Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи
Диссертация
Отмечаемое многими специалистами падение уровня речевой культуры в обществе делает проблему риторической подготовки (овладение воздействующим, свободным, подлинно культурным словом) актуальной, особенно в отношении профессиональной подготовки преподавателей, в том числе и специалистов по иностранному языку (ИЯ), для которых речь составляет основу их профессиональной деятельности. Анализ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РИТОРИЧЕСКОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
- 1. 1. Риторический аспект речи в контексте коммуникативности
- 1. 2. Риторический аспект иноязычной монологической речи в профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- 1. 3. Деятельностное содержание и языковое выражение риторического аспекта монологической устной речи
- 1. 4. Деятельностное содержание самостоятельного совершенствования риторического аспекта иноязычной монологической речи
- Выводы
- Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РИТОРИЧЕСКОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
- 2. 1. Принципы обучения самостоятельному совершенствованию иноязычных риторических умений
- 2. 2. Система упражнений, направленная на формирование умений самостоятельного совершенствования риторического аспекта иноязычной монологической речи
- 2. 3. Организация обучения самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи
- 2. 4. Описание и анализ результатов опытного обучения студентов
- Выводы
Список литературы
- Абрамов С.М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 245 с.
- Агапитова Т.Т. Коммуникативный подход к формированию профессиональной культуры будущего учителя иностранного языка // Коммуникативное обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь — Москва, 1998.- С. 222−238
- Александров Д.Н. Риторика. М., 1999. — 534 с.
- Аннушкин В.И. Риторика.- Пермь, 1994
- Архарова Д.И., Долинина Т. А. Региональный стандарт по курсу «Речь и культура общения» // Чудинов А. П., Попова Г. В. Речь и культура общения. 10−11 кл. Программа курса и методические рекомендации для учителя. Екатеринбург: Сократ, 1999. — С. 201−220
- Архарова Д.И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения. Практическая риторика: 5−9 кл. Екатеринбург: ИД Сократ, 2001. -416 с.
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Минск: Новое знание, 2001.-328 с.
- Баранов А.Г., Щербина Т. С. Риторика лингвистика — текстовая деятельность // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. — Пермь, 1992. — С. 7−8
- Барановская Т.А. Теоретические основы обучения иностранным языкам // Современные теории и методики обучения иностранным языкам. Под ред. J1.M. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: «Экзамен», 2004. -С. 197−205
- Безменова Н.А. Проблема эффективности речи в перспективе неориторики // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. — С. 152−161
- Бердичевский A.JI. Концепция подготовки учителя иностранного языка // Иностр. языки в школе. 1990. — № 4. — С. 94−100
- Бердичевский A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1989. — 103 с.
- Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «привет», или Психология человеческой судьбы. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. -416 с.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. -М.: Рус. яз., 1991.-С. 99−111
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. -М.: Просвещение, 1988.-256 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
- Бориско Н.Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык. Киев: «Фирма «ИНКОС», 2001. — 267 с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2002. -295 с.
- Борзенко И.А. Обращение к риторике при обучении русскому языку как иностранному // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 14−15
- Бредихина И.А. Формирование умений самостоятельного совершенствования методической стороны профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка. Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 238 с.
- Брусянина О.П. Обучение студентов старших курсов языкового факультета самостоятельной деятельности по усвоению новых грамматических явлений (на материале немецкого языка). Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 213 с.
- Брылева Е.В. Формирование профессиональной самостоятельности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1999 — 19 с.
- Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999.-23 с.
- Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвуза. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.-154 с.
- Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. Кишинев: «Штиинца», 1988. -134 с.
- Бухбиндер В.А. О системе упражнений. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. — С. 92−98
- Бушев А.Б. О риторико-герменевтической компетентности в образовании XXI века.
- Быкова Г. И. Методы активного обучения в курсе методики преподавания риторики и культуры речи // Риторика и лингвокультурология: теория и практика преподавания. Екатеринбург, 2001.- с. 28−29
- Варзонин Ю.Н. Когнитивно-коммуникативная модель риторики. Дис.. док. фил. наук. Тверь, 2001
- Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур. // Иностр. языки в школе. 2003. — № 2. -С. 21−25
- Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и др. М.: Изд. Центр Академия, 2000. — 208 с.
- Введенская JI.А. База познания риторики русский язык. / Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. — Пермь, 1992.-С. 21−26
- Величко Л.Ф. Об одном из методов исследования уровня владения устной иноязычной речью // Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иноязычной речи. Воронеж: Воронежский университет, 1984. — С. 60−64
- Волков А.А. Основы русской риторики. Автореф. дис.. док. фил. наук. -М., 1997.-13 с.
- Ворожцова И.Б. Соотношение структуры и содержания в русском и французском политическом тексте // Перевод и межкультурная коммуникация. Материалы V международной научно-практической конференции. ИМС. Екатеринбург, 2003.- С. 28−29
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Alma mater. Вестник высшей школы. 1999. — № 3. -С. 29−35
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
- Вяткин Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Саратов, 1983. — 125 с.
- Галевская Е.Г. Методика изучения риторики на факультете иностранных языков. Дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 257 с.
- Галиева С.В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся по формированию и развитию навыков чтения на немецком языке на среднем этапе обучения. Дис.. магистра образования. Екатеринбург, 2003.-99 с.
- Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 160−163
- Галичев А.И. Кинесический и проксемический компоненты речевого общения. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1987. — 22 с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.-118 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М., 2000
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лин-гводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -336 с.
- Гасанов A.M. Совершенствование педагогического руководства самостоятельной работой студентов младших курсов педагогических вузов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1992. — 24 с.
- Гейхман Л.К. Интерактивный подход к формированию коммуникативной компетенции // Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2003.- С. 17−22
- Гиниатуллин И.А. Практикум по культуре речевого общения: содержание и технологии // Перевод и межкультурная коммуникация. Материалы V международной научно-практической конференции. ИМС. Екатеринбург, 2003.-С. 145−146
- Гиниатуллин И. А. Риторизация обучения иноязычной речи //Лингвистические и методические аспекты изучения языка и речи: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Шадринск, 2000.-С. 20−21
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете. Свердловск, 1990. -96 с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка // Иностр. языки в школе. 1990. — № 1. — С. 74−79
- Гиниатуллин И.А. Система обучения практико-языковой самостоятельной учебной деятельности // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические чтения 2001: Материалы ежегодной региональной научной конференции, Екатеринбург, 2001. — С. 23−24
- Гнашкевич Ю.В. О проблеме систематизации упражнений // Система упражнений в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам в вузе. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1990. — С. 35−42
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. М.: ИНФРА — М., 2001. — 272 с.
- Горбач Л.В. Трудности преподавания риторики в старших классах // Путь в риторику. Проблемы и трудности преподавания. Вып.1. Пермь, 1994. — С. 170−175
- Горбач J1.B., Минеева С. А. Механизмы риторизации образовательной деятельности школы // Развитие школы № 149 средствами риторики и риторизации. Сборник материалов. Пермь, 2003. — С. 12−35
- Горева Т.А. Формирование умения коммуникативно-речевого взаимодействия при обучении иноязычному деловому общению. Дис.. канд. пед. наук. — Пермь, 2002.
- Горина Е.В. Газета в аспекте речевого воздействия на личность: Дис.. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2004
- Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002. — 416с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (по специальности 21 700 «Филология» квалификация -учитель иностранного языка). М., 1995. — 385 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Иностранный язык». М., 2005. — 20 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М., 2005. — 24 с.
- Грушевицкая Т.Г., Попов В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980. — 104 с.
- Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие : коммуникативно-прагматический аспект. Дис.. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2003. -200 с.
- Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. Питер, 2001. — 320 с.
- Дунев А.И. Лингвистика речевого воздействия как сфера интересов гуманитарных наук // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2004ю — Вып.2. — С. 33−41
- Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка. М., 1988. — 234 с.
- Жданова О.П., Матвеева Т. В. Видеокомплекс при обучении монологическому типу публичной речи //Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 26−29
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160 с.
- Жуков А.Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образования. Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2004. — 246 с.
- Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.-480 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.-384 с.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого общения // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. -С. 161−169
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.-222 с.
- Зимняя И.А. Учебное сотрудничество в процессе обучения иностранному языку в школе // Коммуникативное обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь — Москва, 1998.-С. 25−32
- Зимняя И.А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. -С. 144−153
- Золотавина Ф. Г. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к постдипломному практико-языковому самообразованию с использованием мультимедийных средств. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 24 с.
- Иванова С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. Пермь, 1992. -200 с.
- Иванова С.Ф. О подходах к созданию программ по риторике для гимназий и лицеев // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 35−38
- Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-304 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Иностранные языки: примерные и авторские программы для системы высшего образования. М.: Юристъ, 1998. — 136 с.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: Монография. Омск, 1999. — 285 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. — 496 с.
- Кисленко В.Я. Психологические основы организации самостоятельной работы студентов педвуза // Методы формирования у студентов педвуза интереса к профессии. Межвуз. сб. науч. трудов М., 1992, с. 50−56
- Китайгородская Г. А. Методические рекомендации интенсивного обучения иностранным языкам.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и ин-тов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
- Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Енащева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. — 264 с.
- Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в школе // Обучение иностранным языкам. Отв. ред. М. К. Колкова. СПб.: КА-РО, 2003.-С. 57−68
- Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е. И. Пассова, В.Б. Царько-вой. — М.: Просвещение, 1993. 127 с.
- Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. -208 с.
- Коротаева Е.В., Кочкина Т. П. Игровые модули общения. Екатеринбург, УрГПУ, 1995.-39 с.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Коммуникативность как категория науки методики // Коммуникативное обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь — Москва, 1998.-С. 8 — 12
- Крайнова Н.П., Курылева Е. А. Подходы к обучению речевым жанрам в курсе школьной риторики // Речевая культура в разных сферах общения: Сборник статей. Выпуск I. Нижний Тагил, 2003. — С.22−27
- Краснова И.Е., Марченко А. Н. К вопросу о магии слова // Современные теории и методики обучения иностранным языкам. Под ред. JI.M. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. М.: «Экзамен», 2004. — С. 54−57
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1996. — 240 с.
- Кузнецов И.Н. Риторика. Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 560 с.
- Куликова Т.А., Нисканен Л. Г., Стародубова Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в вузе // Методы формирования у студентов педвуза интереса к профессии. Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1992, с. 35−49
- Культура русской речи7 Под ред. Граудина Л. К., Ширяева. М.: Норма, 2001.-560 с.
- Куницына В.Н., Казарикова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. Питер, 2002. — 544 с.
- Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатеринбург-Пермь: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 144 с.
- Купина Н.А., Михайлова О. А. Педагогическая риторика: вопросы теории и практики // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 49−52
- Куприна Т.В. Условия эффективного общения коммуникативной личности // Перевод и межкультурная коммуникация. Материалы V международной научно-практической конференции. ИМС. Екатеринбург, 2003.- С. 153−155
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. М: ИД «С-инфо», «Баласс», 2000. — 80 с.
- Леммерман X. Учебник риторики. М., 1997. — 255 с.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. -М., 1974. С. 21−28
- Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — С. 241−255
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
- Литвинова Т.В. Система упражнений для самостоятельной работы по овладению лексикой по специальности // Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. СПб.: «Каро», 2001. — С. 119−140
- Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.-23 с.
- Лукимова Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента. Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. -176 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2000. — 248 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. ф-тов вузов. М.: Высшая школа, 1981. — 159 с.
- Маерова К.В. Роль риторизации в обучении и обучение общению при преподавании РКИ / Функциональная лингвистика. // http: // www.rudn.ru
- Мандыч Н.Ф. Об использовании самостоятельной работы в обучении устной речи на старших курсах языкового педагогического вуза // Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и в вузе. Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1990 — С. 59−65
- Манеева О.Г. Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя. // Иностр. языки в школе. 1990. — № 4. — С. 100−109
- Маров В.Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика — учителю. Пермь, 1993. — 105 с.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры.- М.: Наука, 1994.-191с.
- Масгутова Н.Г. Методическая система обучения основам риторики студентов нефилологических специальностей вузов. Дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.-184 с.
- Маслыко Е.А. К системе обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению // Система упражнений в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам в вузе. Межвуз. сб. науч. трудов. — Пермь, 1990. С. 57−66
- Матвеева Т.В. Риторика в школе и дома: Экспериментальная программа для 5 класса общеобразовательной средней школы // Риторика, специализированный проблемный журнал. М.: Лабиринт, 1995. — № 2.1. С. 136−145
- Ми лов Ю. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов колледжа. Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 190 с.
- Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 17−19
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для уч-ся 10−11 классов. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студентов пед. университетов и институтов. — М.: Академия, 1998.-432 с.
- Мощанская Е.Ю. Формирование умений невербального общения в ситуации иноязычного монологического высказывания (на примере ситуации презентации). Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 2002. — 204 с.
- Мурашов А.А. Культура речи: Практикум. М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та, 2004. — 272 с.
- Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. — М.: Институт практической психологии, 1996. 281 с.
- Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М.: Пед. общество России, 2000. — 96 с.
- Мурзалинова А.Ж. Риторизация предмета «Русский язык» в IX-XI классах казахской школы инновационного типа. Автореф. дисканд. пед.наук. Алматы, 1996. — 25 с.
- Николаева Н.Б. Учебная коммуникативная ситуация как средство реализации личностно ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Дис.. магистра образования. Екатеринбург, 1999. — 99 с.
- Орлов О.М. Профессионально ориентированная риторика: содержание и методика обучения. Дис.. док. пед. наук. Саратов, 2003. — 532 с. 141,Остапчук Н. В. Психолого-педагогические основы общения. — Екатеринбург: Уникум, 2001.- 82 с.
- Павицкая З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения. Дис.. канд. пед. Наук. Казань, 1999. -175 с.
- Павлова JI.F. Мастерство публичного выступления: проблема самообразования // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 62−67
- Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 1999. — 128 с.
- Паршикова З.В. Культурологическая подготовка будущих учителей в процессе изучения педагогической риторики. Дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.-372 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Русский язык, 1989. 276 с.
- Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 511 классы. М.: Просвещение, 2000. — 174 с.
- Пассов Е.И., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычному общению. — М.: Просвещение, 1993. 127 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта, Наука, 1998.- 312 с.
- Пиляй О.М. Воспитание познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку на основе педагогических идей С. Ферне. Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 175 с.
- Пиляй О.М. Воспитание познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку на основе педагогических идей С. Ферне. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000.- 23 с.
- Плотникова О., Суханова В. Самостоятельная работа студентов: дея-тельностный аспект // Высшее образование в России. 2005. — № 1. — С. 178−179
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2000. -252 с.
- Примерные программы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений. (Иностранные языки). М.: Логос, 2001
- Программа профессиональной подготовки учителей немецкого языка.-М.: Goethe Institut, 2002. 72 с.
- Программно-методические материалы. Русский язык. 5−9 кл. Сост. Л. И. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2001
- Программы педагогических институтов. М., 1989
- Программы и методические материалы по специальным курсам. Екатеринбург, 2001. — 125 с.
- Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2004. 224 с.
- Психология влияния. Сост. А. В. Морозов. Питер, 2000. — 512 с.
- Речкина Т.Д. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов педвуза. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. -210 с.
- Риторика. 10 класс: Методические рекомендации. / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Изд. дом «С-Инфо" — «Баласс», 2002. 144 с.
- Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. М.: Флинта: Наука, 1999. — 160 с.
- Риторика монолога / Под ред. А. И. Варшавской. Санкт-Петербург: Химера трэйд, 2002. — 240 с.
- Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука, 2003. — 176 с.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие для филолог, спец. ун-тов.- М.: Добросвет, 1999. 482 с.
- Рожкова Е.С. Риторизация как технология, обеспечивающая формирование компетентности будущего учителя. // http: // [email protected].
- Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. М.: Еди-ториал УРСС, 2003. — 212 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. — М.:Педагогика, 1989.-т. 1−2
- Рудакова И.Е. О новом качестве самостоятельной работы студентов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 2004. — № 3. — С. 136- 149
- Румянцева Т.А. Обучение аргументированному общению студентов 3 курса языкового педагогического вуза (на материале немецкого языка). Дис.. канд. пед. наук. Пенза, 1999
- Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной познавательной деятельностью студентов вуза. Дис.. док. пед. наук. -Тольятти, 2004. 448 с.
- Сагач Г. М., Косянчук А. С. Обучение риторике в системе народного образования // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 69−72
- Северьянова А.А., Шаховский В. И. Риторика как составная часть методики обучения речи // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 72−77
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селиверстова JI.H. Речевое поведение политических деятелей Германии XX века: На материале их публичных выступлений и мемуаров: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 2004. — 178 с.
- Серова Т.С. Концептуальные характеристики коммуникативного обучения иностранным языкам в вузе // Коммуникативное обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь -Москва, 1998.- С. 12−25
- Симакова Е.С. Методика обучения риторике в гимназии. Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 204 с.
- Сковородников А.П. К методологии разработки и представления русского риторического идеала // Филологические науки. 1999. — № 5. -С. 75−82
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
- Словарь психолога-практика. / Сост. Головин С. Ю. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-976 с.
- Смелкова З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1999. — 204 с.
- Смирнова Л.Н. Управление речевой культурой студентов высших учебных заведений. Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2004.-173 с.
- Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра, 1999
- Соколинский В. Психологический практикум по основам деловой речи // Экономика в школе. 1997. № 2, с. 62
- Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002.- 239 с.
- Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональнойкомпетентности учителя начальной школы. Автореф. дис-----док. псих.наук. — М., 2002.-49 с.
- Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. — 272с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-345 с.
- Таранов П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь: Таврия, 1995.- 496 с.
- Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. — С. 5−18
- Туркина М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения в вузе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 21 с.
- Федорова Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991, № 6. с. 46−50
- Филиппов А.В., Романов Н. Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Хильченко Т.В. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию письменной иноязычной речи (на материале английского языка). Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2004. 247 с.
- Хисамова Г. Г., Махмутова А. С. Риторика в практике обучения студентов-филологов // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции. Пермь, 1992. — С. 101−102
- Хрусталева Т.В. Организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении в вузе. Дис. ., канд. пед. наук. М., 2002. — 216 с.
- Цзен Н.В., Пахоиов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
- Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации : монография. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003.- 248 с.
- Чудинов А.П., Попова Г. В. Речь и культура общения. 10−11 кл. Программа курса и методические рекомендации для учителя. Екатеринбург: Сократ, 1999. — 256 с.
- Чудинов А.П., Чудинова Е. А. Риторика: сборник упражнений. — Екатеринбург, 1997.-93 с.
- Шадриков В.Д., Черемошкина J1.B. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
- Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку // Система упражнений при обучении иностранным языкам в школе и в вузе. Межвуз. сб. науч. трудов. —Л., 1978.-С. 3−12
- Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. — Минск: Амалфея, 1997.-368 с.
- Шилова JI.В. Роль самостоятельной работы студентов в повышении мотивации преподавания иностранных языков // Перевод и межкультурная коммуникация. Материалы V международной научно-практической конференции. ИМС. Екатеринбург, 2003.- С. 170−171
- Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. — Екатеринбург, 1994. 128 с.
- Щукин A.M. Методика обучения иностранным языкам. Курс лекций. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 288 с.
- Юнина Е.А. Риторика как систематизатор педагогического процесса // Риторика в развитии человека и общества. Тезисы научной конференции.-Пермь, 1992.-С. 105−110
- Юнина Е.А. Риторическая культура и ее современные проблемы. Авто-реф. дис.. док. филол. наук. Екатеринбург, 1998. -31с.
- Юнина Е.А., Сагач Г. М. Общая риторика. Пермь, 1992
- Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. -23 с.
- Ященко Н.В. Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка). Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2001
- Bausch K.-R., Christ Н., Krumm H.-J. Handbuch Fremdsprachenunterricht. -Tubungen, Basel: A. Franke Verlag, 2003 — 655
- Bimmel P., Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien // Ferntudieneinheit. Munchen, 1995. — 208 S.
- Gesprach und Diskussion. Max Hueber Verlag, 1984
- Heyd G. Deutsch lehren: Grundwissen fur den Unterricht in Deutsch als Fremdsprache. Frankfurt am Main: Verlag Moritz Diesterweg, 1991. -294 S.
- Kopfermann Th. Rhetorik ein Spiel? Praktische Rhetorik in der Lehrerausbildung und -fortbildung // Rhetorik. Ein intornationales Jahrbuch. Band 17. — Tubungen: Max Niemeyer Verlag, 1998. — S. 54−71
- Krieger P., Hantschel Hans-Jiirgen. Handbuch Rhetorik. Falken-Verlag, Niederhansen, 1998.
- Lay R. Manipulation durch die Sprache. Frankfurt, Berlin: Ullstein (Taschenbuch 3. Auflage), 1990
- Neuer G. Kruger M. Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Berlin, Munchen: Langenscheid, 1991. — 184 S.
- Rampillon U. Aufgabentypologie zum autonomen Lernen. Deutsch als Fremdsprache. Ismaning: Max Hueber Verlag, 2000
- Rampillon U. Lernen leichter machen. Deutsch als Frendsprache. Munchen, 1995−175 c.
- Reiners L. Stilfiebel. Munchen: C.H. Beck Verlag, 1979. — 239 S.
- Slembek E. Entwicklung rhetorischer Fahigkeiten im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. // Deutsch als Fremdsprache. 1999. Heft 2, S.88−92
- Schluter H. Grundkurs der Rhetorik.- Munchen.: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1974. -323 S.
- Wagner, Roland W. Grundlagen der mundlichen Kommunikation: Sprechpadagogische Informationsbausteine fur alle, die viel und gut reden mussen. Regensbur: Bayerischer Verlag, 1994- 198 S.
- Wieke Th. DuMonts Handbuch Rhetorik: mit Musterreden fur jeden Anlass. -Koln: DuMont-Monte-Verlag, 2002
- Wills W. Textoptimierung. Rhetorische Strategien in Fachtexten. // Deutsch als Fremdsprachen. 1997. № 4., S. 239−241
- Бессмертная Н.В. и др. Интенсивный курс немецкого языка для I курса ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. школа, 1990. — 416 с.
- Волина С.А. и др. Учебник немецкого языка: Для ин-тов и фак. иностр. яз. — М.: Высш. школа, 1987. 360 с.
- Ивлева Г. Г., Раевский М. В. Практический курс немецкого языка: Второй этап обучения: Учебник. М.: Высш. школа, 2005. — 415 с.
- Кораблева Л.Г. и др. Немецкий язык: 3 курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» М.: Просвещение, 1988. -288 с.
- Немецкий язык: I курс: Практ. курс: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» / А. Л. Бердичевский, И. А. Гиниатуллин, Ж. Я. Лопасова, В. Г. Никифорова. М.: Просвещение, 1991. — 352 с.
- Пиронкова М.П., Любимова З. М., Климов Н. Д. Учебник немецкого языка для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. школа, 1980. — 320 с.
- Супрун Н.И., Гандурина А. А. Практический курс немецкого языка для II курса инст-тов и фак-в иностр. яз.: Учеб. М.: Высш. школа, 1995. -351 с.
- Шишкина И.П., Парамонова И. П. Немецкий язык: 4 курс: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» М.: Просвещение, 1990.-255 с.
- Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для студентов вузов.- М: Флинта: Наука, 2004. 624 с.
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. -М.: Моск. псих.-соц.институт- Воронеж: МО ДЕК, 2002.-432 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика: Для высших и средних учебных заведений. Ростов н/Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
- Далецкий Ч. Практикум по риторике. М.: Изд. центр A3, 1995. -207 с.
- Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.
- Каверин Б.И. Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -255 с.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1996. — 240 с.
- Кузнецов И.Н. Риторика. Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 560 с.
- Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Учеб. пособие для студентов гуманитарных фак. ун-та. М.: Флинта: Наука, 2002. -228 с.
- Ю.Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994. — 96 с.
- Основы публичной речи: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 96 с.
- Сопер Поль JI. Основы искусства речи. Ростов н/Д: Феникс, 2002.448 с.
- Хазагеров Т.Г., Ширина JI.C. Общая риторика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению «Филология». — Ростов н/Д, 1999. 320 с.
- Н.Чудинов А. П. Умение убеждать: практическая риторика. Екатеринбург, 1996.- 91с.
- Jahnke R. Sprechtechnik und Redekunst: ein Lehrgang fur sicheres Auftreten und freies Reden. Munchen: E. Reinhardt Verlag, 1998
- Lemmermann H. Lehrbuch der Rhetorik: Redetraining und Ubungen. -Munchen: Olzog, 1986
- Schltiter H. Grundkurs der Rhetorik.- Munchen.: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1974. c. 3231. Популярные пособия
- Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-304 с.
- Антопова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики: Популярное пособие. -Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с.
- Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001.-460 с.
- Мальханова И.А. Школа красноречия: интенсивный учебно-практический курс речевика-имиджмейкера. М.: ООО «АиФ-Принт», 2002.- 272 с.
- Секреты ораторского мастерства. Минск: Попурри, 2003. — 272 с.
- Harth K.L. Reden iiberzeugen — informieren. — Berlin: Verlag Tribune, 1979
- Jackstel R. Besser sprechen. Urania-Verlag Leipzig-Jena-Berlin, 1979
- Lerche R. Rhetorik: das Trainingsprogramm: sicher auftreten — frei sprechen- erfolgreich diskutieren. Augsburg: Augustus Verlag, 1995
- Образцы устных выступлений разных жанров. а) Информационная речь:
- Kurzvortrag «Medienkonsum von Jugendlichen»
- Modernisierung nur als Gerede abtun, verteidigen in Wahrheit nicht den Sozialstaat, sondern setzen ihn, wenn auch ungewollt, aufs Spiel.
- Nun, liebe Genossinnen und Genossen, geht zu den Menschen und sagt ihnen selbstbewusst und frei heraus: Der Mut wachst. в) Эпидейктическая речь: Bundesprasident Johannes Rau
- Aus der Traueransprache in Erfurt am 3. Mai 2002: