Жанр басни в рус.
лит-ре 18 века
Н. А. Степанов, характеризуя стиль басен Сумарокова, писал: «Это не рационалистический ясный и закономерный мир классицизма, а живой, грубовато-правдоподобный быт, гротеск, напоминающий присказки и прибаутки». Верные наблюдения исследователя о месте фольклора в баснях Сумарокова должны быть уточнены: надо отдать больше справедливости личному творчеству Сумарокова, надо понять, что он мог… Читать ещё >
Содержание
Темой данной курсовой работы является жанр басни в русской литературе XVIII века. Тема исследования чрезвычайно интересна и обширна, поскольку XVIII век был во многом революционным в России, но отнюдь не в политическом аспекте, а, прежде всего, в плане экономического и культурного развития.
Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов — все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия, с Петром I пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государем иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал свое развитие под воздействием эпохи Просвещения.
Актуальность исследования выражается во взгляде с совершенно различных критических аспектов на принятие русской литературой басни как жанра, развитии ее в течение столетия и выражении ее в творчестве великих поэтов Золотого века литературы. Критика и библиографические источники были приведены из нескольких различных литературных эпох: от современной рассматриваемому периоду, периода советской критики и современного литературного обозрения.
Целью исследования является подробное доказательство того, что басня как литературный жанр появилась, созрела и достигла своего наивысшего развития и популярности в XVIII веке в трудах его виднейших представителей. Цель исследования предполагает постановку следующих задач:
1) проанализировать предпосылки появления басни как литературного жанра в русской литературе
2) подробно представить крупнейших поэтов, работавших в этом жанре и особенности их стиха
3) показать значение басни как жанра литературы для развития новой русской литературы в целом в период ее становления
Русская
литература XVIII века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до интимных переживаний человека (естественно, дворянина).
Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма — стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума — над чувствами, порядка — над хаосом, цивилизации — над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил ее жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более «низким» жанрам.
Естественно, что каждый жанр имел свой «набор» стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии — с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии — просторечиями (согласно теории «трех штилей» М.В. Ломоносова).
Одним из заметнейших и ярчайших представителей низкого «штиля» и является басня, речь об основных вехах истории развития которой пойдет в следующей главе.
1. Эволюция русской басни от подражательной до художественной оригинальной
В конце XVIII и в первые годы XIX века все буквально помешались на сочинении басен. Каждый, кто умел срифмовать две строки, пускался писать басни. Даже Жуковский, совершенно чуждый духу Лафонтена, в 18 051 807 гг. написал немало басен.
В русском литературном развитии басня играет важную роль: она была школой, где получил свои первые уроки тот реализм, который стал главной чертой русской литературы более позднего времени. Здоровый, трезвый реализм отличает уже басни Хемницера. В созданных для гостиной баснях Дмитриева он был смягчен, облагорожен, приноровлен к условностям. Свою силу он вновь обрел в грубоватых, но сочных плутовских баснях Александра Измайлова (17 791 831) и в творчестве величайшего русского баснописца Крылова.
В русской литературе было создано много басен особенно в 18 первой половине 19 вв., хотя и в средневековой Руси были звестны и любимы Стефанит и Ихнилат, так и басни Эзопа. Известно, что в 17 в. в России читали жизнеописание Эзопа, содержавшее множество замысловатых анекдотов и сопровождавшееся иллюстрациями. В 18 в. это жизнеописание уже издавалось в виде лубочной книги .
Однако настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был Антиох Кантемир (17 081 744). В это же время В. К. Тредиаковский (17 031 769) издал Несколько Эзоповых басенк для опытка гекзаметрами. После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано А. П. Сумароковым (17 181 777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство оригинальные произведения. Сумароков, подобно Лафонтену, раздвинул рамки басенной традиции, превратив свои произведения в живые бытовые сценки и разработав для них новую для русской литературы форму вольный стих, созданный на основе разностопного ямба. Басни Сумарокова отличаются нарочитой грубостью языка, так как, в соответствии с классицистской иерархией басня относилась к низкому жанру, а, следовательно, требует соответствующей лексики .
Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И. И. Хемницера (17 451 784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И. И. Хемницера. Хемницер еще следовал эстетике классицизма, но он постепенно отходил от традиционной басенной нравоучительности и, в духе развивавшегося во второй половине 18 в. сентиментализма, стремился быть в своих сочинениях чувствительным и ироничным. Вслед за Сумароковым он использовал разностопный стих, считавшийся наиболее подходящим для комических сочинений.
Басни И. И. Дмитриева (17 601 837), возможно, и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Дмитриев поэт-сентименталист, бы близким другом Карамзина и разделял его взгляды на развитие русского литературного языка. Все сорок его басен были написаны в 18 031 804, когда карамзинская реформа языка уже приносила ощутимые плоды. Дмитриев отошел от классицистского деления жанров на высокие и низкие и стремился выработать новый подход. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведении любого жанра. Именно поэтому в своих баснях он использовал светскую разговорную речь, что по тем временам было исключительным новаторством. А. С. Пушкин считал, что «все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова», однако реформаторский характер произведений Дмитриева сильно повлиял на последующих баснописцев. Его произведения были очень популярны. По словам одного из современников, он «отворил басням двери в просвещенные, образованные общества, отличавшиеся вкусом и языком». Не меньшей известностью пользовались на рубеже 18 и 19 вв. басни А. Е. Измайлова (17 791 831), писавшего уже в ином стиле. Большая часть его басен жанровые сценки. Их герои чиновники, купцы, разночинцы.
Конечно же всех баснописцев 1819 вв. России затмил Иван Андреевич Крылов (17 681 844). О великом баснописце мы поговорим очень подробно ниже, отдельно в последней главе, здесь же хотелось бы отметить, что басни Крылова написаны ярким и метким народным языком и пленяют своей образностью и неожиданностью. Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловский басен оказались настолько популярны, что многие из них давно уже превратились в нарицательные понятия. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием, однако давно уже вышли за рамки произведений «на злобу дня».
2. Кантемир и Тредиаковский основоположники русской басни
Новая русская
литература начинается с создания постоянной традиции светской художественной литературы во второй половине XVIII века. Отправной точкой всего дальнейшего литературного развития является усвоение правил французского классицизма четырьмя людьми, родившимися при Петре, и их более или менее успешные старания перенести эти правила и нормы на рускую литературную почву, создавая соответствующие им оригинальные произведения. Эти четыре человека Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков.
2.1. Поэтика жанра басни в творчестве Антиоха Кантемира
Князь Антиох Кантемир (17 091 744) был сыном Дмитрия Кантемира, молдавского господаря, низложенного турками за то, что в войну 1711 года он был на стороне русских. Он уехал в Россию, где ему были дарованы большие имения, и стал одним из богатейших русских дворян. Это был человек большой культуры, автор многих книг, написанных по-латыни, в том числе истории турок, которая более ста лет оставалась лучшей из имеющихся по этому вопросу. Антиох Кантемир получил блестящее образование и в возрасте 22 лет был, вероятно, одним из культурнейших людей России.
Список литературы
- Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М., 1974.
- Архипов В.А. Поэзия народной мудрости. М., 1968.
- Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.
- Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.
- Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.
- Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. М., 1983.
- И.А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982.
- Коровин В. И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
- Крылов И.А. Басни. Л., 1996.
- Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск. 1996.
- Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
- Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
- Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.
- Серман И.З. Крылов-баснописец//И.А. Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975.
- Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
- Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1985.
- Степанов В.П. Эволюция и теория басни в 1790—1810 гг..//И. А.Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975. С.196−220.
- Фомичев С.А. Иван Андреевич Крылов//Крылов И. А. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М., 1984.