Духовный аспект формирования личности главного героя
Главный герой романа — подросток, «фанатик собственной персоны», — одолеваем бесом «богатства для богатства». «Я взял душу безгрешную, — писал Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1876 год, — но уже загаженную страшною возможностью разврата, раннею ненавистью за ничтожность и «случайность» свою и тою широкостью, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского
- 1. 1. История создания
- 1. 2. Современники Ф. М. Достоевского о романе «Подросток»
- 1. 3. Роман на современном этапе исследования
- Глава 2. Истоки формирования личности
- 2. 1. Проблема «случайного семейства»
- 2. 2. Социальные предпосылки формирования идеи Ротшильда
- Глава 3. Утверждение Аркадия Долгорукова
- 3. 1. Ценностная ориентация Версилова
- 3. 2. Религиозно нравственная позиция Макара Долгорукова
- 3. 3. Авторское начало на основе духовной религиозной традиции
- Заключение
- Литература
Данная работа посвящена исследованию аспекта духовного развития лич-ности главного героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток» — Аркадия Долго-рукого, юноши, чьи душевные и духовные изломы и метания, вызванные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным «хаосом» эпохи «безвременья» 6070-х годов ХIХ века, с необыкновенной глубиной зафиксиро-вал романист.
Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» является одним из наименее тща-тельно и подробно проанализированных произведений писателя. Причиной это-го послужило общепринятое мнение, что этот роман является неудачей Ф. М. Достоевского из-за недостаточной продуманности сюжета и его расплывчатой организации. «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман „Подросток“ как бы растворяется в ли-хорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного за-мысла», — таково мнение Л. П. Гроссмана.
Но, как считают многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого ро-мана, а именно — с проявлением «многослойной реальности» произведения, где «сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных рамок» (Т.А.Касаткина).
Спорным является вопрос о том, кто главный герой произведения. Неко-торые исследователи считают, что Аркадий Долгорукий в ходе сюжета вытес-няется на задний план Версиловым. В других работах о романе отстаивается та точка зрения, что главным героем был и остается Подрсток, ведь повествова-ние ведется от первого лица, а произведение построено в форме исповеди. Мы в работе будем разделять убеждения тех исследователей, кто признает Подростка главным героем произведения, и считает, что сюжет романа определяется пре-жде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого.
Непосредственным предметом исследования является роман Ф.М. Досто-евского «Подросток». Вместе с тем в отдельных параграфах работы рассматри-ваются относящиеся к ее проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
В сферу исследования вовлекаются также «Дневники писателя», письма Ф. М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, со-держащиеся в публицистических работах его современников.
Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.
Цель исследования состоит в прочтении романа Ф. М. Достоевского «Под-росток» под углом зрения, выявляющим аспект духовно-нравственного станов-ления главного героя .
Целью исследования определила приоритетность следующих задач:
1. Рассмотреть историю создания романа «Подросток».
2. Осветить подходы современников писателя к роману «Подросток» и современный уровень изучения произведения.
1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 18 601 870-х годов.
2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом и социальном уровнях.
3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобраз-ное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотно-симое с «идеями» Раскольникова («Преступление и наказание»).
5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется объект исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
В первой главе освещается история создания произведения; приводятся высказывания современников Ф. М. Достоевского о романе; дается обзор со-временного этапа изучения произведения.
Цель второй главы раскрыть «идею» главного героя, обозначить истоки ее формирования (раскрыть понятие «случайное семейство»).
В третьей главе предпринята попытка показать, как Версилов и Макар Долгоруков повлияли на духовно-нравственное становление личности Подро-стка, его эволюции. Проводится параллель с освещением авторского начала ре-лигиозных традиций, лежащих в основе произведения.
В Заключении обобщаются исследования, формулируются основные по-ложения по материалу работы.
Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского
1.1. История создания
Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского занимает особое ме-сто. Он знаменует тот период духовной жизни писателя, когда после «Бесов» (1871 — 1872), после шестнадцати месяцев сотрудничества в консервативном журнале «Гражданин» (1873 — апрель 1874) он написал роман иного характера, роман, который был напечатан в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В 1867 г. Ф. М. Достоевский уехал за границу. Незадолго до этого созда-нием «Преступления и наказания» завершился большой период творческой эво-люции писателя. Бурные 60-е годы, когда происходила острая борьба вокруг реформ и шли горячие споры о дальнейших путях исторического развития России, были временем становления «зрелого» Достоевского — мыслителя и ху-дожника. Потрясающие картины физических и нравственных мучений человека в буржуазном мире, страстное стремление к добру и справедливости, мечта о «золотом веке» — все это парадоксально сочеталось в творчестве Ф. М. Достоевского 60-х годов с надеждами на мирное, религиозно — моралисти-ческое разрешение всех «роковых вопросов» эпохи.
Порвав с идеями революции и социализма, Ф. М. Достоевский стал пропа-гандировать «почвенничество» — своеобразный вариант славянофильства. Поч-венники утверждали, что главные социальные проблемы в России решены в ре-зультате реформ, что правительство показало пример того, как и впредь нужно регулировать внутренние конфликты, что, следовательно, никакой реальной основы классовая борьба в России не имеет. Главной задачей современного развития почвенники считали преодоление исторически сложившейся ра-зобщенности «верхов» и «низов», приход интеллигенции к «почве», к народной нравственности.
За время пребывания Ф. М. Достоевского за границей, при ожесточенной ненависти писателя к западной буржуазной цивилизации и к революционному движению, это мировоззрение укрепляется. Писатель сообщает В. Н. Майкову: «Здесь я сделался «совершенным монархистом». К этому временя относятся наиболее резкие его выпады против В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова — Щедрина, И. С. Тургенева — против всех, кто принадлежал к освободительному движению, русскому и западному, в особен-ности против революционной эмиграции.
События Парижской коммуны вызывают у Ф. М. Достоевского новый при-лив озлобления. В это время окончательно сформировалась идеология Ф. М. Достоевского последнего периода творчества.
Важно отметить, что все «позитивные» идеи писателя исходят из убежде-ния, что в России все иначе, чем на Западе, что в России нет почвы для классо-вых противоречий и революционного движения.
Иногда у Ф. М. Достоевского возникали сомнения: вполне ли знает он ны-нешнюю русскую жизнь, следя за ней лишь по газетам и письмам? «Мне не-пременно надобно воротиться в Россию, — писал он, — здесь же я потеряю воз-можность даже писать, не имея под руками всегдашнего и необходимого мате-риала для письма, — то есть русской действительности (дающей мысли) и рус-ских людей».
«Подросток» явился возвращением к замыслу, который занимал Ф. М. Достоевского в конце 1869 — 1870 гг. и который затем был отодвинут в сто-рону работой над «Бесами».
Когда писатель вернулся в Россию, действительность оказалась столь мрачной, что Ф. М. Достоевский не мог не заметить, что во многом, очень су-щественном, он, будучи за границей, в самом деле «ужасно ошибался». И пре-жде всего это касалось бурного развития капитализма в России, распада кресть-янской общины, повсеместного обнищания народа, морального разложения, охватившего разные сословия. Однако новые русские впечатления отразились в его произведениях не сразу. Конец 1871 г. и почти весь 1872 г. были посвящены завершению романа «Бесы». В 1873 г. в качестве редактора «Гражданина» Ф. М. Достоевский помещает в журале статьи актуального значения, написанные деятелями консервативного, «охранительного» направления. Внимательно всматривается Ф. М. Достоевский после большого перерыва в жизнь петербургской бедноты. Появляется статья Ф. М. Достоевского «Нечто личное», где писатель с симпатией пишет о Н. Г. Чернышевском как человеке. Содержание
Введение 3
Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского 6
1.1. История создания 6
1.2. Современники Ф. М. Достоевского о романе «Подросток» 12
1.3. Роман на современном этапе исследования 26
Глава 2. Истоки формирования личности 31
2.1. Проблема «случайного семейства» 31
2.2. Социальные предпосылки формирования идеи Ротшильда 37
Глава 3. Утверждение Аркадия Долгорукова 45
3.1. Ценностная ориентация Версилова 45
3.2. Религиозно нравственная позиция Макара Долгорукова 50
3.3. Авторское начало на основе духовной религиозной традиции 53
Заключение 56
Литература 58
Данная работа посвящена исследованию аспекта духовного развития лич-ности главного героя романа Ф. М. Достоевского «Подросток» — Аркадия Долго-рукого, юноши, чьи душевные и духовные изломы и метания, вызванные как его статусом незаконнорожденного сына, так и нравственным «хаосом» эпохи «безвременья» 6070-х годов ХIХ века, с необыкновенной глубиной зафиксиро-вал романист.
Роман Ф. М. Достоевского «Подросток» является одним из наименее тща-тельно и подробно проанализированных произведений писателя. Причиной это-го послужило общепринятое мнение, что этот роман является неудачей Ф. М. Достоевского из-за недостаточной продуманности сюжета и его расплывчатой организации. «При несомненной яркости отдельных эпизодов и философской значительности многих диалогов, роман „Подросток“ как бы растворяется в ли-хорадочной смене фактов, заслоняющих от читателей контуры его главного за-мысла», — таково мнение Л. П. Гроссмана.
Но, как считают многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского, фабульная усложненность «Подростка» связана с особым свойством этого ро-мана, а именно — с проявлением «многослойной реальности» произведения, где «сюжетные события заключены как бы в несколько повествовательных рамок» (Т.А.Касаткина).
Спорным является вопрос о том, кт главный герой произведения. Неко-торые исследователи считают, что Аркадий Долгорукий в ходе сюжета вытес-няется на задний план Версиловым. В других работах о романе отстаивается та точка зрения, что главным героем был и остается Подросток, ведь повествова-ние ведется от первого лица, а произведение построено в форме исповеди. Мы в работе будем разделять убеждения тех исследователей, кто признает Подростка главным героем произведения, и считает, что сюжет романа определяется пре-жде всего жизненными устремлениями и поступками Аркадия Долгорукого.
Непосредственным предметом исследования является роман Ф.М. Досто-евского «Подросток». Вместе с тем в отдельных параграфах работы рассматри-ваются относящиеся к ее проблеме категории (персонажи, сцены) романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
В сферу исследования вовлекаются также «Дневники писателя», письма Ф. М. Достоевского и историко-философские суждения и характеристики, со-держащиеся в публицистических работах его современников.
Методологической основой исследования являются принципы конкретно-исторического и системно-целостного анализа.
Цель исследования состоит в прочтении романа Ф. М. Достоевского «Под-росток» под углом зрения, выявляющим аспект духовно-нравственного станов-ления главного героя .
Целью исследования определила приоритетность следующих задач:
1. Рассмотреть историю создания романа «Подросток».
2. Осветить подходы современников писателя к роману «Подросток» и современный уровень изучения произведения.
1. Раскрыть соотношение понятия «случайного семейства» и кризисной эпохи России 18 601 870-х годов.
2. Выявить статус главного героя «Подростка» на бытовом и социальном уровнях.
3. Проанализировать «идею» главного героя «Подростка» как своеобраз-ное, хотя и не лишенное противоречивости, содержательное единство, соотно-симое с «идеями» Раскольникова («Преступление и наказание»).
5. Раскрыть сущность духовного отца, его роль и значение в «случайном семействе».
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, принципы выделения глав и параграфов.
Исследование состоит из Введения, Основной части (состоящей из трех глав), Заключения.
Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяется объект исследования, его объект, цели и задачи, а также методы работы.
В первой главе освещается история создания произведения; приводятся высказывания современников Ф. М. Достоевского о романе; дается обзор со-временного этапа изучения произведения.
Цель второй главы раскрыть «идею» главного героя, обозначить истоки ее формирования (раскрыть понятие «случайное семейство»).
В третьей главе предпринята попытка показать, как Версилов и Макар Долгоруков повлияли на духовно-нравственное становление личности Подро-стка, его эволюции. Проводится параллель с освещением авторского начала ре-лигиозных традиций, лежащих в основе произведения.
В Заключении обобщаются исследования, формулируются основные по-ложения по материалу работы.
Глава 1. Роман «Подросток» в творчестве Ф.М. Достоевского
1.1. История создания
Роман «Подросток» в творчестве Ф. М. Достоевского занимает особое ме-сто. Он знаменует тот период духовной жизни писателя, когда после «Бесов» (1871 — 1872), после шестнадцати месяцев сотрудничества в консервативном журнале «Гражданин» (1873 — апрель 1874) он написал роман иного характера, роман, который был напечатан в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В 1867 г. Ф. М. Достоевский уехал за границу. Незадолго до этого созда-нием
Список литературы
- Альми, И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф.М.Достоевского / И. Л. Альми // Статьи о поэзии и прозе: В 2 кн. — Влади-мир, 1999.
- Анисимов, Ф.М. Достоевский в работе над романом «Подросток» / Ф. М. Анисимов. М.: Наука, 1983.- 587 с.
- Белик, А.П. Художественные образы Достоевского / А. П. Белик. М.: Наука, 1974. 222 с.
- Белов, С. Послесловие / Ф. М. Достоевский. Подросток. М.: Советская Россия, 1979. 594 с.
- Галаган, Г. Я. Комментарии: Ф. М. Достоевский / Г. Я. Галаган // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т.8. Л.: Наука, 1990. 764 с.
- Гроссман, Л.П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1989. — 375 с.
- Долинин, А.С. Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. М.: Мысль,
- с.
- Долинин, А.С. В творческой лаборатории Достоевского. М.: Совет-ский писатель, 1947. 351 с.
- Достоевский, Ф. М. Подросток / Ф. М. Достоевский // М.: Советская Россия, 1979. 476 с.
- Евлампиев, И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия / И. И. Евлампиев //Вопросы философии. 1998. — № 3. С.21−26.
- Ермилов, В. Ф.М. Достоевский / В.Ермилов.- М.: Художественная ли-тература, 1958. 279 с.
- Касаткина, Т.А. Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смыс-ле"/ Т. А. Касаткина. Автореферат к диссертации. М., 2005. С. 32.
- Кашина, Н. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского / Н.Кашина. — М.: Просвещение, 1986. 159 с.
- Кирпотин, В.Л. Мир Достоевского / В. Л. Кирпотин. М.: Советский писатель, 1980. 374 с.
- Кирпотин, В. Жанровые особенности романа «Подросток» / В.Л. Кир-потин // Мир Достоевского. M.: Просвещение, 1983. 481 с.
- Ку Бон Иль. Нравственный поиск главного героя романа Ф. М. Досто-евского «Подросток» / Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспирантов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. II. М., 2002. — С. 1620.
- Ку Бон Иль. «Случайное семейство» у Ф. М. Достоевского / Ку бон Иль // Голоса молодых ученых: Сборник научных публикаций иностранных и российских аспирантов и докторантов-филологов. Вып. XIII. М., 2003. — С. 2429.
- Ку Бон Иль. Поиск духовного отцовства в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» / Ку бон Иль // Новый взгляд: Сборник научных статей аспиран-тов-филологов МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. III. М., 2004. — С. 1326.
- Малкольм, Д. Достоевский после Бахтина. Исследование фантастиче-ского реализма Достоевского / Д. Малкольм. — СПб.: Академический проект, 1998. 254 с.
- Михайловский, Н. К. Сочинения. Т. 3. / Н. К. Михайловский. — СПб., 1896. 517 с.
- Невшупа, И.Н. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток»: типы и архе-типы / И. Н. Невшупа.- Автореферат к диссертиции. Краснодар, 2007. 31 с.
- Пономарева, Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной / Г. Б.Достоевский. М.: Академкнига, 2001.- 155 с.
- Савченко, Н.К. Проблема художественного метода и стиля Достоев-ского / Н. К. Савченко. М.: МГУ, 1975. 92 с.
- Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 18, кн. 2 / М. Е. Салтыков — Щедрин. — М.: Наука, 1976. 287 с.
- Сараскина, Л.И. А.И. Солженицын как читатель Достоевского / Л. И. Сараскина // Достоевский и мировая культура. Альманах № 16. — СПб.: Се-ребряный век, 2001. — С. 186 — 194.
- Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского / Ю. И. Селезнев. М.: Совре-менник, 1980. 375 с.
- Семенов, Е.И. Роман Ф.М.Достоевского «Подросток» / Е. И. Семенов. Ленинград: Наука, 1979. 361 с.
- с.
- Туниманов, В.А. Творчество Достоевского 1854−1862. Л.: Наука, 1980. — 284 с.
- Тургенев, И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. Т. 11 / И. С. Тургенев. — М.: Наука, 1966. — С. 164.
- Хансен-Лёве, О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток» / О. Хансен-Лёве // Автор и текст. — СПб.: Нева, 1996.
- Чирков, Н.М. О стиле Достоевского / Н. М. Чирков. М.: Издательство наук, 1963. 187 с.
- Шовина, Е.Н. Проблема смерти и бессмертия в философском насле-дии Ф.М. Достоевского / Е. Н. Шовина // Вестник МГТУ, том 9. 2006. — № 1. — стр.134−141.
- Щенников, Г. К. Достоевский и русский реализм / Г. К. Щенников. Свердловск, 1987. 156 с.