Правоотношения, связанные с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах
Практически для всех больших механизмов отмывания средств характерное участие фиктивных фирм. Часто организации создаются на непродолжительное время по поддельным документам или на подставные лица. В эти организации переводятся достижения преступным путем средства, которые потом конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в офшорных зонах. Эти организации… Читать ещё >
Содержание
- Правоотношения, связанные с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в Российской Федерации и офшорных зонах, на примере АКБ «РосЕвроБанк»
- Введение
- Глава 1. Понятие и сущность правоотношений, связанных с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в России в офшорных зонах
- 1. Понятие банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в России в офшорных зонах
- 2. Сущность и основные виды деятельности офшорных компаний
- Глава 2. Противодействия легализации преступных средств и банковский контроль за проведением операций с денежными средствами в России и офшорных зонах
- 1. Понятие противодействия легализации преступных средств в России и уголовное преследование за их реализацию
- 2. Уголовное преследование за легализацию преступных средств через офшорные зоны
- Глава 3. Влияние последних тенденций банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в России и офшорных зонах на деятельность РосЕвроБанк
- 1. Внутрибанковский контроль за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах РосЕвроБанка
§ 2 Взаимодействие АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО) с Центральным Банком России и иными органами, осуществляющими предупреждение и пресечение легализации (отмывания) денежных средств в России и офшорных зонах.69
Заключение.78
Список использованной литературы85
Приложения89
Большинство развитых стран мира считает необходимым принять те или иные меры против использования своими гражданами офшорных компаний. Однако прямые административные запреты применяются редко. Кроме того, своего рода «антиофшорной» мерой можно считать становление запретительных ставок налога у источника при выплатах дивидендов, процентов и роялти за границу (например, в США — 30%), но с параллельным заключением международных налоговых договоров, существенно снижающих эти ставки, со всеми, практически, странами, — кроме офшорных зон .
Борьба с офшорами на уровне валютного законодательства — довольно экзотическое в мировом масштабе явление, и, прежде всего, потому, что в развитых странах, то есть в странах с сильной денежной единицей, валютное регулирование вообще отсутствует как таковое.
В России, однако, ситуация несколько иная. До недавнего времени осуществление антиофшорной ложилось на систему валютного контроля. Однако в связи с постепенной либерализацией валютного регулирования ситуация в последнее время существенно изменилась.
В России, однако, ситуация несколько иная. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма «(далее Закон № 115-ФЗ), Положением Банка России от 19.08.04 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Положение № 262-П) банк обязан установить следующие сведения, необходимые для идентификации физического лица: фамилию, имя, отчество, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес его места жительства или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с положениями Инструкции Банка России от 14.09.06 № 28-И «Об открытии закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее Инструкция № 28-И) банк открывает счет на основании следующих документов: документа, удостоверяющего личность, миграционной карты и в случаях визового режима въезда, соответственно визы и/или иного документа подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что соответствует требованиям Закона № 115-ФЗ .
До недавнего времени основная тяжесть «антиофшорной» политики в России пиходилась, пожалуй, на систему валютного контроля (которой эти функции, в общем-то, не свойственны). Однако в связи с постепенной либерализацией валютного регулирования ситуация в последнее время существенно изменилась. Изучение правоотношений, связанных с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах в нашем исследовании выступает в качестве объекта. Предметов же являются основные проблемы банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах.
Одним из наиболее мощных источников питания теневой экономики есть возможность беспрепятственно отмывать и использовать преступные средства. Отмывание средств крайне негативно влияет на общество. Прежде всего это явление создает системную угрозу экономической безопасности государства, поскольку позволяет правонарушителям реализовать и легализовать доходы от преступной деятельности и тем самым подкрепляет их возможность продолжать и в дальнейшем делать еще более масштабные преступления. Отмывание средств нарушает интересы законного бизнеса и репутацию отдельных его сегментов и участников, взрывает доверие общества ко всей финансовой системе, и является угрозой нормальному функционированию кредитно-финансовых учреждений страны.
По своей природе борьба с отмыванием денег является борьбой быстрее с последствиями, чем с причинами общественно негативных явлений. Борьба с отмыванием средств является одним из неотъемлемых составных планов правительства по борьбе с коррупцией, которая остается серьезной проблемой на всех уровнях в большинстве сфер деятельности.
В первой главе дипломного исследования предполагается проанализировать понятие и сущность правоотношений, связанных с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ в офшорных зонах.
Вторая
глава IIосвящена противодействию легализации преступных средств и банковскому контролю за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах
В третьей главе автор рассмотрел проблемы практического совершенствования банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ и офшорных зонах на примера АКБ «РосЕвроБанк» (ОАО), в том числе, возникающим при реализации положений Закона № 115-ФЗ, Положения № 262-П :
1. Вправе ли банк на основании документа, удостоверяющего личность, визы (иного документа, разрешающего въезд в Российскую Федерацию), и миграционной карты открыть счет иностранному гражданину, если в указанных документах отсутствуют сведения о месте жительства (регистрации) или место пребывания (проживания) устанавливается на основании сведений, указанных клиентом в документе, составленном по форме Банка (Анкете клиента)?
2. Обязан ли банк во всех случаях располагать документами, подтверждающими место пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации?
3. Какие документы должны приниматься банком для подтверждения места пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации?
Обосновать свои
выводы, выявить определенные тенденции позволят различные методы, такие как: анализ, синтез, сравнение, не только научных статей и литературы, но и нормативно-правовой базы (законов, постановлений Правительства, ведомственных инструкций, положений и т. д.).
Теоретической основой исследования выступают труды следующих ученых: Артемова Н. М., Бабича А. М., Горбунова О. Н., Григорьева В. Н., Денисова И. Г., Живалова В. И., Кучерова И. И., Мануйлова В. Е., Павлова Л. Н ., и др.
Глава I. Понятие и сущность правоотношений, связанных с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ в офшорных зонах
§ 1 Понятие банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ в офшорных зонах
Традиционно считается, что отношения, возникающие в банковской системе, в определенной своей части являются финансово-правовыми. Другими словами, эти отношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений всегда является уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение, орган государственной власти); такого рода отношения возникают по поводу денег денежного платежа в доход государства, денежного расхода и т. п. .
Центральный банк РФ и кредитные организации являются в настоящее время важнейшим звеном финансовой системы государства. Нормальное функционирование банков является основой жизнедеятельности всей финансовой системы. С ликвидацией государственной монополии на банковскую деятельность и появлением негосударственных коммерческих банков основная физическая масса денег находится на их корреспондентских счетах. Однако деятельность их контролируется и регулируется Центральным банком РФ. Этот контроль (надзор) и нормативное регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка область публичного финансово-правового воздействия, целью которого является оказание содействия решению общегосударственных задач. Следует также отметить, что банковские кредитные учреждения по сути своей деятельности одновременно являются органами, осуществляющими финансовый контроль.
Современное состояние банковской системы Российской Федерации характеризуется следующими особенностями: а) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
б) определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;
в) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;
г) наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы.
В этой связи существенно изменяются объем и пределы финансово-правового регулирования банковской системы.
Банковская система является объектом финансово-правового регулирования постольку, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций, обслуживания интересов публичной власти .
Являясь объектом правового воздействия, банковская система в целом и все ее элементы в отдельности в то же время оказываются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений .
Если говорить об особенностях правоотношений, связанных с осуществлением банковского контроля за проведением операций с денежными средствами в РФ в оффшорных зонах, то такого рода отношения возникают между органами публичной власти и элементами банковской системы по поводу аккумуляции, распределения, перераспределения денежных средств совершения расчетных, кассовых и валютных операций в оффшорных зонах и т. д.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М.: Новая волна, 1997. — 63 с.
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М., 2008.
- Закон РФ О банках и банковской деятельности в РФ М., 2008.
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле». М., 2007.
- Федеральный Закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года. М., 2006.
- Федеральный Закон Российской Федерации № 129 «О бухгалтерском учете» от 28 ноября 1996//Российская газета от 28 ноября 1996.
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001. М., 2002.
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации утвержденное Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 170 от 26 декабря 1994//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994. № 24.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» от 4.07.97 № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 9.
- Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности п. 3.ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 12.10.98 № 24П //Российская газета, 20.10.98.
- Указание оперативного характера Банка России от 28.11.2001 № 137-Т О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (с изменениями и дополнениями, внесенными Указанием оперативного характера Банка России от 16.01.2003 № 6-Т).
- Указание оперативного характера Банка России от 21.02.2003 № 27-Т
- ΙΙ Практический материал
- Архив Мосгорсуда. 2005. Уголовное дело № 14 598.
- Материалы уголовного дела N119047. Архив Прокуратуры республики Татарстан
- Решение Московского арбитражного суда по делу компании «ЮКОС» от 31 мая 2004 года.
- Артемов Н.М., Горбунова О. Н., Денисова И. Г. и др. Финансовое право. М.: Юристь, 2007.
- Бабич А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ЮНИТИ, Финансы, 2007.
- Бюджетная система России / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской. М.: Перспектива, 2007.
- Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 2008.-208 с
- Гражданско-правовой статус Банка России /Под редакцией П. Д. Баребойма и В. И. Лафитского. М., 2008. 80с. (Союз юристов России. Серия Конституционная экономика).
- Живалов В.И. Финансовая система России. Эффективность и устойчивость коммерческих банков. М.: Экономика, 2007.
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейной) / Отв. ред. канд. юр. наук А. В. Брызгалин. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
- Коммерческое право: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Ч. I-II. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008.
- Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации/ Отв. ред. и сост. П. Д. Баренбойм. М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2008.
- Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2007.
- Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
- Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления: Учебн. пособ. М.: Рос. академия государств. службы при Президенте РФ, 2006.
- Основы налогового права: Учебн.-методич. пособ. /Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 2007.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общей редакцией Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд Правовая культура, 2008
- Сборник кодексов Российской Федерации. На 10 февраля 1998 года. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
- Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н. И. Химичева. М.: Юристь, 2007.
- Финансовый менеджмент / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, Финансы, 2007.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. чл.-корр. РА-ЕН Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, 2007.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М: Перспектива, Юрайт, 2000.
- Экономика и право: Учебн. пособ. для вузов. М.: Закон и право, 2007.
- В работе также использованы материалы с сайтов:
- http://www.6buro.ru
- http://www.banki.ru