не рассматривались в качестве важной социальной проблемы.

В современном российском социуме изменилось отношение к инвалидности, на смену медицинской модели инвалидности пришла медико-социальная или реабилитационная модель, и решение проблем людей с инвалидностью приобретает все большую значимость в реализации социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. В существующих условиях анализ такого феномена, как социальное самочувствие людей с инвалидностью, представляется чрезвычайно важным и актуальным, поскольку именно социальное самочувствие может выступать показателем результативности проводимых в отношении инвалидов реформ. Если у многих людей, жизнедеятельность которых ограничена физическими и психическими заболеваниями, будет плохое социальное самочувствие, несмотря на значительные изменения в социальной политике и практике социальной защиты данной категории, то следует задуматься о том, насколько эффективны осуществляемые изменения, проводимые в социальной сфере, и как можно улучшить сегодняшнюю ситуацию. Поэтому учет социального самочувствия людей с инвалидностью как их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на свое социальное положение в обществе и на происходящие в данном обществе изменения может быть полезен при разработке стратегий социальной политики и социальной защиты людей с ограниченными возможностями.

Знание социального самочувствия людей с инвалидностью: их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся условиях, знание реальной картины ценностных ориентаций, уровня притязаний, жизненных планов и поведения этой группы может быть использовано для прогнозирования эффективности социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, ориентированной на интеграцию людей с инвалидностью в общество.

Актуальность исследования социального самочувствия людей с инвалидностью обусловлена также тем, что социальное самочувствие является значимым мотивационным фактором поведения человека, имеет воздействие на выбор его жизненной стратегии и тактику ее реализации. Кроме того, социальное самочувствие само является показателем успешности процесса адаптации. Это делает возможным научное осмысление взаимозависимости социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности человека с инвалидностью.

Степень разработанности проблемы. Исследованиями социального самочувствия занимаются во многих современных науках — данный термин включен в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания как философия, общая психология, социальная психология, политология и социология. Однако основной массив исследований представлен работами, в которых преобладают психологический и социально-психологический подходы к изучению социального самочувствия человека.

Отечественные ученые стали применять социологический подход к изучению социального самочувствия сравнительно недавно. Предпосылкой изучения данного социального феномена можно считать исследования отечественных ученых, посвященные общественному сознанию и общественному настроению. Монография Б. Д. Парыгина «Общественное настроение», изданная в 60-х гг. XX века, является одним из первых исследований в изучении социального самочувствия и до сих пор имеет методологическое значение. Исследования, посвященные непосредственно проблематике социального самочувствия как социального феномена, в нашей стране стали осуществляться лишь с 80-х годов: в работах О. Л. Барской, И. Т. Левыкина, О. В. Луневой и др. была поставлена проблема социального самочувствия как социологической категории. До этого данная проблема не была предметом научного исследования, поскольку в советском обществе господствовала концепция полного социально-психологического благополучия личности. Считалось, что социальное самочувствие советского человека не может иметь негативные характеристики.

В настоящее время проблема социального самочувствия представляется достаточно разработанной в ряде аспектов.

Проблемы, связанные с теоретической интерпретацией и операционализацией социального самочувствия, неоднократно рассматриваются в работах Г. Л. Воронина, М. А. Киселёвой, H.H. Кобозевой, О. В. Коротеевой, Я. Н. Крупец, Н. Е. Симонович и др. Теоретические и практические вопросы измерения социального самочувствия отражены в научных исследованиях Е. И. Головахи, А. П. Горбачика, Н. В. Паниной, которые методически обосновали и разработали технологию конструирования социологического теста «Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС). JI.A. Орловой была разработана методика и осуществлена программа изучения динамики социального самочувствия учительства. O. JL Барская также изучала методологические и методические проблемы исследования социального самочувствия.

Эмпирические исследования социального самочувствия отдельных социальных групп и общностей представлены в работах таких авторов, как: В. А. Авксентьев, JT.B. Бадмаева, Г. П. Бессокирная, Ю. Р. Вишневский, Т. Г. Гудова, И. Ф. Дементьева, Э. А. Доржиева, В. Г. Жалсанова, С. Г. Зырянов, О. В. Зябина, М. А. Киселева, Н. Г. Ковалева, JI.E. Петрова, Л. Я. Рубина и многие другие. Приоритетными направлениями данных исследований явилось изучение социального самочувствия учителей, рабочих, молодежи, а также социального самочувствия жителей различных регионов РФ. Исследования социального самочувствия людей с инвалидностью практически не проводились.

Изучению проблем инвалидности посвятили свои работы многие отечественные ученые: М. С. Астоянц, Ю. А. Блинков, Л. П. Гришина, Т. А. Добровольская, Д. В. Зайцев, Н. П. Клушина, И. В. Мкртумова, А. И. Мухлаева, Е. А. Тарасенко, М. В. Фирсов, В. Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова. В работе.

B.C. Ткаченко «Общество и проблемы инвалидности» рассматриваются стратегии социальных отношений людей с инвалидностью во взаимодействии их с обществом и государством, проявляющиеся в выборе различных путей интеграции. Д. А. Лушников исследует проблемы интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями в контексте системной и социальной интеграции общества. Т. Ф. Маслова, В. К. Шаповалов, B.C. Ткаченко предлагают концепцию исследования интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Факторы социальной мобильности людей с инвалидностью изучают Л. А. Алейник, А. Э. Гапич.

Важное значение для нашего исследования имеют исследования Л. А. Алейник, Н. И. Скок, в которых самооценка, самовосприятие человека с инвалидностью указывается как фактор, оказывающий влияние на стратегию его социальной адаптации, социальную мобильность. К изучению восприятия человеком с ограниченными возможностями собственного благополучия и его взаимосвязи со стратегией социальной интеграции и социальной мобильности можно отнести работу Н. И. Скок. В своем исследовании «Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции» она изучала уровни мотивации людей с инвалидностью на интеграцию в общество, анализировала их мотивации успеха и факторы, которые определяли выбор человеком с инвалидностью стратегии реализации своего биосоциального потенциала.

Анализ литературы по проблематике исследования показал, что социальное самочувствие людей с инвалидностью еще не стало предметом исследования в социологии. В настоящее время отсутствует интерпретация социального самочувствия по отношению к данной социальной группе. Сущность, состояние и особенности социального самочувствия людей с инвалидностью в современном российском обществе, его показатели и индикаторы, типология и факторы недостаточно выделены и осмыслены и требуют дальнейших социологических исследований. Также недостаточно изучена взаимозависимость социального самочувствия человека с инвалидностью с процессами его социальной интеграции и социальной мобильности.

Слабая разработанность указанных вопросов в социологии обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социальное самочувствие людей с инвалидностью».

В ходе рассмотрения степени разработанности проблемы мы выявили следующие противоречия:

— между потребностью в изучении социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, позволяющей оценивать результативность проводимых в отношении инвалидов реформ и осуществлять дальнейшее прогнозирование, и недостаточностью внимания, уделяемого исследователями изучению социального самочувствия данной социальной группы;

— между необходимостью исследования социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности и его пониманием как удовлетворенность жизнью в большинстве имеющихся исследований.

Намерение способствовать разрешению указанных противоречий, актуальность темы исследования социального самочувствия людей с инвалидностью, ее высокая теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенных вопросов в социологической теории и эмпирической социологии позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в отсутствии социологического знания о социальном самочувствии людей с инвалидностью в современном российском обществе, о его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности представителей данной группы, факторах, влияющих на социальное самочувствие людей с инвалидностью.

Объект исследования: люди с инвалидностью в современном российском обществе.

Предмет исследования: состояние и факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, его соотношение с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности.

Цель исследования: охарактеризовать социальное самочувствие людей с инвалидностью в современном российском обществе и определить взаимозависимость социального самочувствия и процессов социальной интеграции и социальной мобильности человека с ограниченными возможностями.

Задачи исследования:

1. Дать социологическую интерпретацию социального самочувствия людей с инвалидностью.

2. Выявить сущность и содержание социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья на основе структурно-функционального анализа.

3. Разработать критерии, показатели и индикаторы социального самочувствия людей с инвалидностью.

4. Изучить соотношение социального самочувствия человека с инвалидностью и процесса его интеграции в обществе, стратегии социальной мобильности.

5. Выявить и охарактеризовать существующие типы социального самочувствия людей с инвалидностью.

6. Определить факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья и их особенности в современном российском обществе.

Основная гипотеза исследования:

Существует зависимость между стратегиями интеграции, характером социальной мобильности и типом социального самочувствия человека с инвалидностью.

Гипотезы-следствия:

— чем успешнее проходит процесс интеграции человека с ограниченными возможностями, тем лучше его социальное самочувствие;

— социальное самочувствие человека с инвалидностью детерминировано соотношением субъективных и объективных факторов, различные сочетания которых создают предпосылки для принятия человеком определенных стратегий социальной интеграции и социальной мобильности;

— среди объективных факторов социального самочувствия людей с инвалидностью доминирует социальная политика, формирующая объективную социальную реальность, в которой существует человек с инвалидностью, и влияющая на его мировоззрение и самоидентификацию;

— важнейшим субъективным фактором социального самочувствия человека с ограниченными возможностями является выбранная им модель инвалидности, в соответствии с которой он строит свои взаимоотношения с обществом;

— в современном российском обществе среди людей с инвалидностью преобладает плохое социальное самочувствие вследствие низкого уровня интеграции в общество и отсутствия возможностей для реализации ожиданий и потребностей людей с инвалидностью, а также вследствие негативного самовосприятия человеком своего социального статуса «инвалид».

Теоретико-методологической основой исследования являются социологические и социально-психологические теории, касающиеся социального самочувствия, социального настроения, социального поведения, социальной мобильности и социальной динамики различных групп. В центре внимания оказались идеи A.A. Грачева, О. В. Коротеевой, Б. Д. Парыгина, JI.E. Петровой, A.A. Русалиновой, Н. Е. Симонович, Ж. Т. Тощенко, C.B. Харченко. Исследование социального самочувствия людей с инвалидностью проводилось на основе межпарадигмального подхода, что дало возможность осуществить анализ социального самочувствия в объективистской и субъективистской парадигмах. В исследовании использовались структурно-функциональный анализ и системный подход, позволившие рассмотреть социальное самочувствие во взаимосвязи всех его основных элементов.

Эмпирическую основу исследования составили данные социологического опроса, проведенного в Ставропольском крае в 2012 г. на базе кафедры социологии и теологии СКФУ, материалы конференций и семинаров, посвященных проблемам инвалидности, а также собственных исследований диссертанта в г. Ставрополе.

Методы и информационная база исследования: теоретический анализ исследований российских ученых, посвященных социальному самочувствию, проблеме инвалидности, социальной мобильности и социальной интеграцииконтент-анализ понятия «социальное самочувствие" — анкетный опросинтервьюированиевключенное наблюдениевторичный анализ данных социологических исследованийметоды математической обработки эмпирических данных.

Генеральную совокупность проведенного социологического исследования социального самочувствия людей с инвалидностью составили 249 903 человек. На основе квотного типа выборки опрошены 190 человек. Чтобы дополнить данные, полученные в результате анкетного опроса инвалидов, было проведено глубинное индивидуальное интервью. Опрошены 12 человек, имеющие разные группы и формы инвалидности, занимающие разное социальное положение. Использовался метод включенного наблюдения на базе двух общественных организаций инвалидов г. Ставрополя: «Молодые инвалиды» и «СГО ВОИ» .

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дана социологическая интерпретация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями;

— разработаны критерии, показатели и индикаторы анализа социального самочувствия людей с инвалидностью;

— на основании разработанных критериев осуществлена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправноориентированное социальное самочувствие в соответствии с выбранной человеком с инвалидностью моделью взаимоотношений с обществом;

— впервые выявлена и обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью;

— произведена типологизация социального самочувствия людей с инвалидностью на восемь основных типов в соответствии с выбранной моделью инвалидности, отношением к собственной инвалидности и активностью/пассивностью в реализации выбранной стратегии интеграции в обществоI.

— впервые выявлены и обоснованы факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;

Положения, выносимые на защиту:

1. Социологический анализ изучения социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимодействия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности предполагает его рассмотрение как социально-психологического состояния, являющегося отражением уровня интегрированное&tradeчеловека в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив дальнейшей интеграции и удовлетворения жизненно важных потребностей.

2. Социальное самочувствие человека с инвалидностью является результатом его социального переживания, которое выражается в эмоциональном отношении человека к собственной инвалидности, предыдущему уровню интегрированности в обществе, достигнутому уровню интегрированное&tradeи возможностям социальной мобильности, к перспективам дальнейшей социальной интеграции.

3. Изучение социального самочувствия людей с инвалидностью может осуществляться в соответствии со следующими критериями социального самочувствия: 1) идентификационно-мировоззренческим, который характеризует мировоззрение и самоидентификацию человека с инвалидностью, его выбор оптимальной модели взаимоотношений с обществом- 2) личностно-оценочным, определяющим эмоционально-оценочное отношение человека с ограниченными возможностями к занимаемому им положению в социальной структуре общества, уровню удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки своей «включенности» в общество- 3) поведенческим, который позволяет выяснить реальные поступки человека с инвалидностью в процессе интеграции в общество.

4. Проведенный социологический анализ показал, что, с одной стороны, социальное самочувствие является отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, реализации его жизненной стратегии. С другой стороны, чувства и переживания, которые возникают как социально-психологический след социального самочувствия человека с инвалидностью, формируют его поведенческие установки, оказывают влияние на выбор стратегии интеграции и социальной мобильности. Таким образом, социальное самочувствие, социальная интеграция и социальная мобильность человека с инвалидностью взаимообусловлены.

5. Нами предлагается классификация социального самочувствия в соответствии с моделью инвалидности, которой следует человек с инвалидностью:

Равноправно-ориентированное социальное самочувствие возникает у людей с инвалидностью, придерживающихся социальной модели инвалидности. Люди с ограниченными возможностями здоровья, принявшие социальную модель инвалидности и имеющие равноправно-ориентированное социальное самочувствие, не соглашаются со своим положением опекаемого в обществе. Они стремятся к большей интеграции и социальной мобильности в обществе. Социальное самочувствие представителей данной группы находится в прямой зависимости от действительного уровня интеграции в общество. Чем выше включенность в общество, тем лучше будет их социальное самочувствие.

Патерналистическое социальное самочувствие свойственно людям, придерживающимся патерналистической модели инвалидности. Они воспринимает свой низкий уровень интегрированное&tradeв общество как естественное следствие их «болезни», оценивают уровень своей интеграции в общество с позиции «инвалида» и ориентированы на социальное обслуживание в своей стратегии интеграции в общество. Зависимость социального самочувствия от действительного уровня интегрированности в общество у них значительно слабее.

6. Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) жертва: позиционирование себя как «жертвы" — болезненное восприятие собственной инвалидности. Представители данного типа не пытаются достичь большего уровня интегрированности в общества- 2) спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны обществастремление достичь большего уровня адаптированности- 3) пассивный: осознание себя как «инвалида», которого инвалидность лишила возможности действовать как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в общество- 4) активист: отрицание того, что инвалидность лишила его возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».

Для людей, имеющих равноправно-ориентированное социальное самочувствие и выбравших социальную модель инвалидности, характерны следующие типы социального самочувствия: 1) самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса- 2) преодолевающий стигму: / стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентация на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированности в обществе- 3) пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностивыбор пассивных стратегий интеграции в общество- 4) узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности, но из-за ограниченности жизненного пространства реализация выбора стратегии интеграции оказывается невозможной.

7. Социальное самочувствие людей с инвалидностью обусловлено действием объективных и субъективных факторов. Доминирующим объективным фактором социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья является социальная политика. Среди субъективных факторов социального самочувствия человека с инвалидностью важнейшим являются семейные взаимоотношения. Выступая в качестве агента социализации человека с инвалидностью в процессе усвоения им социальных норм, ценностей, знаний, навыков, определяющих его стратегию функционирования в обществе и его самоидентификацию, семья создает предпосылки для принятия человеком с инвалидностью патерналистической или социальной модели инвалидности и, как следствие, формирования патерналистического или равноправно-ориентированного социального самочувствия.

Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют социологическое знание среднего уровня о людях с инвалидностью, об их самоидентификации как представителей определенной социальной группы, ее роли в процессе интеграции и социальной мобильности. Обоснована социологическая интерпретация социального самочувствия в отношении людей с инвалидностью. Разработаны критерии анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями: идентификационно-мировоззренческий, личностно-оценочный, поведенческий. Обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью.

Произведена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие. Осуществлена теоретическая типологизация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями. В соответствии с типом социального самочувствия обусловлен выбор человеком с инвалидностью стратегии собственной социальной интеграции и социальной мобильности.

Практическая значимость исследования:

— разработана методика и инструментарий анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;

— полученные в результате исследования выводы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке мер социальной политики в отношении людей с инвалидностью на федеральном, региональном и местном уровняхв деятельности учреждений и организации, работающих с людьми с ограниченными возможностями, в т. ч. организаций и учреждений социальной защиты населенияпри проведении социологических исследований, посвященных проблемам инвалидности, в том числе для исследования эффективности реформ, проводимых в отношении людей с инвалидностью;

— полученные результаты о социальном самочувствии людей с инвалидностью могут использоваться в таких дисциплинах, как общая социология, спецкурсы по социальному самочувствию и социологии инвалидности, социальной мобильности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы: пункту 1. «Социальная структура и социальная стратификация. Понятие «социально-стратификационная структура общества». Различные критерии социальной стратификации" — пункту 11. «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе" — пункту 25. «Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей" — пункту 33. «Субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения». Диссертант использует методы обработки социологических данных, указанные в п. 34. «Основные процедуры исследования социально-стратификационной структуры»: анкетный опрос, теоретический анализ эмпирической информации, анализ материалов государственной статистики, вторичный анализ данных социологических исследований».

Апробация результатов исследования: основные идеи, материалы и выводы диссертации изложены в 13 научных публикациях. Их общий объемом составляет 4,88 п.л. Результаты работы по изучению социального самочувствия людей с инвалидностью докладывались на XIII научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2009), Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2010» (Москва, 2010), Международной научно-практической конференции «Медико-социальная, социально-средовая и профессионально-трудовая реабилитация как основа интеграции инвалидов в общество» (Махачкала, 2011), Всероссийской научной конференции «Гуманитарные науки в регионах России: наследие, современные тенденции и проблемы» (Карачаевск, 2012), Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общественного сектора» (Омск, 2012), II Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов с международным участием «Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках» (Челябинск, 2013).

Объем и структура работы: Общий объем работы — 179 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, 2 приложений и библиографии, включающей 111 наименований. Текст диссертации содержит 1 таблицу и 18 рисунков.

Выводы по второй главе.

Проанализировав полученные в результате социологического исследования данные, мы пришли к выводу, что:

1. Социальное самочувствие человека с инвалидностью зависит от принятой им модели инвалидности. Принятие человеком с инвалидностью социальной модели инвалидности способствует формированию у него равноправно-ориентированного социального самочувствия. Чем выше уровень интегрированности в общество людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием, и чем успешнее идет процесс их социальной инклюзии, тем лучше их социальное самочувствие.

У людей с инвалидностью, которые следуют патерналистической модели инвалидности, формируется патерналистическое социальное самочувствие. Осознание социальной реальности у них происходит через «призму инвалидности», поэтому у них зависимость социального самочувствия от уровня интегрированности в общество и успешности процесса социальной инклюзии значительно слабее. Люди с патерналистическим социальным самочувствием приняли навязанную им обществом роль «опекаемого» и не стремятся к социальной интеграции и социальной мобильности.

2. На основе полученных в ходе социологического исследования данных нами была произведена типологизация социального самочувствия. Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) жертва: позиционирование себя как «жертвы», человека, обиженного судьбой. Представители данного типа не считают себя включенными в жизнь общества и не пытаются достичь большего уровня интегрированности- 2) спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны общества- 3) пассивный: осознание себя как «инвалида», человека, которого инвалидность лишила возможности действовать, как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в обществе- 4) активист: отрицание того, что травма, заболевание, дефект лишила возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».

Для людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса- 2) преодолевающий стигму: стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентированы на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированное&tradeв обществе- 3) узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности. Из-за нахождения в ограниченном жизненном пространстве любые шаги по реализации выбранной стратегии интеграции оказываются невозможными- 4) пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностипассивные стратегии интеграции в общество.

3. Анализ ответов на вопросы людей с инвалидностью, проживающих в Ставропольском крае, позволил выделить следующие факторы социального самочувствия: 1) объективные: социальная политика и социальная защитадоступность физического пространствадеятельность СМИобщественные организациипрофессионально-трудовой фактор- 2) субъективные: аскриптивные характеристикисоциально-психологические характеристикимировоззрение и самоидентификация человека с инвалидностьюинтеграционная позицияматериальное благосостояниеотношения в семьесоциальные контакты.

4. Среди объективных факторов социального самочувствия людей с инвалидностью доминирует социальная политика в отношении данной категории граждан, определяющая их условия жизнедеятельности и реабилитации. Через реализацию мер социальной политики происходит формирование доступного физического пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья, решается проблема их медицинского обеспечения, реабилитации, социальной защиты, получения образования и трудоустройства. Она оказывает влияние на другие объективные факторы, определяя позицию государства по отношении к людям с инвалидностью, и тем самым формирует модель взаимодействия между государством и общественными организациями инвалидов, задает вектор освещения проблем инвалидности провластными СМИ в рамках занятой властью политики по отношению к инвалидности.

Социальная политика формирует мировоззрение общества по отношению к инвалидности, а также влияет на мировоззрение и самоидентификацию самого человека с инвалидностью. Как показало проведенное эмпирическое исследование, социальная политика в отношении людей с инвалидностью в России навязывает людям с инвалидностью принятие патерналистической модели инвалидности, обуславливая формирование патерналистического социального самочувствия.

6. Среди субъективных факторов социального самочувствия доминируют семейные взаимоотношения. Семья человека с инвалидностью выступает в качестве агента его социализации, который ответственен за его выбор модели инвалидности. Если семья человека с инвалидностью следует патерналистической модели инвалидности, то она будет создавать предпосылки для формирования у него патерналистического социального самочувствия и его социально-зависимой позиции в обществе. Принятие семьей социальной модели инвалидности способствует формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия человека с инвалидностью и его стремлению к социальной интеграции и социальной мобильности.

Заключение

.

1. Социальное самочувствие людей с инвалидностью необходимо изучать как субъективный фактор готовности к реализации собственной стратегии интеграции в общество и действий, осуществляемых в процессе реализации данной стратегии. Социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями трактуется нами как «социально-психологическое состояние, являющееся отражением уровня интегрированности в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив дальнейшей интеграции и удовлетворения жизненно важных потребностей» [29, С. 200].

2. Социальное самочувствие человека с инвалидностью — это результат его социального переживания, которое возникло как осознание предыдущего уровня интегрированности в общество, достигнутого уровня интегрированности в общество и перспектив дальнейшей интеграции.

3. Объективной базой социального самочувствия является социальная реальность, в которой существует человек с инвалидностью. Его субъективная база представлена комплексом социально-психологических феноменов, которые уникальны для каждой личности.

4. Анализ социального самочувствия людей с инвалидностью может проводиться по следующим критериям:

1) Идентификационно-мировоззренческим, который показывает самоидентификацию человека с инвалидностью, определяет его позиции относительно проблем инвалидности, его установки в отношении решения данной проблемы обществом.

2) Личностно-оценочным, по которому определяется эмоционально-оценочное отношение человека с инвалидностью к занимаемому им положению в социальной структуре общества, уровню удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки внешних условий своего существования и «включенное&trade-» в общество.

3) Поведенческим, который позволяет выяснить реальные поступки человека с инвалидностью в процессе интеграции в общество и реализации своей жизненной программы.

5. Проведенный социологический анализ показал, что, во-первых, социальное самочувствие является отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, реализации его жизненной стратегии. Во-вторых, чувства и переживания, возникшие как социально-психологический след социального самочувствия, формируют поведенческие установки человека с инвалидностью, оказывают влияние на выбор стратегии интеграции и выступают субъективным фактором социальной мобильности человека с инвалидностью. Таким образом, можно говорить о взаимообусловленности социального самочувствия, социальной интеграции и социальной мобильности.

6. Социальное самочувствие находится в прямой зависимости от того, какой модели инвалидности следует человек с инвалидностью. Понимание того, какими должны быть оптимальные взаимоотношения общества и людей с инвалидностью, определяет осознание человеком с инвалидностью собственного уровня интегрированности и выбор стратегии интеграции в обществе. Анализ социального самочувствия людей патерналистической и социальной моделей инвалидности привел к обоснованию дифференциации социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие:

•Равноправно-ориентированное социальное самочувствие свойственно людям с инвалидностью, принявшим социальную модель инвалидности. Для равноправно-ориентированного социального самочувствия характерно стремление к интеграции в общество и движению в социальном пространстве. Равноправно-ориентированное социальное самочувствие зависит от действительного уровня интегрированности в общество, от того, насколько успешно идет процесс социальной инклюзии, от перспектив дальнейшей интеграции в общество и достижения жизненно важных целей человеком с инвалидностью. Чем выше уровень интегрированности в общество, тем лучше социальное самочувствие людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием.

•Патерналистическое социальное самочувствие формируется у людей, придерживающихся патерналистической модели инвалидности. Уровень своей интегрированности в общество, перспективы дальнейшей интеграции в общество, осознание и оценка себя, своих возможностей люди с патерналистическим социальным самочувствием оценивают с позиции «инвалида». Поэтому у них зависимость социального самочувствия от действительного уровня интегрированности в общество и успешности процесса социальной инклюзии значительно слабее.

7) Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия:

Жертва: позиционирование себя как «жертвы», человека, обиженного судьбойболезненное восприятие собственной инвалидности. Представители данного типа не считают себя включенными в жизнь общества и не пытаются достичь большего уровня интегрированности в общества.

Спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны общества. Стремление «включиться» в жизнь общества — это, по сути, попытка достичь большего уровня адаптированности за счет льгот и других «привилегий».

Пассивный: осознание себя как «инвалида», человека, которого травма (дефект, заболевание) лишила возможности действовать, как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в обществе.

Активист: отрицание того, что травма, заболевание, дефект лишила их возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».

Для людей, имеющих равноправно-ориентированное социальное самочувствие и выбравших социальную модель инвалидности, характерны следующие типы социального самочувствия:

Самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса.

Преодолевающий стигму, стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентированы на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированности в обществе.

Пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностивыбор пассивных стратегий интеграции в общество.

Узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности, но из-за ограниченности жизненного пространства не только шаги по реализации выбранной стратегии интеграции в общество, но и сам выбор стратегии интеграции оказывается невозможным.

8. На социальное самочувствие людей с инвалидностью влияют две группы факторов:

1) внешние (объективные), включающие: социальную политику и социальную защиту людей с инвалидностьюдоступность физического пространствадеятельность СМИдеятельность общественных организациипрофессионально-трудовой фактор.

2) субъективные факторы, включающие: аскриптивные характеристики (возраст, пол, группа инвалидности) — социально-психологические характеристикимировоззрение и самоидентификация человека с инвалидностьюинтеграционная позиция — установки на интеграцию в общество (выбираемая модель интеграции) и поведенческая стратегиявыбор активной или пассивной стратегии интеграции в общество и шаги, предпринимаемые для реализации данной стратегииматериальное благосостояниеотношения в семьесоциальные контакты, взаимоотношения инвалидов с людьми без инвалидности, взаимоотношения между людьми с инвалидностью.

Доминирующим внешним фактором является социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая через комплекс экономических, социальных и правовых мер определяет условия жизнедеятельности и реабилитации инвалидов, формирует доступное физическое пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный фактор оказывает влияние на другие объективные и субъективные факторы. Социальная политика определяет позицию государства по отношении к людям с инвалидностью, тем самым она формирует мировоззрение общества по отношению к инвалидности, определяет модель взаимодействия между государством и общественными организациями инвалидов, задает вектор освещения проблем инвалидности СМИ. Человек с инвалидностью — часть общества, и потому социальная политика влияет на мировоззрение и самоидентификацию самого человека с инвалидностью, на выбор его интеграционной позиции.

Как показало проведенное эмпирическое исследование, принятие на государственном уровне медико-социальной модели инвалидности ведет к тому, что в современных условиях российской действительности социальная политика активно навязывает обществу, в том числе самим людям с инвалидностью, патерналистические отношения по отношению к инвалидам, тем самым обуславливая формирование у них патерналистического социального самочувствия.

9. Доминирующим субъективным фактором социального самочувствия являются семейные взаимоотношения. В условиях семьи происходит процесс усвоения человеком с инвалидностью знаний, ценностей, норм, определяющих его стратегию функционирования в обществе и его самоидентификацию.

Принятие семьей человека с инвалидностью патерналистической модели инвалидности является предпосылкой для формирования у него патерналистического социального самочувствия и выбор им модели социального обслуживания в стратегии интеграции в общество. Если семья человека с инвалидностью придерживается социальной модели инвалидности, то тем самым она способствует формированию у него равноправно-ориентированного социального самочувствия и выбору им модели социальной мобильности.

10. Современная социальная политика в отношении людей с инвалидностью ориентирована на их интеграцию в общество, что предполагает реализацию целого комплекса экономических, социальных и правовых мер. Однако любые реформы будут обречены на провал, если сами люди с инвалидностью не будут стремиться к социальной мобильности и большей интегрированности в общество, а будут действовать в рамках патерналистической модели инвалидности, предполагающей «реципиентную», социально-зависимую позицию инвалида в обществе. Понимание этого ведет к осознанию необходимости ухода от доминирующей в российском обществе патерналистической модели инвалидности к социальной модели. Чтобы российское общество, в том число сами люди с инвалидностью, приняли социальную модель инвалидности, необходимо использовать социальные технологии, которые бы способствовали формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия людей с инвалидностью. Высокий потенциал влияния на самоосознание людей с инвалидностью, на выбор ими в качестве предпочтительной модели интеграции модель социальной мобильности, и, как следствие, на социальное самочувствие, имеют СМИ и общественные организации инвалидов, но ни те, ни другие с этой ролью на современном этапе развития российского общества не справляются. Если их работа будет грамотно организована в данном направлении, то они смогут способствовать формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия людей с инвалидностью и, как результат, влиять на выбор ими социальной модели инвалидности, способствовать их большему стремлению к социальной мобильности и социальной интеграции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Д. Взаимосвязь личностных свойств и социального самочувствия студенческой молодежи : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01 Текст. / Абаев Руслан Давидович. М., 2003, — 21 с.
  2. , В. А. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа Текст. / В. А. Авксентьев, Т. Д. Гриценко, Т. Ф. Маслова // Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — № 2, февраль 2008,-С. 91−96.
  3. Адлер, Альфред. Психология развития Текст. / Альфред Адлер. М.: Школьная пресса, 2000. — С. 120 — 156.
  4. , JT.A. Институциональные барьеры и стратегии социальной мобильности людей с инвалидностью : дисс.. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Алейник Лидия Анатольевна. Ставрополь, 2008. — 205 стр.
  5. , H.B. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации : Правовое регулирование Текст. / Н. В. Антипьева. М.: Владос-Пресс. -2002. — 224 с.
  6. , O.A. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии Текст. / Теория и практика общественного развития. Краснодар: Издательский дом «ХОРС». — 2012. -№ 2. — С. 59−63.
  7. Барская, O. J1. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Дисс. канд. филос. наук. Текст. / О. Л. Барская. -М., 1989−215 с.
  8. , Н.Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества: Дисс.. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Баталова Наталья Леонидовна. Тюмень, 2009. — 27 стр.
  9. , Т.П. Социальное самочувствие рабочих Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — № 3, март 2008, — С. 34−37
  10. , Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: учебное пособие для вузов Текст. / Ю. А. Блинков, B.C. Ткаченко, Н. П. Клушина. Ростов-на-Дону: Феникс. — 2002. — 320 с.
  11. , E.H. Социальное самочувствие горожан ориентир муниципальной социальной политики Текст. / Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. -Екатеринбург: Издательство УРФУ. — 2007. — Т. 51. № 3. — С. 29−36
  12. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс. -1990.-272 с.
  13. , Ю.Г. Социология: Учебник Текст. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков и др.- под ред. проф. Ю. Г. Волкова Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики. — 2003. — 512 с
  14. , Г. Л. Социальное самочувствие россиян Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2001. — Т. 27. № 6. — С. 59−66.
  15. , Л. Н. Социально-экономические условия формирования жизненных стратегий сельской молодежи (на материалах республики Татарстан): автореф. дисс.. канд. соц. наук: 22.00.03 Текст. /' Гатауллина Лейсан Наилевна. Казань. 2007. — 25 стр.
  16. , А. В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе Текст. / Регионология. Саранск: издательство Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. — 2008. -№ 3, — С. 191−196.
  17. , Е.И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС Текст. / Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик // Социология 4M. М.: Издательство: Институт социологии РАН. 1998. — № 10. — С. 45−72.
  18. , Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации Текст. / Л. П. Гришина. -М.: Педагогика. 1995. — 168 с.
  19. Демографический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Д. И. Валентей. М.: Советская энциклопедия, 1985. — 608 стр.
  20. , Р. Интеграция или инклюзия? Спор о словах и нерешенных проблемах образования «особых «детей Текст. / Дименштейн Р., Ларикова И. // Защити меня! 2008. — № 1. — С. 55−59.
  21. , Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых Текст. / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 1993. — № 1. — С. 62−66.
  22. , Э.А. Социальное самочувствие населения Бурятии Текст. / Э. А. Доржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет. — 2007. — № 9. — С. 149−152.
  23. , O.A. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России Текст. / O.A. Егорова, Л. С. Хасбулатова // Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2002. -№ 11. -С.48−54,
  24. , Г. Московский клуб инвалидов «Контакты 1»: основные принципы деятельности Текст. / Г. Иваненко, Е. Ким // Семья в России. -1997,-№ 2.-С. 60−62. .
  25. , И. Жилищные проблемы ветеранов боевых действий не решаются Текст. / Взрывная волна / / Ставропольская правда: общественно-политическая газета. № 114 от 29 мая 2009 г.
  26. , JI.B. Социальное самочувствие населения монопрофильного города Текст. / Арктика и Север. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет. — 2012. — № 8. — С. 43.
  27. , М. А. Антиципации жизненного пути и социального самочувствия молодого поколения Текст. / М. А. Киселева, Г. Н, Малюченко, О. В. Карина. Саратов: Изд-во Наука, 2009. — 123 с
  28. , H.H. Социальное самочувствие как социологическая категория Текст. / Вестник Ставропольского государственного университета. -Ставрополь: СГУ. 2007. — № 50. — С. 117−122.
  29. , Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2001. — № 7.- С. 73−79.
  30. , Т.П. Динамика социального самочувствия молодого поколения региона Текст. / Проблемы развития территории. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. — 2012. — Т. 60. — № 4.- С. 67−74.
  31. , В.В. Валеология: Основ, понятия, термины, определения Текст. / В. В. Колбанов. СПб.: Деан. — 2000. — 231 с.
  32. , JT.B. Детерминанты социального здоровья населения: эмперический анализ Текст. / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Волгоград: ВолГУ. — 2009. — № 2. — С. 110−116.
  33. , О.В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения : дисс.. канд. псих, наук: 19.00.13 Текст. / Коротеева Оксана Васильева. М., 1998, — 152 стр.
  34. , Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования Текст. / Социологические исследования. -М.: Издательство «Наука». 1994. — № 2. — С.114−118.
  35. , С.Е. Социальная депривация как механизм социально-экономического реформирования современного российского общества : автореф. дисс.. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Котляров Сергей Евгеньевич. Ставрополь. — 2006. — 22 стр.
  36. , Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — № 4, 2003 г. — С. 143−144.
  37. , Т.С. Социальное самочувствие и поведение сельских жителей севера и юга России (на примере республик Дагестан и Коми) Текст. / Россия и современный мир. М: Институт научной информации по общественным наукам РАН. — 2008. — № 2. — С. 181−189.
  38. , Т. Ф. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев Текст. / Социологические исследования. — М.: Издательство «Наука». № 4, Апрель 2007. — С. 103−107.
  39. , Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2010. — № 3. — С. 45−49. (Москва)
  40. , И.В. К проблеме реабилитации инвалидов Текст. / И. В. Мкртумова, А. И. Мухлаева // Вестник ТИСБИ. Казань: Издательство ТИСБИ. — 2001. — № 1.-С. 135−136.
  41. Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин: Сборник научно-методических материалов Текст. / под ред. Хасбулатовой O.A. Иваново: Издат. Центр «Юнона». — 1997 — 45 с.
  42. , А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / A.B. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия». -2004. — 304 с.
  43. , A.A. Социальное самочувствие как норма и условие социального действия или бездействия Текст. / Вестник Иркутскогогосударственного технического университета. Иркутск: ИрГТУ. — 2012. -Т. 65. № 6. -С. 186−190.
  44. Настроения экономики. Итоги 2012 года Электронный ресурс. / Центр стратегических исследований «Росгосстраха». М.: Росгосстрах. — 2012. -Режим доступа: http://www.rgs.ru/rnedia/CSRyEconomicsmood201212.pdf
  45. , H.A. Уровень жизни и социальное самочувствие жителей Пермского края Текст. / Вестник Пермского университета. Серия: Социология. Пермь: ПГНИУ. — 2008. — № 2. — С. 94−103.
  46. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: учеб.- метод, пособие Текст. / М. В. Коробов, Э. А. Дворкин и др. СПб.: СПбИУВЭК, 2000. — 84 с.
  47. , JI.A. Социальное самочувствие учителей московской области Текст. / JI. А. Орлова // Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 1998. — № 8. — С. 88−94.
  48. Пак, О. В. Социальное самочувствие молодежи Сибири (международное исследование): Новосибирск и Новосибирская область Текст. / О. В. Пак, Э. Глендиннинг, Ю. В. Попков // Новосибирск: Изд-во Нонпарель. 2004. -52 с.
  49. , Т. Общий обзор Текст. / Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Т. Партсонс. М.: Наука. — 1972 — 364 стр.
  50. , Б.Д. Общественное настроение Текст. / Б.Д. Парыгин- М.: Мысль. 1966.-327 с.
  51. Петрова, J1.E. Социальное самочувствие молодежи Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2000 г. — Т. 26. № 12. — С. 50−55.
  52. , Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе Текст. / Е. В. Поликарпова Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ. -2002. — 178 с.
  53. Положение в г. Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад Текст. / сост. B.C. Ткаченко, Г. В. Маковкина, А. Э. Гапич. Ставрополь: Сервисшкола. — 2005. — 48 с.
  54. , В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы Текст. / В. Д. Попов. М.: СПА — Консалтинг. — 1997. — 176 с.
  55. , Б.Ф. Социальная психология и история: издание 2-е дополненное и исправленное Текст. / Б. Ф. Поршнев,. М.: Издательство «Наука». — 1979. — 180 стр.
  56. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. — 1990. — 494 с.
  57. Россия: трансформирующееся общество Текст. / Под редакцией В. А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц». — 2001. — 640 с.
  58. , Л. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». -1996.-№ 6. — С. 63—75.
  59. , Н.Е. Социальное самочувствие как социально-психологический феномен в изменяющемся российском обществе Текст. /
  60. Н.Е. Симонович // Дисс. канд. психол. наук. 19.00.05 Социальная психология — М., 1999. — 171 с.
  61. , Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции Текст. / Н. И. Скок // Социологические исследования. М.: Издательство Наука. — 2005. — № 4. -С. 124−127.
  62. , Л.А. Социальное самочувствие населения Республики Беларусь Текст. / Л. А. Соглаева, Л.В. Филинская- отв. ред. X. Хаерпфер и др. // Образ жизни и здоровье населения новых независимых государств. Мн.: 2003, — 308 с.
  63. , М.Е. Управленческие ресурсы поддержания здорового социального самочувствия персонала организации : автореф. дисс.. канд. соц. наук: 22.00.08 Текст. / Соколова Марина Евгеньевна. Саратов, 2008, — 20 стр.
  64. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин // Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов- пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 373 с
  65. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста Текст. / Под ред. Е. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: Ин-т соц. работы, 1996. 311 стр.
  66. Социальное самочувствие россиян. Итоги года Электронный ресурс. / Пресс-выпуск ВЦИОМ. № 2202. Режим доступа: ЬШ)://ус1от.ги/Ыех.р11р?1ё=459&щд=113 517
  67. Социальный оптимизм: каких перемен в жизни ждут россияне? Электронный ресурс. / Пресс-выпуск ВЦИОМ. № 2097. Режим доступа: ЬЩз.7^с1огп.ги/тёех.р11р?1а=459&ша=112 983
  68. Социология в России Текст. / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. С69 — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.
  69. Социология: Энциклопедия Текст./ Сост. A.A. Грицанов, B.JT. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.— Мн.: Книжный Дом, 2003, — 1312 с.
  70. , В.А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия. 1971. — 263 стр.
  71. , Е.А. Социальная политика и конструирование социального неравенства по оси «здоровье инвалидность» Текст. / II Всероссийский социологический конгресс. Т. III. — М.: Издательство Института социологии РАН. — 2004. — С. 52−62
  72. , В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи Текст. / Социологические исследования. М.: Издательство «Наука». — 2010. — № 2. — С.118−124.
  73. , B.C. Общество и проблемы инвалидности Текст. / B.C. Ткаченко: монография. Ставрополь: Сервисшкола. — 2006. — 296 с.
  74. Толковый словарь русского языка Текст. / Под редакцией Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT». — Том I. -2000. — 848 с.
  75. , Ж.Т. Социальное настроение Текст. / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. М.: Academia. — 1996. — 196 с.
  76. , Д.З. Социальное самочувствие в современном поликультурном российском обществе (на примере Кабардино-Балкарской республики): автореф. дисс.. канд. соц. наук: 22.00.06 Текст. / Хамдохов Джамал Залимович. Майком, 2007. — 26 стр.
  77. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. от 30.12.2012// Собрание законодательства РФ, 27.11. 1995 г., N 48, ст. 4563.
  78. , М.В. История социальной работы в России: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. Текст. / М. В. Фирсов. М.: ВЛАДОС, 2001. -256 с.
  79. , Л.Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи Текст. / Социально-гуманитарные знания. М.: Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания». — 2008. — № 2. — С. 172−184.
  80. , P.M. Самосознание и субъективное благополучие личности Текст. / Современные проблемы общей и социальной психологии: сб. науч. ст. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. — 2009. — № 3. — С. 27—39.
  81. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности Текст. / Социологические исследования. М: Издательство «Наука». -1999, — № 4.-С.38−45.
Заполнить форму текущей работой