Проблемы современного театра
И предложение центрального правительства — в соответствии с установленными процедурами — возможно только с согласия остальных сторон. Так, в странах Северной Европы, если одна из финансирующих сторон отказывается от участия, рушится вся система, а вместе с ней и планы организации на реализацию культурного проекта. То же разнообразие в подходах к финансированию культуры можно видеть… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. История возникновения русского театра
- 1. 1. Этапы развития русского театра
- 1. 2. Народное творчество
- 1. 3. Скоморошество
- Глава 2. Российский театр — особый способ жизни
- 2. 1. Российский театр в контексте глобализации
- 2. 2. Культура безлюдья
- 2. 3. Ключевые проблемы и законодательство о театральном искусстве
- Глава 3. Театр юных зрителей
- 3. 1. Дети — князья чувств, поэты и мыслители
- 3. 2. Специальный детский театр
- 3. 3. Специфика ТЮЗа
- Заключение
- Список литературы
Европа подошла к концу тысячелетия: и на Востоке и на Западе этого континента люди столкнулись с радикальными изменениями в условиях их жизни: в семье, в школе, в работе, в отдыхе.
Подвергаются переосмыслению образовательные и идеологические ценности, и перспективы будущего таят в себе неизвестное. Рушатся политические системы, экономический спад распространился на всю Европу, растет безработица, ужасные войны разворачиваются где-то совсем рядом с нами.
Благодаря достижениям технологии резко меняется и другое: значение опыта с каждым днем становится вторичным, быстро устаревает и оттесняется экранами ТВ и компьютера, холодными, нематериальными, изолированными от окружающего мира, лишенными чувственного опыта. Власть в руки берет дигитализация, мы движемся к веку виртуальной реальности и кибер-пространства. Мир средств массовой информации и потребления правит бал в каждодневной жизни.
В 40-х годах немецкие философы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер высказывали мнение о том, что индустрия культуры будет все больше и больше попадать под влияние законов коммерции. И их предсказание сбылось.
Сегодня мы должны спросить себя: кому все еще интересна идея искусства, которое служит не только скорому развлечению или технологической самодостаточности.
Не кажется ли что люди жадно ищут возбуждения и приключений, дающих немедленное удовлетворение в любом случае, даже тогда, когда на людей со всей тяжестью давит груз забот, обеспечивающих работу, жилье, существование.
Люди предпочитают смотреть ТВ вместо того, чтобы почитать книгу, пойти в театр, получиь впечатление от искусства или принять участие в его создании.
Искусство же «высокого полета», не охваченное коммерциализацией, для многих людей все еще остается либо времяпровождением буржуазии, как это было в XIX веке, либо излишней роскошью, не имеющей никакого отношения к их жизни.
С другой стороны, существует то небольшое число «счастливых», интеллектуалов и художников, которые пишут, танцуют, играют на сцене или рисуют для несуществующей публики или даже создают искусство для самих себя. Часто упоминаемая пропасть между «поп-культурой» и «высокой культурой» все больше и больше углубляется.
Есть ли вообще смысл заниматься искусством? Сколько искусства требуется людям? Нужно ли искусство детям и молодым? Сколько литературы, театра, кино нужно детям, сколько им нужно «высокого» искусства? Может ли искусство для детей и молодежи повлиять сегодня на политическое и социальное мышление?
Искусство для детей и молодежи должно быть политически и социально ангажированным. И не столько тем, что должно обязательно иметь дело с острыми политическими или общественными темами.
Оно должно иметь дело с жизнью и ее ежедневным опытом, передавая их своими специфическими художественными средствами. Эта идея не является специфичной для искусства для детей и молодежи, она существует уже на протяжении долгого времени.
Эта идея соединения искусства и жизни, выдвинутая в недрах романтического движения начала XIX века. Это то, что имел в виду Джозеф Бейс, когда он ввел свой термин «Социальная скульптура».
Целью данной работы является раскрытие основных форм взаимосвязи российского театра с современной культурой в системе искусства, его проблемы.
Различие между искусством вообще и искусством для детей и молодежи определяется ответственностью по отношению к молодежи, которая заключается в ускорении процесса приобретения внутреннего и внешнего опыта.
Актуальность данной курсовой работы заключена в том, что в скрытой части театрального айсберга размываются критерии, снижается планка, падает шкала ценностей.
Театр теряет влияние — рынок берет верх. Презентации, свои «Оскары», смотры, фестивали — как грибы после дождя — скорее «оживляж», а не жизнь, организация мероприятий, рассчитанных на провокацию движения, но в омуте, а потому не развитие, а скорее участие в товарообороте.
Причина одна — побеждает расчет. Театр, как и должно, у «времени в плену». Только у какого времени. Каких жертв требует искусство сегодня.
Глава 1. История возникновения русского театра
§ 1.1. Этапы развития русского театра
История русского театра делится на несколько основных этапов.
Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века -«потеха». В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» — «игрище», «игра».
В русском средневековье были распространены синомичные им определения — «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI — XVII веках, и фейерверки.
Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра». В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряженье.
Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX — XX веков.
§ 1.2. Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество — обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью.
Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности — на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности — диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов.
Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».
Список литературы
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р Арнхейм.- М., 2004.-
- Арто Антонен. Театр и его двойник / Антонен Арто.- М.: Мартис, 2003.-
- Бегунов В. Кабаре-мистерия, или Новые сладостные заморочки // Современная драматургия. 2001. № 3.
- Бегунов В. Чайки над городом реют, или Пять пудов любви против заповеди: не навреди! // Современная драматургия. 2002. № 1.
- Васильева Е. Танец / Е. Васильева.- М.: Искусство, 2000
- Гремина Е. А. У молодых драматургов — отчаянный гражданский темперамент // Новая газета. 2000. 4−10 декабря.
- Добровольская Г. И. Балетмейстер Леонид Якобсон / Г. И. Добровольская. — М., Л.: Искусство, 2000.
- Документальный театр. Пьесы. М.: Три квадрата, 2004
- Ивашнев В. И. О проблемах развития современного советского документального театра (автореферат диссертации). М., 2003
- Лебедина Л. Кто убил Чехова? // Современная драматургия. 2001. № 3.
- Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев.- М.: Мысль, 2004.-
- Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005.
- Мурзина М. Новые пьесы о старом и главном // АиФ. 2002. № 24.
- ОКоннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. М.: Институт культурной политики, 2004
- Салынский А. О жизни, драматургии, театре. М., 2002.
- Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. М.: Искусство, 1995. Т. 7.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений / К. С. Станиславский.- М.: Искусство.- т.3.- 1955.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005.
- Шереметьевская Н. Танец на эстраде/ Н. Шереметьевская .- М., 2005.
- Юткевич С. Контрапункт режиссера / С. Юткевич М.: Искусство, 2000.