Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восстановление словаря у больных с афазией

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные работы с описанием афазии существовали еще в клинической литературе XVII века. Однако интенсивное изучение этого расстройства началось с конца XIX века. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В развитии учения об афазии можно выделить три этапа. На первом этапе (вторая половина XIX — начало XX в. классиками неврологии были выделены две главные формы афазии: моторная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы афазии в отечественной литературе
    • 1. 1. Характеристика афазии
    • 1. 2. Обследование лиц с афазией
  • Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа при афазии
    • 2. 1. Общие подходы к восстановлению афазии
    • 2. 2. Методики восстановления словаря у больных с афазией
  • Заключение
  • Список литературы

Восстановление словаря у больных с афазией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии Ипрушается не только уже сложившаяся речевая функция, Но и все стороны речи.

Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения Или травму головного мозга, до сих пор остается острой. Многие вопросы клинической афазиологии (афазия при ишемическом и геморрагическом инфаркте, локализация очпга поражения, особенности мозгового кровотока и т. п.) и значительной степени решены. В последние десятилетия большой вклад в отечественную клиническую афазиоло-гию внесен Е. В. Шмидтом, Р. А. Ткачевым, Л. Г. Столяровой и др.

Многообразие разноязычной фонетики, слогои словообразования, лексики, грамматики и синтаксиса приводит к мысли о необходимости единого методологического подхода к пониманию того, что такое речь, как она пользуется различными языковыми кодами, как человеческий мозг справляется с языковым многообразием. Такой единый методологический подход разработан двумя выдающимися отечественными нейропсихолога-ми Л. С. Выготским и А. Р. Лурия.

В работах А. Р. Лурия отмечается, что все формы афазий весьма и весьма вариативны, однако им не раскрыты рарианты разных форм афазии, не произведен их нейролингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изучены афазии исключительно у правшей. Афазии же у левшей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40% населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы афазии в отечественной литературе

1.1. Характеристика афазии

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия — одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Представления об афазии на основании новых данных дали возможность уточнить определение. Афазия — системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения: 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на нарушение [1, с. 58].

Отдельные работы с описанием афазии существовали еще в клинической литературе XVII века. Однако интенсивное изучение этого расстройства началось с конца XIX века. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В развитии учения об афазии можно выделить три этапа. На первом этапе (вторая половина XIX — начало XX в. классиками неврологии были выделены две главные формы афазии: моторная (афазия П. Брока, 1861) и сенсорная (афазия К. Вернике, 1874). В течение последующих десятилетий появилось описание еще ряда форм афазии, в основе которых лежали уже не моторные и сенсорные расстройства, а нарушение более сложных процессов. Была выделена проводниковая афазия, единственным симптомом которой считалось нарушение повторения слов, обусловленное «перерывом путей» между сенсорными и моторными центрами. Далее — транскортикальная афазия сенсорной и моторной форм, при которой при сохранности повторной речи нарушается спонтанная. Позже появилась сенсорная и моторная субкортикальная афазия, при которой наблюдался «перерыв путей» от моторного и сенсорного корковых центров к низлежашим образованиям мозга. Следующая выделенная форма афазии — амнестическая, при которой сохранены сенсорные и моторные компоненты речевого процесса, но нарушен «центр памяти на слова», что приводит к нарушению называния предметов.

Второй этап — с 40-х годов XX столетия — так называемый «настоящий этап» развития афазиологии. Бурное развитие физиологии, психологии, неврологии, нейрохирургии других наук обусловило возникновение новой науки — нейропсихологии, которая легла в основу развития учения об афазии. Основоположником нового учения об афазии стал А. Р. Лурия, которому принадлежит наиболее распространенная в настоящий момент классификация данного нарушения [1, с. 60].

Третий этап — дело будущего (согласно А. Р. Лурия). Продолжились и продолжаются в настоящий момент исследования в области афазии (Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, П. А. Овчарова, В. В. Оппель, Е. Н. Правдина-Винарская, В. ML Шкловский и др.). За последние годы возрос интерес к проблеме межполушарной ассиметрии и, в частности, к вопросу о связи речи с правым полушарием. Была показана роль правого полушария в реализации интонационно-мелодической стороны речи. В настоящее время проблема локализации речи, в том числе участия правого полушария в возникновении афазии, остается открытой.

Причинами афазии являются разнообразные органические поражения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи: травмы головного мозга, воспалительные процессы и опухоли мозга, сосудистые заболевания и нарушение мозгового кровообращения (инсульт). При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария. Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от: обширности очага поражения и его локализации; характера нарушения мозгового кровообращения; состояния непострадавших отделов мозга, выполняющих компенсаторные функции. Различные патологические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно накладывают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необходимо учитывать при анализе афазического расстройства. Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного нарушения. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли, в отдаленный период наблюдаются различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению итжллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики, несвойственным афазии, вызванной очаговым поражением мозга. При сосудистом: заболевании афазия может быть различной в звисимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется большей связью с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, так как травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями [3, с. 46].

Существуют различные классификации афазии: классическая, неврологическая классификация Вернике — Лихтгейма, лингвистическая классификация X. Хэда, классификация В. К. Орфинской и др. Общепринятой является нейропсихологическая классификация афазии А. Р. Лурия (1947, 1962), включающая шесть форм:

1) акустико-гностическая (сенсорная);

2) акустико-мнестическая;

3) семантическая;

4) афферентная моторная;

5) эфферентная моторная;

6) динамическая.

Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал К. Вернике. Данная форма возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). Центральным механизмом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. Расстройство фонематического слуха — центральный дефект сенсорной афазии, обусловливающий грубые нарушения импрессивнои речи. Парадигматическая система языка нарушается уже на уровне фонемы. Нарушается противопоставление, распознавание коррелятивных фонем, различающихся в русском языке по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости — мягкости; 3) назальности — неназальности и др. Лица с сенсорной афазией не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы, что и ведет к центральному дефекту — нарушению понимания речи.

В клинической картине рассматриваемая форма афазии проявляется в феномене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, обращенной речи. Нейропсихологический синдром акустико-гностической сенсорной афазии включает нарушения: всех видов устной импрессивнои речи; чтения и письма; устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; воспроизведения ритмов; эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в тревожности, легкой возбудимости, неустойчивости эмоциональных реакций. В психологической картине прежде всего обнаруживается нарушение всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов [3, с. 50].

При сенсорной афазии отмечается нарушение понимания речи, которое начинается уже с непонимания простейших инструкций. Однако лица с данной формой нарушения иногда схватывают в целом смысл высказывания. Выделяют три степени понимания речи (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). При первой (грубой) степени объем понимания резко ограничен. Вторая (средняя) характеризуется общим пониманием ситуативной речи при затруднениях в понимании более сложных внеситуативных видов речи. При третьей (легкой) степени отмечается относительно свободное понимание речи, но с определенными трудностями восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой