Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россия — светское государство

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и части 1, 3 и 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, устанавливающие идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации и многопартийность, а также равенство общественных объединений (частным случаем которых являются политические… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие и признаки светскости государства
  • 2. Россия светское государство
    • 2. 1. Конституционное закрепление светскости государства
    • 2. 2. Принцип светскости государства как основа конституционного строя
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Россия — светское государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Светскость государства это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. Важнейшими производными конституционного принципа светскости государства являются светскость государственной службы и светскость государственных и муниципальных образовательных учреждений. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика отражает или закрепляет определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции.

Недостаточно четкая определенность правового содержания принципа светского характера государства зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, дискриминации граждан по признаку их убеждений.

Актуальность исследований в данной сфере проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства и какие особенности его проявления в нашем государстве.

1. Понятие и признаки светскости государства

Формулируя содержание понятия светскости государства, следует иметь в виду независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, а также иные значимые обстоятельства.

В данном случае под суверенностью понимаются верховенство и самостоятельность, обладание исключительной компетенцией. Так, государство не вмешивается в вопросы вероучительного характера, определения гражданами религиозной принадлежности, в вопросы внутренней самоорганизации религиозного объединения и др., а религиозные объединения не вмешиваются в вопросы государственного управления, в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов и пр.

Светскость, выражающаяся через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, предполагает, что в религиозных вопросах верующие являются хозяевами у себя и для себя, а государство не позиционирует себя в качестве религиозного арбитра.

Учитывая вышесказанное, предлагается выделить следующие существенные признаки светскости государства:

1. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

2. Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.

Рассматривая содержание светскости государства, можно говорить и о таком признаке светскости государства, как светскость легитимности государства.

В конституционном праве легитимностью называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа.

В данном контексте светскость легитимности государства это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных или идеологических институтов и норм, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка.

Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует.

Данный признак не является существенным признаком светскости государства, вместе с тем, находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

Итак, светскость государства конституционная характеристика государства, отражающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостю установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. Светское государство государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

2. Россия светское государство

2.1. Конституционное закрепление светскости государства

Конституционно-правовой анализ Российской Федерации как светского государства предполагает системный анализ норм российского законодательства, закрепляющих и гарантирующих светскость государства, а также светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и государственной службы.

Правовая норма части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что Российская Федерация светское государство, закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в Российской Федерации, определяет светскость государства как одну из основ конституционного строя в Российской Федерации и одну из важнейших конституционных характеристик Российской Федерации.

Часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, и части 1, 3 и 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, устанавливающие идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации и многопартийность, а также равенство общественных объединений (частным случаем которых являются политические объединения) перед законом, закрепляют один из важнейших существенных признаков светскости государства отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

Часть 1 статьи 14 Конститции Российской Федерации, определяющая запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, и часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации, устанавливающая запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, закрепляют другой важнейший существенный признак светскости государства недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.

Гарантии недопустимости установления общеобязательной религии или идеологии, как существенного признака светскости государства, содержатся в следующих конституционных нормах:

1) каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28);

2) каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (части 1 и 3 статьи 29);

3) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19);

4) запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены разжигание религиозной розни; запрет пропаганды или агитации, возбуждающей религиозную ненависть и вражду (часть 5 статьи 13, часть 2 статьи 29).

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» дублирует нормы статьи 14 Конституции РФ: «Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 г. (ред. от 01.12.2007) «Об образовании» // СПС Консультант Плюс.
  3. Федеральный Закон от 26.09.1997 г. (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС Консультант Плюс.
  4. Федеральный Закон от 12.06.2002 г. (ред. от 24.07.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  5. Федеральный Закон от 27.07.2004 г. (ред. от 01.12.2007) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  6. А.А. Конституционно-правовая характеристика светского государства // Актуальные проблемы современности. Караганда: Болашак-Баспа, 2002. С. 164−169.
  7. М. Свобода совести и светскость государства: Проблемы и решения // Адвокат. 2004. № 12. С. 59−66.
  8. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М. В. Баглай. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2006. 784 с.
  9. И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.
  10. И.В. Светскость государства. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. 466 с.
Заполнить форму текущей работой