Глубинные изменения в политической системе России требуют как практического освоения навыков и приемов демократического политического управления, так и осмысления новых теоретико-методологических проблем, связанных с решением задачи эффективного функционирования политической системы как в процессе реформ, так и после их завершения.
В комплексе проблем этого плана, от осознания которых во многом зависит прочность демократического выбора, важнейшей является проблема политической коммуникации.
До сих пор в России исследований в этой области не проводилось. В условиях жесткого прямого регулирования всех сторон политической жизни, что имело место до недавних времен, политической коммуникации, понимаемой, во-первых, как непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами) и между основными политическими силами общества с целью достижения согласия, и, во-вторых, как постоянный процесс передачи политической информации, — посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами, не существовало. Как равным образом фактически не существовало и свободных демократических выборов. Следовательно, граждане не имели возможности в ходе этих выборов, рассматриваемых как один из основных этапов в процессе политической коммуникации, оценить и выбрать команду или политику, установить соотношение политических тенденций в обществе, утвердить или не утвердить легитимность власти.
Свободные выборы уже становятся фактом нашей действительности. Но одновременно приходит осознание того, что создание демократических институтов и даже закрепление в Конституции демократических правил игры — лишь часть проблем, встающих перед обществом, которое стремится покончить с тоталитарным прошлым и перейти к демократии. Гарантом эффективности и стабильности демократических реформ могут стать лишь соответствующая политическая культура граждан и управляющих злит, высокая степень их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильность согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ. Наличие этих факторов способно предопределить созидательную роль электоральной практики россиян. В странах со сложившимися демократическими традициями давно уже стало очевидным, что решить весь комплекс указанных проблем невозможно без эффективной политической коммуникации.
Таким образом, необходимость разработки и практической реализации концепции демократизации политической жизни нашего общества ставит перед теорией и практикой целый ряд новых вопросов и проблем, ревгение которых невозможно без анализа существующих концепций политической коммуникации, уяснения закономерностей и специфики данной формы организации и функционирования публичной политической власти и всего общества в целом. Знание законов функционирования политической коммуникации, взаимодействия составляющих ее элементов, организации этого процесса в конкретных условиях (в условиях изибиратель-ных кампаний), а также выявление возможностей адаптации уже существующих на Западе технологий политических действий в сфере политической коммуникации к реалиям современной России приобретают сегодня особое значение.
Состояние научной разработанности проблемы.
К сожалению, в отечественном обществознании эта проблема- - тика практически не рассматривалась. Причины этого носят явственный политико-идеологический характер (тоталитарная система не нуждалась в обеспечении демократическим путем согласия управляемых ею масс на предпринимаемые в рамках политического процесса шаги). Поэтому основной базой для концептуального анализа изучаемых проблем явились исследования зарубежных поj литологов и социологов.
Прежде всего необходимо отметить, что на формирование современного знания о политической коммуникации оказали большое влияние труды по общим проблемам политической теории таких мыслителей прошлого как Платон, Аристотель, Гоббс, Монтескье, Руссо, Гегель и другие, у которых различные аспекты этих проблем рассматривались в контексте познания природы и сущности политической власти, взаимоотношений политической элиты и граждан, государства и общества, а также труды политологов и социологов, разрабатывавших концепции «идеального» политического устройства и демократической формы осуществления политической власти (Вебера, Миллса и других).
Началом изучения явлений политической коммуникации в современных демократических обществах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 40-х — начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке различных социальных наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире после Второй мировой войны, развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных технологий и систем.
Основоположниками общей теории политической коммуникации явились представители двух американских научных школ: представитель так называемого кибернетического подхода к анализу социальных систем К. Дойч (1) и представители структурно-функционального подхода Г. Алмонд и Дж. Коулман (2) (здесь можно отметить, что введенный этими исследователями в науку так называемый коммуникативный подход повлиял на теоретические построения в разных областях: например, целая группа авторов (Х.Арендт, ЮДабермас, М. Фуко, А. Гидденс, Г. Симон) используют его для уточнения такого фундаментального для обществознания понятия как «власть»). (3).
В последующие годы политологи, социологи, философы совер
1) Deutsch К.И. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. — N.Y., The Free Press, 1963: Deutsch К.H. «Communication Models and Decision Systems» in: Charlesworth 3.C. Contemporary Political Analisys. — N.Y., 1967, p.273−299.
2) Almond G.A., Coleman James S. The Politics of the Developing Areas. — Princeton, University Press, i960, p.50−59.
Также см.: Cottret Д.-M. Gouvernents et gouvernes. — P., PUF, 1973, p.99−110- Deutsch K.H. «Le gouvernement en tant que systeme de pilotage: les concepts de retroaction, de but et d’intention» dans: dans: Birnbaum P., Chazel F. Sociologie politique. Textes. — P., 1971, p.104−115- Schwarzenberg R.-G. Sociologie politique. — P., Montchrestien, 1988, p.124−129, 135−136.
1) См.: Болл T. «Власть» в: Полис, 1993, n 5, с.36−42.
С. 40. шенствовали и уточняли предложенные названными авторами идеи, более обстоятельно рассматривали отдельные теоретические или практические аспекты процесса политической коммуникации (эволюцию ее исторических типов, содержание политико-коммуникатив-ных текстов, поведение субъектов и объектов процесса, эффективность коммуникативного воздействия), что значительно расширило проблематику исследований. Речь идет о работах таких авторов, как Ш.-М.Коттрэ, Р.-Юварценберг, П. Лазарсфельд, Б. Бе-рельсон, Г. Годэ, И. Дюран, М. Ленэ, М. Нарло, М.-Н.Капферер и другие (1).
К исследованиям по теории политической коммуникации непосредственно примыкают разработки теории массово-коммуникативных процессов, где достойное место занимают и работы оте- 1 чественных специалистов (21. Несомненно значение указанных.
1) Cottret З.-М. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Schwartzenberg R.-G. Sociologie politique. -P., Montchrestien, 1988; Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet H. The Peoples Choice. — N.Y.: Duell, Sloan and Pearce, 1944; Le Net M. La communication politique. — «Problemes politiques et sociaux», P., 1989, n620. Le Net M. La communication sociale. — «Notes et etudes documentaires», P., 1988, n4866- Chariot M. Savoir persuader. — P., PUF, 1970; Durand 3. Les formes de la communication. — P., Dunod, 1981, и другие.
2) Lasswell H. Propaganda, Communication and Public order (with Smith B.L., Casey P.O.), Princeton. 1946; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М, 1979; Буданцев Ю. П. Системность в изучении массово-информационных процессов. -М., 1986; Федякин исследований для совершенствования теории политической коммуникации в том, что касается форм ее реализации, каналов и средств.
Уточнению роли выборов как средства политической коммуникации и кульминационного момента этого процесса в целом способствовали работы 1.-М.Коттрэ, Д. Уолтон, М. Шарло, Р, Кайроля, С. Юэ и других. (1) Отдельные теоретические и практические проблемы политической коммуникации в период избирательных кампаний затрагивались в работах французских представителей социологии выборов 1.-Л.Пароди, К. Исмаль, А. Ланселота, А. Дюамеля, Ф. Бро (2).
И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. — М., 1988; Социология средств массовой коммуникации. -М., 1991; Организация массовых информационных процессов. — М., 1988; Bahu-Leyser D., ChavenonH., Durand 3. Audience des medias. — P., Eyrolles, 1990; Berieux E. Broit de la communication. -P., LSDI, 1991, и другие.
1) Cottret J.-M. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Holton D. «Political Communication: The Constraction of a Model». — Europeen journal of communication, Uol 5, N 1, 1990; Holton D, «L'impossible communication politique» dans: Revue politique et parlementaire, 1988, n 936, p.5−13- Chariot M. La democratie a l’anglaise. — P., Colin, 1972; Cayrole R. La nouvelles communication politique. — P., Larousse, 1986; Huet S., Langenieu-Uillard Ph. La communication politique. — P., PUF, 1982.
2) Parodi J.-L. «Effets et non-effets de 1'election.
Вопросы технологии электоральной коммуникации (использования ее каналов и средств, влияния внешних и внутренних системообразующих факторов на этот процесс и т. д.) нашли отражение в работах Д. Линдона, Р. Кайроля, М. Бонграна, М. Нуара, Б. Криефа и ряда других авторов. (1).
В самое последнее время появился ряд публикаций на русском языке, обобщающих как зарубежный, так и отечественный опыт presidentielle au suffrage universelle directe" dans: «Pouvoirs», i4, 1980, p.5−14- Parodi J.-L., Le Gall G., Pfister T., Am s on D. «Le dossier des legislatives 1978» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1978, n873, p.9−55: Parodi J.-L., Le Gall G., Grunberg G., Moine-Roy B. «Dossier: la gauche a l’epreuve des cantonales» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1982, n897, p.22−68: Ismal C. Le comportement electoral des francais. — P., Decouverte, 1986: Lancelot A. «Reflexion prealable a toute reforme du mode de scrutin» dans: «Commentaires», 62, U16, P., Pion, 1993, p, 323−330: Braud Ph. Le comportement electoral en France. -P., PUF, 1973.
1) Lindon D. Marketing politique et social. — P., Dalloz, 1976: Cayrole R. La nouvelles conunication politique. — P., Larousse, 1986: Bongrand M. Le Marketing politique. — P., PUF, 1986; Noir M. Comment reussir une campagne electorale: suivre l’exemple americain? — P., Ed. d'organisation, 1977; Noir M. «L'utilisation des techniques de marketing dans une campagne presidentielle» dans: «Pouvoirs», 14, 1980, p.69−80- Krief B. Le marketing en action. Concepts, Strategie, techniques. — P., Fayard-Maie, 1970, и многие другие. организации процесса политической коммуникации. В частности, речь идет о работах Р. Мерфина, Э. Мицкевич и Ч. Файерстоуна, Ф. Гоулда, А. И. Ковлера (1). Наиболее ценной работой такого плана является монография «Технология и организация избирательных кампаний: отечественный и зарубежный опыт» (отв.ред. В.С.Кома-ровский), которая вышла в свет в 1993 году.
В целом следует отметить, что, несмотря на наличие обширной (в первую очередь зарубежной) литературы по проблемам политической коммуникации, ее многие теоретические и технологические вопросы остаются мало разработанными или спорными. Более того, в некоторых исследованиях проявляется тенденция к к сокращению границ явления, обозначаемого термином «политическая коммуникация», до коммуникации только в период выборов, тогда как в данной работе мы поддерживаем тех авторов, которые употребляют этот термин как в узком, так и в широком смысле.
Целью настоящего исследования является анализ концепций политической коммуникации, выявление основных закономерностей ее функционирования в демократическом обществе, адаптация зарубежных технологий организации этого процесса в рамках избирательных кампаний к условиям современной России.
1) Мерфин Р. «Технология избирательных кампаний в CIA» в: Полис, 1991, п 3, с.125−132- Мицкевич 3., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. — М., 1993; Гоулд Ф. «Стратегическое планирование избирательной кампании» в: Полис, 1993, п 4, с.134−145- Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. — М., 1993; Мониторинг социально-политических процессов. — М., 1994; Политиками не рождаются (как стать и остаться эффективным политическим лидером). — М., 1993.
— 11.
Для реализации этой цели ставился следующий комплекс взаимосвязанных задач:
— раскрыть и уточнить содержание основных понятий теории политической коммуникации;
— проанализировать наиболее распространенные концепции политической коммуникации и выявить ее роль и основные функции в обеспечении демократической направленности развития общества;
— рассмотреть особенности функционирования отдельных формообразующих элементов процесса политической коммуникации в период выборов, выявить систему субъективных и объективных факторов, регулирующих этот процесс;
— проанализировать распространенные на Западе технологии использования средств политической коммуникации в условиях избирательных кампаний и выявить возможности их совершенствования и адаптации к условиям современной России.
Решая поставленные задачи, диссертант проанализировал с той или иной степенью достаточности широкий комплекс проблем политической коммуникации, в то же время в диссертационном исследовании были заранее приняты некоторые принципиальные ограничения:
— анализ функционирования процесса политической коммуникации осуществляется главным образом применительно к условиям относительно политически стабильного демократического общества;
— хотя политическая коммуникация рассматривается как целостный, непрерывный социальный процесс, имеющий как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), внимание диссертанта сознательно акцентируется на различных аспектах функционирования средств политической коммуникациипроблемы содеряания коммуникации, типологии ее участников, психологии восприятия, языка и т. д. подвергаются лишь частичному рассмотрению;
— в рамках анализа технологий организации процесса политической коммуникации в условиях изибирательных кампаний главное внимание уделяется коммуникативным действиям кандидатов и поддерживающих их политических партий;
— проблемы совершенствования технологий политической коммуникации рассматриваются преимущественно в ракурсе научной разработки механизма организации и проведения избирательных кампаний.
Методологической базой исследования является совокупность научных принципов, методов и приемов познания общественных явлений, разработанных как в рамках российской, так и запад-но-европейской и американской научных школ.
В частности, автор использует элементы кибернетического, структурно-функционального, институционального и диалектического подходов к изучению функционирования социальных систем, применяет методы логического и сравнительного анализа. На основе фундаментальных работ в области политической коммуникации автор подчеркивает значение так называемого коммуникативного подхода, позволяющего с единой точки зрения взглянуть на содержание различных общественных явлений.
Необходимость комплексного изучения процесса политической коммуникации в демократическом обществе побудила автора обратиться к системно-историческому подходу, который позволяет выяснить не просто структуру, т. е. статику системы, но связь, преемственность между различными состояниями изучаемого объек.
— 13 та, качественную эволюцию составляющих его подсистем.
В работе автор опирается также на известные научно-исследовательские парадигмы, сложившиеся вокруг фундаментальных понятий политологии и социологии, в частности, относящиеся к механизму осуществления власти, ее «социотехники», к процессу массовой коммуникации.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых работ, обобщающих теоретические и методологические взгляды на политическую коммуникацию как одну из функций демократической политической системы, а также как целостный социальный процесс, обладающий специфической структурой, закономерностями функционирования и развитиявыборы (избирательная кампания) рассматриваются с точки зрения их принадлежности к процессу политической коммуникации и характеризуются как его кульминационный момент. Анализ технологий политической коммуникации в условиях избирательных кампаний впервые в России проводится в ракурсе использования политико-коммуникативных каналов и средств.
Теоретическое значение работы заключается в том, чтово-первых, охарактеризованы, уточнены и предложены к введению в научный обиход основные понятия, используемые в достаточно новой для политической науки России области исследований (исследования политической коммуникации), выяснено соотношение между некоторыми широко употребляемыми в западной политологии дефинициямиво-вторых, проанализированы и описаны различные теоретические и методологические подходы к анализу процесса политической коммуникации, показана их преемственность и различия в трактовке проблем, на этой основе выявлены основные закономер
— 14 ности ее функционирования в демократическом обществев-третьих, на основе системного подхода к анализу политических процессов определена роль института выборов в процессе политической коммуникации как ее кульминационного момента и как явления, обуславливающего этот процессв-четвертых, в системе элементов процесса политической коммуникации выделены ее материальные составляющие как наиболее поддающиеся формализации, на этом основании внесены необходимые, с точки зрения автора, дополнения в представление о роли этих элементов в структуре процессаавтором предложен рабочий вариант типологии средств политической коммуникации, используемых в конкретной политико-коммуникативной ситуациив условиях выборов, призванной содействовать поиску возможностей прогнозировать и регулировать этот процессв-пятых, выявлен и систематизирован комплекс субъективных и объективных факторов, обуславливаюих практическое использование средств политической коммуникации в избирательных кампаниях, показана вероятная степень их влияния на электоральный процесс в специфических условиях России- ' в-шестых, выявлены некоторые перспективные направления адаптации используемых на Западе технологий политической коммуникации в рамках избирательных кампаний к российским условиям.
Разработанные в диссертации подходы к исследованию политической коммуникации могут служить основанием для дальнейшего изучения этих проблем по работам отечественных и зарубежных политологов и социологов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в научный обиход вводятся новые материалы политологических школ Заральной коммуникации и использования политико-коммуникативных пада, относящиеся к анализируемым вопросам, уточняется и дополняется категориально-понятийный аппарат, имеющийся в этой области политической науки. Ряд результатов исследования может стать существенным подспорьем при проведении и анализе российских избирательных кампаний, в частности, позволит избежать некоторых трудностей в том, что касается организации электо-каналов и средств.
Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по политологии, социологии, журналистике.
Апробация работы. Представленная к защите диссертация обсуждалась на кафедре политических наук Российского Университета дружбы народов и на кафедре политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФее основные положения и выводы были изложены автором в выступлении на конференции молодых ученых и специалистов РУДН, а также в сборнике статей, опубликованном по ее итогам.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
выборы.
Предвыборные Все газеты выборы.
Распростране- -" -ние листовок по почтовым ящикам.
Лидеры обще-щественного мнения, специ-ализир.адрес-ные группы Все избирателине диффе-ренц-сяиногда — спец. адрес. группы Телефонные абонентыне диффер-ся Сторонники и некот. активные изибиратели Сторонники и активные избиратели Все избирате-телине диф-ференц-ся.
Углубленное Высокая Очень изложение по вреэффекти-программы, мени (ние дополнение имиджа.
Известность -" - -" -и имидж кандидата.
Неглубокое ДостатоМало-изложение чно выс. зффек-программы по врем, тивное Углубленное Достат. Эффект, изложение по врем, для во-программы и в фин. одущ-я отнов. стор-ков Изложение Высокая программы.
Критика проВысоМалоэф. тивников-изкая по для нац. ложение точки времени камр., зр. по конкр. но эффе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного нами исследования мы установили, что определенная часть происходящих в обществе процессов может быть определена термином «политическая коммуникация» .
Суть отражаемого им явления — непрерывный процесс производства и циркуляции сообщений между различными элементами политической системы и политической и социальной системами, направленный на достижение социального консенсуса и обеспечение стабильного и эффективного функционирования политической системы в демократическом обществе.
Политическая коммуникация является одной из основных Функций политической системы, которая в условиях демократического политического режима нуждается в регулярном подтверждении своей легитимности со стороны остальных членов политического общества, и непременным условием ее существования.
В основе идеальной модели политической коммуникации лежит /равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества — управляющими и управляемыми. Этот обмен, без которого невозможно общение, взаимодействие, взаимовлияние управляющих и управляемых, а, следовательно, и достижение политического согласия, не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация, направляемая от управляемых к управляющим, сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам политического общества.
— 142.
Эффективной в глобальном плане считается такая политическая коммуникация, которая обеспечивает стабильное функционирование политической системы, хотя бы на протяжении определенного отрезка времени, или ее последовательную модификацию без тотального разрушения основ социального порядка, существующего в обществе.
Политическая коммуникация включает в себя политическую (в общем смысле слова) информацию как содержание, процессы обмена этим содержанием, участников обмена, а также различные формы, каналы и средства реализации этих обменов. Таким образом процесс политической коммуникации имеет как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), и поэтому может рассматриваться и как часть общественного сознания, и как часть общественного бытия.
Средствами политической коммуникации являются не только определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, но и коммуникативные действия или ситуации, группы или отдельные индивиды, способствующие, самостоятельно или взаимодействуя друг с другом. обмену информацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосредственному, немедленному или протяженному во времени) между управляющими и управляемыми и внутри этих групп.
Средства политической коммуникации, будучи неотъемлемой частью всего процесса в целом, способствуют взаимопониманию и эффективному взаимодействию его участников, обеспечивают целостность этого процесса и позволяют включить в него максимально возможное количество элементов политической системы и членов политического общества в целом.
— 143.
По сути своей система средств политической коммуникации является производным от системы средств коммуникации социальной, где элементы последней вступают в качественно новое состояние и подчинены выполнению частных (по отношению ко всему комплексу процессов, протекающих в обществе) целей и задач.
Выборы, являющиеся, с одной стороны, политическим институтом, с другой, коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и в пространстве, и, в-третьих, коммуникативным действием (акт голосования), являются по целому ряду причин одним из важнейших средств политической коммуникации в условиях демократических политических режимов.
Выборы — кульминация процесса политической коммуникации как по сумме действий, выполняемых в связи с предвыборной кампанией, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе выполнения этих действий и в то же время их обуславливающих, так и по влиянию на весь процесс и на состояние его участников. Именно выборы предоставляют управляемым возможность организованным образом включиться в процесс политической коммуникации, чтобы быть услышанными, чтобы их требования не остались, без внимания.
В период выборов активная политическая коммуникация управляющих, реализуемая в ходе осуществления ими властных полномочий и управления общественными делами, получает равноценный ответ от основной массы управляемых, так как их активность складывается из огромного количества индивидуальных действий в ходе акта голосования. В этот момент рождается особая форма политико-коммуникативного послания, действием передается особый политический смысл.
Интенсивная политическая коммуникация в период изби.
— 144 рательных кампаний может быть названа электоральной коммуникацией. То есть электоральной коммуникацией мы предлагаем именовать политическую коммуникацию, связанную в сюжетно-темати-ческом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом). В глобальном плане базовой здесь остается ситуация диалога управляющих и управляемых (именно акт голосования рассматривается в первую очередь как ответ управляемых на предшествуюие ему коммуникативные действия управляющих).
Здесь же мы считаем возможным использовать более частное понятие электоральной пропаганды, имея в виду сообщения любого рода, связанные с выборами, распространяемые строго в одном направлении — от управляющих, заинтересованных в опре-| деленных итогах выборов (т.е. от кандидатов, политических институтов и партий, но ни в коем случае не от государственных органов), к управляемым, от которых зависит исход голосования, с целью повлиять на этот исход.
Вследствие интенсификации коммуникативного обмена в период выборов, увеличения числа его непосредственных участников, усложнения поставленных целей и задач, к арсеналу средств, используемых обычно в ходе политической коммуникации, добавляются средства, которые только в период избирательной кампании могут играть роль проводников, ретрансляторов политической коммуникации, нести в себе разнообразно формализованный, но всегда значимый для исхода процесса в целом коммуникативный текст, а также средства, не используемые в других случаях в политико-коммуникативном процессе вообще. Иначе говоря, система материальных носителей процесса политической коммуникации усложняется и видоизменяется в целях выполнения опреде.
— 145 ленного социального заказа — обеспечения благоприятного уровня электоральной коммуникации (причем видоизменяется не только система средств, но рождаются новые связи между ними, новые тексты, типы аудиторий, риторические приемы и стили).
Один из главных выводов диссертации заключается в том, что зарубежные концепции и технологии политической коммуникации в демократическом обществе, в том числе в условиях избирательных кампаний, прошли достаточно длительный период эволюции и развития. Основные теоретико-методологические подходы к изучению данного политического процесса базируются на том, что он является одной из основных функций демократической политической системы, и в то же время обуславливает демократический характер ее развития.
Обеспечение непрерывного и эффективного взаимодействия основных политических групп общества — управляющих и гражданвозможно лишь в процессе политической коммуникации, причем в значительной степени этот процесс определяется и структурируется принадлежностью к нему института свободных демократических выборов.
На основании проведенного нами исследования можно также сделать вывод о том, что вовлеченность российских граждан в процесс политической коммуникации, с одной стороны, и активные действия политической элиты по организации и активизации этого процесса, с другой, несомненно будут способствовать продвижению нашего общества по пути демократических реформ.
Зарубежные технологии политической коммуникации и ее частного проявления — коммуникации в период выборов — могли бы послужить основой для усовершенствования отечественной техно.
— 146 логии политических действий, особенно в той ее части, что относится к использованию политико-коммуникативных каналов и средств.
В результате анализа зарубежной политической теории и практики нами выявлена система общезначимых факторов, определяющих технологию коммуникации в условиях выборов. В нее входят такие факторы как:
— положения действующего избирательного законодательства;
— деятельность государства и публичных административных органов, призванных обеспечить (облегчить и ограничить в необходимых пределах) ход избирательной кампании;
— формообразующие черты и признаки любой политической кампании;
— специфические характеристики и современные правила рационализации избирательных кампаний;
— размеры и природа материальных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают партии и кандидаты в ходе избирательных кампаний;
— современные требования стратегии электорального маркетинга, используемого в настоящее время практически во всех странах в ходе электоральной коммуникации и пропаганды, в частности, требование мультимедиальной стратегии;
— персональный выбор (стиль) заинтересованных акторов электорального процесса, в первую очередь политиков и партий, поддержкой которых они пользуются на выборах;
— тип (уровень) выборов;
— электоральная география;
— 14?
— политические имиджи кандидатов;
— эволюция политических нравов и научно-технический прогресс, обусловившие, в частности, расширение системы средств электоральной коммуникации за счет средств из области шоу-бизнеса и средств из области высоких технологий;
— специфические характеристики, присущие собственно каждому средству (формы и жанры передаваемых сообщений, финансовая стоимость и временные затраты, доступность и скорость подготовки к использованию, способность достигать определенные адресные группы избирателей, относительная эффективность в рамках всего комплекса средств и т. д.).
Значение каждого из указанных факторов (и, следовательно, их иерархия) может проявляться в разной степени в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных условий той страны, где проводится избирательная кампания, но в целом все они являются значимыми в процессе использования средств современной электоральной коммуникации. Иерархия и значимость этих факторов для российской электоральной практики может быть уточнена в ходе дальнейших теоретических и эмпирических исследований специфических условий проведения избирательных кампаний в России.
Расширение представления о процессе политической коммуникации как о гарантии эффективности и стабильности демократических реформ может в определенной мере способствовать созданию соответствующей политической культуры граждан и управляющих элит, увеличению степени их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильности согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ, предопределить созидательную роль электоральной практики россиян.