Жанры городского общения
На существование двух разновидностей просторечия в русском языке наших дней обращают внимание многие исследователи. Однако взгляды лингвистов на просторечие расходятся практически по всем позициям. Внимания заслуживает отдельно стоящий пласт просторечия так называемое «новое просторечие», которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Городская культура как основа отличительных особенностей речевых типологий
- Просторечие и литературный разговорный жанр
- Отличительные особенности общения горожанина
- Вывод
- Литература
В литературе неоднократно отмечалось, что процесс неподготовленного речевого общения регулируется двумя противонаправленными тенденциями тенденцией к свободному построению речи и тенденцией к использованию готовых образцов, следованием шаблону.
Мысль о том, что язык обнаруживается не в хаотических, свободных от действия какого-либо канона проявлениях, но определенным образом оформленных построениях, одним из первых высказал М. М. Бахтин. Он писал: «Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть устойчивыми типически формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании. Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим (творческими жанрами располагает и бытовое общение)» [5].
Понятие жанры речи применялось при рассмотрении разновидностей литературной русской разговорной речи. На первоначальном этапе изучения жанры речи выделялись на основе таких простейших и вместе с тем основных признаков, как: число партнеров акта коммуникации (два / более двух); мена ролей говорящий / слушающий отсутствие такой мены. Соответственно выделялись жанры: диалог (два партнера коммуникации, мена ролей обычна), полилог (более двух партнеров коммуникации, мена ролей обычна), рассказ (число партнеров коммуникации два и более, мена ролей отсутствует).
Выделяют некоторые наиболее клишированные жанры речи, к числу которых относят типические для городской устной речи, привязанные к наиболее частым ситуациям, так называемые городские стереотипы (В магазине. В кассе кинотеатра. Телефонные стереотипы и т. д.).
Можно также сказать, что наблюдаются определенные различия в построении анров в зависимости от признаков говорящего субъекта. Так, носитель литературного языка и носитель просторечия по-разному строят рассказ, объяснение чего-либо, по-разному оформляют письмо к близким. Выявление жанров речи позволяет глубже понять, по каким формальным и семантическим законам строится естественная устная речь, каковы ее текстообразующие закономерности.
Разговорная речь обслуживает всю сферу непринужденного устного общения литературно говорящих людей. Мы расчленяем все тексты неофициальной речи на определенные ситуационно-тематические группы, которые были названы языковыми жанрами. Главными жанрами разговорной речи были признаны: диалог, монолог, полилог, рассказ и городские стереотипы. Ситуативные жанры разговорной речи выделялись с учетом цели коммуникации, количества участников (партнеров коммуникации) и психологической установки речи.
Ранее говорилось, что в разговорной речи границы жанров размыты, и один жанр естественно перетекает в другой. Но теперь, на основании накопленного опыта, можно говорить о естественном переключении жанров, быстрой их смене в повседневном речевом общении. Жанры разговорной речи можно уподобить короткометражкам в длинной киноленте повседневного языкового существования, они мелькают, могут быть мимолетными и краткими, но пересекаться не могут, имея каждый раз свой сюжет и строго определенную форму.
Каждый жанр разговорной речи избирает ограниченный набор языковых средств. Каждый жанр разговорной речи характеризуется своеобразием по отношению к цели и способу коммуникации. Один и тот же факт действительности может быть отражен в разных жанрах по-разному. Малые жанры это такие микроструктуры, которые выделились в определенной языковой общности как ограниченные речевые клише.
Вокруг каждого жанра группируются определенные бытовые речевые этикетки, особая разговорно-бытовая фразеология. Понятно, что сама проблема отбора речевых средств существует не во всех жанрах обиходно-бытовой речи, а в определенных случаях это постоянно стереотипная, автоматизированная речь (например, реплики отзывы на телефонный звонок).
Вообще каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм. Всего таких форм пять: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.
Городская культура как основа отличительных особенностей речевых типологий
Городская культура есть особый целостный феномен, сложившийся исторически, и одновременно сплетение во взаимодействии множества разных типов культур. Каждая культура характеризуется определенным набором жанров речевого общения и характерными коммуникативными установками говорящего и слушающего (например, коммуникативным приоритетом говорящего или слушающего). Анализ трудов на данную тематику заставляет задуматься о существовании низовой городской культуры, противопоставленной общественно кодифицированной книжной культуре. Словарь просторечия обнаруживает определенные тематические предпочтения: человек физический, биологический, элементарный быт, одежда, дом, транспорт, характеристики человека в труде и в обыденной жизни: трезвый / нетрезвый образ жизни и т. д.
В современном городе выделяется особая молодежная культура, которая отнюдь не может быть приравнена к культуре определенной возрастной группы, скорее она тяготеет к сфере массовой культуры, хотя часто смыкается с контркультурой, андеграундной культурой. В ней с большей или меньшей силой проявляются черты оппозиции к официальной культуре: обособление языка жаргон, быстро меняющийся и ориентирующийся как на источник, на иностранный язык, арго; нарушение стандартов, порой эпатаж во внешнем облике и общественном поведении; юмор, ирония, пародия в переименованиях, оценках, в альтернативном молодежном искусстве. По своему содержанию молодежная культура это культура досуга, что отражается в тематике общения.
Вертикальная структура членения городской культуры находит отражение в пространственном членении города, причем таким образом, что социальное доминирование оказывается часто чрезвычайно влиятельным. Сравним: официальные (административные) территории (всегда в центре) жилые районы; традиционные новые объекты (два варианта: исторический центр новые застроенные окраины; новый админстративный центр старые окраины, рабочие слободки, поселения национальных меньшинств). Расположение церквей также может быть примечательным. В современной топографии города можно выделить все официальные очаги современной культуры: театры, концертные залы, музеи, библиотеки и неофициальные пешеходные улицы с работающими художниками, поэтами, музыкантами.
Список литературы
- Живая речь уральского города. Сборник статей. Свердловск, 1988;
- Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.;
- Разновидности городской устной речи. Сборник статей. Под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1988;
- Языковой облик уральского города. Сборник статей. Свердловск, 1990;
- Использованы материалы сайтов:
- http://www.philology.ru;
- http://philologos.narod.ru