Актуальность темы
и постановка проблемы исследования. Социологическое изучение людей с инвалидностью обусловлено научными и практическими потребностями. По данным ВОЗ около 11% населения планеты — это люди, считающиеся инвалидами. К сожалению, с дальнейшим развитием цивилизации инвалидность среди населения имеет устойчивую тенденцию к росту. Значительный рост численности людей с инвалидностью может создать серьезные экономические, социальные и психологические проблемы, как для самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и для общества в целом, что требует обратить серьезное внимание исследователей на изучение данной социальной группы.
Необходимость социологических исследований людей с инвалидностью обусловлена также современной ситуацией, сложившейся в российском обществе, в котором усиливается социальная стратификация. В это время вопросы интеграции и адаптации людей с инвалидностью в общество приобретают особую актуальность и остроту. Социологическое знание, полученное в результате изучения людей с ограниченными возможностями, находит практическое применение для поиска механизмов и способов осуществления реальных социальных изменений в отношении людей с инвалидностью.
Актуальность социологического исследования социального самочувствия людей с ограниченными возможностями обусловлена тем, что в советском обществе и в период становления нового российского государства социальное самочувствие людей с ограниченными возможностями как социальный феномен не изучалось. В советском обществе существовала медицинская модель инвалидности, в рамках которой человек с инвалидностью выступает только как объект помощи, который нуждается в лечении, а его удовлетворенность собственной жизнью, оценка окружающей действительности и своего места в ней не рассматривались в качестве важной социальной проблемы.
В современном российском социуме изменилось отношение к инвалидности, на смену медицинской модели инвалидности пришла медико-социальная или реабилитационная модель, и решение проблем людей с инвалидностью приобретает все большую значимость в реализации социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. В существующих условиях анализ такого феномена, как социальное самочувствие людей с инвалидностью, представляется чрезвычайно важным и актуальным, поскольку именно социальное самочувствие может выступать показателем результативности проводимых в отношении инвалидов реформ. Если у многих людей, жизнедеятельность которых ограничена физическими и психическими заболеваниями, будет плохое социальное самочувствие, несмотря на значительные изменения в социальной политике и практике социальной защиты данной категории, то следует задуматься о том, насколько эффективны осуществляемые изменения, проводимые в социальной сфере, и как можно улучшить сегодняшнюю ситуацию. Поэтому учет социального самочувствия людей с инвалидностью как их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на свое социальное положение в обществе и на происходящие в данном обществе изменения может быть полезен при разработке стратегий социальной политики и социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
Знание социального самочувствия людей с инвалидностью: их умонастроения, того, как они себя ощущают в преобразующихся условиях, знание реальной картины ценностных ориентаций, уровня притязаний, жизненных планов и поведения этой группы может быть использовано для прогнозирования эффективности социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, ориентированной на интеграцию людей с инвалидностью в общество.
Актуальность исследования социального самочувствия людей с инвалидностью обусловлена также тем, что социальное самочувствие является значимым мотивационным фактором поведения человека, имеет воздействие на выбор его жизненной стратегии и тактику ее реализации. Кроме того, социальное самочувствие само является показателем успешности процесса адаптации. Это делает возможным научное осмысление взаимозависимости социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности человека с инвалидностью.
Степень разработанности проблемы. Исследованиями социального самочувствия занимаются во многих современных науках — данный термин включен в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания как философия, общая психология, социальная психология, политология и социология. Однако основной массив исследований представлен работами, в которых преобладают психологический и социально-психологический подходы к изучению социального самочувствия человека.
Отечественные ученые стали применять социологический подход к изучению социального самочувствия сравнительно недавно. Предпосылкой изучения данного социального феномена можно считать исследования отечественных ученых, посвященные общественному сознанию и общественному настроению. Монография Б. Д. Парыгина «Общественное настроение», изданная в 60-х гг. XX века, является одним из первых исследований в изучении социального самочувствия и до сих пор имеет методологическое значение. Исследования, посвященные непосредственно проблематике социального самочувствия как социального феномена, в нашей стране стали осуществляться лишь с 80-х годов: в работах О. Л. Барской, И. Т. Левыкина, О. В. Луневой и др. была поставлена проблема социального самочувствия как социологической категории. До этого данная проблема не была предметом научного исследования, поскольку в советском обществе господствовала концепция полного социально-психологического благополучия личности. Считалось, что социальное самочувствие советского человека не может иметь негативные характеристики.
В настоящее время проблема социального самочувствия представляется достаточно разработанной в ряде аспектов.
Проблемы, связанные с теоретической интерпретацией и операционализацией социального самочувствия, неоднократно рассматриваются в работах Г. Л. Воронина, М. А. Киселёвой, H.H. Кобозевой, О. В. Коротеевой, Я. Н. Крупец, Н. Е. Симонович и др. Теоретические и практические вопросы измерения социального самочувствия отражены в научных исследованиях Е. И. Головахи, А. П. Горбачика, Н. В. Паниной, которые методически обосновали и разработали технологию конструирования социологического теста «Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС). JI.A. Орловой была разработана методика и осуществлена программа изучения динамики социального самочувствия учительства. O. JL Барская также изучала методологические и методические проблемы исследования социального самочувствия.
Эмпирические исследования социального самочувствия отдельных социальных групп и общностей представлены в работах таких авторов, как: В. А. Авксентьев, JT.B. Бадмаева, Г. П. Бессокирная, Ю. Р. Вишневский, Т. Г. Гудова, И. Ф. Дементьева, Э. А. Доржиева, В. Г. Жалсанова, С. Г. Зырянов, О. В. Зябина, М. А. Киселева, Н. Г. Ковалева, JI.E. Петрова, Л. Я. Рубина и многие другие. Приоритетными направлениями данных исследований явилось изучение социального самочувствия учителей, рабочих, молодежи, а также социального самочувствия жителей различных регионов РФ. Исследования социального самочувствия людей с инвалидностью практически не проводились.
Изучению проблем инвалидности посвятили свои работы многие отечественные ученые: М. С. Астоянц, Ю. А. Блинков, Л. П. Гришина, Т. А. Добровольская, Д. В. Зайцев, Н. П. Клушина, И. В. Мкртумова, А. И. Мухлаева, Е. А. Тарасенко, М. В. Фирсов, В. Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова. В работе.
B.C. Ткаченко «Общество и проблемы инвалидности» рассматриваются стратегии социальных отношений людей с инвалидностью во взаимодействии их с обществом и государством, проявляющиеся в выборе различных путей интеграции. Д. А. Лушников исследует проблемы интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями в контексте системной и социальной интеграции общества. Т. Ф. Маслова, В. К. Шаповалов, B.C. Ткаченко предлагают концепцию исследования интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Факторы социальной мобильности людей с инвалидностью изучают Л. А. Алейник, А. Э. Гапич.
Важное значение для нашего исследования имеют исследования Л. А. Алейник, Н. И. Скок, в которых самооценка, самовосприятие человека с инвалидностью указывается как фактор, оказывающий влияние на стратегию его социальной адаптации, социальную мобильность. К изучению восприятия человеком с ограниченными возможностями собственного благополучия и его взаимосвязи со стратегией социальной интеграции и социальной мобильности можно отнести работу Н. И. Скок. В своем исследовании «Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции» она изучала уровни мотивации людей с инвалидностью на интеграцию в общество, анализировала их мотивации успеха и факторы, которые определяли выбор человеком с инвалидностью стратегии реализации своего биосоциального потенциала.
Анализ литературы по проблематике исследования показал, что социальное самочувствие людей с инвалидностью еще не стало предметом исследования в социологии. В настоящее время отсутствует интерпретация социального самочувствия по отношению к данной социальной группе. Сущность, состояние и особенности социального самочувствия людей с инвалидностью в современном российском обществе, его показатели и индикаторы, типология и факторы недостаточно выделены и осмыслены и требуют дальнейших социологических исследований. Также недостаточно изучена взаимозависимость социального самочувствия человека с инвалидностью с процессами его социальной интеграции и социальной мобильности.
Слабая разработанность указанных вопросов в социологии обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социальное самочувствие людей с инвалидностью».
В ходе рассмотрения степени разработанности проблемы мы выявили следующие противоречия:
— между потребностью в изучении социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, позволяющей оценивать результативность проводимых в отношении инвалидов реформ и осуществлять дальнейшее прогнозирование, и недостаточностью внимания, уделяемого исследователями изучению социального самочувствия данной социальной группы;
— между необходимостью исследования социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности и его пониманием как удовлетворенность жизнью в большинстве имеющихся исследований.
Намерение способствовать разрешению указанных противоречий, актуальность темы исследования социального самочувствия людей с инвалидностью, ее высокая теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенных вопросов в социологической теории и эмпирической социологии позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в отсутствии социологического знания о социальном самочувствии людей с инвалидностью в современном российском обществе, о его взаимосвязи с процессами социальной интеграции и социальной мобильности представителей данной группы, факторах, влияющих на социальное самочувствие людей с инвалидностью.
Объект исследования: люди с инвалидностью в современном российском обществе.
Предмет исследования: состояние и факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями, его соотношение с процессами их социальной интеграции и социальной мобильности.
Цель исследования: охарактеризовать социальное самочувствие людей с инвалидностью в современном российском обществе и определить взаимозависимость социального самочувствия и процессов социальной интеграции и социальной мобильности человека с ограниченными возможностями.
Задачи исследования:
1. Дать социологическую интерпретацию социального самочувствия людей с инвалидностью.
2. Выявить сущность и содержание социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья на основе структурно-функционального анализа.
3. Разработать критерии, показатели и индикаторы социального самочувствия людей с инвалидностью.
4. Изучить соотношение социального самочувствия человека с инвалидностью и процесса его интеграции в обществе, стратегии социальной мобильности.
5. Выявить и охарактеризовать существующие типы социального самочувствия людей с инвалидностью.
6. Определить факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья и их особенности в современном российском обществе.
Основная гипотеза исследования:
Существует зависимость между стратегиями интеграции, характером социальной мобильности и типом социального самочувствия человека с инвалидностью.
Гипотезы-следствия:
— чем успешнее проходит процесс интеграции человека с ограниченными возможностями, тем лучше его социальное самочувствие;
— социальное самочувствие человека с инвалидностью детерминировано соотношением субъективных и объективных факторов, различные сочетания которых создают предпосылки для принятия человеком определенных стратегий социальной интеграции и социальной мобильности;
— среди объективных факторов социального самочувствия людей с инвалидностью доминирует социальная политика, формирующая объективную социальную реальность, в которой существует человек с инвалидностью, и влияющая на его мировоззрение и самоидентификацию;
— важнейшим субъективным фактором социального самочувствия человека с ограниченными возможностями является выбранная им модель инвалидности, в соответствии с которой он строит свои взаимоотношения с обществом;
— в современном российском обществе среди людей с инвалидностью преобладает плохое социальное самочувствие вследствие низкого уровня интеграции в общество и отсутствия возможностей для реализации ожиданий и потребностей людей с инвалидностью, а также вследствие негативного самовосприятия человеком своего социального статуса «инвалид».
Теоретико-методологической основой исследования являются социологические и социально-психологические теории, касающиеся социального самочувствия, социального настроения, социального поведения, социальной мобильности и социальной динамики различных групп. В центре внимания оказались идеи A.A. Грачева, О. В. Коротеевой, Б. Д. Парыгина, JI.E. Петровой, A.A. Русалиновой, Н. Е. Симонович, Ж. Т. Тощенко, C.B. Харченко. Исследование социального самочувствия людей с инвалидностью проводилось на основе межпарадигмального подхода, что дало возможность осуществить анализ социального самочувствия в объективистской и субъективистской парадигмах. В исследовании использовались структурно-функциональный анализ и системный подход, позволившие рассмотреть социальное самочувствие во взаимосвязи всех его основных элементов.
Эмпирическую основу исследования составили данные социологического опроса, проведенного в Ставропольском крае в 2012 г. на базе кафедры социологии и теологии СКФУ, материалы конференций и семинаров, посвященных проблемам инвалидности, а также собственных исследований диссертанта в г. Ставрополе.
Методы и информационная база исследования: теоретический анализ исследований российских ученых, посвященных социальному самочувствию, проблеме инвалидности, социальной мобильности и социальной интеграцииконтент-анализ понятия «социальное самочувствие" — анкетный опросинтервьюированиевключенное наблюдениевторичный анализ данных социологических исследованийметоды математической обработки эмпирических данных.
Генеральную совокупность проведенного социологического исследования социального самочувствия людей с инвалидностью составили 249 903 человек. На основе квотного типа выборки опрошены 190 человек. Чтобы дополнить данные, полученные в результате анкетного опроса инвалидов, было проведено глубинное индивидуальное интервью. Опрошены 12 человек, имеющие разные группы и формы инвалидности, занимающие разное социальное положение. Использовался метод включенного наблюдения на базе двух общественных организаций инвалидов г. Ставрополя: «Молодые инвалиды» и «СГО ВОИ» .
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— дана социологическая интерпретация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями;
— разработаны критерии, показатели и индикаторы анализа социального самочувствия людей с инвалидностью;
— на основании разработанных критериев осуществлена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправноориентированное социальное самочувствие в соответствии с выбранной человеком с инвалидностью моделью взаимоотношений с обществом;
— впервые выявлена и обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью;
— произведена типологизация социального самочувствия людей с инвалидностью на восемь основных типов в соответствии с выбранной моделью инвалидности, отношением к собственной инвалидности и активностью/пассивностью в реализации выбранной стратегии интеграции в обществоI.
— впервые выявлены и обоснованы факторы социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;
Положения, выносимые на защиту:
1. Социологический анализ изучения социального самочувствия людей с инвалидностью в контексте его взаимодействия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности предполагает его рассмотрение как социально-психологического состояния, являющегося отражением уровня интегрированное&tradeчеловека в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив дальнейшей интеграции и удовлетворения жизненно важных потребностей.
2. Социальное самочувствие человека с инвалидностью является результатом его социального переживания, которое выражается в эмоциональном отношении человека к собственной инвалидности, предыдущему уровню интегрированности в обществе, достигнутому уровню интегрированное&tradeи возможностям социальной мобильности, к перспективам дальнейшей социальной интеграции.
3. Изучение социального самочувствия людей с инвалидностью может осуществляться в соответствии со следующими критериями социального самочувствия: 1) идентификационно-мировоззренческим, который характеризует мировоззрение и самоидентификацию человека с инвалидностью, его выбор оптимальной модели взаимоотношений с обществом- 2) личностно-оценочным, определяющим эмоционально-оценочное отношение человека с ограниченными возможностями к занимаемому им положению в социальной структуре общества, уровню удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки своей «включенности» в общество- 3) поведенческим, который позволяет выяснить реальные поступки человека с инвалидностью в процессе интеграции в общество.
4. Проведенный социологический анализ показал, что, с одной стороны, социальное самочувствие является отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, реализации его жизненной стратегии. С другой стороны, чувства и переживания, которые возникают как социально-психологический след социального самочувствия человека с инвалидностью, формируют его поведенческие установки, оказывают влияние на выбор стратегии интеграции и социальной мобильности. Таким образом, социальное самочувствие, социальная интеграция и социальная мобильность человека с инвалидностью взаимообусловлены.
5. Нами предлагается классификация социального самочувствия в соответствии с моделью инвалидности, которой следует человек с инвалидностью:
Равноправно-ориентированное социальное самочувствие возникает у людей с инвалидностью, придерживающихся социальной модели инвалидности. Люди с ограниченными возможностями здоровья, принявшие социальную модель инвалидности и имеющие равноправно-ориентированное социальное самочувствие, не соглашаются со своим положением опекаемого в обществе. Они стремятся к большей интеграции и социальной мобильности в обществе. Социальное самочувствие представителей данной группы находится в прямой зависимости от действительного уровня интеграции в общество. Чем выше включенность в общество, тем лучше будет их социальное самочувствие.
Патерналистическое социальное самочувствие свойственно людям, придерживающимся патерналистической модели инвалидности. Они воспринимает свой низкий уровень интегрированное&tradeв общество как естественное следствие их «болезни», оценивают уровень своей интеграции в общество с позиции «инвалида» и ориентированы на социальное обслуживание в своей стратегии интеграции в общество. Зависимость социального самочувствия от действительного уровня интегрированности в общество у них значительно слабее.
6. Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) жертва: позиционирование себя как «жертвы" — болезненное восприятие собственной инвалидности. Представители данного типа не пытаются достичь большего уровня интегрированности в общества- 2) спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны обществастремление достичь большего уровня адаптированности- 3) пассивный: осознание себя как «инвалида», которого инвалидность лишила возможности действовать как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в общество- 4) активист: отрицание того, что инвалидность лишила его возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».
Для людей, имеющих равноправно-ориентированное социальное самочувствие и выбравших социальную модель инвалидности, характерны следующие типы социального самочувствия: 1) самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса- 2) преодолевающий стигму: / стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентация на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированности в обществе- 3) пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностивыбор пассивных стратегий интеграции в общество- 4) узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности, но из-за ограниченности жизненного пространства реализация выбора стратегии интеграции оказывается невозможной.
7. Социальное самочувствие людей с инвалидностью обусловлено действием объективных и субъективных факторов. Доминирующим объективным фактором социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья является социальная политика. Среди субъективных факторов социального самочувствия человека с инвалидностью важнейшим являются семейные взаимоотношения. Выступая в качестве агента социализации человека с инвалидностью в процессе усвоения им социальных норм, ценностей, знаний, навыков, определяющих его стратегию функционирования в обществе и его самоидентификацию, семья создает предпосылки для принятия человеком с инвалидностью патерналистической или социальной модели инвалидности и, как следствие, формирования патерналистического или равноправно-ориентированного социального самочувствия.
Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют социологическое знание среднего уровня о людях с инвалидностью, об их самоидентификации как представителей определенной социальной группы, ее роли в процессе интеграции и социальной мобильности. Обоснована социологическая интерпретация социального самочувствия в отношении людей с инвалидностью. Разработаны критерии анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями: идентификационно-мировоззренческий, личностно-оценочный, поведенческий. Обоснована взаимозависимость социального самочувствия с процессами социальной интеграции и социальной мобильности людей с инвалидностью.
Произведена классификация социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие. Осуществлена теоретическая типологизация социального самочувствия людей с ограниченными возможностями. В соответствии с типом социального самочувствия обусловлен выбор человеком с инвалидностью стратегии собственной социальной интеграции и социальной мобильности.
Практическая значимость исследования:
— разработана методика и инструментарий анализа социального самочувствия людей с ограниченными возможностями здоровья;
— полученные в результате исследования выводы и эмпирические данные могут быть использованы при разработке мер социальной политики в отношении людей с инвалидностью на федеральном, региональном и местном уровняхв деятельности учреждений и организации, работающих с людьми с ограниченными возможностями, в т. ч. организаций и учреждений социальной защиты населенияпри проведении социологических исследований, посвященных проблемам инвалидности, в том числе для исследования эффективности реформ, проводимых в отношении людей с инвалидностью;
— полученные результаты о социальном самочувствии людей с инвалидностью могут использоваться в таких дисциплинах, как общая социология, спецкурсы по социальному самочувствию и социологии инвалидности, социальной мобильности.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы: пункту 1. «Социальная структура и социальная стратификация. Понятие «социально-стратификационная структура общества». Различные критерии социальной стратификации" — пункту 11. «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе" — пункту 25. «Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей" — пункту 33. «Субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения». Диссертант использует методы обработки социологических данных, указанные в п. 34. «Основные процедуры исследования социально-стратификационной структуры»: анкетный опрос, теоретический анализ эмпирической информации, анализ материалов государственной статистики, вторичный анализ данных социологических исследований».
Апробация результатов исследования: основные идеи, материалы и выводы диссертации изложены в 13 научных публикациях. Их общий объемом составляет 4,88 п.л. Результаты работы по изучению социального самочувствия людей с инвалидностью докладывались на XIII научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2009), Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2010» (Москва, 2010), Международной научно-практической конференции «Медико-социальная, социально-средовая и профессионально-трудовая реабилитация как основа интеграции инвалидов в общество» (Махачкала, 2011), Всероссийской научной конференции «Гуманитарные науки в регионах России: наследие, современные тенденции и проблемы» (Карачаевск, 2012), Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общественного сектора» (Омск, 2012), II Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов с международным участием «Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках» (Челябинск, 2013).
Объем и структура работы: Общий объем работы — 179 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, 2 приложений и библиографии, включающей 111 наименований. Текст диссертации содержит 1 таблицу и 18 рисунков.
Выводы по второй главе.
Проанализировав полученные в результате социологического исследования данные, мы пришли к выводу, что:
1. Социальное самочувствие человека с инвалидностью зависит от принятой им модели инвалидности. Принятие человеком с инвалидностью социальной модели инвалидности способствует формированию у него равноправно-ориентированного социального самочувствия. Чем выше уровень интегрированности в общество людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием, и чем успешнее идет процесс их социальной инклюзии, тем лучше их социальное самочувствие.
У людей с инвалидностью, которые следуют патерналистической модели инвалидности, формируется патерналистическое социальное самочувствие. Осознание социальной реальности у них происходит через «призму инвалидности», поэтому у них зависимость социального самочувствия от уровня интегрированности в общество и успешности процесса социальной инклюзии значительно слабее. Люди с патерналистическим социальным самочувствием приняли навязанную им обществом роль «опекаемого» и не стремятся к социальной интеграции и социальной мобильности.
2. На основе полученных в ходе социологического исследования данных нами была произведена типологизация социального самочувствия. Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) жертва: позиционирование себя как «жертвы», человека, обиженного судьбой. Представители данного типа не считают себя включенными в жизнь общества и не пытаются достичь большего уровня интегрированности- 2) спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны общества- 3) пассивный: осознание себя как «инвалида», человека, которого инвалидность лишила возможности действовать, как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в обществе- 4) активист: отрицание того, что травма, заболевание, дефект лишила возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».
Для людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия: 1) самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса- 2) преодолевающий стигму: стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентированы на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированное&tradeв обществе- 3) узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности. Из-за нахождения в ограниченном жизненном пространстве любые шаги по реализации выбранной стратегии интеграции оказываются невозможными- 4) пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностипассивные стратегии интеграции в общество.
3. Анализ ответов на вопросы людей с инвалидностью, проживающих в Ставропольском крае, позволил выделить следующие факторы социального самочувствия: 1) объективные: социальная политика и социальная защитадоступность физического пространствадеятельность СМИобщественные организациипрофессионально-трудовой фактор- 2) субъективные: аскриптивные характеристикисоциально-психологические характеристикимировоззрение и самоидентификация человека с инвалидностьюинтеграционная позицияматериальное благосостояниеотношения в семьесоциальные контакты.
4. Среди объективных факторов социального самочувствия людей с инвалидностью доминирует социальная политика в отношении данной категории граждан, определяющая их условия жизнедеятельности и реабилитации. Через реализацию мер социальной политики происходит формирование доступного физического пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья, решается проблема их медицинского обеспечения, реабилитации, социальной защиты, получения образования и трудоустройства. Она оказывает влияние на другие объективные факторы, определяя позицию государства по отношении к людям с инвалидностью, и тем самым формирует модель взаимодействия между государством и общественными организациями инвалидов, задает вектор освещения проблем инвалидности провластными СМИ в рамках занятой властью политики по отношению к инвалидности.
Социальная политика формирует мировоззрение общества по отношению к инвалидности, а также влияет на мировоззрение и самоидентификацию самого человека с инвалидностью. Как показало проведенное эмпирическое исследование, социальная политика в отношении людей с инвалидностью в России навязывает людям с инвалидностью принятие патерналистической модели инвалидности, обуславливая формирование патерналистического социального самочувствия.
6. Среди субъективных факторов социального самочувствия доминируют семейные взаимоотношения. Семья человека с инвалидностью выступает в качестве агента его социализации, который ответственен за его выбор модели инвалидности. Если семья человека с инвалидностью следует патерналистической модели инвалидности, то она будет создавать предпосылки для формирования у него патерналистического социального самочувствия и его социально-зависимой позиции в обществе. Принятие семьей социальной модели инвалидности способствует формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия человека с инвалидностью и его стремлению к социальной интеграции и социальной мобильности.
Заключение
.
1. Социальное самочувствие людей с инвалидностью необходимо изучать как субъективный фактор готовности к реализации собственной стратегии интеграции в общество и действий, осуществляемых в процессе реализации данной стратегии. Социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями трактуется нами как «социально-психологическое состояние, являющееся отражением уровня интегрированности в общество, его осознания и оценки себя, своих возможностей, перспектив дальнейшей интеграции и удовлетворения жизненно важных потребностей» [29, С. 200].
2. Социальное самочувствие человека с инвалидностью — это результат его социального переживания, которое возникло как осознание предыдущего уровня интегрированности в общество, достигнутого уровня интегрированности в общество и перспектив дальнейшей интеграции.
3. Объективной базой социального самочувствия является социальная реальность, в которой существует человек с инвалидностью. Его субъективная база представлена комплексом социально-психологических феноменов, которые уникальны для каждой личности.
4. Анализ социального самочувствия людей с инвалидностью может проводиться по следующим критериям:
1) Идентификационно-мировоззренческим, который показывает самоидентификацию человека с инвалидностью, определяет его позиции относительно проблем инвалидности, его установки в отношении решения данной проблемы обществом.
2) Личностно-оценочным, по которому определяется эмоционально-оценочное отношение человека с инвалидностью к занимаемому им положению в социальной структуре общества, уровню удовлетворенности своих потребностей, а также его оценки внешних условий своего существования и «включенное&trade-» в общество.
3) Поведенческим, который позволяет выяснить реальные поступки человека с инвалидностью в процессе интеграции в общество и реализации своей жизненной программы.
5. Проведенный социологический анализ показал, что, во-первых, социальное самочувствие является отражением уровня интегрированности человека с инвалидностью в общество, реализации его жизненной стратегии. Во-вторых, чувства и переживания, возникшие как социально-психологический след социального самочувствия, формируют поведенческие установки человека с инвалидностью, оказывают влияние на выбор стратегии интеграции и выступают субъективным фактором социальной мобильности человека с инвалидностью. Таким образом, можно говорить о взаимообусловленности социального самочувствия, социальной интеграции и социальной мобильности.
6. Социальное самочувствие находится в прямой зависимости от того, какой модели инвалидности следует человек с инвалидностью. Понимание того, какими должны быть оптимальные взаимоотношения общества и людей с инвалидностью, определяет осознание человеком с инвалидностью собственного уровня интегрированности и выбор стратегии интеграции в обществе. Анализ социального самочувствия людей патерналистической и социальной моделей инвалидности привел к обоснованию дифференциации социального самочувствия на патерналистическое и равноправно-ориентированное социальное самочувствие:
•Равноправно-ориентированное социальное самочувствие свойственно людям с инвалидностью, принявшим социальную модель инвалидности. Для равноправно-ориентированного социального самочувствия характерно стремление к интеграции в общество и движению в социальном пространстве. Равноправно-ориентированное социальное самочувствие зависит от действительного уровня интегрированности в общество, от того, насколько успешно идет процесс социальной инклюзии, от перспектив дальнейшей интеграции в общество и достижения жизненно важных целей человеком с инвалидностью. Чем выше уровень интегрированности в общество, тем лучше социальное самочувствие людей с равноправно-ориентированным социальным самочувствием.
•Патерналистическое социальное самочувствие формируется у людей, придерживающихся патерналистической модели инвалидности. Уровень своей интегрированности в общество, перспективы дальнейшей интеграции в общество, осознание и оценка себя, своих возможностей люди с патерналистическим социальным самочувствием оценивают с позиции «инвалида». Поэтому у них зависимость социального самочувствия от действительного уровня интегрированности в общество и успешности процесса социальной инклюзии значительно слабее.
7) Для людей с патерналистическим социальным самочувствием характерны следующие типы социального самочувствия:
Жертва: позиционирование себя как «жертвы», человека, обиженного судьбойболезненное восприятие собственной инвалидности. Представители данного типа не считают себя включенными в жизнь общества и не пытаются достичь большего уровня интегрированности в общества.
Спекулянт: позиционирование себя как «страдальца" — активное отстаивание своих прав на помощь и поддержку со стороны общества. Стремление «включиться» в жизнь общества — это, по сути, попытка достичь большего уровня адаптированности за счет льгот и других «привилегий».
Пассивный: осознание себя как «инвалида», человека, которого травма (дефект, заболевание) лишила возможности действовать, как «здоровому» человеку. Отсутствие стремления к социальной мобильности и достижению большего уровня интеграции в обществе.
Активист: отрицание того, что травма, заболевание, дефект лишила их возможности осуществления какой-либо цели. Демонстрация активных стратегий взаимодействия с обществом в рамках своей роли «инвалида».
Для людей, имеющих равноправно-ориентированное социальное самочувствие и выбравших социальную модель инвалидности, характерны следующие типы социального самочувствия:
Самостроитель: осознание своей инвалидности и стремление к движению в социальном пространстве, повышению своего социального статуса.
Преодолевающий стигму, стремление избежать стигмы «инвалида», неприятие или игнорирование собственной инвалидности. Ориентированы на движение в социальном пространстве и достижение большего уровня интегрированности в обществе.
Пассивно-ожидающий: несогласие с навязываемой обществом стигмой инвалидностивыбор пассивных стратегий интеграции в общество.
Узник: стремление к социальной интеграции и социальной мобильности, но из-за ограниченности жизненного пространства не только шаги по реализации выбранной стратегии интеграции в общество, но и сам выбор стратегии интеграции оказывается невозможным.
8. На социальное самочувствие людей с инвалидностью влияют две группы факторов:
1) внешние (объективные), включающие: социальную политику и социальную защиту людей с инвалидностьюдоступность физического пространствадеятельность СМИдеятельность общественных организациипрофессионально-трудовой фактор.
2) субъективные факторы, включающие: аскриптивные характеристики (возраст, пол, группа инвалидности) — социально-психологические характеристикимировоззрение и самоидентификация человека с инвалидностьюинтеграционная позиция — установки на интеграцию в общество (выбираемая модель интеграции) и поведенческая стратегиявыбор активной или пассивной стратегии интеграции в общество и шаги, предпринимаемые для реализации данной стратегииматериальное благосостояниеотношения в семьесоциальные контакты, взаимоотношения инвалидов с людьми без инвалидности, взаимоотношения между людьми с инвалидностью.
Доминирующим внешним фактором является социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая через комплекс экономических, социальных и правовых мер определяет условия жизнедеятельности и реабилитации инвалидов, формирует доступное физическое пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный фактор оказывает влияние на другие объективные и субъективные факторы. Социальная политика определяет позицию государства по отношении к людям с инвалидностью, тем самым она формирует мировоззрение общества по отношению к инвалидности, определяет модель взаимодействия между государством и общественными организациями инвалидов, задает вектор освещения проблем инвалидности СМИ. Человек с инвалидностью — часть общества, и потому социальная политика влияет на мировоззрение и самоидентификацию самого человека с инвалидностью, на выбор его интеграционной позиции.
Как показало проведенное эмпирическое исследование, принятие на государственном уровне медико-социальной модели инвалидности ведет к тому, что в современных условиях российской действительности социальная политика активно навязывает обществу, в том числе самим людям с инвалидностью, патерналистические отношения по отношению к инвалидам, тем самым обуславливая формирование у них патерналистического социального самочувствия.
9. Доминирующим субъективным фактором социального самочувствия являются семейные взаимоотношения. В условиях семьи происходит процесс усвоения человеком с инвалидностью знаний, ценностей, норм, определяющих его стратегию функционирования в обществе и его самоидентификацию.
Принятие семьей человека с инвалидностью патерналистической модели инвалидности является предпосылкой для формирования у него патерналистического социального самочувствия и выбор им модели социального обслуживания в стратегии интеграции в общество. Если семья человека с инвалидностью придерживается социальной модели инвалидности, то тем самым она способствует формированию у него равноправно-ориентированного социального самочувствия и выбору им модели социальной мобильности.
10. Современная социальная политика в отношении людей с инвалидностью ориентирована на их интеграцию в общество, что предполагает реализацию целого комплекса экономических, социальных и правовых мер. Однако любые реформы будут обречены на провал, если сами люди с инвалидностью не будут стремиться к социальной мобильности и большей интегрированности в общество, а будут действовать в рамках патерналистической модели инвалидности, предполагающей «реципиентную», социально-зависимую позицию инвалида в обществе. Понимание этого ведет к осознанию необходимости ухода от доминирующей в российском обществе патерналистической модели инвалидности к социальной модели. Чтобы российское общество, в том число сами люди с инвалидностью, приняли социальную модель инвалидности, необходимо использовать социальные технологии, которые бы способствовали формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия людей с инвалидностью. Высокий потенциал влияния на самоосознание людей с инвалидностью, на выбор ими в качестве предпочтительной модели интеграции модель социальной мобильности, и, как следствие, на социальное самочувствие, имеют СМИ и общественные организации инвалидов, но ни те, ни другие с этой ролью на современном этапе развития российского общества не справляются. Если их работа будет грамотно организована в данном направлении, то они смогут способствовать формированию равноправно-ориентированного социального самочувствия людей с инвалидностью и, как результат, влиять на выбор ими социальной модели инвалидности, способствовать их большему стремлению к социальной мобильности и социальной интеграции.