Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государства в рыночной экономике

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует также отметить, что рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Характеристика рыночной экономики
  • 2. Эволюция взглядов на роль государства в рыночной экономике
  • 3. Характеристика функций государства
  • 4. Основные инструменты государственного регулирования экономики
  • Заключение

Роль государства в рыночной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что все реально функционирующие сегодня экономические системы это системы «смешанные», т. е. они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих двух звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательства в экономику.

Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века и начале XXI выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере.

От того, какие условия создаются государством для участников рыночных отношений напрямую зависит результат этих отношений. Направление и методы государственного воздействия на рыночную экономику самым непосредственным образом определяют направление развития и приоритетные цели государства. Кроме того, немалую роль играет и поведение самого государства на рынке как участника рыночных отношений.

Такая значительная роль государства в экономике привлекает особое внимание и требует тщательного изучения возможных способов влияния государства на экономику, а также последствий данных воздействий. Указанные факты обусловливают актуальность темы работы.

1. Характеристика рыночной экономики

У рыночной экономики есть преимущества, которые позволяют на сегодняшний день говорить о рынке как о наилучшей форме организации национальной экономики.

К позитивной роли рынка можно отнести создание конкурентной среды, способствующей развитию научно-технического прогресса и побуждающей применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная система обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует «человека административного», больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т. д. Рыночный механизм сам создаёт постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовани побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Однако рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.

Таким образом рынок нуждается в использовании механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принижает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т. д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства.

2. Эволюция взглядов на роль государства в рыночной экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина меркантилизм основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников.

Вне зависимости от господства экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться невидимой рукой государства.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается ак называемых общественных товаров, т. е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Экономическая практика выявила в ХIХ в. и подтвердила в XX в., что существует ситуация, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.

Следует также отметить, что рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период «великой депрессии» 1929;1933 гг.

Решение задач, которые не может решить рынок самостоятельно, осуществляется посредством выполнения государством определенных функций.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

обеспечение национальной обороны;

отправление правосудия;

организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

образование юношества;

сбор налогов для оплаты нужд государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — N4. — С. 26−31
  2. М. Экономическая политика в условиях роста. http://www.ruseconomy.ru/nomer20_200 611/ec14.html
  3. Курс экономической теории: Учеб. пособие / А. Н. Тур, М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович и др.; Под. ред. М. И. Плотницкого, А. Н. Тура. Мн.: «Мисанта», 2005
  4. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2006
  5. Г. И., Мартынов В. М. Курс рыночной экономики. М., 2001
  6. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003
  7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 2002
Заполнить форму текущей работой