Стандартизация как форма организации управления
Стандарты управления впервые были сформулированы в середине 70-х годов и с тех пор развиваются силами некоторых зарубежных неправительственных организаций, из которых наиболее авторитетной является APICS (American Production and Inventory Control Society Американское общество по управлению производством и запасами). Важно отметить, что эти стандарты развиваются в тесном контакте с промышленностью… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты процессов стандартизации
- 1. 1. Понятие и сущность процессов стандартизации
- 1. 2. Классификация стандартов и их применение
- 1. 3. Система международных стандартов
- Глава 2. Система стандартов управления
- 2. 1. Международная система стандартов управления
- 2. 2. Реализация и эффект от внедрения стандартов управления
- Глава 3. Совершенствование деятельности предприятия
- 3. 1. Совершенствование качества принятия управленческих решений
- 3. 2. Совершенствование деятельности предприятия на основе создание интегрированной системы менеджмента
- Заключение
- Список использованной литературы
В последние годы наметилась тенденция активного развития стандартизации в области управления на предприятиях, т.к. в современных условиях одним из методов повышения эффективности деятельности предприятия является именно стандартизация. Об этом свидетельствует, к примеру, широкое распространение стандартов ИСО серии 9000 и 14 000, корпоративных стандартов управления и др.
Совершенствование системы управления неразрывно связаны со стандартизацией процессов управления, созданием нормативной, методической и регламентирующей базы.
Сущность стандартизации состоит в организации многократного использования обоснованных знаний в практической деятельности предприятий. Изучение стандартизации актуально потому что это поиск тех знаний, которые целесообразны для многократного применения в деятельности человека. В последние годы все более ускоряющимися темпами происходит накопление знаний во всех областях деятельности человека. Поэтому развитие идет по пути поиска новых областей знаний, целесообразных для стандартизации и поиска новых знаний в уже известных областях стандартизации. В этом аспекте особый интерес, кк потенциальная область стандартизации, представляет управление. .
В связи с тем, что в данной области теория отстает от практики, своевременным является изучение теоретических основ стандартизации в области управления, а также выявление, изучение и проведение сравнительного анализа фактически существующих методов стандартизации в области управления.
Управленческая деятельность, как и любая другая, требует применения теоретически обоснованных и проверенных на практике методов, процедур управления, однотипных решений, которые многократно повторяются в ходе многих управленческих циклов. Применение заранее определенных методов, процедур, решений позволяет снизить неэффективное расходование ресурсов и в более короткие сроки достигнуть запланированных результатов.
Стандартизация — это организация внедрения в практику отобранных знаний. В этом направлении особый интерес представляет поиск действенных способов внедрения.
Всё чаще можно встретить мнение исследователей, что стандартизация является универсальным административным методом управления. Тем не менее, остаются недостаточно раскрытыми характерные особенности стандартизации именно как метода управления, изучение которых особенно актуально применительно для относительно новых областей стандартизации.
Целью данной курсовой работы является обобщение существующих методов стандартизации в области управления, а также качества принятия управленческих решений.
Глава 1. Стандартизация как метод управления предприятиями
1.1 Понятие и сущность процессов стандартизации
В последние годы в развитых странах все большее значение приобретают стандарты организаций и это обстоятельство исторически обусловлено. Очевидно, что широкое распространение стандартизации в настоящее время является закономерным итогом ее развития в течение всего XX в. Например, история использования стандартизации рабочих операций в производстве насчитывает более ста лет. В те времена активное использование стандартизации на производстве позволило добиться значительного повышения уровня производительности труда. В начале 21 века насчитывается уже малое коичество видов товаров, которые в какой-то степени не были бы стандартизированы. Даже в автомобилях, сделанных по индивидуальным заказам, используется много стандартных компонентов.
Сегодня, в условиях глобализации, одной из предпосылок которой является стандартизация и унификация всех сфер общества, все шире применяются единые для всех стран стандарты, затрагивающие различные сферы экономики и управления. Сфера стандартизации продолжает расширяться, охватывая такие сферы, как социальная политика государства, образование и культура. Для понимания сущности и роли современной стандартизации необходимо ее четкое определение.
Стандартизацию следует понимать как деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для веобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач .
Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядоченности объектов стандартизации в отдельных областях посредством установления оптимальных требований для всеобщего и многократного их применения в отношении как реально существующих, так и потенциальных задач.
Важнейшим конечным результатом деятельности по стандартизации, т. е. результатами применения стандартов, является повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).
Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:
— единый технический язык;
— унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
— типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
— систему классификаторов технико-экономической информации;
— достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Совремнная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
● Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.
● Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством повторяемостью во времени или в пространстве.
● Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.
● Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.
Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:
● стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
● стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
● стандарты не должны дублировать друг друга;
● стандарты должны отражать взаимосогласованные требования
● стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;
● стандарты должны своевременно пересматриваться .
Стандартизация выполняет определенные функции:
1. Функция упорядочения преодоление неразумного многообразия объектов сводится к упрощению и ограничению;
2. Охранная (социальная функция) обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации;
3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов;
4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;
5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни;
6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации;
7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.
Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов:
1. Отбор объекта стандартизации (систематические, повторяющиеся объекты);
2. Моделирование объекта стандартизации (абстрактная модель реального объекта);
3. Оптимизация модели (оптимальная модель стандартизируемого объекта);
4. Стандартизация модели (разработка нормативного документа на базе унифицированной модели) .
В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:
— стандарты основополагающие;
— стандарты на продукцию, услуги;
— стандарты на процессы;
— стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
К числу основных методов стандартизации относятся унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация.
Под унификацией понимают действия, направленные на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, деталей, узлов, технологических процессов и документации. Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров выпускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспечивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.
Под агрегатированием понимают метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.
Основные элементы и категории действующей системы стандартизации представлены на рис. 1 .
Список литературы
- Басовский Л.Е., Протасьева В. Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. — 212с.
- Бурчакова М.А., Мизинцева М. Ф. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2004. 200 с.
- Волчков С.А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP-системах). — Воронеж: Международная академия науки и практики организации производства //Организатор производства, № 1, 1999. — С. 43.
- Гличев А.В. Современные методы управления качеством. //Стандарты и качество. № 4. 2005.
- Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 2000. 311 с.
- Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2007. 407 с.
- Мазур Л. Международные стандарты управления предприятиями // Стандарты и качество. № 7, 2007.
- Нурпеисов М. Качество управления: условие принятия верных управленческих решений. / National Business. № 5, октябрь 2006 г.
- Новикова Г. М. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления. / http://www.consult.ru
- Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г. Я. Гробцова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 583 с.
- Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян. М.: ЮНИТИ, 2002. -199 с.