Определение правового государства и его сущность
На различных ступенях исторического пути к современной концепции прав человека мы имеем дело с тем или иным вариантом частичного, ограниченного, привилегированного человека. Последним типом такого привилегированного человека в этом историческом ряду является гражданин (человек как член государства), а последней формой прав привилегированного человека — права гражданина (в их соотношении с правами… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Определение правового государства и его сущность
- 2. Условия, способствующие формированию правового государства
- Заключение
- Список использованной литературы
Актуальность работы обусловлена тем, что правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются: признание и защита прав и свобод человека и гражданина; верховенство правового закона; организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Реферат состоит из введения, основной части, в которой сформулированы определение, сущность правового государства и условия его формирования, заключения и списка использованной литературы.
1. Определение правового государства и его сущность
Как правовая форма организации публичной власти свободных людей любое государство — представляет собой правовое государство и в этом своем правовом смысле и определении входит в предмет философии права и юриспруденции прошлого и современности.
Правовое государство в современном значении — это особая концепция и конструкция развитого в правовом смысле государства, появление и утверждение которого социально-исторически связано с возникновением и развитием буржуазного либерально-демократического строя, формированием буржуазного гражданского общества и буржуазных конституционно-правовых форм организации публичной власти. Под правовым государством в этом современном значении, таким образом, по существу имеется в виду конституционно оформленное либерально-демократическое правовое государство.
Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в работах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.) В дальнейшем этот термин получил широкое распространение в европейской литературе, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, П. А. Покровский, В. М. Гессен, Н. И. Палиенко и др. В англоязычной литературе данный термин не используется — его эквивалентом в известной мере является термин «правление права».
В современном понимании к числу отличительных признаков правового государства относятся: конституционное признание и защита прав и свобод человека и гражданина (как правило, в форме закрепления определенных общепризнанных прирожденных и неотчуждаемых основных прав человека и широкого круга прав гражданина);
конституционное закрепление принципа верховенства правового закона в системе действующего права;
организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В содержательной плоскости данным признакам соответствуют три взаимосвязанных компонента (элемента теории и практики) современного правового государства: гуманитарно-правовой (основные права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (господство права в форме конституционно закрепленной системы источников действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей, включая их взаимные сдержки и противовесы).
Философско-правовое осмысление государства как правовой формы организации публичной власти в обществе имеет долгую и поучительную историю. Эта история идей правовой государственности (в ее неразвитых, а затем и более развитых формах) показывает, что концепция современного правового государства при всей ее новизне и отличительных особенностях сформировалась в общем русле и на теоретической основе предшествующих идей правовой государственности.
Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.
Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя прежде всего такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при организации взаимоотношений государства и гражданина, взаимосвязь права и государства, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т. д.
Идеи античных авторов (Солон, Платон, Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) по затронутому кругу проблем оказали заметное влияние на учения о разделении властей и правовом государстве в Новое время.
В раннебуржуазных концепциях разделения властей (Локка, Монтескье и др.) речь прежде всего шла о правовом ограничении власти монарха, о поисках такой конституционно-правовой формы монархии, власть в которой была бы рассредоточена среди различных социальных слоев общества (между монархом, аристократией и третьим сословием) и представляющих их интересы властных государственно-правовых институтов.
Существенная новизна позиции буржуазных мыслителей — приверженцев конституционной монархии и разделения властей (Локка, Монтескье, Канта, Гегеля и др.) состоит, в частности, в том, что в отличие от античных авторов они, говоря словами Монтескье, стали рассматривать проблему политической свободы в ее отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Он обосновал идею разделения властей как гарантию политической свободы гражданина, понимая под ней спокойствие его духа, проистекающее из уверенности в собственной безопасности, в неприкосновенности его прав. Особо он указывал на опасность, которая грозит политической свободе, если в одних руках будут соединены законодательная, исполнительная и судебная власть. С этим нельзя не согласиться, учитывая наш собственный печальный исторический опыт, преодолеть который нам еще предстоит .
Предпринимая попытку дать определение понятия правового государства, В. М. Гессен писал: «Правовым называется государство, которое признает для себя как правительства создаваемые им же как законодателем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним. Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой». Именно начало обособления властей должно быть положено в основу формирования правового государства.
Приоритет законодательной власти, продолжает далее В. М. Гессен, как власти верховной отличительное свойство правового государства. Он находит выражение в формальном понятии закона в качестве высшей юридической нормы в государстве, И. Ф. Цион в полемической работе «Как установить в России правовой государственный строй?» утверждал, что воля законодателя не является произволом, а «есть результат размышления, основанного па верной оценке народных нужд и их соглашения с тридиционными государственными задачами». Поддерживая такую постановку вопроса, С. А. Котляревский добавлял к этому, что власть должна быть ограничена правом прежде всего во имя справедливости, а «юридически конституционным нужно признать всякое государство, где народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, т. е. законом в формальном смысле признается лишь акт, изданный с согласия народного представительства» .
Список литературы
- Алексеев С.С. Общая теория права. М., «Норма» — 1999.
- Гегель. Философия права. М., 1990.
- Гессен В. М. О правовом государстве. СПб., 1906.
- Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. 1906. Ноябрь-декабрь.
- Котляревский С. А. Власть и право: Проблема правового государства. М., 1915.
- Кузнецов, Э. В., Савельев, В. Ф. Правовое государство: Из истории русской правовой мысли. //Правоведение. -1991. — № 1.
- Лейст О.Э., Мачин И. Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Московского университета. Сер.11. Право. 1995. N 4.
- Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5.
- Матузов Н.И., Малько А. В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 1995. N 4.
- Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало», 2004.
- Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1994.
- Родионов Л. М. Правовое государство. М., 1906.
- Цион И. Ф. Как установить в России правовой государственный строй? Лейпциг, 1905.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984.