Организация судебной власти в РФ
В литературе определяются следующие задачи судебной реформы: обеспечение суве-ренного права России осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей террито-рии в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом; утверждение су-дебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, незави-симой в своей деятельности от законодательной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Судебная власть и её правовое регулирование
- 1. 1. Понятие судебной власти в свете современных подходов: сущность, содержание, свойства, признаки
- 1. 2. Основные функции судебной власти
- 1. 3. Основные формы осуществления судебной власти
- Глава 2. Проблемы совершенствование судебной власти на современном этапе Российских реформ
- 2. 1. Место и роль судебной реформы в системе Российского права
- 2. 2. Актуальные вопросы развития конституционного законодательства о федеральной судебной власти
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы не вызывает сомнения. На рубеже веков в России, как и за рубежом, происходят процессы осмысления пройденного исторического пути, дальнейших перспектив развития демократии, гражданского общества, правовой государственности. Наблюдается оп-ределенная переоценка ценностей в системе демократических институтов. На первый план все более выдвигаются проблемы судебной власти, правосудия, законности, справедливости право-порядка. Взгляд на судебную власть как на неотъемлемый компонент современной демократии делает еще более актуальной задачу исследования закономерностей и форм ее осуществления. Исследование теоретических проблем судебной власти в условиях российского правового госу-дарства является сложной и интересной темой, поскольку в ней соединены две глобальные, взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы российских преобразований правовое государство и судебная власть. Конституция Российской Федерации впервые в истории Россий-ского государства провозгласила Россию демократическим правовым социальным государст-вом, в котором человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. В Доку-менте Копенгагенского совещания по человеческому измерению (1990г.) говорится: «Правовое государство означает справедливость, основанную на признании и полном принятии ценности человеческой личности» .
В числе ценностей действующей Российской Конституции это утверждение судебной власти в качестве независимой ветви власти наряду с законодательной и исполнительной. Рос-сийская демократия сделала решительный шаг вперед, провозгласив высшей ценностью чело-века, его права и свободы и возложив обеспечение этих прав на государство и такой его инсти-тут, как судебная власть. Особое место судебной власти в системе разделения властей правово-го государства предопределено такими ее свойствами, как независимость и исключительность, что дает ей возможность, будучи по своей природе разновидностью государственной власти, защищать права человека и гражданина, выступать арбитром между государством и личностью и в определенной мере — арбитром в отношении ветвей власти, быть гарантом справедливости и законности. Вот почему значение судебной власти в условиях демократии возрастает.
Судебная власть является частью так называемой системы сдержек и противовесов, средством разрешения споров между органами государственной власти. Однако эта задача су-дов в Российской Федерации прослеживается лишь на федеральном уровне, да и то дискретно. Что же касается регионального и муниципального уровней, то она и вовсе оказывается нереали-зованной. Конечно, у нас не хватает практического опыта в нормативно-правовом определении этих функций судебной власти, но всякий практический опыт должна предварять хорошо раз-работанная теория, которая в нашей стране, по отношению к судебной власти, остается пока неразработанной.
Российская Конституция восприняла многие позитивные черты и свойства зарубежного опыта конституционного развития. В полной мере это относится и к институту судебной вла-сти. Однако и национальные традиции, например, институт присяжных, адвокатура, также ока-зывают влияние на развитие системы правосудия. Между тем, задача судебной реформы состо-ит в становлении в России подлинной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к лич-ности в судопроизводстве правового, демократического государства должны быть заложены в настоящее время.
Цель работы заключается в разработке понятийного аппарата, составляющего теоретико-правовые основы судебной власти и оражающего процессы совершенствования формирую-щейся современной модели судебной власти, ее роли и значения в механизме правового госу-дарства.
Осуществление поставленной цели я вижу в решении следующих задач: определение понятия, свойств, принципов, признаков судебной власти и основных форм ее осуществления и функционирования; выявление основных форм осуществления судебной власти и правосудия; разработка предложений к концепции судебной реформы в Российской Федерации, связанных с определением сущности, закономерностей становления судебной власти; выявление актуаль-ных вопросов развития конституционного законодательства о федеральной судебной власти;
Объект исследования — правовые отношения в сфере организации и осуществления су-дебной власти, рассмотрение теоретико-правовых основ судебной власти как правового инсти-тута, ее реализация через систему правосудия в условиях формирования российского правового государства.
Предмет исследования составили основные исторически развивавшиеся представления о судебной власти и соответствующие положения Конституции Российской Федерации, феде-ральное законодательство, другие правовые источники, касающиеся судебной власти, форм ее осуществления и функций.
Глава 1. Судебная власть и её правовое регулирование
1.1. Понятие судебной власти в свете современных подходов: сущность, содержание, свой-ства, признаки.
Понятия «суд» и «судебная власть» — не идентичные понятия. Они различаются как по значению, так и по историческим корням. Общепризнанно, что суд — это учреждение по рас-смотрению споров. Исторически, как социальное явление, суд появился практически одновре-менно с государством, а его истоки восходят к догосударственной организации. Типичная мо-дель возникновения судебной власти (конечно, с множеством нюансов, изъятий, отклонений, продиктованных историческими, национальными, географическими и тому подобными особен-ностями той или иной страны) выглядит примерно так. Хронологически сначала появляется парламент, концентрирующий в себе законодательную власть, затем он образует правительство (иногда избирает и главу государства), сосредоточивающее исполнительную власть, а уже по-том обе эти ветви власти согласованными действиями формируют третью, судебную власть. Но далее происходит нечто феноменальное, давшее Шарлю Монтескье, одному из творцов теории разделения властей, основание определить судебную власть как власть sui generis (особого ро-да): будучи порожденной законодательной и исполнительной властями, судебная власть затем как бы отрывается от своих родителей, поднимается, возносится над ними и контролирует их, проверяет конституционность и законность их действий и решений, а законодатели и исполни-тели никакими правомочиями в отношении судей не обладают.
Что касается понятия «судебная власть», то оно появилось значительно позже, чем суд как государственный орган, и связано с формированием концепции разделения властей на зако-нодательную, исполнительную и судебную. Понятие «судебная власть» в современном отечест-венном правоведении утверждалось в начале 90-х годов и прочно вошло в конституционное за-конодательство с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года. Вероятно, спра-ведливы их упреки в адрес советского государства по этому поводу. «К 1992 году — пишет В. М. Савицкий, — исчезла, славу Богу, необходимость говорить о судебной власти намеками и алле-гориями». В самом деле: статья 1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 ию-ня 1992 г. имеет четкий и недвусмысленный заголовок: «Судьи носители судебной власти». А далее в статье формулируется важнейшее положение: «Судебная власть самостоятельна и дей-ствует независимо от законодательной и исполнительной властей».
Отчетливо сознавая бесконечные трудности, которые возникают и будут возникать на пути практического осуществления этого тезиса, нельзя в то же время не признавать гигант-скую значимость политических перемен, сделавших возможным закрепление его в законе. Од-нако было бы заблуждением считать это понятие для России столь недавним изобретением. Достаточно сказать, что понятием «судебная власть» широко пользовались реформаторы вто-рой половины XIX века. Так, в Учреждении судебных установлений от 20 ноября 1864 года го-ворилось: «1) Власть судебная принадлежит: Мировым судьям. Съездам Мировых Судей. Су-дебным Палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда. 2) Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные. Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями» .
Понятно, что судебная реформа второй половины XIX века стремилась ввести россий-ское судопроизводство в цивилизованное русло. Однако отсутствие конституционных основ государственности, принципа разделения властей не позволяет говорить о судебной власти в России того времени в общепринятом демократическом понимании этого слова.
В советский период понятие «судебная власть» в нашем политическом и юридическом обиходе фактически отсутствовало. Оно не употреблялось в правовых актах советского госу-дарства. Что же касается научной литературы, то в ней данная категория практически не разра-батывалась, хотя в работах В. И. Ленина суд иногда называется органом власти пролетариата и беднейшего крестьянства, а судебная деятельность рассматривается как одна из форм государ-ственной деятельности .
Разделение властей неприменимо в условиях советской системы, т.к. там за основу бе-рется идея социалистического народовластия в лице Советов. Вот почему приходится конста-тировать, что понятие «судебная власть» с точки зрения её существа и содержания сравни-тельно новое в отечественном правоведении. Ещё недавно в трактовке судебных органов пре-обладали, в основном, судоустройственные и процессуальные моменты. Подчас высказывалась мысль о неправомерности ограничения круга органов власти Советами, поскольку наряду с ни-ми существовали правительственная, судебная и т. п. власти, а судебные решения рассматрива-лись не в качестве «обычного акта государственной власти, но акта правосудия», чем правосу-дие как бы противопоставлялось государственной власти. Но в течение всего советского пе-риода это не послужило основанием для возникновения целостной концепции судебной власти. Имели место и более четкие высказывания, согласно которым «судебные органы есть органы государственной власти, они выступают от имени государства, обладают государственно-властными полномочиями, компетенцией». Но подобные высказывания не охватывали понятия самой судебной власти. В результате, к тому моменту, когда выявилась необходимость раз-рабатывать проблему правового государства, существовало понимание судебной власти лишь как системы судебных органов государства осуществляющих правосудие .
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. 25 дек.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации». // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред.05.06.2007) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270
- Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Феде-рации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 31.11.2004) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
- Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судеб-ной реформы в РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
- Абдрашитова В.З. Прецедентный характер решений Европейского суда по правам че-ловека // Журнал российского права. 2007. N 9.
- Авдеенкова М.П., Дмитриев П. А. Конституционное право РФ. Курс лекций. М., «Поли-граф ОпТ», 2004.
- Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма, 2005.
- Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура. М.: Юристъ, 2004.
- Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001): Очерки теории и практики. М.: Городе-издат, 2001.
- Гуськова А.П., Муратова Н. Г. Судебное право: Истории и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. Монография. ИГ «Юрист», 2005.
- Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004.
- Жаворонкова О.Н. Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
- Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006.
- Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства: Проблемы настоящего и бу-дущего. Новосибирск: Наука, 2004.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.
- Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М.: Издательсткая группа «Юрист», 2007.
- Комментарий к законодательству о судебной системе РФ. / Под ред. Т.Г. Морщако-вой. М.: Юрист, 2003.
- Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ». М.: Изд-во НОРМА. 2003.
- Краснов М. Актуальна ли концепция судебной реформы? // Конституционное пра-во: Восточноевропейское обозрение. 2002. N 2.
- Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. 2007. N 6.
- Лебедев В. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. 2000. № 3.
- Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы, становления и развития. СПб. Изд-во «Лань», 2005.
- Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России //Государство и право. 2000. № 7.
- Стецовский Ю.И. Судебная власть.- М.: Дело, 2006.
- Судебная система Российской Федерации. Сборник нормативных актов / Под ред. В. М. Лебедева. М.: «Норма», 2004.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1998 г. № 21-П по делу о про-верке конституционности части пятой статьи 325 УПК РСФСР // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3394.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 г. № 5-П по делу о про-верке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР // СЗ РФ. 1999. № 4. Ст. 602.
- Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Яковлевой Е. А. на нарушение её конституционных прав положениями статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ».
- Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Михалюк В. В. о нарушении её конституционных прав положениями статей 14 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ».