Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительная гигиеническая характеристика питания иранских школьников, обучающихся в Москве, и российских школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из изложенного, в настоящей работе была проведена сравнительная оценка состояния питания и физического развития иранских школьников, которые обучаются в г. Москве, и российских школьников. При этом, учитывая важную роль витаминов и минеральных веществ в обеспечении здоровья и физического развития детей и подростков, особое внимание при проведении данной работы уделялось оценке фактического… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Обзор литературы
    • 2. 1. Современные представления об основных принципах питания детей школьного возраста
      • 2. 1. 1. Роль основных пищевых веществ
      • 2. 1. 2. Методы изучения фактического питания
      • 2. 1. 3. Методы оценки обеспеченности микронутриентами
    • 2. 2. Характеристика фактического питания иранских и российских школьников
    • 2. 3. Физическое развитие иранских и российских детей
      • 2. 3. 1. Методы оценки физического развития
      • 2. 3. 2. Данные о физическом развитии иранских и российских детей
  • 3. Материалы и методы исследования. 42 3.1. Общие условия организации исследования
    • 3. 2. Методы исследования
      • 3. 2. 1. Гигиенические
      • 3. 2. 2. Антропометрические
      • 3. 2. 3. Биохимические
      • 3. 2. 4. Статистические
  • 4. Результаты собственных исследований и обсуяадение. 47 4.1. Фактическое питание иранских школьников, обучающихся в
  • Москве
    • 4. 1. 1. Результаты изучения фактического потребления основных групп пищевых продуктов иранскими школьниками
    • 4. 1. 2. Частота потребления основных групп продуктов иранскими школьниками
    • 4. 1. 3. Результаты изучения фактического потребления основных пищевых веществ и энергии иранскими школьниками
    • 4. 2. Результаты изучения фактического питания российских школьников
    • 4. 2. 1. Результаты изучения фактического потребления основных групп пищевых продуктов
    • 4. 2. 2. Результаты изучения фактического потребления основных пищевых веществ и энергии российскими учащимися
    • 4. 3. Сравнительная оценка фактического питания иранских школьников, обучающихся в Москве, и российских школьников
    • 4. 3. 1. Сравнительные данные о фактическом потреблении основных продуктов питания иранскими и российскими школьниками
    • 4. 3. 2. Сравнительные данные о фактическом потреблении основных нутриентов и энергии иранскими и российскими школьниками
    • 4. 4. Сравнительная характеристика физического развития иранских и российских детей школьного возраста
    • 4. 5. Изучение обеспеченности обследованных школьников некоторыми минеральными веществами (кальций, магний, железо)

Сравнительная гигиеническая характеристика питания иранских школьников, обучающихся в Москве, и российских школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.Актуальность работы.

Рациональное питание детей играет важную роль в обеспечении их здоровья, правильного физического и нервно-психического развития, устойчивости к неблагоприятным воздействиям факторов окружающей среды.

В связи с этим, рационализация питания детей, в том числе школьного возраста, является одной из важных и приоритетных задач гигиены. Решая эти проблемы, следует иметь в виду, что важными факторами, определяющими характер питания детей, являются национальные, культурные, а также климато — географические, экономические, социальные и иные факторы, которые лежат в основе формирования соответствующего пищевого поведения детей (Тутельян В.А., Конь И. Я., 2004., Истомин А. В., 1996, 2002, 2003).

Учитывая изложенное, следует признать научную актуальность и практическую значимость проблемы рационализации питания детей, в силу сложившихся обстоятельств переехавших в другую страну, отличающуюся не только климато-географическими, но и социальными, культурологическими, религиозными особенностями, образом жизни населения, системами образования и питания. Ломка стереотипа образа жизни, системы образования и питания может привести у таких категорий детей к существенному изменению адаптационно-защитных механизмов с неблагоприятными последствиями для здоровья и дальнейшего формирования организма. Учитывая важную роль описанных факторов в реализации указанных механизмов, оценка пищевого статуса детей, сменивших привычную обстановку, представляется важной и целесообразной. В качестве основных показателей состояния питания при этом широко используют оценку фактического питания и физического развития детей (Сухарев А.Г., 2000,.

Батурин А.К., 1998;2006; Конь И. Я., Волкова Л. Ю., 2004, Кучма В. Р., 2002, Якубова И. Ш., 2003, Климацкая Л. Г., 2006).

Исходя из изложенного, в настоящей работе была проведена сравнительная оценка состояния питания и физического развития иранских школьников, которые обучаются в г. Москве, и российских школьников. При этом, учитывая важную роль витаминов и минеральных веществ в обеспечении здоровья и физического развития детей и подростков, особое внимание при проведении данной работы уделялось оценке фактического потребления и обеспеченности детей наиболее важными витаминами, макроэлементами, имеющими существенное значение для формирования костной ткани (Са, Mg) и микроэлементом железом (Спиричев В.Б., 2000;2002, Коденцова В. М., 2006).

2. Цель исследования.

На основе оценки состояния питания и физического развития иранских школьников, обучающихся в г. Москве, разработать предложения по рационализации их питания.

3. Задачи исследования.

1. Изучить и оценить фактическое питание и физическое развитие иранских школьников, обучающихся в г. Москве, включая изучение структуры их рационов питания, потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, энергетическую ценность рациона;

2. Оценить фактическое питание и физическое развитие группы сравнения — российских школьников тех же возрастных групп, включая изучение структуры их рационов питания, потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных элементов, энергетическую ценность рациона.

3. Изучить содержание кальция, магния и железа в волосах иранских школьников, обучающихся в г. Москве, как возможный подход к оценке их обеспеченности указанными микронутриентами.

4. Разработать предложения по рационализации питания иранских школьников, обучающихся в г. Москве.

4. Научная новизна.

Впервые изучено влияние изменения культурно-климато-географической среды обитания этнически единой группы (иранских школьников 7−18 лет) на стереотипы их пищевого поведения и фактическое питание.

Получены принципиально новые данные, свидетельствующие о сохранении у иранских школьников традиционных пищевых стереотипов, несмотря на смену страны проживания, климатических и бытовых условий. Выявлены различия в физическом развитии иранских и российских школьников, отражающие этнические особенности обследованных детей. Доказана эквивалентность оценки физического развития детей с использованием как центильных шкал, так и метода Z-скора.

5. Практическая значимость.

Полученные данные о фактическом питании иранских школьников использованы для разработки предложений по рационализации питания иранских школьников, обучающихся в Москве. Доказательство эквивалентности двух методов оценки физического развития (центильных шкал и метода Z-скор) дает возможность использования обоих методов для оценки данных о физическом развитии различных групп детей. Вывод о различиях в физическом развитии иранских и российских школьников, несмотря на достаточное сходство в потреблении ими энергии и пищевых веществ, следует принимать во внимание при оценке нутритивного статуса различных популяций детей.

6. Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации доложены на заседании секции по питанию Московского общества детских врачей (Москва, 2006), на второй Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье» (г. Рязань, 2007), на объединенной конференции кафедры гигиены питания и токсикологии ММА им И. М. Сеченова и отдела детского питания (Москва, 2007).

Основные положения диссертации отражены в 8 печатных работах, в том числе в 3 статьях в рецензируемых журналах — «Вопросы питания» и «Вопросы детской диетологии», определенных ВАК Министерства образования и науки РФ.

7. Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, главы «Материалы и методы исследования», главы «Результаты исследования», заключения, выводов и указателя литературы, включающего 176 источников литературы. Диссертация изложена на 149 страницах машинописного текста, иллюстрирована 1 схемой, 24 таблицами и 52 рисункамиимеет 35 приложений.

6. Выводы.

1. Впервые изучено влияние перемещения этнически единой группы детей иранской диаспоры (школьники 7−18 лет) из одной культурно-климато-географической среды обитания (Иран) в другую (Центральная Россия, г. Москва) на стереотип их питания и фактическое питание.

2. Показано, что новая культурно-климато-географическая среда обитания иранских детей школьного возраста не оказывала существенного влияния на их традиционное пищевое поведение.

3. Продуктовый набор иранских школьников характеризовался преобладанием потребления хлеба и хлебо-булочных изделий, круп и бобовых, молока и фруктов и мало отличался от традиционного питания населения Ирана. В группе сравнения — российские школьники тех же возрастных групп — продуктовый набор характеризовался большим, чем у иранских детей, потреблением (в среднем по группам) мяса (на 76%) и овощей (на 88%), но меньшим — фруктов (на 43%) и молока (на 47%).

4. Отмеченные отклонения в структуре питания иранских школьников и школьников групп сравнения формировали примерно идентичные изменения в их пищевом статусе, что выражалось в недостатке в рационе (в среднем, соответственно) кальция (на 48%) и витаминов Bi (на 33%) и В2 (на 27%).

5. Физическое развитие иранских школьников 11−13 и 14−18 лет характеризовалось (соответственно группам) более высокими показателями массы тела (на 12% и 21%), индекса массы тела (на 14% и на 14%), окружности бедер (на 8% и 20%) и талии (на 6% и 13%). В основе выявленных особенностей физического развития иранских школьников лежат не только нарушения структуры питания, но и генетические, этнические и национальные особенности.

6. Прямое определение содержания в волосах иранских детей кальция (934 мг/кг), магния (137 мг/кг) и железа (30 мг/кг) показало, что их содержание в волосах находится в границах возрастной нормы и не является в достаточной степени информативным тестом, если в рационе не наблюдается выраженный дефицит минеральных веществ.

7. Разработаны рекомендации для иранских школьников, проживающих в г. Москве, направленные на оптимизацию их питания. Рекомендации предусматривают повышение потребления рыбы и мяса в сочетании со снижением потребления хлеба и круп, кондитерских изделий и газированных напитков, регулярный прием поливитаминных препаратов и увеличение двигательной активности.

Практическое внедрение.

Разработаны практические рекомендации по оптимизации питания, проживающих в г. Москве иранских школьников, которые направлены в Иранский учебно-просветительный центр «Паяаме Эммам» (г. Москва).

5.

Заключение

.

Питание является одним из важнейших факторов адаптации взрослых и детей к меняющимся условиям существования. С этой точки зрения значительный интерес представляет изучение возможных изменений в характере питания при изменении условий жизни, в частности, при смене страны проживания, отличающейся климатогеографическими, социальными, культурными и другими особенностями.

В связи с этим, целью данной работы явилось изучение особенностей питания иранских детей, временно обучающихся в г. Москве. Ранее подобная оценка питания данной этнической группы не проводилась.

Было обследовано 124 иранских учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, обучающиеся в Иранском центре в г. Москве. Основным подходом при этом служило сопоставление фактического питания иранских детей с рекомендуемыми в Российской Федерации нормами питания, международными стандартами и с фактическим питанием российских детей того же возраста.

Параллельно проводилась сравнительная оценка физического развития иранских и российских учащихся.

Проведенное исследование показало, что характер питания иранских школьников сохранял традиционное для иранского населения особенности: высокое потребление иранскими школьниками хлеба, круп и фруктов.

Иранские дети потребляли также значительные количества молока и молочных продуктов, которое тем не менее было ниже рекомендованных российских норм. Вместе с тем, иранские дети потребляли более низкие, чем рекомендовано в РФ, количества мяса. Следует особо указать, что имело место очень низкое содержание рыбы, которая по современным представлениям, является необходимым компонентом пищевых рационов, как основной источник соЗполиненасыщенных ирных кислот, требующихся для поддержания многих физиологических функций, включая когнитивные.

В соответствии с особенностями структуры пищевых рационов иранских детей химический состав этих рационов характеризуется адекватным потребление жира и магния. Вместе с тем, потребление витамина В1 и кальция было несколько снижено в сравнении с российскими нормами.

Проведенная в аналогичных условиях оценка фактического питания российских школьников показала, что российские учащиеся потребляли достаточно круп и бобовых, но недостаточно остальных групп продуктов, включая хлеб, мясо, молоко, овощи, фрукты. Потребление рыбы при этом было особенно низким (11−17 г/сутки при рекомендуемых 60−70 г/ сутки).

Анализ химического состава рациона российских школьников указывает на недостаточное потребление белка и более адекватное потребление жира. Что касается микронутриентов, то выявлен значительный дефицит кальция (490−513 мг/сутки при рекомендованных.

1100−1200 мг/сутки) и витамина В2. Эти данные, отражающие недостаточное потребление молока и молочных продуктов российскими школьниками, подтверждают имеющиеся литературные данные [4]. Для питания российских школьников характерен также незначительный дефицит железа и витамина С. Содержания магния в рационе было близко к рекомендуемым нормам.

Сравнительная характеристика структуры питания российских и иранских школьников показала, что иранские дети потребляли значительно больше, чем российские школьники, круп, хлеба, фруктов и молока, но меньше мяса и овощей. Такая структура питания характерна для большинства иранского населения: более 50% суточной энергии иранцы удовлетворяют за счет хлеба и зерновых продуктов.

Химический состав фактического рациона питания иранских школьников характеризуется относительным недостатком белка с высокой биологической ценностью, витамина Вь В2, кальция и железа. Можно полагать, что указанные особенности питания иранских детей, в известной мере, служат причиной достаточно значительной распространенности среди них детей с избыточной массой тела.

Выявленная в работе четкая тенденция к более значительной массе тела и окружностей тела у иранских школьников, в сравнении с российскими детьми, отражает очевидно эволюционно закрепленные этнические особенности и особенности метаболизма пищевых веществ. Тем самым, полученные данные могут рассматриваться как дополнительное доказательство необходимости учета конституциональных особенностей детей и взрослых при анализе данных о физическом развитии населения и его зависимости от характера питания.

На основании полученных данных представляется целесообразным рекомендовать внести отдельные изменения в структуру питания иранских школьников, обучающихся в г. Москве, и в частности: увеличить содержание в рационе мяса и, особенно, рыбынесколько ограничить.

108 потребление хлеба и хлебобулочных изделий, крупограничить потребление кондитерских изделий и газированных напитковшире использовать в питании продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами и поливитаминные препаратыповысить двигательную активность детей среднего и старшего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А. Физическое развитие детей Кировской области. // Гигиена и санитария. 1998.- № 2 — С.30−32.
  2. И.Э., Усанова Е. П., Маткивский Р. А. К проблеме оптимизации питания современных школьников.//Детская гастроэнтерология: настоящее и будущее: Матер. 7-го Конгресса пед-в России. 12−14 февраля 2002 г. Москва, 2002. — С.8.
  3. Альбом порций продуктов и блюд / Под ред. Мартинчика А. Н., Батурина А. К., Баевой B.C.- М- 1995.- 65с.
  4. А.К., Оглоблин НА., Волкова Л. Ю. Результаты изучения потребления кальция с пищей детьми в Российской Федерации //Вопросы детской диетологии. № 5. т.4. 2006 с. 12−16.
  5. А.К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России.// Автореферат на соискание ученой степени доктора медицинских наук- М. 1998.-24с.
  6. B.JI. Совершенствование управления системой школьного питания: Автореф. Дис. на соиск. Уч. Ст. канд. Эконом. Наук.-М., 2001 г. 18с.
  7. А.В., Аныкина Н. В. Методические подходы к оценке пищевого статуса.// Политика здорового питания в России: Матер. Конгр. 12−14 ноября 2003 г. Москва, 2003. — С.94.
  8. Вредные химические вещества. // под ред. Филова В.А.-Л.-Химия. -1988.-С. 61−81,257−283, 146−160.
  9. В.Г., Покровский AJL, Ширина Л.И. Значение белка в питании здорового и больного человека: Справочник по диетологии. — М.: Медицина, 1992. С.11−18.
  10. Гигиена детей и подростков: руководство для санитарных врачей. / под ред. Сердюковской Г. Н. и Сухарева А.Г.- М: Медицина, 1986 г.- 496 с.
  11. Гигиена питания: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / А. А. Королев .- М.: Издательский центр «А кадемия», 2006 .- С. 28−63, 111−148, 332 337
  12. Н.А., Батурин А. К., Шагова М. В. и др. Обеспеченность селеном жителей Алтайского края. // Вопросы питания.-1998. № 5−6. -С. 16−18.
  13. Н.А., Соколов ЯЛ., Самарриба О. Селен волос как информативный показатель обеспеченности организма человека. // Вопр. питания.-1996.- № 3.- С. 14−17.
  14. .Ю., Кизенко О. А., Мовшин Ю. Г. и др. Особенности питания школьников . // Госсанэпидслужбе России 80лет: реальность и перспективы: Матер. Всеросс. Науч.-практ. Конф. ч.2 -Москва, 2002 г.- С. 209.
  15. .Ю., Кизенко О. А., Мосов А. В. Совершенствование организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях //Вопросы детской диетологии. 2003. -т. 1.- № 2. — С.84−87.
  16. Дети России 2000−2001 /РАМН НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н. А. Семашко.-Москва, 2003.-80с.
  17. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). /Мин.Здрравоохранения РФ, — Москва, 2003 г.-С.8−59.
  18. В.А., Келлер X, Муравенко Н.М. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник.-М.Медицина, 1997.- 287с.
  19. А.А., Русова Т. В., Лисина Л. Ю. Программа профилактической помощи детям в переломные периоды обучения. //Укрепление здоровья в школе: Тез. Докл. Всерос. Науч.-практ. Конф. 4−6 апреля 2000 г. Казань, 2000.-.С. 29.
  20. А.В. Гигиенические проблемы питания различных групп населения центрального региона России.// Политика здорового питания в России: Матер. Конгр. 12−14 ноября 2003 г. Москва, 2003. -С. 215.
  21. А.В., Михайлов И. Г. Гигиеническая оценка показателей алиментарного статуса школьников Мончегорска.// Гигиена и санитария. 1997. -№ 5.-С.12−14.
  22. А.В. Региональные особенности фактического питания и алиментарного статуса населения России. // Госсанэпидслужбе России 80лет: реальность и перспективы: Матер. Всеросс. Науч.-практ. Конф. ч.2 -Москва, 2002 г. — С.288−292.
  23. А.В., Юдина Т, В. Гигиеническая оценка и прогноз состояния фактического питания отдельных групп населения России // Гигиена и санитария. 1996. — № 4. — С. 17−19.
  24. Э.Э. Изучение состояния питания малоимущего населения и разработка рекомендаций по его рационализации./ Автореферат на соискание ученой степени канд. мед. наук.- М.- 2003 -30с.
  25. О.В., Засорин Б. В., Боев В. М. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города. //Гигиена и санитарияю- 1999.- № 5.- С.74−76.
  26. Л.Г., Шевченко И. Ю. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста в малом городе с развитой промышленностью // Вопросы детской диетологии, т.5, № 3 2006.
  27. В.М., Вржесинская О. А. «Витаминно-минеральные комплексы: соотношение доза-эффект» // Вопр. питания. 2006. — № 1. -С. 30−39.
  28. И.Я. Значение углеводов в питании здоровых и больных людей /Справочник по диетологии под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова.М.: Медицина, 2002. С. 32−40.
  29. И.Я., Копытько М. В. и др. Изучение обеспеченности цинком, медью и селеном московских детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. 2001. № 1.С. 51−54.
  30. И.Я. Обучение принципам рационального питания родителей и детей: роль в обеспечении здоровья семьи. // «Здоровое питание: воспитание, образование, реклам а» Матер. 6-й Всероссий. Конф. 1416 ноября 2001 г. Москва, 2001.-С.95−96.
  31. И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей // В кн. «Физиология роста и развития детей и подростков» по ред. Баранова А. А., Щеплягиной Л. А. М. -2000. -С. 515- 544.
  32. И.Я., Волкова Л. Ю. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы //Материалы Форума «Индустрия детского и школьного питания» (электронный носитель)//
  33. И.Я. Современные представления о биологической роли селена и его значение в питании детей раннего возраста.// Дефицит микронутриентов у детей раннего и грудного возраста. IV международный симпозиум Хайнц. -1995.-С. 75−86.
  34. И.Л., Ширина Л. И. Микроэлементы и их роль в жизнедеятельности организма. Справочник по диетологии под ред. Тутельяна В. А., Сам-сонова М.А. — М.: Медицина. 2002 г. С. 67−74.
  35. М.В., Алешко-Ожевский Ю.Л. и др. Изучение обеспеченности цинком и медью детей дошкольного возраста г. Москвы с помощью неинвазивных методов // Педиатрия. 2000. № 6. С. 21−25.
  36. М.В., Конь И. Я., Батурин А. К. Оптимизация методов изучения фактического питания дошкольников, посещающих дошкольные образовательные коллективы. // Вопросы детской диетологии. 2003. — т.1. -№ 4.-С.9−12.
  37. А.Г., Каюков И. Г., Есаян Е. М., Ермаков Ю. А. Настольная книга по питанию больных с хронической почечной недостаточностью/ под ред. Проф. А. В. Смирнова. СПб.: Знание, 2004. — 189 с .
  38. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М. Издательство НЦЗД РАМН 2002 г.-280 с.
  39. В.Р., Раенгулов Б. М., Скоблина НА. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья. — М.: НЦЗД РАМН.1999. С. 34−161.
  40. В.Р. Школы, содействующие здоровью: Европейский проект ВОЗ в РФ. -М.:ГУНЦЗД РАМН. 2002 г. 15с.
  41. К.С. Питание школьников // Воспитываем здоровое поколение: Матер. 3−7 Междунар. Конф. 3−5 июня 2003 г. -Москва, 2003. -С. 10−14.
  42. М.М. Значение жира в питании здорового и больного человека /Справочник по диетологии под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова. М: Медицина, 2002. С. 25−32.
  43. А. Н. Батурин А.К., Баева B.C. Изучение фактического питания спомощью анализа частоты потребления пищи: создание вопросника иоценка достоверности метода. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. — № 5. — С. 14−19.
  44. А.Н., Батурин А. К., Баева B.C. Особенности фактического питания детей и подростков России с середине 90-х годов. //Питание ХХ1век: Матер. 1-го Всеросс. Конгр. 14−17 марта 2000 г.- Москва, 2000.- С. 82.
  45. А.Н., Батурин А. К., Баева B.C. Особенности фактического питания детей и подростков России в середине 90-х годов //Российский педиатрический журнал. 1998.- № 6.- С.9−13.
  46. А.Н., Батурин А. К., Баева B.C. и др. Разработка метода исследования фактического питания по анализу частоты потребления пищевых продуктов: создание вопросника и общая оценка достоверности метода. // Вопросы питания. -1998. № 3.- С. 813.
  47. А.Н., Батурин А. К., Феоктистова А. И. и др. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. М., 1996. С. 1−24.
  48. А.Н., Батурин А. К., Феоктистова А. И. Мониторинг потребления пищи и состояние питания детей-школьников Москвы в 1992—1994 гг.. //Вопросы питания 1997 г. — № 1. — С.3−9.
  49. А.Н. Питание детей и подростков: проблемы и пути решение. // Воспитываем здоровое поколение: Матер. 3−7 Междунар. Конф. 3−5 июня 2003 г. Москва, 2003. — С. 14−21.
  50. Н.А., Богомолова Е. С. Анализ физического развития школьников в системе социально-гигиенического мониторинга.//Медицина детям: Тез. Докл. Всерос. Конгресс 22−25 апреля 2003 г. Н. Новгород, 2003. — С. 103- 104.
  51. Н.А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода. // Гигиена и санитария. 1997.-№ 2.- С.26−28.
  52. В.А., Фишман Б. Б., Токмачев М. С. Руководство по статистике в медицине и биологии. В 2 т. /Под ред. Ю. М. Комарова. -М.:Медицина, 2000. Т1 Теоретическая статистика./ Медик В. А., Фишман Б. Б., Токмачев М. С. 412 с.
  53. В.А., Фишман Б. Б., Токмачев М. С. Руководство по статистике в медицине и биологии. В 2 т. /Под ред. Ю. М. Комарова. М. Медицина, 2001.- Т2: Прикладная статистика здоровья ./ Медик В. А., Фишман Б. Б., Токмачев М. С. -352 с.
  54. Ю.И. Минеральный обмен // М.- Медицина- 1985. С.30−33, 57−61,202−204.
  55. JI.P., Нейко Е. М., Ванджура И. П. Микроэлементы и атеросклероз. М., Наука. 1985 г. — 220 с.
  56. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. Утвержд. Главн. Санит. Врачом от 28.05.91. (№ 5786−91) //Вопросы питания.-1992. -№ 2. С. 7−15.
  57. Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. //Гигиена и санитария 2001.- № 6 С.7−11.
  58. Определение изменений в состоянии питания: пособие по оценке влияния программ дополнительного питания на состояние питания уязвимых групп населения. ВОЗ.- Женева. — 1985 г. — 100 с.
  59. Организация школьного питания в г. Москве: Справочник //Сост.Сорокина Л. И., Александрова Г. В., Барсукова Л. Л. М.: Изд. Дом «Веди», 2001 г.-128с.
  60. Е.О. Клинико гигиеническая оценка обеспеченности селеном детей Прибайкалья//Автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. — Иркутск. — 2000. -22с.
  61. Н.В., Оганов Р. Г. Пути модификации пищевых жиров в антиатерогенной диете// Терапевтический архив, № 8, 2004. — с. 75−78.
  62. Питание в профилактической медицине: основные синдромы недоста точности питания. Эпидемиология и пути борьбы / Под ред. Битон Г., Бенгой Дж. — М.: ВОЗ, 1978. 534с.
  63. А.А. Роль биохимии в развитии науки о питании. М., -Наука. -1974- 125с.
  64. В.И., Романенко ГЛ., Княжев ВЛ&bdquo- Герасименко Н.В., Онищенко Г. Г., Тутельяп ВА&bdquo- Позняховский В. М. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. — Новосибирск: Сибирский университет, 2002. 340 с.
  65. М.В., Константинова СВ. Проблемы питания школьников.//Питание XXI век: Матер. 1-го Всеросс. Конгр. 14−17 марта 2000 г.- Москва, 2000.- С. 84.
  66. Потребности в энергии и белке. — Доклад объединенного совещания экспертов ФАО/ВОЗ и УООН. Серия техн. докладов ВОЗ, Женева, 1987. 208 с.
  67. В. Аналитическая атомно-абсорбционная спектроскопия, пер. с англ. Мосичева В. И7/ М.- Мир-1976.-351 с.
  68. И.Г. Эндемические анемии Зеравшанской биогеохимической провинции Самаркандской области. //Труды биогеохимической лаборатории. М.-Наука. 1985. т. 20.-С. 110−119.
  69. В.А. Гастродуодениты у детей Чувашии и их связь с микроэлементами. // Микроэлементы в медицине. 2001. — № 2(4). -С.54−57.
  70. Руководство по детскому питанию /Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. — 662 с.
  71. ИМ., Тутельян В. А., Химический состав пищевых продуктов (Справочные таблицы), М., 2002 г.
  72. В.Д. Характеристика питания российских школьников. // Воспитываем здоровое поколение: Матер. 3−7 Междунар. Конф. 3−5 июня 2003 г. Москва, 2003. — С.3−10.
  73. Состояние питания населения Республики Иран. Информация о использовании продуктов питания в семьях различныхгрупп населения Ирана / Под ред. Н. Калантари и др. Тегеран: МЗ Ирана, 2002. — 74 с. (на персидском языке).
  74. В.Б., Книжников В. А., Хотимченко С. А. и др.Микронутриенты (витамины и минеральные элементы) в питании. Региональные аспекты в России.// Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья 1997.-№ 6.-С.53−54.
  75. В.Б. Микронутриенты и здоровье детей. В кн.: Питание детей. XXI век. М., 2002, с. 20−22.
  76. В. Б. Научные принципы обогащения продуктов микронутриентами // Вопросы питания. 2000. Jsfe 4. С. 13−19.
  77. Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова. 3-е изд.- М.: Медицина, 2002. — 544 с.
  78. Г. И. Гигиеническая оценка питания школьников г. Рязани по материалам анкетирования.// Гигиена и санитария. -2002. № 2. -С.40−41.
  79. А.Г. Научные основы концепции укрепления . здоровья детей и подростков. // Гигиена и санитария. М. — Медицина. — № 4. 2000 r.-C.33.- 35.
  80. Н. Таблицы химического состава пищевых продуктов. Т. 1. — Тегеран: Институт питания Ирана, 1974. -117 с (на персидском языке).
  81. Е.И., Кроха Н. Г., Митасева Л. Ф. Адекватное питание условие гармоничного роста и развития учащихся. //Укрепление здоровья в школе: Тез. Докл. Всеросс. Науч.-практ. Конфер. 4−6 апреля 2000 г. -Казань, 2000.-С.89.
  82. Тутельян В А. К вопросу коррекции дефицита микронутриентов с целью улучшения питания и здоровья детского и взрослого населения на пороге третьего тысячелетия // Вопросы питания. 2000. № 4. С. 6−7.
  83. И.Р. Социально-гигиенические аспекты формирования питания школьников. //Детская гастроэнтерология: настоящее и будущее: Матер. 7-го Конгресса педиатров России. 12−14 февраля 2002 г. Москва, 2002.-С.304−305.
  84. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, микро- и макроэлементов, органических кислот и углеводов, //под редак. Скурихина И. М., Волгарева М.Н.-М.-Агропромиздат. 1987.-360с.
  85. И.Б., Медведев А. Н. Возрастная динамикаантропометрических показателей детского населения Красноярска. // Гигиена и санитария. 2002.-№ 2.-С.49−51.
  86. М.В., Голубкина Н. А., Спиричев В. Б. Влияние поливитаминных препаратов, обогащенных Fe, Zn и Se, на содержание селена в организме беременных женщин. // Вопросы питания. -1995.- № 5.- С. 17−19.
  87. И.Ш., Кузмичев Ю. Г., Поляшова А. С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей. // Вопросы детской диетологии.- 2003, — № 4.- С.5−8.
  88. Ю.А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века: актовая речь. Москва 22 мая 2003 г. — 50с.
  89. Ямпольская Ю. А, Физическое развитие школьников г. Москвы в последние десятилетия // Гигиена и санитария. 2000.- № 1.- С.65−68.
  90. Barrett-Connor Е. Nutrition epidemiology: how do we know what they ate? // Am. J. Clin Nutr. 191- 54.- P. 182s-187s .
  91. Baum M.K., Shor-Posner G., Lai S. et al. High risk of HIV- related mortality is associated with selenium deficiency.// J Acguir Immun Defic Syndr Humretrovirol. 1997.-15.-P. 370−374.
  92. Belton N.R. Trace elements iodine and fluoride. In: Textbook of pediatric nutrition, D. McLaren, Ed., 3rd ed., Churchill Livingstone, 1991, p. 479−483.
  93. Binder M. Copper in: Present knowledge in nutrition, 7th-ed by Ziegler E., Filer L.J. — ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 307−320.
  94. Bingham S.A., Nelson M., Paul A. A. and al. Methods for data collection at an individual level. // Manual on methodology for food consumption studies.-1996.- P.54−104.
  95. Black M.M. Zinc deficiency and child development// Am. J. Clin. Nutr- 1998.-68.-Supp 12-P. 464−469.
  96. Bosscher D., Van DyckK., Robberecht H. et al. Bioavailability of calcium and zinc from cow, s milk-based versus soya-based infant food. Int.J.Food Sci.Nutr., 1998, vol. 36, p. 17−27.
  97. Bosscher D., Lu Z., Jansens G. et al. In vitro availability of zinc from infant foods with increasing phytic acid contents. Brit. J.Nutr., 2001, vol. 86, p. 1−8.
  98. Bosscher D., Van Cauwenbergh R., Van der Auwera J.C., et al. Calcium, iron and zinc availability from weaning meals. Acta Paediatr. Scand., 2002, vol. 91, p. 761−768.
  99. Burch R., Hahn Henry K.J., Sulolivan James F. Newer aspects of the roles of zinc, manganese, and copper in human nutrition. // Clin. Chern.- 1975.-21(4).-P. 501−520.
  100. Chan S. p Gerson В., Subramaniam S. The role of copper, «molybdenum, selenium and zinc in nutrition and health. // Clin Lab Med,-1998.-Dec:18(4) — P. 673−685.
  101. Cheruvanky Т., Castro-Magana M, Yao Chen S. et al. Effect of growth hormone on hair, serum, and urine zinc in growth hormone-deficient children. // Am. J. Ciin. Nutr. 1982, — 35. — P. 668−670.
  102. Childhood & adolescence surveillance and prevention of adult non-communicable disease — CASPIAN study- IRAN- 2003−2004 P. 16−22,7983,102−106,124−131.
  103. Combs G. F. Combs S. D.//The Role of Selenium in Nutrition. Acad. Prees.-1986.206P.
  104. Cousins R, Zinc in: Present knowledge in nutrition, 7tll-ed by Ziegler E., Filer L.J. — ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 293−307.
  105. Danks D.M., Campbell P.E., Strevens B.J. et al. Menkes kinky hair syndrome: An inherited defect in copper absorption with widespread effects. //Pediatrics. 50.-P. 188−201.
  106. Darlow B.A., Inder Т.Е., Sluis K.B. et al. Selenium status of New Zealand infants fed either a selenium supplemented or a standard formula. J. Pediatr. Child. Nutr., 1995, vol. 31, p. 339−344.
  107. Delange E., Lecomte P. Iodine supplementation: benefits outweight risks. Drug safety, 2000, vol. 22, p. 89−95.
  108. Deville M., Deville F. Trace elements. Catalysts for health. // Centre deRecherches et duplications sur les Olidoelements CH -1273 Arzier (CRAO Editions).-July. -1998.-P. 132−135, 142−144, 153−154, 156−163.
  109. Edington J., Thorogood M., Geekie M. et al. Assessment of nutritional intake using dietary records with estimated weights. // J. of Human Nutrition and Dietetics. -1989.-№ 2.- P. 407−414.
  110. Essential dietary lipids in: Present knowledge in nutrition, 7th-ed by ZieglerE., Filer L.J. — ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 58−67.
  111. FAO/ Food Composition Tables for Near East. Rome: FAO, 1982.-63 p.
  112. FAO/WHO Experts consultation. Carbohydrates in human nutrition. — Geneva: Food and Agriculture Organization, World Health Organization. Food and nutrition. 1998. P. 66.
  113. FAO/WHO/ International Conference on Nutrition- Nutrition andDevelopment A Global Assessment. — Rome, 1992. — 65 p.
  114. Fisberg R.M., Da Silva- Femandes M.E., Fisberg M. et al. Plasma zinc, copper and erythrocyte superoxide dismutase in children with phenilketonuria. // Nutrition. 1999.- Jun: 15(6).-P.449−452.
  115. Fomon S. J. Nutrition of normal infants/Mostby.-1993. P. 281−293, P. 261−280.
  116. Fomon S.J. Nutrition of Normal Infants. — Mosby, 1993. P. 475.
  117. Food Standards Agency. McCance and Widdowson’s TheComposition of Food. Cambridge- Lond.: Royal Society ofChemistry, 2002.-117 p.
  118. Ghassemi H, Harrison G, Mohammad K. An accelerated nutrition transition in Iran. Public Health Nutr 2002- 5(1 A): 149−55.
  119. Gibson R. Zinc nutrition in developing countries // Nutr. Res. Rev. 1994.V. 7. P. 151−173.
  120. Gibson R.S. Hair as a biopsy material for the assessment of trace element status in infancy. A review. // Journal of Human Nutrition. 1980.-№ 34.-P.405−416.
  121. Golubkina N. Alfthan G. The human selenium status in 27 regions of Russia // J. Trace Elem. Med. Biol. 1999. V. 13. P. 15−20.
  122. Grundy S.M. Dietary fat in: Present knowledge in nutrition, 7th-ed by ZieglerE., Filer L.J.—ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 44−58.
  123. Hadjimarkos, Shearer Se. Content of human nails: a new index for epidemiolodia studies of dental caries. // J. Dent. Res.-1973 .-№ 52.-P.389−390.
  124. Hasnted J.A., Ronoghy H.A., Abadi P. et al. Zinc deficiency in man. //Am. J.Med.- 53.-P.277−284.
  125. Hetzel B.S. The story of iodine deficiency: an international challenge in nutrition. Oxford, Oxford University Press, 1989, 236 p.
  126. Innis S. Essential fatty acids in growth and development //Prog Lipid Res. 1991. V. 30. P. 39−103.
  127. James W.P.T., SchofieldE.C. FAO. Human Energy Requirements: A Manual for Planners and Nutritionists. Oxford: OxfordUniversity Press. 1990. -71 p.
  128. Janghorbani M, Parvin F. Prevalence of overweight and thinness in high-school girls in Kerman, Iran. Int J Obes Relat Metab Disord. 1998 -22(7):629−33.
  129. Kelishadi R, Hashemipour M, Sarraf-Zadegan N, Sadry Gh, Ansari R, Alikhassy H, Bashardoust N. Obesity and associated modifiable risk factors in Iranian adolescents: IHHP-HHPC International Pediatrics 2003- 45(4): 435−42.
  130. Kumpulainen J. Selenium. Requirement and supplementation. Acta Paediatr. Scand., 1989, Suppl., vol. 351, p. 114−117.
  131. Levy Y., Zeharia A., Grunebaum M. et al. Copper deficiency in infants fed cow, s milk. J. Pediatrics, 1985, vol. 106, p. 786−788.
  132. Litov RE., Combs G.F. Selenium in Pediatric Nutrition. // Pediatrics.-1991−87(3). P.339−351.
  133. Lockitch G. Selenium: Clinical Significance and analytical concepts. // Critical Reviews in Clinical Laboratory Sciences. CRC Press-1989.- 27(6).-P.483−541.
  134. Lonnerdal B. Effects of milk and milk components on calcium, magnesium and trace elements absorption during infancy. Physiological Reviews, 1997, vol. 77, N. 3, p. 643−669.
  135. Lonnerdal В., Hernell O. Iron, zink, copper and selenium status of breastfed infants and infants fed trace-element fortified milk-based formula. Acta Paediat., 1994, vol. 83, p.367−373.
  136. Mcbean L.D., Mahloudji M., Reinhold J.G. et al. Correlation of zinc concentrations in human plasma and hair. //A. J. Clin. Nutrition -1971.-24(5). P. 506−509.
  137. McGill HC, Jr., McMahan CA, Herderick EE, Zieske AW, Malcom GT, Tracy RE. Obesity accelerates the progression of coronary atherosclerosis in young men. Circulation 2002- 105:2712−8.
  138. McGuire M.K., Burger S., Milner J.A. et al. Selenium status of infants is influenced by supplementation of formula or maternal diet. Am.J.Clin.Nutr., 1993, vol. 58, p. 643−648.
  139. Michaelsen K., Weaver L., Brabca F., Robertson A. Feeding and nutrition of infants and young children. WHO Regional Publications, European Series, No. 87, 2000, 288 p.
  140. National Diet and Nutrition Survey: children aged 1,5- 4,5 years. Vol. l:Report of the diet and nutrition survey. // ed. by Gregory J.R.- Collins D.L., Davies P. S. et al. London: HMSO 1995. -387p.
  141. Nutrition in Pediatrics Ней. by Walker W.A., Watkins J.B. // B.C. Decker Inc. Publisher, Hamilton. London.- 1997.-P. 91−114.
  142. Nutrition monitoring and nutrition status assessment // J. Nutr. 1990. № U (suppl). P. 431−453.
  143. D., Prasad A.S. // Trace elements in Human Health. New York-San Francisco-London.- 1976. -v.2. -P.105−155.
  144. D., Prasad A.S. // Trace elements in Human Health. New York-San Francisco-London.-1976,-v.l.- P. 76−82, 345−409.
  145. Onerci M., Kus S., Ogretmenoglu O. Trace elements in children with chronic and recurrent tonsillitis. // Int J pediatr. Otorhinolaryngol. 1997.-Jul 18: 41 (1) — P.47−51.
  146. Parsons TJ, Power C, Logan S, Summerbell CD. Childhood predictors of adult obesity: a systematic review. Int J Obes Relat Metab Disord. 1999 N-23 Suppl 8: S1−107.
  147. Persson L.A., Lundstrom M., Lonnerdal В., Hernell O. Are weaning foods causing impaired iron and zinc status in 1-year-old Swedish infants? A cohort study. Acta Paediatr., Scand., 1998, vol. 87, p. 618−622.
  148. Power C, Lake JK, Cole TJ. Body mass index and height from childhood to adulthood in the 1958 British born cohort. Am J Clin Nutr 1997−66:1094−101.
  149. Present knowledge in Nutrition. // ed. by Ziegler E, Filer E. // Seventh Edition. ILSE Press, Washington. 1996.- P. 293−306, 307−319, 320−329, 630−647.
  150. Prevention of micronutrient deficiencies: tools for policymakers and public health workers. Washington, National Academy Press, 1998, 134 p.
  151. Recommended Dietary Allowances. Subcommittee on the Tenth Edition of the RDAs, Food and Nutrition Board, Commission on Life Sciences, National Research ouncil//Washington. National Academy Press. -1989.
  152. Reeds P., Beckett P. Protein and aminoacids in: Present knowledge in nutrition. — ILSI Press. Wash., DC. 1996. 7thedby ZieglerE., Filer L.J. P. 6787.
  153. Roekens E., Robberecht H., Caillie-Bertrand Van M. et al. Dairy intake of selenium by bottle-fed infants in Belgium. // Eur J Pediatr. 1985. -144. -P. 45−48.
  154. Samman S. Zink. In: Mann J., Truswell S. ed. Essentials in human nutrition. Oxford, Oxford University Press, 1998, p. 151−157.
  155. Sandstead H.H. The Role of Zinc in Human Health. //Trace subst. Environ. Health, Columbia, Mo. 1978.- № 12.-P.173−179.
  156. Scepesi B. Carbohydrates, in: Present knowledge in nutrition, 7th-ed bjZiegler E-, Filer L.J. — ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 33−44.
  157. Schroeder H.A., Frost D.V., Balassa I.I. Essential trace metals in man: Selenium// J. Cron. Dis. 1970.- 23. — P. 227−243.
  158. Shankar A.H., Prasad A. S. Zinc and immune function: the biological basis of altered resistance to infection.//Am. J. Clin. Nutr.- 1998.-68.-Supp 12-P. 447−463.
  159. Stanbury J. Iodine deficiency and the iodine deficiency disorder in: Present knowledge in nutrition, 71h-edby Ziegler E., Filer L.J. — ILSI Press, Wash., DC, 1996. P. 378−384.
  160. Tamari Y., Chayama K., Tsuji H. Longitudinal study on selenium content in human milk particularly during early lactation compared to that in infant formulas and cow, s milk in Japan. J. Trace Elements Med. Biol., 1995, vol. 9, p. 34−39.
  161. Trace elements in nutrition of children. Chandra R.K., ed. 2nd ed., New York, 1988, 232 p.
  162. USDA, National Nutrient Database for Standard Reference. Release 15.-US Development of Agriculture, 2002. 47 p.
  163. Williams S. Overweight at age 21: the association with body mass index in childhood and adolescence and parents' body mass index. A cohort study of New Zealanders born in 1972−1973 .Int J Obes Relat Metab Disord 2001−25:158−63.
  164. Wolever T. Carbohydrate and health: the PAO/WHO consultation // Australian J. of nutrition and dietetic. 2001. V. 58. P. 53−59.
  165. World Health Organization. Trace elements in human nutrition and health. — Geneva, WHO, 1996. P. 141−155.
  166. World Health Organization. Trace elements in human nutrition and health //Geneva.- WHO.-1996.- P. 72−138.
  167. ZieglerE.E., Filer LJ. Present Knowledge in Nutrition. Seventh Edition. —ILSI Press, Washington, 1996. P. 680.
  168. Zimmerman A.W., Hambidge K.M., Lepow M.L. et al. Acrodermatitis in breast-fed premature infants: evidence for a defect of mammary zink secretion. Pediatrics, 1982, vol. 769, p. 176−183.
Заполнить форму текущей работой