Антикризисная политика в управлении персоналом
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособноти кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Сущность антикризисного управления персоналом
- 1. 1. Необходимость и тенденции антикризисного управления
- 1. 2. Особенности деятельности менеджера в антикризисном управлении персоналом
- 1. 3. Особенность развития системы антикризисного управления персоналом
- Глава 2. Антикризисная кадровая политика предприятия
- 2. 1. Сущность и задачи кадровой политики в условиях кризиса
- 2. 2. Принципы и методы формирования кадровой политики кризисной организации
- 2. 3. Основные направления антикризисной политики в управлении персоналом
- 2. 4. Антикризисная политика в управлении персоналом на примере ОАО «Безенчукское хлебоприемное предприятие»
- Заключение
- Список использованной литературы
Центральное положение в любой организации занимает ее персонал. В центр концепции управления персоналом должна ставиться не только максимизация прибыли, а прежде всего сама человеческая личность. Люди становятся таким же конкурентным преимуществом организации, как технологии или финансы. Создавая условия привлечения квалифицированных специалистов, фирмы приобретают долгосрочное конкурентное преимущество.
Особенностью персонала органиации являестя непрерывность его функционировния. Всякие остановки, даже кратковременные, влекут отмирание или отдельных фрагментов, или всего организма. Мировая практика свидетельствует, что остановившиеся заводы, уволив персонал, в последующем не оживают, не возрождаются. Это обуславливает необходимость специального подхода к оценке функциоирования персонала организации как исходного содержательного элемента производительных сил.
В организациях, находящихся в кризисном состоянии, персонал выступает гавной производительной силой в осуществлении изменений по преодолению кризиса. Это объясняется тем, что именно персонал организации представляет собой целостное формирование, обладающее особым качеством, способностью к структурным действиям по выполнению задач. Поэтому в условиях кризиса одним их центральных направлений деятельности руководства является построение и реализация антикризисной политики управления персоналом.
Актуальность выбранной темы курсовой работы несомненна. Сегодня по данным статистики порядка 80% предприятий в России находятся в кризисном и предкризисном состоянии. А поскольку грамотно построенная антикризисная политика в управлении персоналом в значительной степени способствует выведению организации из кризиса, менеджерам всех уровней необходимо особенно внимательно изучать теоретические и практические аспекты данной проблематики, что я является целью курсовой работы.
Глава 1. Сущность антикризисного управления персоналом
1.1 Необходимость и тенденции антикризисного управления
Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим как общими для управления, так и специфическими характеристиками. Одной из характеристик является деятельность человека. Управление организацией это управление совместной деятельностью людей, которая состоит из множества проблем и особенно эти проблемы обостряются в кризисной ситуации.
Принципиальные отличия антикризисного управления от обычного заключаются в смене критериев принятия решений.
В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств.
Необходимость антикризисного управления обусловлена рядом проблем, возникающих в организациях. Всю совокупность проблем антикризисного управления можно разделить на четыре группы.
Первая группа проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер весьма непросто, однако от этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.
Не все кризисы можно предотвратить многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа прежде всего методологические проблемы жизнедеятельности организации. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономическою характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования.
Третья группа проблемы дифференциации технологий управления; в самом общем виде это проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходим0″ информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
Четвертая группа проблемы антикризисного управления персоналом, которые всегда сопровождают кризисные ситуации .
Антикризисное управление становится возможным, если обладает следующими свойствами: гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях: снижение централизма для обеспечения своевременного ситуацинного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Также возможность антикризисного управления обусловлена наличием ресурсов, необходимых для реализации антикризисных программ.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
— кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
— кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
— к кризисам можно и необходимо готовиться;
— кризисы можно смягчать;
— управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
— кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
— управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия .
1.2 Особенности деятельности менеджера в антикризисном управлении персоналом
Менеджер по антикризисному управлению (АКУ) это руководитель, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее .
Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательстельство и творчество в делах, инициативность.
Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.
Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50%):
— умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;
— умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;
— умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
— умения делегировать полномочия, функции, власть;
— умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять (что особенно важно в управлении персоналом в условиях кризиса);
— умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке.
Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.
Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему.
Высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся моральным: корректность, выдержанность, культурность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человечность, тактичность, справедливость, доброжелательнсть, интеллигентность и др.
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур
Следующей важной составляющей менеджера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических, основу его деятельности составляют следующие функции.
1. Стратегическая заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плана.
Список литературы
- Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп и перераб / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2005.
- Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Попова Р. А. М.: Высш. Шк., 2005. 429 с.
- Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом Москва: Юнити, 2002 г.
- Вишневская О.В. Механизмы антикризисного управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 3.
- Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2005. 478 с.
- Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Финпресс, 2000.
- Кошкин В.И. Антикризисное управление. 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 11. М.: ИНФРА-М. 2000. 512 с.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури, Франклин, Основы менеджмента: М.: ООО Вильямс. 2008. — 672 с.
- Орехов В.И., Балдин К. В., Гапоненко Н. П. Антикризисное управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. 544 с.
- Сурин В.В. Антикризисное управление: практическое использование идеальных ресурсов // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3
- Технология кадрового менеджмента: Учебно-практическое пособие / Под ред. И. В. Мишуровой. М.: ИКУ «Март». 2004. 368 с.
- Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ИНФРА0М, 2006. 435 с.
- Юрасов И.А. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе // Менеджмет в России и за рубежом. 2007. № 2