Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пространство и время социального идеала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большой интерес представляет также исследование такой литературной формы идеала как идиллия. В силу того, что идиллические мотивы нередко проникают в различные варианты социальных идеалов со времён античности до наших дней, можно говорить об определённой устойчивости и. диллических представлений, связанной, по всей видимости, с древними, архаическими слоями человеческого сознания. Несмотря… Читать ещё >

Содержание

  • ВЕЕЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
    • I. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛА
    • 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И МИФ
  • ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИДЕАЛА
    • I. ПРОСТРАНСТВО ИДЕАЛА
    • 2. ВРЕМЯ ИДЕАЛА. — ИЗ

Пространство и время социального идеала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мир человека всегда пронизан сознанием, охвачен им. Проникновение в мир достигается привнесением в него нечто такого, что не принадлежит природной реальности, не существует в ней, отлично от неё.

Проблематичность человеческого существования, составляющая основу всех общественных идеалов, кроется именно в этой открытости и незавершённости самого сознания, в его нетовдественнос-ти миру, несоразмерности с ним. Осознание действительности в качестве чего-то иного, противостоящего личности с необходимостью сообщает дистанцию между человеком и эмпирической реальностью, преодоление которой, являясь основным мотивом мышления, достигается путём создания собственной идеальной реальности, возвращающей человека в мир и сглаживающей ту пропасть между человеческим и природным бытием, истоки которой находятся в сознании и им же должны быть сняты. То, что в мечтах можно парить, что вожможны сны наяву, зачастую не имеющие ничего общего с действительностью, — всё это значительно расширяет пространство пока ещё открытой и непознанной жизни в человеке11.* Эта, высказанная Э. Блохом, идея о незавершённом, открытом характере человеческого сознания раскрывает источник внутреннего, потенциально заложенного в любой культуре стремления к ещё недостигнутому, непонятному, незафиксированному смыслу бытия.

Способ человеческого существования определён социокультурной реальностью, которая задаёт формы осмысления человеком себя.

I. Блох Э. Принцип надежды. // Утопия и утопическое мышление.

М., 1991. С. 49″ и своей эпохи, исторического прошлого и будущего. Философская антропология исходит из признания для бытия человека чрезвычайно важной роли системы идеалов, социально-мифологических представлений, рационализация, выступающих в качестве одного из главных источников человеческой деятельности.

Способность человека создавать разного рода утопии и следовать им сообщает всем культурным образованиям некую тенденцию, устремлённость к определённому идеалу, в рамках которого происходит саморефлексия, самоистолкование, самоосмысление культурной целостности. «Утопия, как идеал общественных отношений, -отмечает А. Свентоховский, — представляет собой наиболее всеобщий элемент в духовном мире. Входит она в состав всех религиозных верований, этических и правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений — одним словом, всякого знания и творт чества, дающего образы человеческой жизни» .

Универсальность утопического элемента культуры, проникновение его во все сферы человеческой жизни, постоянное присутствие на протяжении всей истории общественных идей утопических сюжетов ставит перед социально-философской наукой проблему изучения природы идеала, его функционального значения для социокультурного плана бытия, выявление основных тенденций эволюции общественных идеалов как выражение главных направлений развития культуры и человеческой индивидуальности. Важное значение поэтому приобретает начавшаяся исследовательская работа по изучению структуры и содержания общественного идеала в различных социально-философских парадигмах.

I. Свентоховский А. История утопий. М., 1910. С. 5.

Традиционно исследование проблемы идеала связано с анализом основных идей, составляющих его содержание, или с выявлением взаимосвязи мевду определённым типом мышления и идеальными конструкциями, ему соответствующими. Как правило, вхождение в проблематику идеала происходит путём выделения специфики утопического сознания. К. Мднгейм определяет специфику утопического мышления степенью противостояния его окружающей социальной действительности. Е. Шацкий усматривает главную особенность утопического сознания в стремлении создать мир, максимально завершённый и однозначный в своём совершенстве.

Взгляд на утопию как реализацию заложенных в самой социальной организации общества архетипов / Общество-машина, общество-город, общество-муравейник, общество-компьютер / характерен для Л. Мэмфорда, МЛаски. Достаточно распространённой является и та точка зрения, в соответствии с которой утопия рассматривается как последовательное описание будущего, построенного на альтернативной социально-исторической гипотезе / Л. Сарджент /.

Не отрицая ценности подобных исследований, следует отметить ряд сложностей, чаше всего возникающих при ограничении проблемы идеала анализом основных характеристик утопического сознания. Утопическое сознание, собственно говоря, не обладает своей, стрО' го очерчённой сферой преломления. Представление об идеале распространяются в равной мере как на религиозное, эстетическое, нравственное сознание, так и в области правовой, политической, экономической жизни. Это затрудняет выработку чёткого критерия, с помощью которого представлялось бы возможным зафиксировать область собственно утопического и в соответствии с ней раскрыть природу, механизмы действия и тенденции развития идеальных конструкций.

С другой стороны, оказывается невозможным ограничить представление о социальном идеале какой-либо одной формой общественного сознания, специфические черты которой могли бы объяснить пути формирования идеала и источники его дальнейших превращений. До сих пор не существует ясного представления о тех функциях, которые выполняет идеал в системе культуры, не существует и единой социально-философской концепции, позволяющей раскрыть основные тенденции развития социальных идеалов.

Интерес к вопросу о социальном идеале в связи с пространственно-временной проблематикой продиктован тем фактом, что любой идеал представляет собой прежде всего идеальную модель общества, определённым образом организующую и структурирующую социальную действительность. Это позволяет предположить наличие взаимосвязей между способами моделирования общественных идеалов и теми социальными формами пространства и времени, на основе которых складывается имманентная данной исторической эпохе картина мира.

Большое значение для построения целостной концепции идеала имеют работы, посвящённые анализу социальных форм пространства и времени как необходимых элементов любой культуры, обеспечивающих возможность символического освоения реальности. Важно при этом отметить ряд авторов, касающихся проблемы социального пространства-времени в связи с анализом мифологических форм мышления. J Е. М. Мелетинский, Я. Э. Голосовкер, Э. Кассирер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс Л.

Изучение взаимосвязи искусства, его изобразительных средств, в целом культуры с характерными для данной эпохи представлениями о пространстве и времени является центральной темой в исследованиях Э. Ауербаха, М.Бахтина. В работах Й. Хёйзинги пространственноевременное восприятие действительности в контексте игры становится основным структурным моментом любой культуры.

Большой интерес представляет также исследование такой литературной формы идеала как идиллия. В силу того, что идиллические мотивы нередко проникают в различные варианты социальных идеалов со времён античности до наших дней, можно говорить об определённой устойчивости и. диллических представлений, связанной, по всей видимости, с древними, архаическими слоями человеческого сознания. Несмотря на разнообразие видов идиллий, встречающихся в истории общественных идей, всех их объединяет особое отношение к пространству. Это выражается прежде всего в строгой привязанности идиллии к определённому пространственному уголку. Образ дома, родины, непрерывной связи поколений является необходимым компоненте" идиллического сознания. В идиллиях наиболее отчётливо звучит мотив дома как духовно близкого и освоенного пространства, что формирует особое пространство идиллии.

Разработка проблемы общественного идеала в связи с исследованием социальных форм пространства-времени приоткрывает принципиально новый аспект данного вопроса, касающийся функциональной роли социальных идеалов в системе культуры. Осуществляется это при помощи введения таких понятий, как пространство и время идеала. Отсутствие ясного представления о функциональном значении социальных идеалов кроется, по-видимому, в том, что содержательная сторона любого идеала всегда значительно шире того видимого поля деятельности, в котором он осуществляет себя.

Исследование проблемы социального идеала в контексте вопроса пространственно-временной специфики человеческого мировосприятия позволяет сформулировать некоторые основные задачи и цели данной работы.

Во-первых, выявление основных подходов или парадигм восприятия, в соответствии с которыми в истории философии происходило развитие теоретических представлений об идеальном будущем.

Во-вторых, в связи с тем, что общественный идеал представляет своеобразный механизм конструирования социальной реальности и в этом смысле может быть соотнесён с мифологическими структурами, оказывается возможным сравнительный анализ мифа и идеала, как основополагающих культурных феноменов, ответственных за оформление различных социально-нравственных представлений в целостную картину мира. Главное внимание в данном случае будет уделяться рассмотрению тех функций, которые выполняют миф и идеал в системе культуры.

В-третьих, данное исследование ставит своей целью раскрытие природы идеала в контексте пространственно-временной проблематики.

Введение

таких понятий, как пространство и время идеала, предполагает обозначить связь основных принципов построения общественных идеалов и социальных форм пространства-времени, воплощённых в различных художественных, архитектурных и литературных стилях.

В целом, задача данной работы заключается в выделенииединой логики развития идеальных конструкций, проясняющей, с одной стороны, основные функции идеала в социокультурном плане бытия, а с другой, внутренние механизмы эволюции социальных идеалов в том или ином направлении. Главный акцент при этом будет делаться на исследовании взаимосвязи социальных идеалов и соответствующих им форм пространства и времени. Понимание того, что социальное пространство и время имеет множество форы, развитие которых протекает во взаимосвязи с изменениями в представлениях людей различных исторических эпох о своём идеальном будущем, является основополагающей идеей, вокруг которой разворачивается вся логика рассуждений данного исследования.

В соответствии с традицией, исследование актуально в той степени, в какой она увязана с современным состоянием общества. Но каким образом трансформируется актуальность той или иной проблемы в зависимости от исторически меняющихся представлений о будущем человечества? Каковы основные тенденции развития социокультурного плана бытия ?

Проблема общественного идеала, поставленная в связи с анализом социальных форм пространства и времени, позволяет не только описать особенности и главные тенденции эволюции социальных идеалов, но и объяснить с точки зрения внутренних механизмов, опре-ляюших эти процессы, основные линии, в соответствии с которыми совершается создание образа современной цивилизации, выявить новые приоритеты и акценты в духовной ситуации XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осмысление любой эпохи начинается с выделения соответствующего ей типа сознания, который образно можно представить в виде сложного архитектурного строения со строгой внутренней структурой, скрытой запутанным смешением деталей, частей, элементов. Присущее данной эпохе специфическое понимание души, трактовка человеческой личности, отношение мира земного и мира потустороннего создают общий культурный фон, мифосемиотическую реальность, имеющую внутреннюю структуру, собственные законы, согласно которым складывается единый образ мира, его картина. Выявление характерных для исторической эпохи пространственно-временных форм позволяет обнаружить такую структуру для определённого мировидения.

Способы синтеза различных социальных идей, представлений, символов в устойчивый образ социального бытия, механизмы процесса изменения социокультурной реальности, до сих пор, к сожалению, остаются недостаточно исследованными. В этом контексте проблема социального идеала становится ключевой.

Поскольку проекция мира сводится в своей основе к пространству-времени, а любой общественный идеал выступает прежде всего в качестве идеальной модели общества, то анализ проблемы идеала должен осуществляться в связи с исследованием социальных форм пространства и времени.

Способы моделирования идеалов отражают особенности проектирования социальной реальности, характерные для той или иной культурной эпохи. Более того, связи между ведущими социальными идеалами и наличной социальной действительностью оказываются намного глубже и важнее, чем это считалось ранее. Речь идёт о том, что оформление разнообразных социально-нравственных идей и представлений в единое пространство культуры происходит при непосредственном влиянии со стороны хронотопа идеала. В свою очередь пространстве нно-временные формы идеала детерминированы всем комплексом идей, составляющих содержание конкретного общественного идеала. Хронотоп идеала, следовательно, имея в качестве своего основания идеальное, осуществляет проектирование социальной реальности. Достигается это путём конструирования в рамках общественного идеала представлений о пространстве и времени.

Следует отметить, что, хотя проектирование социальной реальности происходит на основе того или иного хронотопа идеала, однако он не тождественней социальным формам пространства и времени определённой исторической эпохи. Вводимые в работе понятия пространства и времени идеала указывают на специфику пространственно-временных форм идеала в отличие от конкретных, исторически складывающихся социальных форм пространства-времени. Хронотоп идеала даёт лишь основные принципы проектирования социальной реальности, которые при столкновении с наличной эмпирической действительностью обретают качественное своеобразие и наполняются более богатым с содержательной стороны смыслом.

Проникновение пространства и времени идеала в реальность происходит путём их художественного воплощения в произведениях искусства. Методы построения литературных произведений, различные архитектурные и художественные стили, основные научные и общественные теории опосредованы уже имеющимися в идеальных конструкциях пространственно-временными формами. Как в исторической, так и в естественно-исторической картине мира нет ни одной мельчайшей подробности, которая бы не была подчинена общей логике идеального пространства-времени.

Человеческое существование протекает на фоне смыслов, символов, понятий, но сами понятия и их отношения не неизменны, они исторически меняются, они осмысливаются со всем, что приходит с ними в связь. Феномен идеала как необходимого компонента любой культуры раскрывается путём выявления его функциональных особенностей. Именно в рамках социального идеала происходит оформление пространственно-временных форм, отвечающих новым духовным устремлениям эпохи.

Необходимость возникновения такого культурного образования как социальный идеал была вызвана выходом человека за рамки мифологического сознания. Если в мифе символическая реальность ещё не отличима от естественно-природного порядка вещей, то постепенно увеличивающийся разрыв между человеческим и природным миром требовал появления определённого культурного механизма, посредством которого человек мог включиться в духовный мир собственной культуры. Достигается это путём единых для данной культурной эпохи социальных форм пространства-времени, проектирование которых является основной функцией социального идеала.

Рассмотрение социальных идеалов в контексте пространственно-временной проблематики позволяет сделать следующие выводы относительно главных тенденций развития идеальных конструкций.

Во-первых, вплоть до эпохи Возрождения наблюдается в способах построения идеала пространственной ориентации, связанной с признанием неких абсолютных, сверхличностных, божественных сущностей, в соответствии с которыми пространство идеала мыслилось как строго определённое и замкнутое, 'а время как цикличное, подчинённое пространству, постоянно возвращающееся в мир неподвижных, пространственно локализованных начал.

Во-вторых, вместе с разрушением традиционных культур происходит постепенное усиление значения времени. Этот процесс был связан с распространением идеи бесконечности, возникновением представления об исторических горизонтах человеческого развития, параллельно с которыми углубляется само понимание личности как автономной, самодостаточной, уникальной ценности человеческого бытия. В результате пространство идеала теряет прежнюю строгую очерчён-ность, замкнутость и расширяется до бесконечности, а время идеала осознаётся как время историческое, однонаправленное, прогрессивное.

В-третьих, изменение соотношеш. л между пространством и временем идеала проявляется в переходе от идеала как образа совершенного общественного устройства i Платон, Гегель i к идеалу, мыслимому в качестве бесконечной цели развития общества и самосовершенствования личности } Аристотель, Кант Л.

В-четвёртых, идеалы, акцентирующие своё внимание на пространстве, отличаются строгой центрированностью, образной конкретностью, сакрализованностью и относительной исторической устойчивостью. Идеалам же с развитыми формами социального времени присущи высокий уровень абстракции при определении идеальной цели, представление об относительном характере главных общественных ценностей, представление о центре как подвижном и пространственно нелокализо-ванном, всё более усиливающийся процесс десакрализации мира.

В целом, социальное пространство, являясь экстенсивной формой человеческого бнгия, рассматривается в работе как выражение идеи порядка и структурности, а социальное время, представляя интенсивную форму человеческого бытия, соотносится с идеей ритмичности. Хронотоп идеала, будучи преврашённой формой идеального, осуществляет проектирование социальной реальности путём оформления в пределах идеала представлений о пространстве и времени.

Рассмотрение эволюции социальных идеалов позволяет сделать заключение о возрастании значения времени в современных представлениях о социокультурной реальности, В наши дни время стало играть центральную роль в философии, литературе, живописи, архитектуре. Постоянное присутствие временной перспективы отражает тот факт, что главное внимание направлено сегодня не на возможную структуру мира, а на его изменение. Этому соответствует представление о непрерывной смене жизненных форм и стилей, отсутствие заданной модели идеального обшества, разнообразные временные перспективы, уживающиеся в одном литературном произведении, техника «пустого пространства» в живописи, сосредоточенная не на внешней, а на субъективной реальности, рассмотрение жизни духа как «потока сознания» .

Переход от идеи порядка и структурности к идее ритмичности определяет современную установку на новизну вместо исключительности, на полиморфизм вместо единообразия. Исследование пространственно-временной специфики современных социальных идеалов в целом способно раскрыть основные противоречия нашего времени, яснее представить современную духовную ситуацию, прояснить главные движущие мотивы XXI века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1975−1983.
  2. Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. 399 с.
  3. Ауд И .11. Будущее архитектуры и её возможности. // Архитектура современного запада. М.: йзогиз, 1932. С. 77−85.
  4. Э. Мимесис. М.: Прогресс,' 1976. 556 с.
  5. С.П. Искусство и утопия. М.: Наука, 1990. 304 с.
  6. II. Понимание современности. // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 127−133.
  7. Н.А. Спасение и творчество. // Путь. 1926. I 2. С. 19−33.
  8. Н.А. Государство. // Власть и право. Л.: Лениздат, 1990. С. 279−314.
  9. Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Спб., 1901. 365 с.
  10. Н.А. Судьба человека в современном мире. // Новый мир. 1990. & I. С. 207−232.
  11. Н.А. Философия неравенства. // Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. С. 7−242.
  12. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
  13. Н.А. Царство Божие и царство кесаря. // Путь. 1925. й I. С. 24−45.
  14. Блох Э."Принцип надежды. '// Утопия и утопическое мышление. №.: Прогресс, 1991. С. 49−78.
  15. Ф. История и общественные науки. Историческая длительность. J J Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. С. I15−142.
  16. С. Два града. Исследовение о природе общественных идеалов. В 2-х т. М.: Путь, I9II.
  17. С. О социальном идеале. /У Вопросы философии и психологии. Кн. III. М., 1903. С. 291−376.
  18. Булгаков С ."'От марксизма к идеализму. Спб., 1903. 347 с.
  19. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  20. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.
  21. Д. Основания новой науки об обшей природе наций. Л.: Худож. лит., 1940. 620 с.
  22. В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов, j. Социологос. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. С. 431−454.
  23. В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца ХУШ в. М.: Наука, 1975. 295 с.
  24. B.II. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. М.: наука, 1976. 419 с.
  25. Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  26. В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. J J Вопросы философии. 1969. № 9. С.88−98.
  27. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 566 с.
  28. ПЛ. Эволюция понятия науки / ХУП ХУШ вв. /. М.: Наука, 1987. — 447 с.
  29. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Спб.: Наука, 1992. 444 с.
  30. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль, 1972−1973.
  32. Я.Э. Логика мифа. М.: наука, 1987. 2Г7 с.
  33. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л.: Наука, 1986. 277 с.
  34. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 197I. 286 с.
  35. С. Области бессознательного: опыт исследования ЛСД-терапии. J J Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 437−454.
  36. С. Трансперсональные опыты. // Человек. 1991. № 5. С. 54−62.
  37. С. Целительные возможности необычных состояний сознания. JJ Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 455−468.
  38. Гуревич"А.Я. Время как проблема истории культуры. J J Вопросы философии. 1969. № 3. C. I05-II6.
  39. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.
  40. Я. Кармические интуиции Станислава Грофа. J J Наука и религия. 1992. № 10. С. 3−5.
  41. М. Происхождение идеи времени. Спб., 1899. 372 с.
  42. Э. Ценностные и «реальные» суждения. J J Социологические исследования. 1991. № 2. С. I06-II4.
  43. Иванов Вяч. О русской идее. // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 226−240.
  44. С. Идеал. // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962. С. 202.
  45. Ильенков «Э. В. Идеал. // Философский энциклопедический словарь. iyl.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 195−196.
  46. Э.В. Философия и культура. М.:Политиздат, I99I.-462C*
  47. В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 343 с.
  48. И. Соч. В 6-ти т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. 544 с.
  49. И. Трактаты и письма. М.:Наука, 1980 710 с.
  50. Э. Сила метафоры. // Теория метафоры. М.:Наука, 1990. С. 33−43.
  51. М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. IV.:Соцэкгиз, 1936. 265 с.
  52. JI. Новая эпоха в архитектуре. // Архитектура современного запада. М.:Изогиз, 1932. С. 51−63.
  53. Н. Соч. В 2-х Т. М.: Мысль, 1979.
  54. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований, ivi.: ИНИОН, 1982. 263 с.
  55. Леви-Бркшь I. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Огиз, 1937. 519 с.
  56. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.:Наука, 1983. 536с.
  57. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.:Политиздат, 1991. 524 с.
  58. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 82 с.
  59. К. Идеология и утопия.)J Утопия и утопическое мышление. М.:Прогресс, 1991. С. II3-I69.
  60. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание.
  61. Е.М. Мифология. }} Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.энциклопедия, 1983. С. 377−378.
  62. Е.М. Поэтика мифа. М.:Наука, 1976. 407 с.
  63. Е.М. Аналитическая психологияи проблема происхождения архетипических сюжетов. }j Вопросы философии. 1991 № 10. С. 41−47.
  64. К.Е. Проблема пространства-времени. J/ Философияестествознания. Ivl. Политиздат, 1966. С. 137−207.
  65. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2-х т. T.I. М.:Мысль, 1990. С. 158--.230.
  66. Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч. В 2-х т. T.I. М.-.Мысль, 1990. С. 47−157.
  67. Новая технократическая волна на Западе. М.:Прогресс, 1986. -450 с.
  68. П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901. 245 с.
  69. II.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. 393 с.
  70. П.И. Об общественном идеале. М.-.Пресса, 1991.-639с.72. 0 России и русской философской культуре. М.:11аука, 1990.-528с.
  71. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.:йскус-ство, 1991. 588 с.
  72. В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. 216с.
  73. К.С. Научно-техническое творчество. Л.: Из-во ЛГУ, 1979. 144 с.
  74. Платон Соч. В 3-х т. М.:Мысль, 1968−1972.
  75. Н. Россия и революция. Эрмитаж, 1988. 352 с.
  76. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М.:Феникс, 1992.
  77. Проблемы идеализма. М., 1903. 521 с.
  78. Ф. Будущее архитектуры. М.:Госстройиздат, 1960. 247с.
  79. Ф. Третье Измерение. // Архитектура современного запада. М.: Изогиз, 1932. С. 89−92.
  80. Свентоховский^А. История утопий. М., 1910. 427 с.
  81. Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. М.:ИНИ0Н, 1988. 236 с.
  82. Вл. Соч. В 2-х т. М.: Мысль, 1990.
  83. Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л.:Из-во ЛГУ, 1978. 174 с.
  84. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.:Наука, 1976. 104 с.
  85. Ф.А. Мысли о России. // Новый мир. 1991. «№ 6.-С.201−239.
  86. Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. Л.: Из-во ЛГУ, 1987. 159 с.
  87. . Что такое новая архитектура. // Архитектура современного запада. М.:Изогиз, 1932. С. 68−72.
  88. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.:Прогресс, 1990. С.106−145.
  89. Тейяр де Шарден П. Феномен христианства. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.:Прогресс, 1990. С.98−105.
  90. А. Постижение истории. М.:Прогресс, 1991. 732 с. «
  91. В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. // Ранние формы искусства. М.:Искусство, 1972. С.77−104.
  92. В.Н. Первобытные представления о мире. // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.:Наука, 1982. -С. 8−40.
  93. Э. Третья волна. // США экономика, политика, идеология. 1982. № 7-II.
  94. Е. Смысл жизни. М., 1918. 232 с.
  95. Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь-XXI век, 1991. НО с.
  96. Н.Н. О категориях «цель», средство», «результат». М.: Высш. школа, 1968. 148 с.
  97. Дж. Естественная философия времени. M. rilporpecc, 1964. 431 с.
  98. Дж. Структура и природа времени. М.:Знание, 1984.-64с.
  99. П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. // Декоративное искусство СССР. 1982 № I. С. 25−29.
  100. П. Время и пространство. // Социологические исследования. 1988. № I. С. I07−114.
  101. II. Иконостас. '//""Богословские труды. Сб. 9. М., 1972. С. 80−148.
  102. П. Обратная перспектива. Соч. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1990. С. 43−108.
  103. Г. В. Метафизические предпосылки утопизма. // Путь. 1926. № 4. С. 21−40.
  104. С.Л. Духовные основы общества. // Русское зарубежье. Л.: Лениздат, 1991. С. 243−432.
  105. С.Л. Крушение кумиров. Соч. М.-.Правда, 1990. C. II3-I82.
  106. С.Л. По ту сторону «правого» и «левого». // Новый мир.1990. Л 4. С. 205−241.
  107. ПО. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. // Философские науки. 1990. J* 5. С.81−91.
  108. С.Л. Философия и жизнь. Спб., 1910. 389 с.
  109. В. Человек в поисках смысла. М.:Т1рогресс, 1990. 368с. ИЗ. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М.': Полит, лит-ра, 1989. — С. 94−142.
  110. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
  111. Фрейд 3. Тотем и табу. М.-П., 1923. 171.
  112. М. Разговор на просёлочной дороге. М.:Высш. школа, 1991. 192 с.
  113. Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1983. 539 с.
  114. Хёйзинга Й. Homo? uclen6. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 458 с.
  115. Человек и культура. М.: Наука, 1990. 238 с.
  116. Чичерин Б.Н. .О началах этики. УУ Философские науки. 1989. № 9−12, 1990. Ш 1−4.
  117. .Н. Свобода в государстве. Политические и социальные идеалы. И Власть и право. JI.: Лениздат, 1990. С. 21−86.
  118. .Н. Социология. // Itypc государственной науки. 4.II. М., 1896. 433 с.
  119. Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 454 с.
  120. Шпенглер 0. Закат Европы. T.I. Новосибирск, Наука, 1993. -592 с.
  121. Шпенглер 0. Закат Европы. Т.2.)} Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 23−68.
  122. М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с.
  123. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  124. Юнг К. Г. Приближаясь к бессознательному. Л Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 351−436.
  125. К. Истоки истории и её цель. В 2-х выпусках. М.: ИНИОН, 1991.
  126. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук. Думка, 1977. 275 с.131* Bauer H. Kunst und Utopie- Studien Uber das Kunst and Sta-atsdenken in der Renaissance. В., 1965. Taf. 11 / 3 /. S, 25 98.
  127. Buchholz L.-U. Oswald Spengler eine Schttsselfigur im kon-servativen Denken des 20. Jahrhunderts. // Dt. Ztschr. fur Philosophie. В., 1989. j. g. 37, H. 2. — S, 139−147.
  128. Cassirer E. Die Begriffsform im Mythischen Denken. L.-B., 1922. 310 S.
  129. Cassirer B, Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. Gb’teborg, 1941. 296 S#
  130. Cassirer E. Natur und Volkerrecht im Lichte der Geschichte und des systematischen Philosophie. В., 1919. — 319 S.
  131. Cassirer E. Was ist der Mensch? Versuch einer Phiiasophie der menschlicher Kultur. Stuttgart, 1960. 289 S.
  132. Droysen P. G. Grundriss der Historit. Hrsg. von E. Rothacker. Halle, 1925.- 268 S.
  133. EnzyklopSdie Philosophie und Wissenschaftstheorie. Bd. 2. Bibliographisches Institut. Mannheim, 1984. S. 166.
  134. Freyer H. Das Problem der Utopie, // Deutsche Rundschau. В., 1920. Bd. 183. S. 321−345.
  135. Guardini R. Das Snde der Heuzeit WUrzburg, 1965.- 315 S.
  136. Heimsoeth Ы. Die sechs grofien Themen der abendleindischen Metaphysik und der Ausgang des Mittelalters. Darmstadt, 1953.- 274 S.
  137. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. Heiderberg, 1919. 248 S,
  138. Jaspers K. Vom europaischen Geist. // Eechenschaft und Ausblick. Mlinchen, 1951. S. 72 — 136.
  139. Mannheim К. Das konservative Denken. //Arch. fUr Sozialwiss. u. Sozialpolitik. Tubingen, 1927. Bd. 57. H. 1. -S. 41−32.
  140. MUnter G. Idealstadte: Ihre Geschichte vonv 15−17 Jahrhundert. В., 1957. 104 3.
  141. Kowgorodzew P. Uber die eigentUmlichen Elemente den russi-schen Rechtsphilosophie. //Philosophie und Recht. 1922/23. K. 2. S. 53−54.
  142. Stahl P.J. Die Philosophie des Kechts. Bd. 1. Heidelberg, 1930. 213 S.
  143. Paul G. Kuhtos, Philosophie und Rationalitat. Prankfurt a. M. etc.: Lang, 1988. 161 3.
  144. Pfoteiihauer H. Dionysos. Eeinse H’olderlin — Nietzsche. // Holderlin Jahrbuch, 1938, — Tubingen, 1939. — S. 38−59.
  145. Weber A. Kulturgeschielite als Kultursoziologie, Llunchen, 1950. «512 S.
Заполнить форму текущей работой