Бюджетная политика РФ
С наиболее полными сведениями о планируемых и фактических бюджетных расходах граждане могут ознакомиться в публикуемых законах о бюджете и об исполнении бюджета. В этих документах финансовая информация представляется в соответствии с бюджетной классификацией, позволяющей получить представление о характере расходов, но, как правило, не о конкретных объектах и мероприятиях. Связь между объемами… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
- 1. 1. Сущность бюджетной политики
- 1. 2. Особенности формирования бюджетной политики в РФ
- 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2006—2008 гг.
- 2. 1. Итоги бюджетной политики в 2000 — 2007 годах
- 2. 2. Основные принципы бюджетной стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 2. 3. Основные характеристики, концептуальные и структурные особенности проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
- 2. 4. Анализ доходов бюджета РФ на 2008 — 2010 гг
- 3. О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Бюджет — это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, которые осуществляются различными ветвями власти. Он должен обеспечивать необходимыми средствами финансирования мероприятия экономического и социального развития, которое имеют общегосударственное значение, а также межгосударственные отношения.
Кроме того, через государственный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между административно-территориальными образованьями РФ с учетом экономического, социального, экологического, природного состояния, необходимости выравнивания их финансового обеспечения.
Учитывая вышесказанное, принятый на 2008 год бюджет является концентрированным отображением всех этих требований и процессов, которые происходят в стране.
Государственный бюджет Российской Федерации на текущий год с точки зрения его идеологи выражается, прежде всего, в таком перераспределении доходов, который обеспечивает баланс политических, экономических, социальных и межбюджетних взаимоотношений.
В улучшении бюджетного процесса и бюджетной системы РФ принимали участие все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Значительным есть научный задел росийских ученых, которые во многом оказывали содействие решению проблем разработки эффективной бюджетной политики.
Цель задачи исследования. Согласно результатам анализа решения проблемы формирования эффективной государственной бюджетной политики целью данного исследования является разработка теоретических и методических положений и основ формирования бюджетной политики в РФ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность бюджетной политики
.
Одной из важнейших задач, стоящих перед любым государством, является осуществление эффективное решение социально-экономических задач. В процессе построения такого общества государство сталкивается с необходимостью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Политика государства в области финансов в целом, и бюджетных отношений в частности, играет важнейшую роль для экономики государства[4,с.145].
Понятие «бюджетной политики» финансисты определяют по-разному. По нашему мнению, бюджетная политика это система бюджетных отношений, комплекс мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в контексте проводимой финансовой политики, направленных на создание оптимальных условий реализации государством через бюджет его функций.
Под субъектом бюджетной политики практически однозначно понимаются органы государственной власти всех уровней, которые непосредственно разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь подразумевается и бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.
Основополагающей целью формирования бюджетной политики является решение экономических и социальных задач, стоящих перед государством. Однако на каждом этапе развития цель бюджетной политики, эти принципы и задачи конкретизируются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, в настоящее время принцип перехода от управления затратами к управлению результатами стал особо актуальным в связи с переходом к более совершенным формам бюджетных отношений.
При наличии устойчивого профицита бюджета оптимальным является пересмотр не только задач бюджетной политики, но и методов их решения, исходя не только из финансовых возможностей государства, но и с учетом конечного резуьтата от вложения финансовых ресурсов. Эффективность бюджетной политики непосредственно связана с последовательностью этапов ее разработки и их содержанием.
В первую очередь важно определить концептуальные основы бюджета, его роль в общественном воспроизводстве. Далее основная цель и задачи бюджетной политики на данном этапе. Четко сформулированная цель позволяют увязать мероприятия бюджетной политики в единый комплекс.
Научно обоснованная бюджетная политика позволяет соединить возможности бюджета с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства[4,с.165].
1.2 Особенности формирования бюджетной политики в РФ
В настоящее время выделяют бюджетную стратегию набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы, функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике, и бюджетную тактику систему конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.
Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (до 10−15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики. Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей [5,с.112].
В Бюджетном послании Президента на 2008 г. федеральный бюджет определен как составная часть перспективного финансового плана государства, сформированного на три года. Основой формирования бюджета станут четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования, который призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития. В процессе разработки бюджета на очередной финансовый год Правительство ориентируется на приоритеты, обозначенные в Бюджетном послании[3].
В зависимости от функций и целей бюджетной политики она может включать политику в области: доходов бюджета, расходования бюджетных средств, сбалансированности бюджетов, распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, управления государственным долгом.
По территориальному признаку выделяют: федеральную, субфедеральную, бюджетную политику муниципального образования.
Однако такое деление следует считать условным, поскольку самостоятельность региональной политики и политики муниципального образования не является достаточной. Несмотря на то, что вопросы самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы являются дискуссионными и вызывают интерес не только у специалистов,
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2004.
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
- Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 — 2010 годах от 9 марта 2007 года
- Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г. Б. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006.
- Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики Экономист, 2004, № 1.
- Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Панскова Р. Г. Проблемы формирования доходов бюджета Вестник финансовой академии, 2006, № 3.
- Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2007 г. // Экономист, 2006, № 12.
- Сборник материалов по бюджетированию, ориентированному на результат. Сост. Нидерландский экономический институт. М., 2006.
- Устойчивое развитие: роль Высших органов финансового контроля (проект август 2006). Рабочая группа ИНТОСАИ по экологическому аудиту.
- Фетисов В. Д. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2006.
- Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. М.: ЮНИТИ, 2005.
- Финансы / Под ред. Ковалева В. В. М.: «Проспект», 2005.
- Финансы / Под ред. Лушина С. И., Слепова В. А. М.: Экономистъ, 2006.
- Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. М.: «Проспект», 2005.
- Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. М.: «Проспект», 2003.