Операционный анализ деятельности корпорации и оптимизация себестоимости продукции
Расширение специализации и кооперирования. Специализированное производство характеризуется однородностью продукции и технологического процесса, особым оборудованием и специализированными кадрами. Кооперирование представляет собой длительные производственные связи между организациями и предприятиями по совместному изготовлению продукции. Данные процессы позволяют осуществлять производство… Читать ещё >
Операционный анализ деятельности корпорации и оптимизация себестоимости продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Операционный анализ (анализ безубыточности, CVP-анализ, от costs, volume, profit — анализ «затраты — объем — прибыль») используется для изучения зависимости финансовых результатов деятельности корпорации от издержек, объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Он является наиболее эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности, получил широкое распространение в ценообразовании.
Пример алгоритма проведения операционного анализа представлен на рис. 5.7.
Рис. 5.7. Алгоритм операционного анализа по видам продукции, работ и услуг.
Основные показатели операционного анализа:
- • маржинальная прибыль — сумма покрытия постоянных затрат, т. е. разница между выручкой от реализации и переменными затратами;
- • чистая прибыль — алгоритм ее расчета приведен в параграфе 5.4;
- • точка безубыточности — количество продукции (работ, услуг) в денежном выражении, при котором выручка корпора-
ции равна ее затратам. Она может быть определена графически (рис. 5.8) или по формуле:
в натуральном выражении (Тбн):
где Зпост — сумма постоянных затрат; Ц — цена товара за единицу; Зпер — переменные расходы на единицу продукции; в денежном выражении (Тбд):
где В — выручка от продаж;
Рис. 5.8. Графическое определение точки безубыточности.
• запас/недостаток финансовой прочности — разница между выручкой на текущей момент времени и точкой безубыточности. Он показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, при котором корпорация избежит убытка.
Определяется в денежном выражении:
В натуральном выражении:
где Рн — объем реализации в натуральном выражении;
• эффект операционного рычага характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры затрат на маржинальную прибыль корпорации. Проявляется в том, что изменение выручки от продаж всегда ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска.
Силу воздействия операционного рычага для корпораций (.degree of operating leverage, DOL) рассчитывают по формуле.
где МР — маржинальная прибыль; EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов; FC — условно-постоянные расходы производственного характера.
Пример 5.4
Корпорация планирует расширить ассортимент производимых товаров на два вида. Данные о плановых объемах продаж и затратах приведены в табл. 5.5. Постоянные затраты на выпуск товара А составляют 40% от их общей величины.
Таблица 5.5
Плановые показатели объема продаж и затрат
Показатели. | Товар | |
А | Б | |
Объем продаж в месяц, шт. | ||
Цена реализации за единицу изделия, руб. | ||
Переменные затраты на единицу изделия, руб. | ||
Постоянные затраты на выпуск товаров А и Б, руб. | 90 000. |
Определим размер прибыли, полученной за месяц; среднюю величину маржинального дохода для каждого изделия; точку безубыточности; запас финансовой прочности; эффект операционного рычага.
Решение: для этого все расчеты представим в табл. 5.6.
Корпорации пытаются снизить себестоимость продукции. Рассмотрим факторы, влияющие на себестоимость.
1. Непрерывный технический процесс. Внедрение новой техники и технологий, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют осуществлять значительную экономию финансовых и трудовых ресурсов.
Таблица 5.6
Результаты маржинального анализа
№. п/п. | Показатели. | Товар | Всего. | |
А | Б | |||
Переменные затраты, руб. | 72 000. | 126 000. | 198 000. | |
Выручка от продаж, руб. | 135 000. | 210 000. | 345 000. | |
Маржинальный доход, руб. (п. 2 — п. 3). | 63 000. | 84 000. | 147 000. | |
Постоянные затраты, руб. | 90 000. | |||
Прибыль, руб. (п. 3 — п. 4). | 57 000. | |||
Точка безубыточности, шт. | ||||
Запас финансовой прочности, %. | 42,86. | 35,71. | ||
Сила воздействия операционного рычага. | 2,58. |
- 2. Расширение специализации и кооперирования. Специализированное производство характеризуется однородностью продукции и технологического процесса, особым оборудованием и специализированными кадрами. Кооперирование представляет собой длительные производственные связи между организациями и предприятиями по совместному изготовлению продукции. Данные процессы позволяют осуществлять производство с минимальными ресурсными затратами.
- 3. Повышение производительности труда, ведущее к сокращению затрат труда в расчете на единицу продукции и уменьшению удельного веса заработной платы в структуре себестоимости.
- 4. Строгий режим экономии при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности.
- 5. Внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
- 6. Снижение управленческих расходов за счет сокращения численности работников вследствие автоматизации и механизации процессов.
- 7. Сокращение потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака даст возможность провести мероприятия по ликвидации потерь, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Для оптимизации затрат, включаемых в себестоимость, необходима система управления ресурсами, обеспечивающая максимальную производительность при необходимом минимуме затрат. Данная система управления включает три уровня: оптимизация при покупке ресурсов, оптимизация затрат ресурсов на производство и сбыт продукции (основой которого служит CVP-анализ), а также оценка результативности и эффективности затрат ресурсов.