Актуальность темы
исследования. История возникновения, становления, кризиса и возрождения отечественного предпринимательства связана с изменениями условий управления экономикой в целом. Переход от государственной монополии к современным рыночным отношениям, начавшийся в России на рубеже 80−90-х годов XX века, подтвердил необходимость поиска и нахождения адекватных форм хозяйствования, а также изменения экономической роли государства (особенно в стратегически важных отраслях экономики).
Среди макроэкономических проблем, на первый план выдвигается проблема обеспечения национальной безопасности России, где особую остроту приобретают процессы реформирования отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОГЖ) как самостоятельной и специфической отрасли народного хозяйства.
Медленный и неэффективный процесс преобразований в отрасли при переходе к рыночным отношениям является одним из основных препятствий развития реального сектора экономики, экономического роста в России, где важнейшими и нерешенными вопросами являются определение материальной базы, на которую опираются предприятия отрасли, и как ей необходимо управлять.
Значительная доля ответственности за кризисное состояние ОПК лежит на государстве, поскольку реформы Правительства РФ не дали существенных результатов. Становление и развитие рыночных отношений в целом в России происходит в условиях экономической и политической нестабильности. Это проявляется в отсутствии ясной и целенаправленной стратегии социально-экономического развития страны и ориентиров промышленной политики, противоречивости законодательной и нормативной базы развития предпринимательской деятельности, незавершенности формирования многообразия организационно-правовых форм хозяйствования. Преобразование кредитнофинансовой сферы не смогло обеспечить притока капитала в реальный сектор. Особенно сложной представляется задача трансформации административно-командной экономики, где исторически сложились сильные монополистические традиции и доминирующая роль государственной формы собственности, в рыночную к специфике реформирования ОПК России.
С одной стороны, специфика экономической и структурной реформ в России состоит в том, что в оборонно-промышленном комплексе на протяжении десятилетий концентрировались материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы. Именно в ОПК сосредоточен основной научно-технический и производственный потенциал, чья наукоемкая продукция конкурентоспособна на мировых рынках.
По состоянию на конец 1991 г. в состав оборонно-промышленного комплекса России (без Минатома) входило чуть более 2000 предприятий и организаций 8 оборонно-ориентированных подотраслей, в которых было занято 5,8 млн. специалистов (более 70% от общего числа предприятий и организаций, около 70% объемов промышленной продукции и 85,3% НИОКР бывшего СССР).1.
С другой — налицо грубейшие ошибки (просчеты) проводимой государственной экономической политики в отношении ОПК по процессам приватизации и конверсии, демонополизации и структурной перестройки сектора оборонной промышленности.
В результате проводимой финансово-экономической и промышленной политики по сравнению с 1991 г. на 1 января 2002 г. объем производства ОПК снизился почти в 3 раза (36,7%), в т. ч. вооружений и военной техники (ВиВТ) в 5 раз (20%), численность специалистов ОПК сократилась вдвое, оплата труда стала на 15−20% ниже, чем в промышленности в целом, число неплатежеспособных предприятий и организаций отрасли возросло до 300.
1 Меньшиков В. Сценарий развития ВПК // Вопросы экономики. — 1999. — № 7, — С. 89., Королев В. ОПК России: вопросы регулирования II Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 4. — С.42−47.
2 Фролов И. Состояние и тенденции развития наукоемкого сектора промышленности в условиях посткризисного роста российской экономики // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 6. — С.23−34., Шеин В. Военные НИОКР.
Современное развитие мировой экономики и объективные предпосылки экономической действительности в России убедительно доказывают, что интеграция промышленного и банковского капиталов в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ), благодаря высочайшему уровню концентрации потенциала, создают основу функционирования тех отраслей, которые связаны с научно-техническим развитием и инновационной деятельностью, а не с функционированием естественных монополий.
Кроме того, глобализация международно-экономических отношений выдвигает перед Россией новые задачи, прежде всего, по вопросам военно-технического сотрудничества (ВТС), где крайне важно осуществить грамотную государственную политику в области координации международных, в т. ч. и в рамках СНГ, военно-технических и экономических связей.
Реструктурирование отраслей оборонной промышленности на основе формирования интегрированных структур, а именно ФПГ, является одной из ключевых проблем реформирования данного сектора экономики и народного хозяйства страны в целом. Об этом свидетельствуют их положительные стороны, проявляющиеся в лучшем механизме увязки разнонаправленных интересов всех участников предпринимательской деятельности, в повышении управляемости отраслями оборонной промышленности на территориальном уровне и сочетании межотраслевого развития.
Анализ практики создания и функционирования большинства отечественных интегрированных корпоративных структур в ОПК Российской Федерации (РФ) показывает, что их организационное строение не имеет достаточно полного и научно-обоснованного методического обеспечения. Недоработка многих организационно-правовых аспектов формирования и деятельности является основной причиной недостаточной эффективности развития самих ФПГ и рассматриваемого сектора экономики в целом. и противоречия технического прогресса // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. — 1999. — № 2., Хрусталев Е. Особенности функционирования и развития российского ВПК // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 2. -С.81−84., Телеинформационная сеть ВПК, — www.vpk.ru.
Актуальность совершенствования государственного регулирования процесса формирования интегрированных корпоративных структур в ОПК России обусловлены:
• исключительным значением ФПГ в ОПК в структурной перестройке отечественной экономики;
• непроработанностью ключевых аспектов создания ФПГ и их влиянием на эффективность развития групп в оборонной промышленности РФ;
• мировой практикой, свидетельствующей о продолжении процесса концентрации промышленного и банковского капитала на основе интеграции в вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные корпоративные структуры.
В этих условиях основным стержнем экономических реформ, стратегии достижения и поддержания конкурентоспособности рассматриваемого сектора экономики должен стать организационно-экономический механизм преобразования ОПК на основе сочетания государственной структурной, научно-технологической, внешнеэкономической и региональной политики и формирования новых корпоративных структур финансово-промышленного типа. Особое значение приобретает фактор времени и экономической конъюнктуры.
Степень разработанности проблемы. Корпоративная форма является ведущей формой ведения бизнеса для стран с рыночной экономикой. За рубежом накоплен значительный опыт создания и функционирования конкурентоспособных корпораций, который нашел отражение в исследованиях ведущих зарубежных экономистов, таких как Аоки М., Белл Д., Дракер П., Коно Т., Пфайффер Г., Хаммер М., Хикс Дж. и других. Значительное число работ посвящено изучению особенностей и закономерностей развития внутрикорпоративных отношений, вопросам корпоративного управления и права.
Представляет особый интерес изучение предпосылок возникновения финансового и финансово-промышленного капитала, общих положений теории развития рыночного хозяйства и предпринимательства, которые получили нэучную разработку в исследованиях многих ученых — Аганбегяна А., Гильфер-динга Р., Ленина В., Маркса К., Мотылева В., Шумпетера Й, Юдина Э.
Бурно протекающий процесс формирования корпоративных структур в российской экономике, необходимость решения задач повышения эффективности их функционирования приводят к появлению все большего числа научных исследований отечественных экономистов, посвященных изучаемой проблематике, которые представлены в работах Батчикова С., Беляевой И., Винслава Ю., Гусевой И., Дементьева В., Клейнера Г., Ленского Е, Мильнера Б., Михайлова В., Мовсесяна А., Одинцовой С., Цветкова В.- Уткина Э., Чекмаревой Е. и др.
Несмотря на наличие нормативно-правовой базы, научные разработки отдельных теоретико-методических вопросов формирования и функционирования корпоративных структур, в частности, ФПГ в ОПК практически отсутствуют. Работами Бодрунова С., Заварухиной Т., Ковриго Н., Овсянникова А., Саблина Н., Толкачева С., Хрусталева Е в основном представлено рассмотрение мирового опыта и общего положения дел в ОПК России. Следует отметить, что в том небольшом количестве научных трудов и публикаций, вопросы государственного регулирования ОПК и процессы формирования высокоэффективных корпоративных структур в виде ФПГ рассматриваются в отрыве, как друг от друга, так и без учета особенностей, взаимосвязи политической, экономической и военной доктрин государства.
Значимость проблемы повышения эффективности и устойчивости функционирования ФПГ в ОПК РФ, как основы структурной перестройки оборонной промышленности и экономики в целом, повышения её конкурентоспособности, и недостаточная разработанность этих вопросов в теоретическом и методическом плане определяют актуальность диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка основ концепции формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) в оборонной промышленности России и комплекса предложений по совершенствованию системы управления оборонными предприятиями.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи, определившие логику и внутреннюю структуру исследования:
• на основе анализа и обобщения мирового опыта определить сущностные черты корпоративных структур на различных этапах развития экономики;
• выявить особенности государственного регулирования процессов формирования и деятельности корпораций за рубежом;
• проанализировать результаты осуществления на современном этапе реформирования отечественного ОПК, опыт проведения конверсии и её влияние на создание предпосылок корпоратизации российской экономики;
• выявить характерные черты, особенности, преимущества и недостатки различных типов ФПГ, их организационно-управленческих структур в оборонно-промышленном комплексе России;
• на основе выявленных противоречий и недостатков современного государственного регулирования процессов корпоратизации в оборонной промышленности России разработать рекомендации по совершенствованию нормативной базы создания и деятельности ФПГ;
• определить пути совершенствования организационно-управленческой структуры российских финансово-промышленных групп в ОПК.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются финансово-промышленные группы (ФПГ) как перспективные формы организационно-правового хозяйствования в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России. Предметом исследования выступают управленческие отношения по поводу формирования ФПГ и совершенствования внешней среды их функционирования в ОПК России.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теме диссертационного исследования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ряда развитых стран.
Информационной базой научного исследования послужили статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства экономики, Министерства финансов, аналитические материалы Миноборонпрома Российской Федерации и данные Ассоциации ФПГ Российской Федерации, информационные ресурсы Интернет, а также данные, содержащиеся в периодической печати и монографиях, эмпирические материалы собранные автором.
В качестве основных методов, в рамках общего системного подхода к объекту исследования, использованы ключевые моменты положения таких направлений управленческой науки, как теория организации, стратегический менеджмент, корпоративный и финансовый менеджмент, теория международного бизнеса. При обработке фактического материала использовались экономико-статистические методы сбора и обработки информации, методы обобщения, а также логического, сравнительного и ситуационного анализа.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования, связанная с реализацией её цели, заключается в разработке основ концепции формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) в оборонной промышленности России.
Основные научные результаты (конкретный личный вклад в разработку решаемой проблемы), содержащих элементы научной новизны и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. На основе экономико-исторического (ретроспективного) анализа мировой практики формирования корпоративных отношений конкретизированы содержание и различия понятий «финансовый капитал» (ФК), «промышленный капитал» (ПК), «финансово-промышленный капитал» (ФПК), «финансово-промышленная группа» (ФПГ) — выявлены особенности взаимодействия составляющих содержание понятий ФК, ПК и их эволюция в новую форму капитала, наделенную новыми специфическими свойствами. Исследована сущность интегрированного — финансово-промышленного — капитала, и определены: а) различия между понятиями ФК и ФПК, проявляющиеся во взаимодействии функциональных форм подсистем финансового и промышленного капиталов, их интеграции, что закладывает основу динамичности и открытости системыб) соотношение между понятиями ФПК и ФПГ, позволяющее рассматривать ФПГ не только как экономическую систему интегрированного капитала, но и как внутреннюю организационно-управленческую структуру, способную мобилизовать капитал для долгосрочного инвестирования.
2. Выявлены характерные черты и особенности ФПГ в национальной экономике в целом, и в ОПК в частности. Доказано, что современные интеграционные процессы, происходящие в отечественной экономике и ОПК России на основе формирования корпоративных структур, характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, сформировано большое количество таких объединений практически во всех отраслях н/х. С другой — многие из них демонстрируют свою экономическую несостоятельность. Ситуация дополняется существующими диспропорциями в экономике страны, вызванные государственным протекционизмом и регулированием естественных монополий. Показаны сложности процесса формирования ФПГ в военной сфере, обусловленные:
• происходящими процессами конверсии, приватизации и акционирования;
• наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
• слабостью законодательного и нормативного обеспечения интеграционных процессов;
• отсутствием государственной поддержки процесса инкорпорирования в ОПК и практических навыков корпоративного управления.
3. Обоснована объективная необходимость развития ФПГ в ОПК России, оптимальных в сложившихся экономических условиях, как одной из эффективной организационно-правовой формы системы корпоративного управления и интеграции различных видов капиталов, выражающаяся в:
• широком использовании в мировой практике и доказавшая свою экономическую эффективность;
• определении особого места корпоративных структур финансово-промышленного типа в системе государственного регулирования ОПК (военная доктрина, законодательство, институционально-политические структуры);
• особом значении с точки зрении финансирования стратегий развития оборонных предприятий, что непосредственно связано с финансовым обеспечением наукоемких технологий, НИОКР и завоеванием новых ниш на мировом рынке вооружения и военной техники;
• использовании механизма сочетания интересов крупного, среднего и малого бизнеса на основе государственного регулирования, что обуславливается спецификой отрасли.
4. Доказана необходимость формирования новой законодательной базы на основе предложений по созданию оптимальной системы нормативно-правового обеспечения процессов инкорпорирования в ОПК России.
В этой связи разработан комплекс практических рекомендаций по совершенствованию законодательства и усилению эффективности корпоративного управления российскими предприятиями оборонной промышленности в рамках ФПГ, который представлен: Постановлением Правительства и Программой «О становлении и развитии интегрированных корпоративных структур в ОПК РФ на период до 2010 г.», Федеральным Законом «О региональном сотрудничестве в сфере ОПК РФ» и «Законом по правовой защите инновационной и интеллектуальной собственности в ОПК»;
5. Раскрыта необходимость модификации форм государственного регулирования деятельности ФПГ в ОПК России, позволяющих обеспечить повышение эффективности производства групп, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, увеличение экспортного потенциала, ускорение реформирования оборонно-промышленного комплекса и повышение управляемости экономики в целом: а) определение системы приоритетов, отвечающих долгосрочным национальным интересам и возможностям развития такой наукоемкой сферы как ОПКб) оптимизация системы налоговых льгот, позволяющих мобилизовать и использовать в большей степени собственные источники от интеграции (инкорпорирования) — в) разработка эффективной политики в сфере ВТС. Предложены меры укрепления ресурсной базы корпоративных структур финансово-промышленного типа и содержательные процедуры государственной поддержки на основе проведения конкурсов Обоснована целесообразность перераспределения функций между федеральными и региональными органами управления в области корпоративной интеграции в оборонной промышленности.
6. С учетом крайне слабого использования стратегических подходов в регулировании производственно-хозяйственной деятельности определены основные направления совершенствования системы управления корпоративными структурами ОПК, выражающиеся в:
• необходимости формирования системы макромаркетинга с целью определения вклада корпоративных структур в развитие отрасли;
• определении качественных приоритетов и количественных рубежей с использованием эффективной системы маркетинга на основе стратегической сегментации деятельности будущих корпоративных объединений, которые можно подразделить на 4 вида: виолентная, патиентная, эксплерентная и коммутантная.
Обоснована целесообразность использования многофакторного подхода при оценки специфики ФПГ как объектов оценки эффективности, и предложена возможность развития интеграционных процессов, улучшения внутренней организационно-управленческой структуры на базе применения конструкции ФПГ (в сравнении с холдингами).
Научно-практическая значимость. Научно-практическая значимость состоит в том, что предложен механизм преобразования ОПК, реализация которого с учетом предложений по изменению взаимодействия федеральных и региональных органов власти позволяет обосновать и разработать подход к формированию интегрированных корпоративных структур финансово-промышленного типа в условиях российской переходной экономики, позволяющий стабилизировать социально-экономическое положение рассматриваемых хозяйствующих субъектов и развивать стратегически важный сектор экономики.
Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы как на федеральном и региональном уровнях при разработке экономической и промышленной политики, нормативных документов, определяющих развитие процессов интеграции, так и хозяйствующими субъектами при стратегическом планировании собственной деятельности.
Разработанные автором направления реформирования ОПК и формирования эффективно функционирующих ФПГ позволят придать системный характер и повысить уровень обоснованности решений в процессе создания новых групп, оптимизировать структуру собственности и механизм мотивации участников групп. Существенную роль в придании государству статуса эффективного собственника призваны сыграть предложения по оптимизации государственного участия в корпоративной форме предпринимательства. Результаты исследования можно использовать при подготовке курсов и программ по дисциплинам Национальная экономика, Государственное регулирование и спецкурса по управлению финансово-промышленными группами.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научно-практической конференции, посвященной проблемам корпоративного управления, организованной Государственным Владимирским Университетом (г. Владимир, апрель 2001 г.).
Результаты исследования использованы при разработке концепции реформирования (реструктуризации) ФГУП ГосМКБ «Вымпел» имени И. И. Торопова в интегрированную корпоративную структуру (г. Москва, Общие собрания ФГУП «Вымпел», февраль — май 2002 г.).
Предложения автора по реформированию ОПК на основе формирования корпоративных структур финансово-промышленного типа были использованы при подготовке доклада Руководителя предприятия ФГУП ГосМКБ «Вымпел» имени И. И. Торопова (г. Москва, ФГУП «Вымпел», март 2002 г.), посвященный процессам инкорпорирования в оборонно-промышленном комплексе.
Объем и структура исследования.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы, которая построена с учетом логической последовательности и взаимосвязи содержащихся глав и разделов. Диссертация изложена на 161 страницы, состоит из введения, трех глав, объединяющих 10 разделов, заключения, списка цитируемой и использованной литературы, состоящего из 121 наименования, и 13 приложений.
Заключение
.
Мировая и отечественная практика построения системы управления предприятий (ПО, НПО, МГО), а позднее — интегрированных корпоративных структур отражает процесс концентрации финансово-промышленного капитала и его интеграцию с наукой.
Высокая степень концентрации и узкая специализация производства обусловили при плановой экономике беспрецедентную монополизацию в большинстве отраслей промышленности, которая усилилась при переходе к рыночным отношениям. Особенно остро эта проблема проявилась в такой стратегически важной отрасли как оборонно-промышленный комплекс РФ, поскольку именно Россия унаследовала 80% военной мощи бывшего СССР.
Устранение недостатков организационно-экономического характера, присущих советским монополиям, кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения России, а также общемировые тенденции развития корпоративного предпринимательства объективно обуславливают настоятельную необходимость реформирования ОПК страны, его реструктуризацию и формирование в нем интегрированных корпоративных структур финансово-промышленного типа.
В связи с этим диссертантом на основе обобщения теоретического и международного опыта сформулированы следующие выводы и практические рекомендации, состоящие в разработке основ концепции формирования ФПГ в оборонно-промышленном комплексе России, а именно:
1. ФПГ — закономерная организационно-правовая форма современного корпоративного управления: • обусловленная исторической эволюцией капитала (финансовый капитал, промышленный капитал, финансово-промышленный капитал);
• получившая широкое использование в системе корпоративного управления стран с развитыми рыночными отношениями (США, Германия, Франция, Япония и др.);
• занимающая особое место в системе государственного регулирования оборонно-промышленного комплекса (военная доктрина, законодательство, институционально-политические структуры).
2. ФПГ в оборонно-промышленном комплексе России имеют характерные черты и особенности, которые обусловлены:
• значимостью роли и места ВПК в советской экономике;
• глубочайшим кризисом оборонной промышленности 90-х годов XX столетия и отсутствием научно-обоснованной военной доктрины;
• односторонней ориентацией государственной политики на поддержание сырьевых отраслей национальной экономики;
• слабой правовой основой формирования ФПГ;
• отсутствием практических навыков корпоративного управления;
• отрывом финансово-кредитной системы России от реального сектора экономики.
3. Существует объективная необходимость развития ФПГ в ОПК России, которая продиктована (обусловлена) следующими факторами:
• ФПГ является более гибкой и эффективной формой корпоративного управления и имеет ряд преимуществ перед такими формами как холдинг, ассоциация, концерн и др.;
• интеграционные процессы в рамках ФПГ эффективны как по вертикали, так и по горизонтали;
• ФПГ имеют особое значение для ОПК России с точки зрения финансирования стратегий развития оборонных предприятий, что непосредственно связано с финансовым обеспечением наукоемких технологий, НИОКР, завоеванием новых ниш на мировом рынке оружия;
• ФПГ является такой формой, которая в большей степени поддается государственному регулированию, что обуславливается спецификой отрасли, где государство является собственником, либо акционером большинства предприятий отрасли.
4. Развитие ФПГ в ОПК России может рассматриваться только в общем контексте основных направлений реформирования комплекса и развития интегрированных корпоративных структур финансово-промышленного типа, т. е.:
• при конкретизации роли и места ОПК в общей стратегии социально-экономического развития РФ;
• на основе совершенствования законодательной базы реформирования ОПК и формирования новых корпоративных структур;
• при модификации форм государственного регулирования деятельности ФПГ;
• в оптимизации систем управления ФПГ в ОПК России.
С учетом требований основных принципов, сформулированных в основах концепции формирования ФПГ в ОПК России и изложенных выше, проведенного анализа в работе, а также полученного опыта, автором предлагаетсяопределить ОПК в качестве наиболее конкретного приоритета в стратегии социально-экономического развития РФ с признанием ведущей роли корпоративных структур финансово-промышленного типа, а именно ФПГ, в реализации экономической (промышленной) политики государства. Объясняется это тем, что проблема сохранения и укрепления (развития) ОПК непосредственно влияет не только на безопасность государства в целом, но и на экономику, внешнюю политику, темпы научно-технического прогресса и социальную стабильность.
Но для формирования такого ориентира необходимо ставить вопрос более емко — требуется изменение самой идеологии военно-промышленной реформы. Таким образом, предлагается комплекс эффективных мер, который позволяет осуществить реформирование ОПК, связанное с формированием интегрированных корпоративных структур. Набор таких мер, позволяющий минимизировать отрицательный эффект от происходящих в военной сфере процессов и обеспечить количественно-качественное изменение военно-экономической деятельности в оптимальных масштабах, можно представить следующим образом:
Во-первых, сформировать необходимую законодательную базу, имеющую первостепенное значение для создания в российской экономике условий по реформированию ОПК и формированию эффективно функционирующих корпоративных структур нового типа, где:
• представляется целесообразным разработать Постановление Правительства РФ и соответствующую программу «О становлении и развитии интегрированных корпоративных структур в ОПК РФ на период до 2010 года» (далее — Программа 1), в которой целесообразно произвести разбивку по этапам. На первом (до 2005 — 2006 гг.) — провести всесторонний анализ действующих предприятий ОПК с целью выявления наиболее эффективных, конкурентоспособных и динамично развивающихся. Одновременно предприятия по инициативе «снизу» должны предоставить схему интеграционных связей. Особое значение приобретает формирование «ядра ОПК» во всех подотраслях и избежание формирования монопольных тенденций. Далее необходимо решить вопрос о формирование в ОПК предприятий различных организационно-правовых форм и определить какая часть будет относиться к государственным, а какая — к акционерным, что позволит начать эффективно функционировать фондовому рынку. Параллельно необходимо законодательно регламентировать Условия и порядок взаимоучастия в интегрированной структуре хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. На втором (до 2008 — 2009 гг.) — осуществить интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе России, где должны сформироваться финансово-промышленные группы. Перспективнейшим направлением является объединение усилий высокотехнологичного и сырьевого бизнеса, что позволит решить множества вопросов, начиная от макроэкономических (равномерное развитие отраслей народного хозяйства) и мезо-уровневых (подтягивание в социально-экономическом развитии регионов), заканчивая микро-уровневыми (решение вопросов ценообразования в рамках ФПГ, солидарная ответственность, признание участников группы консолидированным налогоплательщиком, разрешение проблем по экспорту / импорту и другие). Третий (до 2010 г.) — количественные изменения в общей структуре ОПК. На основе маркетинга положения дел в ОПК возможно осуществление дальнейшего совершенствования правового поля и преобразования на этой основе части ФПГ в холдинги, тем самым более «строго» увязав внутрихозяйственные связи и экономическую деятельность.
• В развитие предлагаемой Программы 1 необходимо принять Федеральный Закон «Орегиональном сотрудничестве в сфере ОПК РФ», в котором проведение анализа действующих предприятийсоздание правовых, экономических и финансовых условий для инкорпорирования хозяйствующих субъектоввосстановление хозяйственных и кооперационных связей между регионами на новых условиях должны быть отнесены к компетенции региональных властей.
Особое место в данном законодательном акте должно быть отведено созданию механизма, обеспечивающего участие в интеграционных процессах в сфере ОПК предприятий малого и среднего бизнеса. Обязательным разделом необходимо выделить отраслевое сотрудничество в регионе — оборонной промышленности с отраслями ТЭК, транспорта и связи.
• Поскольку ОПК можно смело отнести к наукоемкому, а следовательно и к инновационному сектору экономики, представляется целесообразным принять специальный Закон по правовой защите инновационной и интеллектуальной собственности в ОПК РФ. Ключевым вопросом здесь является нахождение баланса между, с одной стороны, патентным и лицензионным законодательством, а также правовой охраной технологических секретов, и с другой — антимонопольным законодательством и практикой его применения.
Эффективным видится путь по координации совместных усилий государства и хозяйствующих субъектов через использование экономических средств, позволяющих сформировать источники для самофинансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ через получение одновременно с патентом и лицензии на право производства и реализации запатентованного продукта. Особенное значение это приобретает для выпускаемой продукции комплекса, в чем видны источники самофинансирования деятельности ФПГ. Важно использовать такой принцип в соответствии с которым, лицензия на право разработки и производство наукоемкой высокотехнологичной инновационной продукции будет выдаваться центральной компании финансово-промышленной группы (в дальнейшем — головной компании холдинга), что обеспечит возможность консолидации финансовых потоков.
• В этих условиях возникает необходимость в интересах превращения военно-технического сотрудничества в эффективный инструмент геополитики, согласовывать экспортные обязательства предприятий интегрированной структуры с Министерством Обороны, Комитетом по науке, технологиям и промышленности и ФГУП «Рособоронэкспорт» и законодательно регламентировать участие этих государственных органов в управляющих компаниях создаваемых интегрированных корпоративных структур. В Таможенном кодексе РФ необходимо изменить порядок выпуска в свободное обращение продукции по товарно-клиринговым расчетам и валютное регулирование экспорта продукции военного назначение.
Во-вторых, модифицировать формы государственного регулирования деятельности ФПГ в ОПК России, выражающиеся в необходимости создания новой системы управления экономическим обеспечением военной сферы, а именно:
• представляется целесообразным выделить в качестве объекта государственной поддержки, осуществляя принцип конкретности в выборе форм и методов, однородные направления видов вооружения и военной техники (технологии) разрабатываемых и производимых в новых корпоративных структурах (согласно Программы 1) и обеспечивающих конкурентоспособность отраслей ОПК на мировом рынкевысокий экспортный потенциалукомплектование Вооруженных Сил Российской Федерации новыми образцами ВиВТвозможность использования части продукции, работ и услуг в гражданских целях.
Предлагается комплекс конкретных мер, позволяющих существенно повлиять на производственную, инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность становящихся ФПГ в ОПК России: а) отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыльб) возможность ускоренной амортизации основных средств только для тех ФПГ отрасли, в которых соблюдаются условия направления всей амортизации на инвестиционную деятельность по НИОКРв) осуществление экспортно-импортных операций без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ и страховой компании) — г) создание фондов ФПГ (медицинского и социального страхования, занятости) с направлением в них соответствующих обязательных отчислений, осуществляемых участниками группыд) допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестициие) проводить эффективную политику на фондовом рынке и др.
• принять конкретные меры укрепления ресурсной базы корпоративных структур финансово-промышленного типа бюджетное дотирование с созданием специальных государственных фондов из отчислений по федеральному и региональным бюджетам на развитие НИОКРтаможенное регулирование (таможенные преференции) — организационное (административное) регулированиепатентно-лицензионная деятельностьстрахование рисков и включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов, как платы за риски при его реализации и адаптация инновационных проектов к региональным условиям по вопросам стимулирования высококвалифицированных кадров.
• изменить содержательные процедуры государственной поддержки, которую необходимо поставить на конкурсную основу, где основную роль должен сыграть, как федеральный уполномоченный орган по государственному регулированию деятельности ФПГ, так и региональные комитеты, которые обязаны повысить качество экспертизы документов каждой конкретной группы на внесение в государственный реестр: а) проведение мероприятий по реструктурированию производств и их финансовому обеспечениюб) подготовка документов, разработка и реализация планов рационального использования мер государственной поддержкив) предоставление любых отчетов федеральному органу с целью обеспечения контроля за эффективностью её предоставления. Одно из принципиально значимых направлений сближения интересов ФПГ и региональных властей — непосредственное участие последних в учреждении и деятельности групп.
• сформировать новую систему определения внутренних цен на используемые ресурсы, полуфабрикаты и комплектующие с целью более экономичного их использования, и благодаря созданным условиям использовать сэкономленные финансовые ресурсы на активизацию инновационной деятельности.
На основе вышеизложенного предлагается структура государственного управления и регулирования по реформированию ОПК и формированию корпоративных структур с определением функций и полномочий государственных органов.
В-третьих, оптимизировать систему управления корпоративных структур в ОПК России через использование стратегических подходов в регулировании производственно-хозяйственной деятельности групп, в частности:
• изменить существующую систему планирования в военной отрасли на основе формирования эффективной системы макромаркетинга. Цель — определение вклада ФПГ в укрепление рассматриваемой сферы национальной экономики в общем, а также в решении задач антикризисного, реформационно-го и социального характера. Направления оценки влияния финансово-промышленных групп на развитие отрасли и экономики в целом: а) укрепление инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционной обстановкиб) реализация имеющихся сравнительных преимуществв) повышение научно-технического уровня производства, его восприимчивости к технологическому прогрессу и к изменениям рыночной конъюнктурыг) вклад в решение региональных задач. • определение качественных приоритетов и количественных рубежей развития ОПК, их увязка с ресурсными возможностями конкретных интегрированных структур объясняет необходимость сформировать целевой этап маркетинговых исследований {микромаркетинг). В основу должна быть положена стратегическая сегментация деятельности корпорации с определением их конкурентных преимуществ, которые можно подразделить на четыре вида: вио-лентная, патиентная, эксплерентная и коммутантная.
В стратегии организационно-экономического развития ключевым вопросом является определение будущей организационно-корпоративной структуры и отработка институтов собственности и управления группой.
Следует отметить, что в предлагаемой Программе 1, предполагается возможность создания холдинговых структур. Нынешняя ситуация в ОПК России и взятый правительством курс на преобразование предприятий отрасли в холдинги показывает двоякую ситуацию. С одной стороны, структура собственности и система управления многих предполагаемых участников корпоративных структур ещё не стабилизировалась и рассчитывать на расходование ими значительных средств на скупку акций не приходится. С другой стороны, возникает необходимость в централизации управления и построении вертикальных структур. Это возможно на базе создания государственных холдингов, что представляет особый интерес с точки зрения их формирования с участием крупных компаний (виоленты) и компаний-эксплерентов в каждой отрасли.
ОПК. Именно здесь представляется наиболее рациональным использование холдинговых отношений, реализующих развитие приоритетных (ключевых) направлений производства продукции комплекса, а также позволяющих восстановить «упущенные» ниши, по которым имеется потенциал.
Но данная ситуация осложняется пресловутой проблемой участия среднего бизнеса в процессах интеграции, который не в полном объеме сможет использовать акционерный механизм инкорпорирования.
В связи с этим, автор предлагает использование более гибкого подхода к реформированию ОПК России, где ФПГ должны стать основным типом корпоративных объединений. Именно в рамках ФПГ на основе сочетания комбинации акционерных и неимущественных механизмов интеграции возможно формирование эффективной организационно-экономической схемы функционирования и управления предприятиями в оборонно-промышленном комплексе.
Использование акционерного механизма интеграции представляется целесообразным применить по отношению к тем интегрирующимся предприятиям, которые являются стратегическими партнерами. Использование неимущественного механизма интеграции — на базе совместного учреждения и использования недостающих рыночных структур через применение контрактной системы. Особенно это важно для среднего бизнеса, который представлен в стратегии патиентов, а также несомненно может быть использован как в вио-лентной, так и в эксплерентной стратегиях инкорпорируемых структур.
В стратегии реализации продукции на рынках — обоснование перспективных позиций по отношению к объемам продаж товарной номенклатуры на целевых рынкахв стратегии производства следует особое внимание обратить на не используемую систему лизинговых отношенийв инвестиционной стратегии — использование факторинговых и трастовых отношенийв стратегии социального развития — выбор приоритетных направлений подготовки и переподготовки кадров для ОПК, улучшение охраны и условий труда.
Изложенные мысли и предложения, являющиеся одним из вариантов возможного решения важной государственной проблемы, дают основание констатировать, что именно финансово-промышленная интеграция могла бы стать наилучшим и наиболее оптимальным на сегодняшний момент способом решения проблемы экономичности и конкурентоспособности оборонной промышленности России.
Безусловно, необходима их дальнейшая более глубокая проработка и корректировка, как с точки зрения организационной, так и функциональной составляющей на ведомственном уровне.
Создание таких корпоративных интегрированных структур, какими являются ФПГ, станет значимым шагом на пути развития ОПК России в целом. Оно наглядно демонстрирует возможности плодотворного сотрудничества бизнеса и всех ветвей власти в области реформирования столь специфической отрасли, т. е. решение задач, крайне актуальных не только для оборонной промышленности, но и для государства в целом.