Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие и поддержка малых предприятий с помощью государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с малым бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.). Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Государственные органы, взаимодействующие с малым предпринимательством
  • 2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства
  • 3. Направления государственного регулирования по взаимодействию с малым предпринимательством
  • 4. Прямая и косвенная поддержка малого предпринимательства
  • 5. Направления оценки эффективности государственной поддержки
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Взаимодействие и поддержка малых предприятий с помощью государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малый российский бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика.

В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению.

Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда.

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса.

Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Целью в данной работе будет рассмотрение взаимодействие и поддержка малых предприятий с помощью государства.

1. Государственные органы, взаимодействующие с малым предпринимательством.

Законодательное регулирование малого бизнеса 209-ФЗ от 24.07.2007 г. о развитии алого и среднего предпринимательства. Приложение № 2.

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки и взаимодействии с малыми предприятиями со стороны власти.

К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с малым бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.).

Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке и взаимодействии малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.

Также действуют общественные объединения — Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и взаимодействия малого предпринимательства, это профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.

Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы взаимодействия и поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы в 1996;1998 гг., 1998;1999 гг., 2000;2002 гг. и 2004;2005 гг.

В настоящее время действует программа 2006;2008 гг., включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

Посмотрим графический вид общей институциональной среды малого бизнеса г. Санкт-Петербурга. Рис. 1.

Рис. 1 Посмотрим графический вид общей институциональной среды малого бизнеса г. Санкт-Петербурга.

1. Поддержка малого бизнеса является необходимым элементом экономической политики современного государства, позволяющая реализовать его регулирующие и социальные функции.

Предпосылкой эффективности государственной поддержки вляется комплексный подход к ее организации, предполагающий параллельное использование:

разнообразных каналов прохождения государственных ресурсов, предназначенных малому предпринимательству;

многочисленных форм и методов такой поддержки;

ресурсов федеральных и территориальных органов управления.

2. Основными методологическими требованиям к организации государственной поддержки малого предпринимательства являются:

недопустимость концентрации в распоряжении одного (или нескольких зависящих друг от друга ведомств) всех направляемых на эти цели ресурсов;

необходимость выделения приоритетных с позиции общественных интересов направлений малого предпринимательства и создание для его развития особо льготных условий;

целесообразность широкого использования программно-целевого подхода, предполагающего осуществление разнообразных целевых программ поддержки малого предпринимательства федерального и регионального уровня.

3. Наибольший интерес с позиции использования соответствующего опыта в отечественных условиях вызывает:

наличие государственных банков, специально созданных для участия в программах поддержки малого предпринимательства; > деятельность «бизнес — инкубаторов»;

информационное обеспечение малых предприятий с использованием современных компьютерных технологий и коммуникаций;

лицензирование МП, привлекаемых к выполнению госзаказов.

По результатам поддержки малого предпринимательства отмечено:

1. Необходимость такой поддержки в г. Санкт-Петербурге определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства.

Даже в условиях развитой рыночной экономики децентрализованная поддержка является более мощным фактором мотивации развития малого предпринимательства в сравнение с государственной.

2. Государство может и должно содействовать активизации рассматриваемого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты:

налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах;

условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчико;

механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям;

паевое участие в развитии венчурной деятельности с участием МП.

3. Для полной реализации своего мотивирующего потенциала поддержка в г. Санкт-Петербурге должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям, что позволяет охватить ею все отрасли малого предпринимательства:

сферу реального производства — через механизм субподряда;

сферу обращения — через механизм франчайзинга;

сферу прикладной науки — через механизм венчурных контрактов.

4. Основные проблемы в организации взаимодействия МП с банками возникают при необходимости привлечения заемных ресурсов на долгосрочной основе, что повышает практическую значимость лизинга как одной из форм целевой поддержки со стороны крупного бизнеса.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т. е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Б.М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б. М. Маклярский. М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
  2. Л.Н. Никитина, М. И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 67
  3. А.И. Архипов, А. К. Большаков. Экономика / А. И. Архипов. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
  4. А.Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А. Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В. К. Южелевский. М.: Наука, 2003,
  5. З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 127
  6. Т.В. Бутова, М. В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / Т. В. Бутова, М. В. Ерхов. М.: Маросейка, 2007, 192 с.
  7. А.Г. Грязнова, Н. Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. М.: КноРус, 2006, 678 с.
  8. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 — 266
  9. А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 — 22
  10. Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 33
  11. В.А. — Курс предпринимательства. // СПб., 2001.
  12. Доклад «О дальнейшем развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» 2007.
  13. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденция становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. № 4.
  14. Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2003, с.20−25
  15. Ф. «О государственной поддерже предпринимательства в России», Проблемы теории и практики управления, 2,2005,с.94−99
  16. А. «Перспективы развития малого предпринимательства в России», Вопросы экономики, 7, 2002, с.119−125
  17. А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127−139
Заполнить форму текущей работой