Оценка стоимости предприятия с целью последующей продажи
Охарактеризуем более подробно основные моменты данной концепции. Очевидно, что наибольший прирост стоимости любой предприятия в первую очередь вызван ее инвестиционной активностью, которая может быть реализова-на как за счет собственных, так и за счет заемных источников. Основная идея, заключающаяся в использовании EVA, состоит в том, что акционеры должны получить норму возврата за принятый риск… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические подходы к оценке бизнеса
- 1. 1. Основы оценки стоимости бизнеса
- 1. 2. Методология и технология оценки бизнеса
- Глава 2. Практическая оценка бизнеса на примере малого предприятия
- 2. 1. Общая характеристика фирмы
- 2. 2. Анализ состояния фирмы
- 2. 3. Методы оценки фирмы и результаты
- Заключение
- Список литературы
В настоящее время большое значение приобретает необходимость повы-шения уровня конкурентоспособности и стратегической ориентации россий-ских предприятий. За последнее десятилетие российский бизнес преодолел зна-чительный этап развития и достиг хороших результатов. Но при этом совре-менные руководители и владельцы предприятий, прошедшие все этапы разви-тия управления — от мелкого предпринимательства до нынешнего уровня, прак-тически во всех отраслях экономики сталкиваются с повышением остроты и ак-туальности проблем управления. В ходе развития российской экономики биз-нес, бывший понятным и эффективным пять-семь лет назад, в настоящее время стал источником серьезных сложностей для многих руководителей и собствен-ников.
Большое количество привнесенных в Россию зарубежных рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятий активно использует-ся собственниками и наемными менеджерами, однако их применение не прино-сит ожидаемого результата. При этом данное положение вещей дополнительно осложняется рядом препятствий, естественных барьеров, сложившихся в суще-ствующей практике управления.
Современная теория процессного подхода, ориентированного на стои-мость как инструмент совершенствования управления предприятием, основан-ный на стртегической концепции BSC (система сбалансированных показате-лей) и принципах ИСО, является оптимальным средством повышения эффек-тивности практически любого бизнеса.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что оценка бизнеса доста-точно творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от си-туации его стоимость может существенно варьироваться.
Существуют три базовых подхода к оценке стоимости бизнеса. Первый предполагает оценку стоимости бизнеса, как суммы всех его активов (по началь-ной, остаточной или восстановительной стоимости). В большинстве случаев речь идет о материальных активах, поскольку оценка нематериальных активов часто носит достаточно спорный характер. Очевидно, что клиентская база и обучен-ный персонал имеют ценность, но не всегда очевидно какую именно. Принято считать, что влияние нематериальных активов проявляется через прибыль. По-этому оценка «от активов» в большинстве случаев используется для бизнесов с низкими показателями прибыли.
Второй метод предполагает оценку стоимости бизнеса «по аналогии». Ис-пользование данного подхода требует получения информации о прецеденте про-дажи похожего бизнеса (сопоставимого по масштабам и действующем на близ-ком по характеристикам рынке). Соответственно, стоимость бизнеса определяет-ся исходя из имеющихся данных о сумме прошлой сделки. Понятно, что если прецедентов нет, то стоимость таким образом определить нельзя.
Третий подход предусматривает оценку будущих прибылей бизнеса. Здесь стоимость бизнеса рассчитывается, как чистая дисконтированная прибыль в го-ризонте планирования (нарастающим итогом) плюс ликвидационная стоимость всех материальных активов на конец периода. Данная формула является наибо-лее часто используемой вследствие своей универсальности.
Цель данной работы — обосновать и провести оценку малого предприятия.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать процесс оценки бизнеса.
2. Провести оценку бизнеса малого предприятия.
3. Выработать рекомендации по улучшению оценки бизнеса малого пред-приятия.
Объект исследования: ООО «Вуд».
Предмет исследования: процесс оценки бизнеса.
Теоретико-методологической основой исследования являются совре-менные экономические труды по оценке бизнеса. Источниками исследования являются фундаментальные положения экономической теории, разработанные в работах Коупленда Т., Коллера Т., Муррина Дж., Валдайцева И., Федотовой М. и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
1.1. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса
Понятие «оценка стоимости предприятия» может рассматриваться с двух позиций. Первая из них связана с определением величины стоимости объекта, а второе непосредственно с самим процессом ее получения. Заметим, что в ка-честве синонимов термину «стоимость предприятия» в специальной литературе широко используются термины: «стоимость бизнеса», «стоимость собственного капитала». Между тем необходимо четко различать понятия: стоимость собст-венного и заемного капитала, так как эффективность их использования, как правило, не совпадает.
Непосредственно процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса) пред-ставляет собой комплекс необходимых вычислительных процедур для установ-ления меры его ценности с позиций конкретного субъекта, предполагающего действовать в своих экономических интересах для достижения поставленных целей (или цели) .
Содержательный состав такого комплекса процедур определяется этапом, на котором находится принимаемое управленческое решение. Общепринятым считается проведение процесса стоимостной оценки предприятия на основе за-ключения договора с организациями, специализирующимися на выполнении подобного вида работ. В этом случае предполагается привлечение экспертов-оценщиков и других необходимых специалистов (например, аудиторов, прогно-зистов, финансистов), в задачу которых входит проведение обследования пред-приятия, сбор и обработка необходимой информации, написание подробного отчета, включающего результаты необходимых расчетов, и формулирование окончательного заключения.
При реализации этого подходе с большой вероятностью гарантируется получение достаточно точных результатов оценки стоимости предприятия. Вместе с тем, выполнение работ по договору оценки является длительной, тру-доемкой и весьма дорогостоящей процедурой. Она занимает несколько месяцев (в зависимости от размера предприятия) и требует достаточно больших по объ-еу финансовых затрат со стороны заказчика. По данным литературных источ-ников, сведениям, приведенным в Интернете, а также риэлтерской практике, суммы вознаграждения, фигурирующие в договорах оценки, составляют 8−10% от установленной стоимости оцениваемого объекта.
В ряде случаев может возникать необходимость применение более опера-тивных и менее трудоемких способов оценки ценности предприятия. Потреб-ность в таких текущих оценках возникает у самого предприятия, так и у субъ-ектов из внешнего окружения (государственные органы, коммерческие банки, страховые компании и т. д.), интересы которых в том или ином отношении рас-пространяются на конечные результаты работы предприятия или на его имуще-ство.
Достаточно опытные менеджеры ряда крупных предприятий периодиче-ски сами их оценивают с целью уточнения состава организационно-технических и инвестиционных мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности их функционирования. При этом каждым из них могут использоваться собственные приемы, базирующиеся на приобретенных знаниях, накопленном опыте и интуиции. Вероятность возникновения ошибок в таком случае достаточно велика.
На некоторых предприятиях с высоким уровнем организации экономиче-ской работы начинает систематически проводиться оценка стоимости предпри-ятия (стоимости бизнеса) (по данным журнала «Эксперт» это компании ЛУ-КОЙЛ, ЮКОС, страховая компания РОСНО и др.).
В систематическом получении текущих оценок в первую очередь заинте-ресован владелец (собственник) предприятия. Это обусловлено тем обстоятель-ством, что без достоверной информации о мере ценности предприятия невоз-можно с наибольшей экономической выгодой реализовывать собственником право распоряжения имуществом. На основе такой информации собственник может посчитать целесообразным привлечение дополнительных инвестиций в расширение производства, провести структурную перестройку (предусматри-вающую, например, объединение, разъединение, поглощение), продать пред-приятие (или пакет акций), ликвидировать его или оставить без изменений, удовлетворившись прежним объемом получаемой прибыли.
Определенный интерес к постоянному отслеживанию стоимости пред-приятия может проявляться со строны фондовой биржи, для которой принци-пиальное значение имеет регулярная проверка реальности котировок ценных бумаг (акций, облигаций).
Как известно, оценка стоимости бизнеса достаточно творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от ситуации его стоимость может существенно варьироваться.
Определение и обоснование максимально возможной продажной цены бизнеса (своего рода, экспресс капитализация) важнейшая задача продавца. Однако, в большинстве случаев, продавец ограничен рамками определенной выше формулы (или какой-то ее модификации). Кроме того, в случае, когда го-ризонт планирования ограничен несколькими годами, продавца может не устро-ить «заниженная» оценка стоимости бизнеса. Всегда хочется получить, своего рода, «добавленную стоимость» к базовой цене. Именно поэтому, одним из ос-новных инструментов предпродажной подготовки бизнеса является комплекс специальных мероприятий инвестиционного маркетинга, позволяющий провести экспресс-капитализацию бизнеса непосредственно перед процедурой продажи.
Прежде всего, необходимо найти подходящего покупателя. В абсолютном большинстве случаев сегодняшние покупатели бизнесов в России т.н. про-фильные (или стратегические) инвесторы, имеющие собственный бизнес в той же или смежной области. Доля «спекулянтов» и венчурных инвесторов на сего-дня пренебрежимо мала. Это связано, в первую очередь, все с тем же отсутстви-ем полномасштабного рынка купли-продажи бизнесов (покупателей мало и биз-нес сложно перепродать). Профильный инвестор покупает бизнес, преследуя це-ли развития собственной предприятия. Поэтому для того, чтобы продать дороже, необходимо определить, что даст именно ему покупка именно этого конкретного бизнеса. Синергетический эффект от покупки может возникать вследствие:
— «эффекта масштаба» (экономия издержек, в случае, если бизнесы сопос-тавимы по размерам);
— пересечения клиентских групп (в случае, если потребители покупателя и продавца частично пересекаются);
— использования наработанных технологий и ноу-хау.
Кроме того, синергия может проявляться в снижении издержек выхода на новый рынок для покупателя (в случае, если бизнес продавца имеет сколько-нибудь известный бренд и наработаную клиентскую базу). «Экономически рас-считанная» синергия имеет большую ценность, поскольку может существенно повысить базовую стоимость бизнеса (создать требуемую продавцу «добавлен-ную стоимость»). Синергетический эффект позволяет добавить к старой форму-ле новое слагаемое: теперь прогноз прибыли складывается из прибыли «как есть» и «синергетической прибыли».
Список литературы
- Гражданский Кодекс РФ. М., 2006.
- Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельно-сти в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 14.11.2002 № 143-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 27.07.2006 № 157-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ).
- Федеральный закон от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в Фе-деральный закон „Об акционерных обществах“ и некоторые другие зако-нодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального за-кона от 27.07.2006 г. № 157-ФЗ).
- «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 06.07.2001 г. № 519.
- Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.09.2006 г. № 303 «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы от-чета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора Саморегу-лируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспер-тизы»
- Егерев И.А. Оценка стоимости отдельных подразделений бизне-са//Вопросы оценки № 4, 2000.
- Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: — М.: Дело, 2003.
- Еременко О. Инвестиционный анализ и оценка стоимости кредитной ор-ганизации//банки на фондовом рынке, 2006. — № 20.
- Валдайцев И.И. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кре-дит.-1997.№ 1.
- Грязнова А., Федотова М. Оценка недвижимости. М.: Издательство: Финансы и статистика, 2005.
- Каменецкий В. Малый бизнес: проблемы, проблемы//Деловой мир.-2004. 26.02.
- Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость предприятий: оценка и управление/ Пер. с англ. М., Олимпия-бизнес (Серия «Мастерство»), 1999.
- Малый бизнес в России: оценка ситуации//Общество и экономика, 2006.-№ 9.
- Оценка бизнеса/ Под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А. — М.: Финансы и статистика, 2002.
- Рожнов К.В. О возможностях использования модели САРМ для целей оценки бизнеса в России//Вопросы оценки № 2, 2001.
- Салун В. Оценка бизнеса в управлении компанией. Пример практическо-го Использования//Управление компанией, 2001 г., № 1.
- Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. СПб., 2001. 144 с.
- Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика строительства.-2007. — № 1.
- Уставные и бухгалтерские документы ЗАО «Вуд».
- Фишмен Д., Пратт Ш., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке
- стоимости бизнеса. Пер с англ. — М.: Квинто-Консалтинг, 2000.
- Щербаков С.Г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
- -th Annual Real Options Conference 2001/ Los Angeles Anderson School of Management.
- -th Annual Real Options Conference, Paphos, Cyprus, July 4−6, 2002.
- Aswath Damodaran. The Dark Side of Valuation. Publisher: Financial Times Prentice Hall; 350 p., 1st edition, 2001.
- Brain Blakely, Javier Estrada «The pricing of Internet Stock», 1999, IESE.
- Decisions — Implications for Capital Budgeting, Journal of Finance 29, 1974.
- Dr. Apreda Rodolfo Ph.D. A corporate finance cash flow model with float, 2001, University of Buenos Aires.
- Feldwick P. What Is Brand Equity Anyway, and How Do You Measure It? //Journal of Market Research Society, 1996. — № 2.
- Fernandez Pablo. Valuing Companies by Cash Flow Discounting: Ten Meth-ods and Nine Theories, IESE Business School, 2001.
- Fredrik Weissenrieder. Economic Value Added or Cash Value Added? //Department of Economics Gothenburg University and Consultant within Value Based Management Anelda AB. 2003.
- Liu J., Ohlson J.A. The Faltham-Ohlson Model: Empirical Implications Anderson School of Management, U.C.L.A., Los Angeles, Stern School of Business. — New York, 1999.
- Luehrman Tim, Yann Bonduelle and Inga Schmoldt. Get real about real op-tions. Harvard Business Review, May-June 1997.
- Rubak R.S. CCF: A simple approach to valuing Risky Cash Flows, Graduate School of Business Administration Harvard Universyty 2000.
- Stewart C. Myers Interactions of Corporate Financing and Investment.
- Stewart G. Bennett. The quest for value: a guide for senior managers, Harper Business, 1990.