Стратификация общества
Именно этот принцип, доказанный до логического конца, лиг в основу подраздела варн и общества в целом на касты или джати, что сложилось в более поздние времена, в ходе дальнейшей эволюции индусских культур. Все без исключения члены данной касты характеризуются целиком определенным уровнем преемственной чистоты-нечистоти, что раз и навсегда определяет место этой касты в иерархии общества. Степень… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- І. Основные системы стратификации
- ІІ. Традиционная стратификация общества
- ІІІ. Социальная мобильность
- Заключение
- Список литературы
Для человеческого общества на всех этапах его развития была характерная неровность. Структурированные неровности между разными группами людей социологи называют стратификацией.
Изучение социальной стратификации имеет длинную историю, которая начинается c середины XIX века. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), которые стали серьезным взносом в труд исследователей начала ХХ века. от Вильфредо Парето (который предложил теорию циркуляции элит) до Питирима Сорокина. Сейчас большая часть литературы по этой теме неразрывно переплетается с роботами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях. Конечно, охватить все многообразие литературы по данной теме в одной работе не представляется возможным. Моей целью является лишь обзор основных типов стратификации общества в прошлом и настоящем.
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Государство» в 370 г. до н. э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага.
І. Основные системы стратификации
Согласно Энтони Гидденсу, «заметные четыре основные системы стратификации: рабство, касты, состояния и классы.
Рабство.- это наиболее выраженная форма неровности, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в разных обществах. Системы рабской работы развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно, нежели прямое принуждение. С того времени, как более столетия назад воля было гарантирована рабам Северной и Южной Америки, рабство как формальный институт постепенно уничтожилось и сегодня почти целиком исчезло в мире.
Каста. Касту связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самых индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, разные слова раскрывают ее разные аспекты. Среди них — два главных — варна и джати. Варны включает четыре категории, транжируються по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, нетронутые — наиболее низкий. Брахманы должны избегать определенных типов контактов с нетронутых, и только нетронутым разрешаются физические контакты с животными или с субстанцией, обусловленной как нечистая. Кастовая система изначально жестко связана с индусской религией. Индуисты убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждет наиболее низкое положение в следующем воплощении.
Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнические группы подвергались сегрегации, и доминировало поняие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).
Родословная. Родословные были частью европейского феодализма, но они были также во многих других традиционных обществах. Феодальные состояния включают смертные казни с разными обязанностями и правами; некоторые из этих расхождений устанавливаются законом. В Европе состояния включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое состояние, имея более низкий статус, но владея разными привилегиями. К так называемому «третий родословной» относились слуги, свободные крестьяне, торговце и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.
Родословные имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, которая базировалась на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных, тем которые существовали в средневековой Европе, родословные были замкнуты на имениях и локализованы, образовывая скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.
Классы. Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и родословной. Особенно нужно отметить четыре момента:
Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на преемственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами некогда не бывают ясно очерченными.
Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самым, а не просто быть «такой» от рождения, как в других типах систем стратификации.
Социальная мобильность — движение вверх и вниз в классовой структуре — значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).
Классы зависят от экономических расхождений между группами людей, связанных с неровностью во владении и контроле над материальными ресурсами.
В других типах стратификационных систем неровность выражена скорее на уровне межличностных отношений, которые касаются обязанностей между лугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст.
ІІ. Традиционная стратификация общества
«Стратификационные общества получили свое название от латинского слова stratum, что в переводе означает «пласт». Общество этого типа проще представить себе в виде слоеного пирога, так как всякие взаимодействия между пластами (стратами) организованны скорее по вертикали нежели по горизонтали — как это происходит в сегментарных обществах. Наиболее своеобразными из стратификационных обществ являються общества, подразделенные на касты. Границы между сосуществующими пластами общества сохраняются здесь практически непроницаемыми.
Одна из разновидностей кастового распределения общества основанна на этнических расхождениях. Именно этот вариант возникает в случае интеграции цивилизации копья с цивилизацией зернохранилищ. История Африки дает несколько примеров подобной интеграции. К началу второго тысячелетия нашей эры племена скотоводов, которые относятся к нилотской группы народов, стали расселяться из долины Нила к югу саваны, где жили негроиды-банту. Пришельцы-Скотоводы использовали как основу новой политической системы пред государственные структуры местных земледельцев. При этом на имущественную и сословную неровность наложилась еще и кастовая. Например, в царстве Анколе, которое сформировалось в XV-XVI столетиях на территории современной Уганды, скотоводе хима отвели себе роль господствующей касты, которая держит в подчинении касту извечных местных жителей — земледельцев иру.
Одним из важнейших инструментов сохранения такого господства стал запрет, который распространялся на все иру, разводить скот. Крестьянин мог получить в пользования или яловую корову, или бычков, которых закалывали на мясо. В обмен на этих животных иру должны были отдавать скотоводам часть своего урожая. Возможности крестьян восстать против установленного порядка сведенные к минимуму, поскольку им запрещалось иметь оружие и входить в состав военных отрядов. Браки между ира и хима категорически запрещались. И хотя существовало в Анколе кастовая неровность служила источником постоянного социального напряжения, с экономической точки зрения система оказалась прогрессивной, посколку сформированное в обществе разделение труда приносило обоюдную выгоду и скотоводам, и земледельцам.
Список литературы
- Бельский Ю.Ю., Беляев А. А. Социология Учеб. Для вузов — М.: ИНФА-М, 2002
- Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учеб. Для вузов : — М.: Гардирики 2002
- Галактионов А.А. Русская социология ХІ ХХ веков: Учеб. СПБ .: Лань, 2002
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология Учеб. Для вузов М.: ИНФА-М, 2001
- Зборовский Г. Е. История Социология: классический этап: Учеб. Для вузов — Екатеринбург, 2001
- Кравченко А.И. Социология: Учеб. Для вузов — М.: Акад. Проект 2002
- Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов социологических факультетов. М.: Союз, 2000