Дидактическое проектирование как технология гуманизации процесса обучения в вузе
Диссертация
Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, отразились и на системе образования, которая развивается теперь в изменившихся условиях, и перед которой стоят новые более сложные требования. Эти требования проявляются как тенденции развития системы в целом. Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Гуманистические основания развития дидактических систем
- 1. 1. Гуманизация образования как педагогическая проблема и основной принцип его развития на современном этапе
- 1. 2. Моделирование содержания образования как концептуальное решение проблемы гуманизации
- 1. 3. Гуманистические составляющие дидактических систем прошлого и настоящего
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Реализация гуманистического потенциала дидактического проектирования в образовательном процессе вуза
- 2. 1. Принципы гуманистически ориентированного дидактического проектирования и пути их реализация в процессе обучения в вузе
- 2. 2. Проектирование учебной дисциплины как практическое решение проблемы гуманизации образования
- 2. 3. Конструирование технологии реализации дидактического проекта «Учебная дисциплина»
- 2. 4. Оценка гуманистического потенциала дидактического проекта «Учебная дисциплина»
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Акопов, Г. В. Социальная психология высшего образования / Г. В. Акопов.-Самара, 1993.- 151 с.
- Аксенова, Г. И. Формирование субъектной позиции учителя, а процессе профессиональной подготовки: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Аксенова Галина Ивановна. М., 1998. — 448 с.
- Алексеев, Н.Г. Философия образования и технология образования / Н. Г. Алексеев // Вопросы философии. 1995. — № 11. — С. 15 — 17.
- Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. Изд. 3 — е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2001. — 608 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд — во Казан, ун -та, 2000. — 229 с.
- Аношкин, А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения /А. П. Аношкин. Омск: ОмГПУ, 1998. — 227 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
- Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 558 с.
- Байденко, В.И. Образовательный стандарт: Опыт системного исследования /В. П. Байденко. Новгород, 1999. — 201 с.
- Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы / В. И. Байденко. М.: Высш. шк., 1999.- 187 с.
- Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э. А. Баллер. -М.: Наука, 1987.- 158 с.
- Батищев, Г. С. Методологические аспекты формирования целостной личности / Г. С. Батищев // Доклады АПН РСФСР. М., 1962. — С. 30−31.
- Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. -М., 1986. С. 384.
- Башмаков, М. И. Что такое продуктивное обучение / М. И. Башмаков // Теория и практика продуктивного обучения: сб. тр. М., 2000. — С.9.
- Безносова, М.И. Болонская декларация предыстория / М. И. Безносова.- http://v3.udsu.ru/item-ipspub/grp-/obj-l 1412/meth-v.html
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. для индустр.- пед. техникумов и учеб. пособие для инженер. пед. специальностей / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 339 с.
- Белкин, А.С. Теория и практика витагенного обучения: Голографический подход /А. С. Белкин // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. — № 2. — С. 45 — 51.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения техн. обучающих систем /В. П. Беспалько. Воронеж: Изд — во Воронеж, ун — та, 1977. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1997.-437 с.
- Битинас, Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии / Б. П. Битинас. Вильнюс, 1971. — 347 с.
- Битинас, Б.П. Структура процесса воспитания: (Методологический аспект) / Б. П. Битинас. Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С.11−17.
- Бондаревская, Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41−52.
- Борзенков, B. J1. Анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: автореф. дис.канд. пед. наук / Борзенков Виктор Леонидович. Л., 1987. — 16 с.
- Валицкая, А. П. Культуроведческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая //Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12 -18.
- Валицкая, А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора /А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3 — 8.
- Бахтина, Е.А. Дидактическое проектирование в преподавании теоретических основ электротехники / Е. А. Бахтина // Физико-технические проблемы создания новых технологий в АПК: материалы II Российской на-уч.-практ. конф. Ставрополь, 2003. — С. 40−47.
- Бахтина, Е.А. Проектирование дидактического цикла / Е. А. Бахтина // Циклы природы и общества: матер. XI Междунар. интернет-конф. /Ставропольский ин -т им. В. Д. Чурсина. Ставрополь, 2004. — С. 137 140.
- Бахтина, Е.А. Система принципов гуманистически ориентированного дидактического проектирования / Е. А. Бахтина // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. науч. тр. М. — 2006. — Вып. XV. — С. 1317.
- Бахтина, Е.А. Совершенствование учебно-методического комплекса по дисциплине «Теоретические основы электротехники» / Е. А. Бахтина // Актуальные вопросы социальной теории и практики: сб. науч. статей./СКСИ. Ставрополь, 2004. — С. 198−201.
- Выготский, JI.C. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 5 т. М., 1983. — Т. З. Проблемы развития психики.-С. 5−314.
- Галаган А.И. Высшее образование в мире: тенденции и перспективы развития /А. И. Галаган // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: сб. науч. тр. М., 1997-С.58.
- Гачев, Г. Гуманитарный комментарий / Г. Гачев // Высшее образование в России.-2001. -№ 4 С. 77.
- Гегель, Г. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975.-695 с.
- Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества // Иоганн Готфрид Гердер- пер. и примеч. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977. — 703 с.
- Горовая, В.И. Педагогическая диагностика как средство управления педагогическим процессом / В. И. Горовая, JI. С. Ушакова, С. И. Тарасова. -М.: Народное образование- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 160 с.
- Горовая, В.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза / В. И. Горовая, О. Г. Зайцева, С. И. Тарасова М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 136 с.
- Груздев, П.Н. Вопросы воспитания и обучения / П. Н. Груздев. М.: Наука, 1949. — 140 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О. С. Газма на, И. А. Костенчука. М., 1995. — 98 с.
- Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе вуза: учеб. пособие / В. В. Гусев, П. И. Образцов, В. М. Щекотихин. -Орел: ВИПС, 1997.- 126 с.
- Давыдов, В.В. Контрольно-оценочная деятельность / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. -М., 1982. С. 10−20.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Ин-тор, 1998.-544 с.
- Данилов, М.А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований / М. А. Данилов. -М.: Педагогика, 1971. 350 с.
- Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность /А. Н. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4. -С. 63−67.
- Джексон, П. Введение в экспертные системы / П. Джексон. М:. Изд. Дом «Вильяме», 2001. — 624 с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для пед. ин тов / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скат-кина. — М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
- Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1975.- 121 с.
- Дистервег, А. Собрание сочинений. В 25 т. Т. 22 / А. Дистервег. М., 1961.-320 с.
- Дмитриева, М.С. Управление учебным процессом в высшей школе / М. С. Дмитриева. Новосибирск, 1971. — 180 с.
- Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования / Э. Д. Днепров. М.: Просвещение, 2002. — 221 с.
- Днепров, Э. Д. Четвертая реформа в России: Пособие для преподавателей /Э. Д. Днепров. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 241 с.
- Дольник, В.Р. Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 208 с.
- Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. М.: Высш. шк, 1980.-286 с.
- Дубровский, Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 78 — 82.
- Дубровский, Д. И. О природе социального / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 1971. -№ 4. — С. 45 -48.
- Дубровский, Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. М.: Наука, 1983.- 187 с.
- Европейский и российский опыт реализации Болонских соглашений: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2005. -www.mpei.ru/news/Singlenews.asp7id
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Заде, JI. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / JI. Заде- пер. с англ. Н. И. Ринго М: Мир, 1976.- 165 с.
- Зайцева, Ж. Н. Применение генетических алгоритмов при разработке электронных курсов обучения / Ж. Н. Зайцева, А. В. Кисляков, Д. А. Ларин // Открытое образование. 2001. — № 3. — С. 42−46.
- Зеленцова, А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования: (Теоретический аспект): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Зеленцова Алла Владимировна. Волгоград, 1996. — 217 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 1999. 384 с.
- Зинченко, В.П. Гуманитаризация подготовки инженеров / В. П. Зинченко // Вестник высшей школы. 1986. — № 10. — С. 28−35.
- Зуев, Д. Д. Школьный учебник /Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
- Иванов, И.П. Развитие творческого мышления в условиях проблемно-деятельностного обучения: авторефер. дисс. канд. пед. наук / Иванов
- Игорь Петрович. Ставрополь, 2002. — 170 с.
- Ильченко, О.А. Психолого-педагогические требования при обучении с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий / О. А. Ильченко. М.: МЭСИ, 2000. — 197 с.
- Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. -208с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Калмыков, А.А. Системный анализ технологии обучения /А. А. Калмыков // Вестник ПТУ. Математика. Механика. Информатика /Перм. ГУ. -1997.-Вып.1,-С. 32−48.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 190 с.
- Кант, И. Сочинения. В 6 ти т. Т. 4., ч. 1. / И. Кант- под общ. ред. В. Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1965. — 544 с.
- Карандашова, Р.Г. Урок в развивающей и развивающейся школе / Р. Г. Карандашова. Ставрополь: СКИПКРО, 2001. — 152 с.
- Карась, С.И. Когнитологические подходы к созданию компьютерного методического обеспечения в медицине / С. И. Карась, Я. С. Пеккер, О. В. Воробейчикова // Вестник / СГМА. 2000. — № 1. — С.40−46.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. пособие для вузов /Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 206 с.
- Клинберг, Л. Проблемы теории обучения / Л. Клинберг- пер. с нем. М.: Педагогика, 1984.-256 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2000. 176 с.
- Коломиец, В.Л. Деятельностно развивающая технология профессионального обучения /В. Л. Коломиец, Л. Г. Шеметова // Пути повышения качества подготовки специалистов в ссузах: науч.-метод. сборник. / Министерство образования России. — М, 2004. — С. 41−58.
- Коменский, ЯЛ. Основы прочности (основательности) обучения и учения /ЯЛ. Коменский //Избр. пед. соч. -М., 1955 С. 271−284.
- Конаржевский, Ю.А. Внутиришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржев-ский. -М.: Педагогика, 1993. 140 с.
- Конаржевский, Ю.А. Совершенствование функций управления / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: Юж. — Уральск, кн. изд — во, 1988. — 112 с.
- Конфедератов, И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе / И. Я. Конфедератов. М.: Высш. шк., 1976. -112 с.
- Котова, И.Б. Обучение как составная часть педагогического процесса // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов. -М., 1998. С. 217−219.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Издат. центр «Академия», 2003. -256 с.
- Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 3. -С. 3−10.
- Краткий психолого-педагогический словарь. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 80 с.
- Крупская, Н. К. Какой нам нужен учебник / Н. К. Крупская // Пед. соч.: в6 т. -М., 1979.-Т 1.-С. 233−236.
- Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогика, 2000. — 149 с.
- Кубрушко, П.Ф. Дидактическое проектирование. Учебно-практическое пособие / П. Ф. Кубрушко. М.: МГУП, 2001. — 30 с.
- Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П. Ф. Кубрушко. М.: Высш. шк., 2001. — 236 с.
- Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 2005. — 224 с.
- Кумарин, В. В.Лучшей концепции у нас не было. И пока не предвидится / В. В. Кумарин // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 37 — 44.
- Кумарин, В. В. Педагогика в пучине схоластики / В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1999.- 187 с.
- Кумарин, В.В. Школа центр воспитания (вариант школы будущего) /В. В. Кумарин. — М.: Педагогика, 1974. — 216 с.
- Куписевич, Ч. Основы общей дидактики /Ч. Куписевич- пер. с польск. О. В. Долженко. -М.: Высш. шк., 1986. 368 с.
- Кушнир, А. Новая Россия подрастает /А. Кушнир // Народное образование. 1997. -№ 8. — С. 49−56.
- Лебедев, О.Т. Прогнозирование подготовки инженерных кадров для электронной промышленности: методологические проблемы / О. Т. Лебедев.-Л, 1977.-232 с.
- Левина, М.М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. -М.: Издат. центр «Академия», 2001. 272 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /В. С. Леднев.- Изд. 2-е, перераб.-М.: Высш. шк., 1989.-223 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Вып.7 /А. Н. Леонтьев. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. — С.3−40.
- Леонтьев, А. Н. Психология общения /А. Н. Леонтьев. Тарту, 1974. -202 с.
- Лернер, И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.- 164 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
- Логвинов, И. И. К теории построения учебного предмета / И. И. Логвинов // Сов. педагогика. 1969 — № 3. — С. 97.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1991. 276 с.
- Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения /А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. -623 е., ил.
- Маврин, С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. А. Маврин. Омск: ОмГПУ, 1998. — 351 с.
- Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — 177 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 197 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории / М. И. Махму-тов. М.: Педагогика, 1981. — 218 с.
- Махмутов, М.И. К структуре взаимосвязи педагогической теории и практики / М. И. Махмутов, С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников // Методологические исследования инженерно педагогического образования: сб. науч. трудов. Свердловск, 1988. — С.119 — 137.
- Мещеряков, Ф.А. Циклология (ритмология) / Ф. А. Мещеряков, В. Н. Ткаченко, П. В. Чурсина. Ставрополь: Изд — во Ставропольского ун. -та, 1999.-278 с.
- Минский, М. Фреймы представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979, — 151с.
- Миронов, В. Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР / В. Б. Миронов // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. М., 1986. — С. 98 — 127.
- Михайлов, Ф.Т. Некоторые теоретические проблемы политехнического образования / Ф. Т. Михайлов // Советская педагогика. 1975. — № 3. -С. 58−61.
- Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе /А. Г. Молибог. М.: Высш. шк., 1971. — 296 с.
- Моляко, В. А Техническое творчество и трудовое воспитание / В. А. Моляко. -М.: Знание, 1985. 171 с.
- Муравьева, Г. Е. Дидактическое проектирование / Г. Е. Муравьева. -Шуя: ШГПУ, 2000. 84 с.
- Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухова. М.: Мастерство, 2002. -288 с.
- Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учрелсдении / А. М. Новиков. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 130 с.
- Новиков, A.M. Профессиональное образование в России. Перспективы развития /А. М. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе /А. М. Новиков. -М.: Изд. во И1Ж и ПРНО МО, 2000. — 112 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 246 с.
- Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография / П. И. Образцов. Орел: Орел ГТУ, 1997. — С. 117−119.
- Оганесян, Е.В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) /Е. В. Оганесян. М.: Высш. шк., 2004. -176 с.
- Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы /А. П. Огурцов // Человек. 2002. — № 1. — С. 71 — 87.
- Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы /А. П. Огурцов // Человек. 2002. — № 2. — С. 100 — 118.
- Околелов, О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития /О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь- пер. с польск. Т. А. Хмель.-М.: Высш. шк., 1990.-381 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь- пер. с польск. -М.: Просвещение, 1986. 208 с.
- Основы методики преподавания / Методические рекомендации Т. Г. Аргунова. М.: НМЦ СПО Госкомвуза России, 1996. — 34 с.
- Основы профессиональной педагогики / под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. М.: Высш. шк., 1977. — 503 с.
- Панфилов, Д.И. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум на Electronics Workbench. В 2 т. Т. 1. Электротехника / Д. И. Панфилов, В. С. Иванов, И. Н. Чепурин- под общ. ред. Д. И. Панфилова. М.: ДОДЭКА, 1999.-304 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988.-479 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / В.А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школьная пресса, 2004.-512 с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: учеб. пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Высш. шк., 1999. — 198 с.
- Педагогика здоровья. -М.: Педагогика, 1990. 288 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 е., ил.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI. М. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
- Пиз, А. Язык жестов /А. Пиз. Воронеж: НПО «Модекс», 1992. — 218 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. ~М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 576 с.
- Поливанова, Н.И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психология науки и образования. 1996. — № 2. — С. 43−53.
- Положение о подготовке инженерных кадров на основе системы «РИТМ». М.: МАТИ, 1989. — 12 с.
- Поршнев, С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета MathCad: учеб. пособие / С. В. Поршнев М.: Горячая линия-Телеком, 2002. — 252 с.
- Проектирование экономических информационных систем / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф.Тельнов- под ред. Ю. Ф. Тельнова. -М.: Финансы и статистика, 2002. 512 с.
- Психолого-педагогическая диагностика / Составители А. К. Богомазова, В. С. Доценко, О. А. Змияк. Ростов-н /Д: НМЦ ПО РОД 994. — 44 с.
- Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. /СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. — 468 с.
- Рего, К.Г. Метрологическая обработка результатов технических измерений: справочн. пособие /К. Г. Рего. Киев: Техника, 1987. — 331 с.
- Резников, Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л. О. Резников. -Л.: Изд во Ленингр. ун — та., 1964. — 304 с.
- Ренгер, М.М. Экологизм как способ нравственного выживания человечества / М. М. Ренгер // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: материалы IX сессии Таватуйской школы-семинара. (Екатеринбург, 1998. Вып. 5, ч.1. — С. 69 — 87 с.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1999. — № 10. — С.16.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994. 479 с.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266 ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — Ст. 1797.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании // Бюлл. Госкомвуза России. 1996. — № 2. — С. 2−60.
- Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125 ФЗ // Собр. зак — ва РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4135.
- Рубинштейн, C. J1. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Рубцова, Н. Е. Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий / Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков // Открытое образование. 2002. — № 4. — С.27.
- Савельев, А .Я. Масштабы развития и стоимость высшего образования /А. Я. Савельев // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. Сб. науч. тр. М., 1997. — С. 91−117.
- Савельев, А.Я. Новые информационные технологии обучения /А. Я. Савельев // Современная высшая школа. 1990. — № 3 — 4. — С.37 — 45.
- Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования /А. Я. Савельев // Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С. 29−37.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем /В. Н. Садовский. -М.: Наука, 1974. 259с.
- Самсонов, А. Л. На пути к ноосфере /А. Л. Самсонов // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 60.
- Сборник нормативных документов по научной и инновационной деятельности. Вып. 13. Тверь: ИнноЦентр, 2000. — 259 с.
- Свободное развитие личности школьника: Философские и психологические основы образования: учеб. пособие-хрестоматия. В 2 ч. Ч. 1/ Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1998.- 163с.
- Свободное развитие личности школьника: Научно методические основы педагогического процесса: учеб. пособие-хрестоматия. В 2 ч. Ч. 2/ Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. — Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1998.-64с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селев-ко. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994.- № 5. — С. 16 — 21.
- Сикорская, Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: автореф. дис. докт. пед. наук /Сикорская Галина Петровна. Екатеринбург, 1999. — 3.8 с.
- Симоненко, В.Д. Педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для пед. работников и студ. педвузов / В. Д. Симоненко, А. М. Воронин. Брянск, 1998. — 243 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом / В. П. Симонов. М., 1997. -264 с.
- Ситаров, В.А. Дидактика / В. А. Ситаров. М.: Изд. центр «Академия», 2002.-368 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -Изд. 2 е. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Сластенин, В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога. Инновационность один из принципов педагогики. Современные подходы к подготовке учителя / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. — 2000. — № 1.-С. 37−52.
- Смирнов, С.А. Еще раз о технологиях обучения / С. А. Смирнов //Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 116−118.
- Соловьев, В. С. Избранное / В. С. Соловьев. М.: Сов. Россия, 1990. -499 с.
- Стародубцев, В.А. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно-ориентированном открытом образовании /В. А. Стародубцев, А. Ф. Федоров // Открытое образование. 2003. — № 2. -С.11 -21.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология /Л. Д. Столяренко. Рос-тов-н /Д: «Феникс», 2000. — 544с.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов /Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Ростов-н /Д: «Феникс», 2001.-512 с.
- Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. Т. 2. Как воспитать настоящего человека. Сто советов учителю М.: Просвещение, 1979.-712 с.
- Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский // Избр. произведения: в 5 т. М., 1979. — Т. 2. — С. 427 — 628.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344с.
- Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя: Монография / О. П. Морозова, В. А. Сластенин, Ю. В. Сенько и др. Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. — 546 с.
- Терегулов, Ф.Ш. Биосоциальная формирующая педагогика /Ф. Ш. Тере-гулов. Уфа, 1999.-251 с.
- Туроу, Л. Будущее капитализма/ Л. Туроу. Новосибирск, 1999. — 92 с.
- Тюнников, Ю.С. Метод обучения: методологический анализ дидактической категории / Ю. С. Тюнников. Сочи, 2003. — 48 с.
- Укке, Ю.В. Управление формированием личности специалиста с высшим образованием / Ю. В. Укке, В. А. Кан Калик- Вып.8 — М.: Новая школа, 1985. -44 с.
- Ушинский, К.Д. Письма о воспитании наследника престола / К. Д. Ушинский // Проблемы педагогики. М., 2002. — С. 9.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т 1. /К. Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1974. 584 с.
- Филатов, О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе / О. К. Филатов. Ростов-н /Д: Феникс, 1997. — 256 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1991.-559 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев,
- П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования /под ред.
- B.В. Давыдова. М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании, 1981.- 127 с.
- Фредерико Майор Сарагоса На пороге XXI века: опасности и перспектива: речь на открытии конференции / Фредерико Майор Сарагоса // Курьер Юнеско. 1988. — Июнь.
- Фридман, JIM. Наглядность и моделирование в обучении / JI. М. Фридман. М.: Знание, 1984. — 78 с.
- Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. М. — Политиздат, 1989. — 558 с.
- Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование: материалы Междунар. симпозиума ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.65 — 72.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие /И. Ф. Харламов. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. — 512с.
- Хилл, П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования и научное обоснование решений / П. Хилл: пер. с англ. Е. Г. Коваленко- под ред. канд. техн. наук В. Ф. Венды. М.: Мир, 1973. — 263 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А. И. Пискунов.- М.: Просвещение, 1985. 527с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования /А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 64.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования /А. В. Хуторской//Народное образование. -2003. № 5. — С. 55−61.
- Хуторской, А. В. Является ли модернизация образования инновационным процессом? /А. в. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. -29 марта, http://www.eidos.ru/journal/2005/0329.htm.
- Хуторской, А.В. Дидактические основы эвристического обучения: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук / Хуторской Александр Васильевич. М., 1998.-с. 37.
- Чупрунов, Д.И. Экономика, организация и планирование высшего образования: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Д. И. Чупрунов, Е. И. Жильцов. Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 174 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности /В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.- 185 с.
- Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательная политика /В. Д. Шадриков. -М.: ИЦПКПС, 1993. 181 с.
- Швырев, B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60−70-х годов XX века / В. С. Швырев. М., 1983.1. C. 30−31.
- Шевченко, А.И. Проектирование дисциплинарного образовательного пространства в вузе и методика его освоения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шевченко Александр Иванович Ставрополь, 2004. — 176 с.
- Ширшов, Е.В. Дидактическая система на основе применения информационно-педагогических технологий в вузе / Е. В. Ширшов // Открытое образование. 2003. — № 4. — С. 11 — 23.
- Шиянов, Е.Н. Гуманизация как глобальная тенденция развития современного образования / Е. Н. Шиянов // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: матер, межрег. науч.-практ. конф. /СевКавГТУ. -Ставрополь, 2002. 468 с.
- Шиянов, Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. М.- Ставрополь: СГПИ, 1991. — 205 с.
- Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика / В. Э. Штейнберг. М.: Народное образование, 2002. -304 с.
- Шукшунов, В.Е. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, А. Я. Савельев, JI. И. Романкова // Высшее образование в России. -1994,-№ 2.-С. 13−28.
- Щедровицкий, П. Г. Введение в мыследеятельную педагогику / П. Г. Щедровицкий. Кемерово, 1990. — 175 с.
- Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий.-М, 1993.-235 с.
- Щедровицкий, П.Г. Педагогика свободы / П. Г. Щедровицкий // Кентавр. Альманах. 1993.-№ 1.-С. 27−43.
- Щедровицкий, П. Г. Траектория образования / П. Г. Щедровицкий // Семья и школа. 1998.-№ 9 -10. — С. 19−21.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 95 с.
- Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Технологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Янушкевич, Ф. Технологии обучения в системе высшего образования: пособие для преподавателей / Ф. Янушкевич- пер. с польск. О. В. Долженко. -М.: Высш. шк., 1986.- 133 с.
- Education & Technology. Reflections on Computing in Classrooms / Ed. By Charles Fisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. San Francisco, 1996. — 314p.
- Gordon W. J. J. Synectics. «The development of creativ capacity». N.Y., 1961. «Процесс творчества». ИНИОН АН СССР. М., 1977. С. 149−150.
- Guy R. Lefrancois. Psychology for Education. 7-th edition. — USA, 1991.
- Mann В., Phase Theory: A Teleological Taxonomy of Web Course Man age-ment, Web Course Management? Canadian Scholars Press Inc, 2000, P. 3−25.
- Phillip C. Schlechty, Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. San Francisco, 1990. — 164 p.
- Rodgers, K. Freedom to learn for the 80-s. Toronto, London, Sydney, 1983. -P. 307.