Cтановление и развитие социальной работы в СССР и современной России
В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начинают приобретать застойный характер, социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе. В этой связи проявляется необходимость в обновлении социальных программ с учетом новых исторических реалий… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Основные тенденции развития теории социальной работы в XX веке
- 2. Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке
- 3. Экономические и социальные программы в 1990-х гг
- Выводы
- Список литературы
Перед изучением становления и развития социальной работы в СССР и современной России актуально будет рассмотреть предисторию.
Оказание социальной помощи нуждающимся в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. В те времена был широко распространен обычай общественной коллективной помощи, который заключался в том, что на различные работы приглашались соседи, причем «не за плату, а за угощение». К примеру — строительство нового дома, моста, ремонт ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. В первую очередь помощь оказывалась вдовам и сиротам. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни.
Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего людей к любви и милосердию.
В Древнерусском государстве IX века основным видом социальной помощи было осуществление княжеской благотворительности, поскольку в годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей.
Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники — московские цари. В этот период происходило становление русского государства. Средоточием социальной помощи являлись церкви и монастыри.
Таким образом, в последующие годы общественная благотворительность постепенно перешла к институту церкви. Именно церкви и монастыри давали приют и помощь всем нуждающимся. Человеколюбие на деле значило «нищелюбие». Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужн самому «нищелюбу», чем нищему.
Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным (1533−1584гг.). В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. Оно высказывалось за то, чтобы размещать нуждающихся в специальных местах богадельнях, больницах, приютах для всех нищих и убогих. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного Собора, о призрении больных и нищих.
Во второй половине XVII веке идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии — Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.
Таким образом, за период с IX по XVII вв. Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности .
Целью работы является изучение истории становления и развития социальной работы в СССР и современной России.
Список литературы
- Жуков В.И. Реформы в России 1985−1995 гг. М., 1997. С. 103.
- История социальной работы. / М. В. Фирсов. М: Академический проект; константа, 2007. 608с.
- Теория и методика социальной работы/Под ред. И. Г. Зайнышева. М., 1994. Ч. 1. С. 30.
- Фирсов М.В. Антология социальной работы в России. Т. 1−3. М., 1994−1995. С. 44.