Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Имя восемнадцатилетней девушки в «Тамани» не названо. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью". Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Печорин вмешался в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: мальчик и девушка… Читать ещё >
Содержание
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- — Бэла
- — Ундина
- — Княжна Мери
- — Вера
- Заключение
В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника Евгения Онегина на фоне петербургской жизни Лермонтов хотел изобразить своего современника — гвардейского офицера Печорина на фоне столичной жизни.
В нём Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокой расправы над декабристами. Чернышевский писал, что «Лермонтов понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучше, сильнейшие, благороднейшие люди под влияние общественной обстановки их круга».
Роман написан в период 1837—1839 гг., когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Лермонтов стоял в это время перед лицом уже иного общества, которое было запечатлено в «Евгении Онегине» Пушкина.
«Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям… Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего».
По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении. Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем — то, пусть на небольшой шаг приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию.
Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа — Печорина — изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что история души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви. Женские образы используются автором для раскрытия образа Печорина. Это не помешало писателю сделать характеры девушек яркими и интересными для читателя.
Женщины, окружающие Печорина, привлекают наше внимание и вызывают неподдельный интерес: они любили его, странного и отличающегося от всех человека, способного вызвать к жизни давно скрываемые чувства или разрушить далекие от реальности мечты.
В дневниковой записи от 3 июня Печорин утверждает: «…если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».
Но зачем человеку эта всеобщая любовь, если рядом с ним были прекрасные, замечательные женщины, верившие Печорину, надеявшиеся на него.
Все женские персонажи — представительницы разных миров: Бэла — одна из детей природы, в мир которых попадает Печорин в повести Бэла; Ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.
Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти.
Бэла…
Именем Бэлы, как главной героини, названа первая повесть романа. Вопрос о национальности Бэлы не вполне ясен. Максим Максимыч называет князя, отца Бэлы, татарином. В те времена под татарами подразумевались все кавказцы мусульманского вероисповедания. Главными достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэла была хороша собой: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Что касается умения хорошо работать, то сюжет позволил автору коснуться этого один раз. Азамат, выпрашивая у Казбича коня, сказал, что Бэла прекрасно вышивает золотом. «А уж как плясала!» вспоминает Максим Максимыч. В других местах романа упоминается, что Бэла поет песни, пляшет лезгинку, танцует с бубном, танцует лучше губернских и московских барышень.
Юная черкешенка, гордая, нежная. Только встретилась она Печорину в горький для него период: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла покоряет читателя своей цельностью, душевной чистотой, беззащитностью, страстностью своей любви к Печорину. Что заставило Печорина похитить девушку: необузданный эгоизм или желание вновь испытать забытые чувства? Но, так или иначе теперь княжна жила в крепости. Время лечит, и через некоторое время «она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса». Встретив Бэлу, Печорин уже не был тем наивным юнцом, которого могла обмануть девушка из «Тамани». Он знал любовь, он предвидел все подводные камни этого чувства, он уверял себя, что «любил для себя, для собственного удовольствия… удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья». А Бэла впервые полюбила мужчину, да еще другой веры, да к тому же похитившего ее у отца и несостоявшегося жениха. Княжна смирилась со своим положением пленницы и вверяла свою жизнь Печорину, не давая ему возможности убедиться в несокрушимой победе над дикой черкешенкой. Подарки Печорина смягчили испуганное сердце Бэлы, а известие о его возможной гибели выполнило то, что не могли сделать никакие подарки: Бэла бросилась на шею Печорина и зарыдала: «…он часто ей грезился во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Казалось, счастье достигнуто: рядом любимый человек и Максим Максимыч, по-отечески заботящийся о ней. Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял», она похорошела, проказничала, была весела. Четыре месяца беспечного счастья пролетели, и в отношениях Бэлы и Печорина наметился разлад: он стал уходить из дому, задумывался, грустил. Бэла была готова к решительным действиям: «Бели он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: «я не раба его, я княжеская дочь». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства, Ему все надоедает. Откуда ей было знать, что творится на душе у Печорина: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Как объяснить влюбленной девушке, что этому столичному офицеру скучно с ней, дочерью гор. И, возможно, смерть была единственным решением, при котором честь и достоинство юной дикарки могли бы сохраниться. Разбойничий удар Казбича лишил не только жизни Бэлу, но и лишил покоя Печорина на всю оставшуюся жизнь.
Список литературы
- Белинский, В. Г. Герой нашего времени. Сочинение Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, вступ. статья В. М. Марковича. СПб., 2002 С.74−82.
- Герштейн, Э. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э. Герштейн. М., 1976. С.43−51.
- Долинина, Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. СПб., 2002. С.99−134.
- Коровин, В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве: учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В. И. Коровин. — 2-е изд. — М.: Русское слово, 2002. — 87 с.
- М.Ю. Лермонтов: pro et contra: личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова; коммент. Г. Е. Потапова, Н. Ю. Заварзина. — СПб., 2002.- 1080с.
- Лермонтовская энциклопедия / Авт. вступ. статьи И. Андроников; Гл.ред. В. А. Мануйлов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 784с.: цв. ил.
- Мануйлов, В.А. М.Ю. Лермонтов / В.А. Мануйлов.-Л., 1976.- С.134−147.
- Мануйлов, В. А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: комментарий / В. А. Мануйлов. — СПб., 1975.-С. 156−181.
- Произведения М. Ю. Лермонтова в школе / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Классикс Стиль, 2002. С. 140−167.
- Удодов, Б. Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя./ Б. Т. Удодов.- М., 1989.-С.103−106.