Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денеж-ных средств из центрального государственного фонда муниципальным финан-совым фондам, фондам государственных предприятий и специальным прави-тельственным фондам).
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для ус-пешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является фор-мой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюд-жеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими дохо-дами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаи-мосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирова-ние деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономиче-ских условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулиро-ванные государством средства.
Расходы государственного бюджета это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количест-венной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономиче-скую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономиче-ские отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным на-правлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структу-ру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: госу-дарственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государствен-ного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Целью данной работы является проведение анализа расходов бюджета.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Рассмотреть порядок и анализ расхода бюджета.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1. Значение расходов федерального бюджета
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и ме-стного самоуправления. Следовательно, расходы федерального бюджета это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственной власти на федеральном уровне. В современных условиях про-цесс управления расходами осложняется ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений — от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования.
Задачи управления расходами включают три этапа:
определение политики, целей и необходимых для их достижения ре-сурсов;
распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;
обеспечение выполнения конкретных задач наиболее, эффективным образом.
На практике эти этапы соответствуют разработке и исполнению бюджета. Каждое из названных направлений также можно рассматривать с точки зрения планирования, распределения ресурсов, рационального их использования, ин-формационных систем, обеспечивающих принятие решений.
В целом все государственные расходы можно классифицировать по группам:
1. Расходы на управление.
2. Расходы на оборону и содержание правоохранительных органов.
3. Социальные расходы.
4. Расходы, связанные с проведением экономической политики государ-ства.
При классификации расходов в любой социально-экономической формации важным является не только объём расходов, параллельно с этим не-обходимо определить их рациональный состав и структуру. Только с помощью обоснованного определения указанных параметров государственных расходов можно рассчитывать на успех в реализации задач, поставленных государством. Бюджетные расходы подразделяются на обычные (текущие, планируемые) рас-ходы, капитальные и непредвиденные расходы. Для финансирования поледних в бюджете создается специальный резервный фонд правительства.
К приоритетным направлениям регулирования объёма и структуры госу-дарственных расходов, от реализации которых в значительной степени зависит макроэкономическая стабилизация, можно отнести:
уровень (долю) централизации расходов в рамках государственного бюджета (в процентах от общей суммы расходов, отражаемых в балансе финан-совых ресурсов, и в процентах к ВВП);
распределение бюджетных расходов сообразно компетенции органов власти каждого уровня, регламентированной законодательно;
отраслевую структуру расходов;
их деление на текущие и капитальные;
подразделение текущих расходов по элементам затрат и целый ряд дру-гих направлений.
При решении этих вопросов должны соблюдаться приоритеты бюджет-ной политики государства на среднеи долгосрочную перспективу .
Разработка политики в области государственных расходов, отвечающей требованиям конкретного периода, во многом зависит от того, насколько четко классифицированы государственные расходы. Обоснованная классификация расходов создает основу для их точного планирования. В свою очередь, эконо-мическая эффективность государственных расходов во многом зависит от каче-ства методики их планирования. Государство может и должно, регулируя объем и структуру расходов, оказывать воздействие на темпы развития экономики и макроэкономическую стабилизацию в стране. Приоритетными в данном случае, являются инвестиционные расходы и расходы, связанные с развитием прогрессивных технологий.
Несбалансированная политика в области государственных расходов мо-жет способствовать росту дефицита бюджета и тем самым увеличению денеж-ной массы в обороте, что в свою очередь является нежелательным явлением, особенно в период перехода экономики на рыночные принципы хозяйствова-ния. В условиях спада экономики и отсутствия возможностей по мобилизации дополнительных доходов в бюджет государства, проведение несбалансирован-ной политики в отношении государственных расходов может привести к ухуд-шению макроэкономической ситуации в стране. Опыт стран бывшего Совет-ского Союза был достаточно показателен в этом отношении.
В современных условиях разработка и осуществление среднеи долго-срочной правительственной программы в области оптимизации государствен-ных расходов становится одним из актуальных вопросов. В последние годы в отдельных странах мира в этом направлении происходили своеобразные про-цессы. Поскольку чрезмерная концентрация расходов в руках государства за-частую становится препятствием для развития экономики, отдельные государ-ства стали снижать долю бюджетных расходов путем разгосударствления уч-реждений социальной сферы, содержащихся за счет средств бюджета. Можно сказать, что за последние годы практически во всех странах происходили про-цессы уменьшения доли государственных расходов. Это связано, прежде всего, с проводимой экономической и социальной политикой правительств промыш-ленно развитых государств, которые отдают предпочтение частному сектору во всех сферах экономики и тем самым создают благоприятные условия для развития экономики страны в целом.