Т. Ф. Лесгафт — основоположник отечественной системы физического образования
В двухтомном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 и 1901) П. Ф. Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности и последовательности, которые следовало неукоснительно соблюдать… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
- 2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
- 3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА
- 3. 1. Физического образования детей школьного возраста
- 3. 2. Курсы П.Ф. Лесгафта
- 3. 3. Создание Вольной высшей школы
- 3. 4. Критика системы физического образования П.Ф. Лесгафта
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
П.Ф. Лестгафт основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ начале ХХ в.
Многое в трудах П. Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.
1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (18 371 909).
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX начала XXв. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России занимает особое место.
II. Ф. Лесгафт родился в Петербурге 21 сентября 1837 г., в семье ювелира. После трех классов гимназии отец отдал его на выучку к аптекарю. Возможно, в какой-то мере это обстоятельство определило интерес мальчика к лечению людей и повлияло на выбор профессии врача. Закончив гимназию с серебряной медалью в 1856 г., Лесгафт поступает в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Здесь он занимается химией, анатомией, медициной, увлекается педагогикой. В медицинских кругах его впоследствии стали называть «поэтом анатомии». Под влиянием демократического движения 60-х гг. уже в студенческие годы молодой Лесгафт формируется как общественный деятель и ученый новатор.
В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии.
В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском университете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, активного поборника женского медицинского образования, борца за справедливость. Однако в 1871 г. Лесгафт вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал статью в «Санкт-Петербургские ведомости» о нарушениях педагогической этики рядом профессоров университета. В результате министр народного образования издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания. В знак солидарности с Лесгафтом, с его справедливыми требованиями семь ведущих профессоров оставили университет.
Лесгафт вернулся в Петербург и частным образом руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии.
Идея всестороннего изучения человеческой личности все больше увлекала П. Ф. Лесгафта. Он приступил к сбору материалов для новой обширной работы «Задачи антропологии и методы ее изучения», в которой подчеркивал, что «познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и отправления его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных».
С 1874 г. он ведет занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Спустя несколько месяце директор гимназии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений.
По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. Лесгафт делает отчет «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда и изучение зарубежных систем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образования.
В практическом плане ему удалось добиться лишь организации в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию телесных движений, методику гимнастического искусства, математику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимнастику, фехтование, плавание, игры и ремесла. При должной поддержке курсы могли перерасти в институт, но этого не произошло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек. А новый военный министр генерал П. С. Ванновский и вовсе закрыл курсы.
В 1878 г. Груберу, наконец, удалось вернуть своего лучшего ученика в академию, где он проработал 6 лет в должности патологоанатома. Консервативная администрация и профессура недолюбливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бескомпромиссность и втайне завидовали его необычайной популярности среди молодежи и блестящим лекторским способностям, могучему аналитическому уму, логике и последовательности научных поисков. Следствием всевозможных интриг стало то, что при избрании на преподавательскую должность Лесгафт не набрал необходимого числа голосов и лишь через 2 года получил место приват-доцента в Петербургском университете, в котором проработал 10 лет.
Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по анатомии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. Он никогда не брал денег за свои врачебные консультации, жил на средства, которые получал за преподавательскую работу, и гонорары за изданные книги и до самого последнего года жизни не брал извозчика, а по железной дороге всегда ездил в третьем классе. Весь свой досуг, праздничное и каникулярное время он отдавал ученикам и больным. По праздникам совместно с учениками он посещал заводы, фабрики, больницы.
По словам Лесгафта, вся его жизнь была отдана студенческой молодежи. «Запретить мне преподавать, лишить меня общения с молодежью значит лишить меня самого дорогого, что у меня есть», писал он.
Поэтому, когда осенью 1886 г. ему предложили читать лекции по анатомии в Петербургском университете, он с радостью согласился. Эта работа вновь дала ему возможность общаться с молодежью, направить все свои силы на изучение «живого человека». Недаром впоследствии один из его учеников писал, что «…анатомия Лесгафта превращалась в познание человека во всех сложных его взаимоотношениях с окружающей жизнью».
Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Имение принадлежало знакомому генералу, предложившему Лесгафту для проживания маленький домик, в котором раньше жил мельник. Уезжал он туда, как правило, со своими ближайшими учениками.
Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из соседних губерний. Каждый день с утра он принимал до сотни больных. Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. По вечерам все его ученики и ученицы собирались перед его домиком на большой лужайке, где устраивались всевозможные игры и гимнастические упражнения.
В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай… После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам.
Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяризации своей системы физического образования. Через созданные им и его учениками Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений. Так, в 1896 г. Лесгафтом были организованы курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, которые представляли собой частное высшее учебное заведение. Это было первое в России и в мире высшее женское учебное заведение, готовившее специалистов по физическому воспитанию. Здесь преподавались естественные, математические, а позднее и гуманитарные науки. Эти курсы неоднократно закрывались царскими властями, но вновь возрождались и существовали до последних лет жизни П. Ф. Лесгафта.
Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.
Список литературы
- Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1990 г. 235с.
- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001. 312с.
- Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1988 г. — 186с.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. 272с.
- Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г. — 146с.
- Лестгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, Т.2. М.: АПН РСФСР, 1952.
- Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991 г. — 211с.
- Мейксон Г. Б., Физическое воспитание учащихся 5−7 классов. — М.: Физкультура и спорт, 1997 г. — 235с.
- Столбов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. 288с.
- Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. Омск: СибГАФК, 1999 г. — 128с.
- Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1997 г. 105с.
- Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 2000 г. — 348с.