Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История психологии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап (к. XIX 20−30-е гг. XX в.) обоснование принципа природосообразности с позиции психологии. Авторы стремились обосновать индивидуализацию обучения исходя из психологического возраста детей. В их понимании обучение становится развивающим только в том случае, если оно ориентируется не только и не столько на актуальный уровень развития ребенка, сколько на зону ближайшего развития, т. е… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Отражение идеи природосообразности у различных авторов
  • 2. Составить 10 аннотаций на произведения искусства по вопросам обучения, воспитания и развития
  • Список литературы

История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Отражение идеи природосообразности у различных авторов

Принцип природосообразности рассматривается в трудах многих ученых-педагогов как методологическая основа организации эффективного образовательного процесса. В истории развития этого принципа можно выделить несколько этапов.

Первый этап зарождение идеи принципа природосообразности. В трудах античных мыслителей: Конфуция, Демокрита, Сократа, Аристотеля идея природосообразности рассматривалась как единство жизни, природы и воспитания.

Второй этап (XVII к. XIX вв.) выделение принципа природосообразности в качестве педагогической закономерности. Я. А. Коменский считал, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка, осуществляться непрерывно и в системе. Идея организации образовательного процесса на основе принципа природосообразности развивалась А. Дистервегом, Д. Ж. Локком, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. В их трактовке принцип природосообразности означал организацию образовательного процесса на основе изучения природы ребенка, его особенностей; изыскание способов и методов естественного развития его способностей. Исследователи полагали, что познание окружающего мира должно соответствовать «человеческой природе» и происходить «естественным путем» по трем ступеням: 1 — господства ощущений, 2 — памяти, 3 — разума. Ребенку должна быть предоставлена возможность для проявления активности и самостоятельности в познании мира; естественным является воспитание в семье и коллективе.

Третий этап (к. XIX 20−30-е гг. XX в.) обоснование принципа природосообразности с позиции психологии. Авторы [1−4] стремились обосновать индивидуализацию обучения исходя из психологического возраста детей. В их понимании обучение становится развивающим только в том случае, если оно ориентируется не только и не столько на актуальный уровень развития ребенка, сколько на зону ближайшего развития, т. е. на те процессы и психические образования, которые находятся в стадии становления и определяют потенциальные возможности ребенка.

Для Советского Союза и постсоветской России можно выделить еще два этапа (четвертый и пятый) развития принципа природосообразности.

Четертый этап (30−80-е гг. XX в.) Отношение к принципу природосообразности в этот период отражено в педагогической энциклопедии: «после того как К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно доказали изменяемость человеческой природы в результате воспитания и воздействия окружающей среды понятие принципа природосообразности не применяется, а его основное содержание охватывается принципом учета возрастных особенностей» [5, с. 508].

Пятый этап (90-е гг. XX в. по настоящее время) возрождение принципа природосообразности. В исследованиях [6−8] принцип природосообразности рассматривается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребенка. Однако этот принцип авторы относят только к одному субъекту образовательного процесса ребенку.

В исследованиях [9−11] образование на основе принципа природосообразности определяется как «вид образования, который в основных проявлениях соответствует естественным состояниям субъектов образовательного процесса» [11, с.42], к которым авторы относят детей и педагогов.

На наш взгляд, в образовательном процессе необходимо рассматривать три субъекта: детей, педагогов и родителей в их взаимосвязи и взаимодействии. С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе. Создание условий для развития детей в образовательном процессе определяется, прежде всего, позицией педагогов и родителей по отношению к ребенку. Исследователи считают возможным к компонентам естественного состояния ребенка отнести как его особенности, так и закономерности развития:

общие закономерности развития детей: ознакомление с окружающим миром на основе непосредственного восприятия объектов и явлений через все органы чувств; усвоение материала от простого к сложному; развитие мышления от наглядно-действенного, наглядно-образного к элементарному понятийному и т. д.;

типологические особенности детей с разными образовательными возможностями;

индивидуальные особенности детей: межполушарная организация, ведущий канал восприятия информации; субъектный опыт жизнедеятельности;

индивидуальные возможности («зона актуального и ближайшего развития» [2]).

Предназначение личности педагога в образовательном процессе заключается в создании условий, способствующих развитию ребенка. Создание таких условий возможно только при определенной педагогической позиции. Педагогическая позиция включает внутренний и внешний аспекты [15]. Внутренний аспект представляет собой ценностно-смысловую установку восприятие педагогом других субъектов образовательного процесса, знание их особенностей, степень понимания поступков, а, следовательно, способность адекватно прогнозировать их развитие. Внешний аспект это средства и способы взаимодействия (воздействия) педагога с детьми, родителями.

В идеале педагогическая позиция должна быть адекватной, динамичной и прогностичной. Адекватность отражает знание педагогом индивидуально-типологических особенностей ребенка, особенностей внутрисемейных отношений. Динамичность проявляется в подвижности педагогической позиции, т. е. способности к изменению форм и способов взаимодействия с детьми, родителями. Прогностичность в способности педагога предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка.

Предназначение личности родителя в образовательном процессе, по нашему мнению, также заключается в создании условий, способствующих развитию ребенка. Условия развития ребенка определяются типом семейного воспитания [16]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам провести типизацию семейного воспитания по основанию восприятия ребенка с одной стороны и по основанию способа взаимодействия с ним с другой. Проведенная типизация иллюстрируется на рис.1

Рис. 1. Иллюстрация типизации семейного воспитания по основанию восприятия ребенка и способа взаимодействия с ним

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой