Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовный аспект формирования личности главного героя

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главный герой романа — подросток, «фанатик собственной персоны», — одолеваем бесом «богатства для богатства». «Я взял душу безгрешную, — писал Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 год, — но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность» свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского
    • 1. 1. История создания
    • 1. 2. Современники Ф. М. Достоевского о романе «Подросток»
    • 1. 3. Роман на современном этапе исследования
  • Глава 2. Истоки формирования личности
    • 2. 1. Проблема «случайного семейства»
    • 2. 2. Социальные предпосылки формирования идеи Ротшильда
  • Глава 3. Утверждение Аркадия Долгорукова
    • 3. 1. Ценностная ориентация Версилова
    • 3. 2. Религиозно нравственная позиция Макара Долгорукова
    • 3. 3. Авторское начало на основе духовной религиозной традиции
  • Заключение
  • Литература

Данная работа посвящена исследованию аспекта духовного развития лич-ности главного героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток» — Аркадия Долго-рукого, юноши, чьи душевные и духовные изломы и метания, вызванные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным «хаосом» эпохи «безвременья» 6070-х годов ХIХ века, с необыкновенной глубиной зафиксиро-вал романист.

Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» является одним из наименее тща-тельно и подробно проанализированных произведений писателя. Причиной это-го послужило общепринятое мнение, что этот роман является неудачей Ф. М. Достоевского из-за недостаточной продуманности сюжета и его расплывчатой организации. «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман „Подросток“ как бы растворяется в ли-хорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного за-мысла», — таково мнение Л. П. Гроссмана.

Но, как считают многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого ро-мана, а именно — с проявлением «многослойной реальности» произведения, где «сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных рамок» (Т.А.Касаткина).

Спорным является вопрос о том, кто главный герой произведения. Неко-торые исследователи считают, что Аркадий Долгорукий в ходе сюжета вытес-няется на задний план Версиловым. В других работах о романе отстаивается та точка зрения, что главным героем был и остается Подрсток, ведь повествова-ние ведется от первого лица, а произведение построено в форме исповеди. Мы в работе будем разделять убеждения тех исследователей, кто признает Подростка главным героем произведения, и считает, что сюжет романа определяется пре-жде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого.

Непосредственным предметом исследования является роман Ф.М. Досто-евского «Подросток». Вместе с тем в отдельных параграфах работы рассматри-ваются относящиеся к ее проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».

В сферу исследования вовлекаются также «Дневники писателя», письма Ф. М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, со-держащиеся в публицистических работах его современников.

Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.

Цель исследования состоит в прочтении романа Ф. М. Достоевского «Под-росток» под углом зрения, выявляющим аспект духовно-нравственного станов-ления главного героя .

Целью исследования определила приоритетность следующих задач:

1. Рассмотреть историю создания романа «Подросток».

2. Осветить подходы современников писателя к роману «Подросток» и современный уровень изучения произведения.

1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 18 601 870-х годов.

2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом и социальном уровнях.

3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобраз-ное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотно-симое с «идеями» Раскольникова («Преступление и наказание»).

5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.

Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.

Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется объект исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.

В первой главе освещается история создания произведения; приводятся высказывания современников Ф. М. Достоевского о романе; дается обзор со-временного этапа изучения произведения.

Цель второй главы раскрыть «идею» главного героя, обозначить истоки ее формирования (раскрыть понятие «случайное семейство»).

В третьей главе предпринята попытка показать, как Версилов и Макар Долгоруков повлияли на духовно-нравственное становление личности Подро-стка, его эволюции. Проводится параллель с освещением авторского начала ре-лигиозных традиций, лежащих в основе произведения.

В Заключении обобщаются исследования, формулируются основные по-ложения по материалу работы.

Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского

1.1. История создания

Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского занимает особое ме-сто. Он знаменует тот период духовной жизни писателя, когда после «Бесов» (1871 — 1872), после шестнадцати месяцев сотрудничества в консервативном журнале «Гражданин» (1873 — апрель 1874) он написал роман иного характера, роман, который был напечатан в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1867 г. Ф. М. Достоевский уехал за границу. Незадолго до этого созда-нием «Преступления и наказания» завершился большой период творческой эво-люции писателя. Бурные 60-е годы, когда происходила острая борьба вокруг реформ и шли горячие споры о дальнейших путях исторического развития России, были временем становления «зрелого» Достоевского — мыслителя и ху-дожника. Потрясающие картины физических и нравственных мучений человека в буржуазном мире, страстное стремление к добру и справедливости, мечта о «золотом веке» — все это парадоксально сочеталось в творчестве Ф. М. Достоевского 60-х годов с надеждами на мирное, религиозно — моралисти-ческое разрешение всех «роковых вопросов» эпохи.

Порвав с идеями революции и социализма, Ф. М. Достоевский стал пропа-гандировать «почвенничество» — своеобразный вариант славянофильства. Поч-венники утверждали, что главные социальные проблемы в России решены в ре-зультате реформ, что правительство показало пример того, как и впредь нужно регулировать внутренние конфликты, что, следовательно, никакой реальной основы классовая борьба в России не имеет. Главной задачей современного развития почвенники считали преодоление исторически сложившейся ра-зобщенности «верхов» и «низов», приход интеллигенции к «почве», к народной нравственности.

За время пребывания Ф. М. Достоевского за границей, при ожесточенной ненависти писателя к западной буржуазной цивилизации и к революционному движению, это мировоззрение укрепляется. Писатель сообщает В. Н. Майкову: «Здесь я сделался «совершенным монархистом». К этому временя относятся наиболее резкие его выпады против В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова — Щедрина, И. С. Тургенева — против всех, кто принадлежал к освободительному движению, русскому и западному, в особен-ности против революционной эмиграции.

События Парижской коммуны вызывают у Ф. М. Достоевского новый при-лив озлобления. В это время окончательно сформировалась идеология Ф. М. Достоевского последнего периода творчества.

Важно отметить, что все «позитивные» идеи писателя исходят из убежде-ния, что в России все иначе, чем на Западе, что в России нет почвы для классо-вых противоречий и революционного движения.

Иногда у Ф. М. Достоевского возникали сомнения: вполне ли знает он ны-нешнюю русскую жизнь, следя за ней лишь по газетам и письмам? «Мне не-пременно надобно воротиться в Россию, — писал он, — здесь же я потеряю воз-можность даже писать, не имея под руками всегдашнего и необходимого мате-риала для письма, — то есть русской действительности (дающей мысли) и рус-ских людей».

«Подросток» явился возвращением к замыслу, который занимал Ф. М. Достоевского в конце 1869 — 1870 гг. и который затем был отодвинут в сто-рону работой над «Бесами».

Когда писатель вернулся в Россию, действительность оказалась столь мрачной, что Ф. М. Достоевский не мог не заметить, что во многом, очень су-щественном, он, будучи за границей, в самом деле «ужасно ошибался». И пре-жде всего это касалось бурного развития капитализма в России, распада кресть-янской общины, повсеместного обнищания народа, морального разложения, охватившего разные сословия. Однако новые русские впечатления отразились в его произведениях не сразу. Конец 1871 г. и почти весь 1872 г. были посвящены завершению романа «Бесы». В 1873 г. в качестве редактора «Гражданина» Ф. М. Достоевский помещает в журале статьи актуального значения, написанные деятелями консервативного, «охранительного» направления. Внимательно всматривается Ф. М. Достоевский после большого перерыва в жизнь петербургской бедноты. Появляется статья Ф. М. Достоевского «Нечто личное», где писатель с симпатией пишет о Н. Г. Чернышевском как человеке. Содержание

Введение 3

Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского 6

1.1. История создания 6

1.2. Современники Ф. М. Достоевского о романе «Подросток» 12

1.3. Роман на современном этапе исследования 26

Глава 2. Истоки формирования личности 31

2.1. Проблема «случайного семейства» 31

2.2. Социальные предпосылки формирования идеи Ротшильда 37

Глава 3. Утверждение Аркадия Долгорукова 45

3.1. Ценностная ориентация Версилова 45

3.2. Религиозно нравственная позиция Макара Долгорукова 50

3.3. Авторское начало на основе духовной религиозной традиции 53

Заключение 56

Литература 58

Данная работа посвящена исследованию аспекта духовного развития лич-ности главного героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток» — Аркадия Долго-рукого, юноши, чьи душевные и духовные изломы и метания, вызванные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным «хаосом» эпохи «безвременья» 6070-х годов ХIХ века, с необыкновенной глубиной зафиксиро-вал романист.

Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» является одним из наименее тща-тельно и подробно проанализированных произведений писателя. Причиной это-го послужило общепринятое мнение, что этот роман является неудачей Ф. М. Достоевского из-за недостаточной продуманности сюжета и его расплывчатой организации. «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман „Подросток“ как бы растворяется в ли-хорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного за-мысла», — таково мнение Л. П. Гроссмана.

Но, как считают многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого ро-мана, а именно — с проявлением «многослойной реальности» произведения, где «сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных рамок» (Т.А.Касаткина).

Спорным является вопрос о том, кт главный герой произведения. Неко-торые исследователи считают, что Аркадий Долгорукий в ходе сюжета вытес-няется на задний план Версиловым. В других работах о романе отстаивается та точка зрения, что главным героем был и остается Подросток, ведь повествова-ние ведется от первого лица, а произведение построено в форме исповеди. Мы в работе будем разделять убеждения тех исследователей, кто признает Подростка главным героем произведения, и считает, что сюжет романа определяется пре-жде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого.

Непосредственным предметом исследования является роман Ф.М. Досто-евского «Подросток». Вместе с тем в отдельных параграфах работы рассматри-ваются относящиеся к ее проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».

В сферу исследования вовлекаются также «Дневники писателя», письма Ф. М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, со-держащиеся в публицистических работах его современников.

Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.

Цель исследования состоит в прочтении романа Ф. М. Достоевского «Под-росток» под углом зрения, выявляющим аспект духовно-нравственного станов-ления главного героя .

Целью исследования определила приоритетность следующих задач:

1. Рассмотреть историю создания романа «Подросток».

2. Осветить подходы современников писателя к роману «Подросток» и современный уровень изучения произведения.

1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 18 601 870-х годов.

2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом и социальном уровнях.

3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобраз-ное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотно-симое с «идеями» Раскольникова («Преступление и наказание»).

5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».

Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.

Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.

Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется объект исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.

В первой главе освещается история создания произведения; приводятся высказывания современников Ф. М. Достоевского о романе; дается обзор со-временного этапа изучения произведения.

Цель второй главы раскрыть «идею» главного героя, обозначить истоки ее формирования (раскрыть понятие «случайное семейство»).

В третьей главе предпринята попытка показать, как Версилов и Макар Долгоруков повлияли на духовно-нравственное становление личности Подро-стка, его эволюции. Проводится параллель с освещением авторского начала ре-лигиозных традиций, лежащих в основе произведения.

В Заключении обобщаются исследования, формулируются основные по-ложения по материалу работы.

Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского

1.1. История создания

Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского занимает особое ме-сто. Он знаменует тот период духовной жизни писателя, когда после «Бесов» (1871 — 1872), после шестнадцати месяцев сотрудничества в консервативном журнале «Гражданин» (1873 — апрель 1874) он написал роман иного характера, роман, который был напечатан в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1867 г. Ф. М. Достоевский уехал за границу. Незадолго до этого созда-нием

Духовный аспект формирования личности главного героя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во время написания романа «Подросток» окончательно сформировалась идеология Ф. М. Достоевского последнего периода творчества. Не вообще христианство, а именно православие, его мессианскую роль проповедует он, католицизм же приравнивает к социализму как две аналогичные системы, стремящиеся к переустройству человеческого общества на основе «науки и разума».

Большинство современников Ф. М. Достоевского не приняли и не понли его эстетическую концепцию. Их критические отклики были враждебными по отношению к писателю.

Идеи «Подростка» оставили след в современной Ф. М. Достоевскому демократической литературе, но были этой литературой часто субъективно интерпретированы. Не соглашаясь с Ф. М. Достоевским по целому ряду основных идеологических вопросов, писатели демократического направления ставили своей задачей полемизировать с ним, а не проникать в скрытый смысл его образов.

Современные исследователи Ф. М. Достоевского проявляют интерес к роману, отмечая актуальность произведения на сегодняшний день.

Работая над «Подростком», Ф. М. Достоевский поставил перед собой задачу изобразить эволюцию духовного развития главного героя, развитие его характера.

Глава 2. Истоки формирования личности

2.1. Проблема «случайного семейства»

«Подросток» — роман о «случайном семействе». Ф. М. Достоевскому принадлежит открытие этой темы. Философу и критику Н. Н. Страхову Ф.М. Достоевский пишет в 1871 году о русской литературе: «А знаете ведь это все помещичья литература. Она сказала все, что имела сказать (великолепно у Льва Толстого). Но это в высшей степени помещичье слово было последним. Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было».

Этим новым словом и стал роман «Подросток».

И.А. Гончаров, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и другие русские художники слова изображали в своих произведениях традиционные сословные семейства. Духовно-нравственной основой в патриархальном семействе была личность отца, ее абсолютность, святость в глазах детей и домочадцев.

Обусловленная культом отца крепость патриархальной семьи (и патриархального общества), с другой стороны, предполагала, однако, как показал в своем рассказе «Отчаянный» И. Тургенев, слабую развитость в человеке личностного, самобытного и самодеятельного начала.

Роман «Подросток» написан как художественный ответ семейным хроникам и «Войне и миру» Л. Н. Толстого. На смену благополучным семействам Иртеньевых и Ростовых пришла семейная хроника разночинца.

Разрушение сословно-патриархальной общественной морали, данной автором «Подростка», несло с собой высвобождение личности из уже узких для нее сословных уз и норм и открывало перед человеком возможность жить по личной инициативе и на основе собственного понимания морали и нравственности, так как общеприемлемых «правил» их еще не было.

Именно такое состояние России вызвало к жизни, считает Ф. М. Достоевский, и феномен «случайного семейства». Нравственный «хаос», в который было ввергнуто русское общество 1860 — 1870-х годов, могли победить только новые «нормальный закон», «руководящая нить», а их нельзя было ни определить теоретически, ни позаимствовать извне, а можно было только, по точному слову автора «Подростка», «выжить».

Поиски «руководящей» моральной нити отличают художественный пафос «Пятикнижия» Ф. М. Достоевского: он сосредоточивает свое внимание прежде всего на тенденциях новых, еще не устоявшихся, текущих и противоречивых. Темами романов писателя, в том числе и «Подростка», был не быт общества, не готовые, твердые и ясные его формы, а общественное движение. В этой «тоске по текущему» проявилась важная особенность поэтики Ф. М. Достоевского, отличающая его от других писателей-романистов (Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова), которые воспроизводили русское общество «в его бытовых, давно существующих, а частью отживших или отживающих формах» (В.С. Соловьев).

Мысль писателя состоит в том, что родовое семейство, ранее служившее связующим началом нравственно здоровой жизни, теперь стремительно распадается.

Главный герой романа — подросток, «фанатик собственной персоны», — одолеваем бесом «богатства для богатства». «Я взял душу безгрешную, — писал Ф. М. Достоевский в „Дневнике писателя“ за 1876 год, — но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и „случайность“ свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в сердце, своем, любуется им еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих — все это оставленное единственно на свои силы и на свое разумение, да еще, правда, на бога. Все это выкидыши общества, „случайные“ члены „случайных“ семей».

«Спросят: что такое эта случайность и что я под этим подразумеваю? Отвечаю: случайность современного русского семейства, по моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь», — читаем мы в «Дневнике писателя» за 1877 год.

Религиозное состояние России эпохи всеобщего кризиса феодальнопатриархальных начал (и в особенности периода российских реформ) в первую очередь интересует Ф. М. Достоевского. Писатель вполне разделил бы пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Наш век» (1851), в котором нравственное растление и моральный кризис русского общества осознаны прежде всего как следствие «неверия»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует …

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит …

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры, но о ней не просит …

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..

Слово «неверие» и у Ф. М. Достоевского — главный ключ к разъяснению хаоса его современности. В глазах писателя, первопричиной необыкновенной шаткости в 6070-е годы всех нравственных норм в массе русского образованного общества явилось исчезновение религиозной веры, отличающее в целом девятнадцатое столетие. В конечном счете «неверие» ответственно, по Ф. М. Достоевскому, за утрату в России 6070-х годов «общей идеи», связующей как всю страну, так и российские семейства.

Семья Карамазовых в полной мере обладает основными чертами «случайного семейства». Сыновья в этой семье родились от разных матерей. Федор Карамазов абсолютно не заботится о детях. Все сыновья Федора Павловича, теряя мать, в итоге оказываются у «благодетелей», пройдя через избу крепостного Григория в качестве промежуточного пункта. У Федора Павловича совершенно отсутствует представление родительских обязанностях.

Даже искренние переживания чиновника Мармеладова о детях сочетаются с его абсолютной неспособностью противостоять ради них своему пороку. В «случайном семействе» и результаты воспитания детей, по контрасту с семьями из произведений Л. Толстого, оказываются полностью случайными. Дети могут, рассчитывая исключительно на свои силы и на милость «благодетелей», или, прилагая нимоверные собственные усилия, завершить свое образование, как это сделал Иван Карамазов, или же, пройдя через руки ряда родственников, попасть в кадетский корпус, как Карамазов Дмитрий, или поступить послушником в монастырь, как Алеша, — но могут и совсем опуститься на дно — стать уличной женщиной, как Соня Мармеладова.

В романе «Идиот» Ф. М, Достоевский рисует еще один тип «случайного семейства» — семью генерала Иволгина. Его статус в доме показывает место его обитания: это была комната, находящаяся возле кухни, «потеснее всех прочих, в которой помещался сам отставной генерал Иволгин, отец семейства, и спал на широком диване, а ходить и выходить из квартиры обязан был чрез кухню и по черной лестнице». Опустившийся, утративший человеческое достоинство, старший Иволгин мучит жену и детей — Ганю, Варю и юного Колю — своим пьянством и бесконечными фантастическими историями, с которыми «отставной и несчастный» генерал набрасывается на всякого нового знакомого, заставляя домашних испытывать стыд.

Центральное место в сюжете романа «Бесы» также занимают «случайное семейство» и тема отцов и детей. Степан Трофимович Верховенский изображен в романе как отец и воспитатель. Будучи отцом Петруши по крови, сына своего он фактически бросил. Результатом этого стал крайне анархизм и экстремизм сына, который, по словам его отца, хотел «заменить собою Христа». У Николая Ставрогина семьи также как таковой не было: его воспитатель Степан Верховенский не заложил в воспитанника никаких жизненных основ, лишь «неопределенное ощущение какой-то вековечной, священной тоски». Вина Степана Трофимовича перед детьми состоит в том, что он всю жизнь не мог разглядеть искусственности своих идеалов. Он всю жизнь что-то воображал, изображал, но не жил. Перед смертью он осознает, что всю жизнь лгал: являясь как бы главой молодежного кружка, подделывался под чужие идеалы.

История двадцатилетнего юноши-подростка Аркадия Долгорукого в «Подростке» — это «история его первых шагов на жизненном поприще», это «поэма о том, как вступил подросток в свет. Это история его исканий, надежд, разочарований, порчи, возрождения, науки. Аркадий сын помещика Версилова и жены садовника Макара Долгорукого Софьи Долгорукой, незаконный, «случайный сын» «случайного семейства».

Смысл жизненной драмы главного героя выражает Версилов. «Видишь, друг мой, — говорит он сыну, я давно уже знал, что у нас есть дети, уже с детства задумывающиеся над своей семьей, оскорбленные неблагообразием отцов своих и среды своей Я всегда воображал тебя одним из тех маленьких, но сознающих свою даровитость существ Беда этим существам, оставленным на одни свои силы и грезы и страстной, слишком ранней и почти мстительной жаждой благообразия».

В «Подростке» главная тема — семья Аркадия — поддерживается и развивается другими персонажами, другими семействами. Князь Сокольский — вариант инфантильного отца, Степана Верховенского. Интрига вокруг старого князя, в которой тот играет лишь пассивную роль, свидетельствует о наличии в этой сюжетной линии такого элемента «случайного семейства» как сомнительный авторитет отца. Князь Сергей в качестве представителя захудалого дворянского рода явно демонстрирует свою несостоятельность удержаться на уровне былого благородства; традиционные устои семьи Сокольских заменяются «случайными» отношениями. Сам Сергей Петрович Сокольский погибает, окончательно запутавшись в жизненных обстоятельствах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф.М.Достоевского / И. Л. Альми // Статьи о поэзии и прозе: В 2 кн. — Влади-мир, 1999.
  2. , Ф.М. Достоевский в работе над романом «Подросток» / Ф. М. Анисимов. М.: Наука, 1983.- 587 с.
  3. , А.П. Художественные образы Достоевского / А. П. Белик. М.: Наука, 1974. 222 с.
  4. , С. Послесловие / Ф. М. Достоевский. Подросток. М.: Советская Россия, 1979. 594 с.
  5. , Г. Я. Комментарии: Ф. М. Достоевский / Г. Я. Галаган // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т.8. Л.: Наука, 1990. 764 с.
  6. , Л.П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1989. — 375 с.
  7. , А.С. Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. М.: Мысль,
  8. с.
  9. , А.С. В творческой лаборатории Достоевского. М.: Совет-ский писатель, 1947. 351 с.
  10. , Ф. М. Подросток / Ф. М. Достоевский // М.: Советская Россия, 1979. 476 с.
  11. , И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия / И. И. Евлампиев //Вопросы философии. 1998. — № 3. С.21−26.
  12. , В. Ф.М. Достоевский / В.Ермилов.- М.: Художественная ли-тература, 1958. 279 с.
  13. , Т.А. Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смыс-ле"/ Т. А. Касаткина. Автореферат к диссертации. М., 2005. С. 32.
  14. , Н. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского / Н.Кашина. — М.: Просвещение, 1986. 159 с.
  15. , В.Л. Мир Достоевского / В. Л. Кирпотин. М.: Советский писатель, 1980. 374 с.
  16. , В. Жанровые особенности романа «Подросток» / В.Л. Кир-потин // Мир Достоевского. M.: Просвещение, 1983. 481 с.
  17. Ку Бон Иль. Нравственный поиск главного героя романа Ф. М. Досто-евского «Подросток» / Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. II. М., 2002. — С. 1620.
  18. Ку Бон Иль. «Случайное семейство» у Ф. М. Достоевского / Ку бон Иль // Голоса молодых ученых: Сборник научных публикаций иностранных и российских аспирантов и докторантов-филологов. Вып. XIII. М., 2003. — С. 2429.
  19. Ку Бон Иль. Поиск духовного отцовства в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» / Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспиран-тов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. III. М., 2004. — С. 1326.
  20. , Д. Достоевский после Бахтина. Исследование фантастиче-ского реализма Достоевского / Д. Малкольм. — СПб.: Академический проект, 1998. 254 с.
  21. , Н. К. Сочинения. Т. 3. / Н. К. Михайловский. — СПб., 1896. 517 с.
  22. , И.Н. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток»: типы и архе-типы / И. Н. Невшупа.- Автореферат к диссертиции. Краснодар, 2007. 31 с.
  23. , Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной / Г. Б.Достоевский. М.: Академкнига, 2001.- 155 с.
  24. , Н.К. Проблема художественного метода и стиля Достоев-ского / Н. К. Савченко. М.: МГУ, 1975. 92 с.
  25. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 18, кн. 2 / М. Е. Салтыков — Щедрин. — М.: Наука, 1976. 287 с.
  26. , Л.И. А.И. Солженицын как читатель Достоевского / Л. И. Сараскина // Достоевский и мировая культура. Альманах № 16. — СПб.: Се-ребряный век, 2001. — С. 186 — 194.
  27. , Ю.И. В мире Достоевского / Ю. И. Селезнев. М.: Совре-менник, 1980. 375 с.
  28. , Е.И. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток» / Е. И. Семенов. Ленинград: Наука, 1979. 361 с.
  29. с.
  30. , В.А. Творчество Достоевского 1854−1862. Л.: Наука, 1980. — 284 с.
  31. , И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. Т. 11 / И. С. Тургенев. — М.: Наука, 1966. — С. 164.
  32. Хансен-Лёве, О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток» / О. Хансен-Лёве // Автор и текст. — СПб.: Нева, 1996.
  33. , Н.М. О стиле Достоевского / Н. М. Чирков. М.: Издательство наук, 1963. 187 с.
  34. , Е.Н. Проблема смерти и бессмертия в философском насле-дии Ф.М. Достоевского / Е. Н. Шовина // Вестник МГТУ, том 9. 2006. — № 1. — стр.134−141.
  35. , Г. К. Достоевский и русский реализм / Г. К. Щенников. Свердловск, 1987. 156 с.
Заполнить форму текущей работой